Файл: Социальная работа с неполными семьямив дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
малообеспеченностью, наличием всего одного трудового дохода в семье, как правило, дохода женщины, не говоря уже о тех экстремальных случаях, когда семья не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособия по безработице или на пособие детей.
Неполные семьи можно характеризовать как маргинальные. Для таких семей постоянные долги стали жизненной нормой. Совокупный бюджет неполных семей складывается из индивидуальных трудовых доходов самих женщин-матерей, а также из пособий, пенсий, компенсационных выплат и льгот, определяемых государством, - так называемых социальных трансфертов, и частных трансфертов – алиментов на детей после развода,
подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников или друзей [42].
В новых экономических условиях, при которых значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты, мать,
воспитывающая ребенка или детей без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особую нужду испытывают неполные материнские семьи, семьи в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети- инвалиды. Если ребенок-инвалид, нуждающийся в постоянном присмотре и уходе, воспитывается в семье одинокой незамужней матерью, то женщина- мать не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние семьи, и им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие. Несмотря на проведение ряда исследований до сих пор не сложилось четкого представления о средствах существования,
специфических нуждах и способах выживания неполных семей.
2. Социально-психологические проблемы неполных семей [19, с. 24].
Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально- психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной
11
неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи,
женщина вымещает на своих детях, проявляет жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует [19].
Самая же большая сложность – затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье
(тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье - далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи.
Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного
12

из молодых супругов (или обеих супругов) – их неадекватная полоролевая социализация [45, с. 47].
Специфичны проблемы отцовской неполной семьи. Это не вполне традиционная модель, поэтому весь уклад жизни, включая привычки общественного восприятия, не вполне к ней приспособлены. Кроме того,
отец с ребенком (детьми) более бракоспособен по сравнению с одинокой матерью, у него больше шансов создать новую семью. Поэтому одной из проблем такой семьи будет строительство отношений между ребенком
(детьми) и новой женой отца (возможно с ее детьми) [18, с. 7].
3. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье [17, с. 29].
Среди проблем неполных семей особенно остро представляет проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.
Семья с одним родителем - собирательный термин, охватывающий различные типы семей и семейных обязательств.
Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые семьи имеют больше возможности для получения социальной помощи. Одиночное материнство в настоящее время –
четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение,
даже если скорость его распространения замедлится. Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и т.д. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей [20, с. 21].
Следующая характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья детей. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, пришли к выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более
13
тяжелой форме. При этом специалисты связывают неблагополучные показатели здоровья детей не только с влиянием стрессов развода, сколько с послеразводной адаптацией матери, требующей от нее выполнения прежде всего функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной, которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек: курения, употребления алкоголя, социально-бытовой и жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни,
самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т.д. [27, с. 58].
Следовательно, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе детей. Примечательно, что американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи. Точку зрения о косвенном влиянии на воспитательный процесс фактора отсутствия отца поддерживает и ряд отечественных исследователей, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развития в России медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации. Матерям далеко не всегда удается осуществлять полноценный контроль за детьми и влиять на их поведение.
Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых,
разрушается привычная триада в семье: отец + мать - дети; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. И, наконец, в-четвертых, и главная причина – чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания [21, c. 61].
Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания
14

является показатель идентификации детей со своими родителями. Уход отца из семьи ведет к отчуждению ребенка, к формированию негарантированного,
порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю. В
подобных условиях возрастает авторитет матери как единственного оставшегося в семье взрослого и кормильца. Но существует и такая ситуация,
когда дети из неполных семей продолжают рассматривать в качестве образца для подражания в равной степени отца и мать, сохраняя доброе отношение к отцу, причинившему ему боль и страдания. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей, не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг,
авторитет старших братьев или сестер менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимает важные для себя решения,
самостоятельно, отвергая всех советчиков. Так, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивное взаимодействие [34, с. 32].
Среди последствий, вытекающих из воспитания в монородительской семье, можно выделить следующие проблемы [43, с. 32]:
1)
в последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий для неполной семьи и снизился их уровень социальной защиты.
Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи;
2)
отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей, которые не видят правильный формат семейных отношений «мать-отец-ребенок»; не сформировано в процессе их социализации адекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа отца или женщины, жены, матери;
3)
нежелание бывшего супруга общаться со своим ребенком, что также вызывает у него чувство ненужности своим родителям, что губит психику ребенка;
15

4)
у детей из неполных семей проявляется чувство собственной неполноценности (обида, угнетенность, вина за распад семьи), что ведет за собой психологическую травму;
5)
трудности в общении ребенка с родителем, который ушел из семьи; с другим ребенком, который рожден от другого брака одного из родителей и на этом фоне у ребенка от первого брака начинают проявляться психологические проблемы, а в некоторых случаях развивается чувство ненависти и неполноценности.
Таким образом, неполная семья – семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Неполная семья образуется в результате расторжения брака,
внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.
Неполные семьи делятся на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи.
Неполная семья имеет ряд проблем, таких как: экономические,
социально-психологические, проблемы социализации и воспитания детей.
Некоторые проблемы неполных семей можно решить средствами социальной работы.

1.2. Социальная работа с неполными семьями: понятие, компоненты,
функции
16

Социальная работацеленаправленная деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в трудную жизненную ситуацию [59, с. 120].
Социальная работа –
профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Социальная работа – особый вид профессиональной деятельности,
направлена на решение социальных проблем семей в ситуации развода, на создание условий, благоприятствующих ее восстановлению;
интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на социально-гарантированные и личные интересы и потребности семей в критической ситуации [19, с. 18].
Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.
Социальная работа с неполной семьёй предполагает консультационную и реабилитационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений.
Деятельность специалиста, осуществляющего работу с неполной
17
семьей, включает компоненты: психологический и посреднический.
Психологический компонент включает в себя: социально- психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса.
Посреднический компонент включает в себя три составляющие:
помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного,
семейно - брачного, трудового, гражданского законодательства, прав детей,
женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи [27, с. 32].
В процессе реализации психологического и посреднического компонентов методист, заведующий и старший воспитатель,
осуществляющие работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы.
Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения [58, с. 47].
Социальные технологии в социальной работе с неполной семьей –
совокупность приемов, методов и действий, с помощью которых сотрудники детского сада достигают поставленных целей в процессе осуществления
18

социальной работы, решают социальные проблемы, обеспечивая социальную защиту неполной семьи. Социальные технологии в социальной работе базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией,
теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др. [60, с. 35].
В социальной работе с неполной семьей реализуются такие технологии как социальная диагностика, социальное консультирование, социальная адаптация и другие.
Социальная работа невозможна без социальной диагностики. Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно- следственных связей, порожденных условиями жизни членов неполной семьи. Социальный диагноз предполагает сбор информации, а также ее анализ для разработки программы социальной работы с семьей.
Цель диагностики – установление достоверности информации о семье и окружающей ее среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий
[59, с. 39].
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся [59, с. 42]:
- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения членов неполной семьи;
- определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
- описание диагностируемых особенностей членов неполной семьи,
когда это необходимо.
Содержание социальной работы может иметь несколько направлений:

социально-бытовое (содействие оптимальной адаптации людей в их
19
бытовой среде);

социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья);

психолого-педагогическое (развитие способностей клиента,
формирование активной жизненной позиции, позитивной самооценки,
организация освоения индивидом социального опыта);

социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации) [28].
Практическая реализация социальной работы в том или ином направлении зависит от многих факторов – социально-демографической ситуации, приоритетов социальной политики, состояния нормативно- правовой базы, региональной специфики, национальных традиций,
отношения местных органов власти, достаточного финансирования, наличия материально-технической базы,
подготовленности кадров,
межведомственного взаимодействия, потребностей клиентов и т.п. Тем не менее, каждое из направлений социальной работы важно для ее развития и оказания всесторонней помощи нуждающимся людям.
Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Социальная работа с неполными семьями может быть реализована: в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях социальной защиты, в дошкольной образовательной организации и в общеобразовательной организации.
В дошкольной организации очень большое внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное, на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать одиноких родителей, помогать им в различных кризисных
20