Файл: Социальная работа с неполными семьямив дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное консультирование проводится в ходе круглого стола.
Занятие 5. Игра - тренинг «Безусловная любовь к ребенку»
Цель:

формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»;

расширение информационного поля родителей в области психолого- педагогических знаний.
Задачи:

Создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи.

Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.

Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.

Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.

Формировать у родителей мотивацию самовоспитания и саморазвития.
Ход занятия:
В ходе данного занятия нужно провести мини-лекцию для родителей неполных семей «Условная и безусловная любовь», далее показать видеоролик «Какими хотят видеть дети своих родителей» и обсудить фразы которые родители должны произносить своим детям каждый день для обозначения своей любви к ним, для поднятия их самооценки.
Игра тренинг проводится в форме круглого стола.
Занятие 6. Упражнение «Родительское отношение-довольный ребенок»
Цель: скорректировать родительское отношение к своим детям для дальнейшего их успеха в жизни.
Ход занятия:
51

В ходе упражнения показать родителям на сколько их отношение влияет на становление личности ребенка, на их самооценку, а также оказать помощь родителям преодолеть выплескивание негатива на их детей, чтобы они не чувствовали себя ненужными и виноватыми.
Для большей результативности упражнения нужно сформировать отношение родителей к их детям, как самому ценному, важному и личному счастью.
Данное упражнение проводится в ходе семинара для родителей.
Занятие 7. Тренинг «Мой ребенок должен быть счастливым»
Цель: помочь родителям разобраться в правилах по отношению к детям, которые испытывают нехватку второго родителя.
Ход занятия:
В процессе тренинга объяснить родителям, на сколько важен второй родитель для полноценного воспитания ребенка, а также нужно помочь сформулировать индивидуальные правила для успешного воспитания ребенка.
По окончанию тренинга оказать помощь в реализации сформулированных правилах по правильному отношению, заменяющее второго родителя.
Данный тренинг проводится в ходе индивидуальной консультации.
Занятие 8. Лекция для родителей: «Я и мой ребенок– поиск взаимоотношений»
Цель: показать родителям как и при каких обстоятельствах можно себя вести с ребенком.
Задачи:
1. Реконструкция детско-родительских взаимоотношений.
2. Оптимизация внутрисемейных отношений.
3. Гармонизация межличностных отношений между всеми членами семьи.
52


4. Коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на особенности поведения своих детей.
5. Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и свмоутверждения.
6. Профилактика соматических заболеваний у детей.
7. Просвещение родителей в вопросах воспитания, обучения и особенностей дошкольников.
8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Ход занятия:
В ходе занятия необходимо провести лекцию на тему навыков правильного общения с детьми, а после этого провести диалог с родителями на тему сдерживания себя при переходных возрастах детей.
По завершению мероприятия показать видеофильм о гармонии в семье и какие в дальнейшем вырастают дети, с какими привычками, нежели в семье, где нет гармонии, а царит ненависть и не понимание, а также подвести итог.
Лекция для родителей проходит в ходе семинара.
Занятие 9. Консультирование «Папа нужен для ребенка»
Цель: сформировать представление у ребенка образа «мужчина-муж- отец».
Задачи:

Создать условия для понимания матерей о необходимости понимания детей образов «мужчина-муж-отец».

Помочь матерям осознать необходимость общения ребенка с отцом.

Отрабатывать навыки взаимодействия родитель-ребенок.
Ход занятия:
В ходе проведения мероприятия совместно со всеми специалистами
ДОО проводится занятие для родителей неполных семей, на котором
53
раскрывается содержание о формирований у ребенка представления образа
«мужчина-муж-отец».
Для более результативной работы нужно раскрыть имеющиеся проблемы в ходе взаимодействия родитель-ребенок и подвести итог.
Игровое занятие проводится в ходе семинара.
Занятие 10. Беседа с родителями «Нет отца».
Цель: разъяснить матери, что общение ребенка с отцом ему необходимо.
Ход беседы:
Для проведения беседы педагог готовит теоретический материал на тему проблем семьи, где нет отца, а после рассказывает где и как можно обойтись без мужа.
Для хорошего результата нужно объяснить матери, как справиться с отсутствием отца психологически и как при этом не вызвать ненависть по отношению к отцу, а также осведомить ее о том, что общение ребенка с отцом необходимо.
Беседа с родителями была проведена в ходе круглого стола для родителей, как основная часть всего мероприятия.
Занятие 11. Беседа семейного консультанта «Азбука семейных отношений»
Цель: сформировать понимание у родителей того, что общение ребенка с обоими родителями должно быть систематическим.
Ход занятия:
1)
Провести диагностику характера внутрисемейных отношений;
2)
Необходимо воспитать понимание у родителей о нужности постоянного общения ребенка с обоими родителями;
3)
Показать важность всестороннего воспитания ребенка;
4)
Подвести итог всему мероприятию.
Беседа проводится в ходе индивидуальной консультации.
Занятие 12. Семинар «Ребенок-мое достояние»
54


Цель: сформировать у матери-одиночки представление о важности того,
чтобы дети воспитывались как в мужском, так и в женском обществе.
Ход занятия:
В ходе беседы с семейным консультантом нужно обозначить родителям цель данного занятия, а также провести психологическую консультацию по проблеме важности того, что ребенок должен воспитываться как в мужском,
так и в женском обществе
Для более плодотворной беседы провести курс «Всестороннее воспитание», а также по окончанию занятия подвести итог всему мероприятию.
Данный семинар проводится в ходе круглого стола.
Занятие 13. Игровой прием «Психологические проблемы детей из неполных семей»
Цель: помочь родителям, организовать правильное отношение к их детям.
Ход занятия:
В ходе занятия будет возможность увидеть из проведенного ранее консультирования, надо выявить имеющиеся психологические проблемы детей, а также дать понять родителям, на сколько доброе отношение к их детям скорректирует их психологические проблемы.
В ходе игры, показать как психологические проблемы влияют на дальнейшее становление личности детей и разъяснить возможность преодоления их психологических проблем.
Данный игровой прием проводится в ходе групповой консультации.
На основе вышеизложенных мероприятий мы сформулировали следующие рекомендации для родителей:
1. В воспитании ребенка необходимо учитывать следующее:

залогом эффективного воспитания является атмосфера любви и доброжелательности в семье;

при общении с ребенком важно умело сочетать уважения к его
55
личности с высокой требовательностью;

нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть,
и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия нужно строить с учетом возрастных,
половых и индивидуальных особенностей детей и с опорой на положительное в ребенке.
2. Нужно внимательно относиться к мнению и суждениям ребенка,
старайтесь его понять. Нужно постараться не заставлять ребенка, а убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.
3. В основе семейных конфликтов неполных семей с детьми, как правило, лежит несоответствие родительских отношений и требований желаниям и возможностям ребенка. Необходимо уделить особое внимание обоснованности запретов для ребенка и возможно дать ему немного больше свободы и самостоятельности.
Таким образом, комплекс мероприятий содержит: социально- педагогическое просвещение «Родители и дети»; тренинг для родителей
«Тропинкою родительской любви»; беседу «Взаимоотношения в вашей семье»; консультирование «Конфликты с детьми и пути их решения»; игру - тренинг «Безусловная любовь к ребенку»; упражнение «Родительское отношение-довольный ребенок»; тренинг «Мой ребенок должен быть счастливым»; лекцию для родителей: «Я и мой ребенок– поиск взаимоотношений»; консультирование «Папа нужен для ребенка»; беседу с родителями «Нет отца»; беседу семейного консультанта «Азбука семейных отношений»; семинар «Ребенок-мое достояние»; игровой прием
«Психологические проблемы детей из неполных семей».
Было выдвинуто предположение, что данный комплекс мероприятий,
разработанный для дошкольной образовательной организации, направлен на социальную работу с неполной семьей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
56


Заключение
Основные результаты исследования заключаются в следующем. Анализ теории показал, что неполная семья – семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Неполная семья образуется в результате расторжения брака,
внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.
Неполные семьи делятся на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи.
Неполная семья имеет ряд проблем, таких как: экономические,
социально-психологические, проблемы социализации и воспитания детей.
Некоторые проблемы неполных семей можно решить средствами социальной работы.
Социальная работа это – профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Социальная работа с неполной семьёй предполагает консультационную и реабилитационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений.
Социальная работа с неполными семьями может быть реализована: в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях социальной защиты, в дошкольной образовательной организации и в общеобразовательной организации.
Направления социальной работы: социально-бытовое (содействие
57
оптимальной адаптации людей в их бытовой среде); психолого- педагогическое (развитие способностей клиента, формирование активной жизненной позиции, позитивной самооценки, организация освоения индивидом социального опыта); социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).
На сегодняшний день диагностическую, психолого-педагогическую,
организационно-коммуникативную и прогностическую функции социальной работы может выполнять сотрудник детского сада.
Социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации должна быть направлена на решение проблем неполных семей (информирование о существующих социальных гарантиях для неполных семей (при необходимости); консультирование родителей на тему правильного воспитания их детей, а также на что обратить внимание при общении с ребенком от первого брака и ребенком от другого брака;
консультирование родителей на тему того, что нужно всячески поддерживать ребенка и не акцентировать его внимание на разрыве семейных отношений и ни в коем случае не обвинять ребенка в этом), укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов,
стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Исходя их этого, специалисты в дошкольном образовательном учреждении призваны выполнять следующие функции: диагностическую,
психолого-педагогическую,
организационно-коммуникативную,
прогностическую, координационную.
В социальной работе с неполными семьями применяются следующие формы: социальный патронат; консультационные беседы (консультирование,
убеждение и т.д.); социально-педагогический мониторинг семьи.
Также необходимо отметить методы работы с неполной семьей в дошкольной образовательной организации: патронаж; посредничество;
58

содействие родителям в выполнении воспитательных функций; беседа; метод психологической поддержки; консультирование; лекция и семинар;
дискуссионный диалог.
Опытно поисковая работа проводилась на базе частного детского сада
«Центр начинающего Академика» в г. Екатеринбург.
Проанализировав работу с неполной семьей в частной дошкольной организации выявили формы и методы работы с неполными семьями:
беседы; содействие родителям в выполнении воспитательных функций;
метод преодоления конфликта используется; патронаж семей на дому;
привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий; консультативная помощь; наблюдения; проведение опросов,
собраний.
Опыт социальной работы с неполными семьями в дошкольном учреждении «Центр начинающего Академика», говорит о том, что неполные семьи имеют ряд проблем, а именно: психологические (обида, угнетенность,
чувство собственной неполноценности, дефицит внимания со стороны родителя), воспитание и образование детей, а также правовая.
После проведенного анализа на основе полученных данных был разработан комплекс мероприятий по социальной работе с неполными семьями в дошкольном образовательном учреждении.
Комплекс мероприятий содержит:
социально-педагогическое просвещение «Родители и дети»; тренинг для родителей «Тропинкою родительской любви»; беседу «Взаимоотношения в вашей семье»;
консультирование «Конфликты с детьми и пути их решения»; игру - тренинг
«Безусловная любовь к ребенку»; упражнение «Родительское отношение- довольный ребенок»; тренинг «Мой ребенок должен быть счастливым»;
лекцию для родителей: «Я и мой ребенок– поиск взаимоотношений»;
консультирование «Папа нужен для ребенка»; беседу с родителями «Нет отца»; беседу семейного консультанта «Азбука семейных отношений»;
семинар «Ребенок-мое достояние»; игровой прием «Психологические
59
проблемы детей из неполных семей».
Было выдвинуто предположение, что данный комплекс мероприятий,
разработанный для дошкольной образовательной организации, направлен на социальную работу с неполной семьей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
60

1   2   3   4