Файл: Социальная работа с неполными семьямив дошкольной образовательной организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
консультативная помощь старших воспитателей, воспитателя,
методиста, логопеда и психолога ДОО;
плановые беседы с родителями;
целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей;
проведение опросов родителей;
ведение устных журналов, создание клубов, ведение дискуссии и т.д.
проведение психокоррекции для матерей неполных семей.
Важной задачей в работе с неполной семьей в дошкольном учреждении
«Центр начинающего Академика» является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью можно утверждать, что такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями от методиста, старшего воспитателя и заведующей требуется большой такт,
терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в неполных семьях чаще встречаются трудные дети, но замечания воспитателя, и отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается матерями болезненно. По этой причине в индивидуальных беседах педагоги стараются говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекают мать в анализ детского поведения. И всегда подчеркивают всё то хорошее, что есть в ребенке.
В индивидуальных беседах с родителями методист, старший воспитатель и заведующая дошкольной образовательной организации:
1) обращают внимание матери на важность создания положительного отношения ребенка ко второму родителю;
2) доносят до родителей информацию о том, что присутствие второго родителя в жизни ребенка должно быть систематическим;
3) принимают меры по нейтрализации влияния на детей родителей,
42
ведущих себя аморально и безответственно (обращаются за помощью в отдел опеки);
4) проводят дифференцированную разъяснительную работу со старшими членами семьи, резко отрицательно реагирующими на общение ребенка с отцом;
5) привлекают по возможности отдельно живущих родителей к воспитанию ребёнка, к его жизни в детском саду.
Одним из методов работы с неполной семьей в данном учреждении можно выделить метод посредничества. При анализе плана работы старшего воспитателя и методиста с неполной семьей было выделено одно из направлений посреднической деятельности – обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Для проведения данных методов работы с неполной семьей специалисты используют такие формы работы как посещение семей на дому (патронаж) и беседы с родителями.
Для беседы необходим выбор вопросов для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения. При использовании беседы специалист должен так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и дети. Перед проведением беседы необходимо запланировать количество вопросов и план их последовательности.
Посещение семьи на дому (патронаж) является одной из профилактических форм работы в дошкольном учреждении «Центр начинающего Академика».
В данном дошкольном учреждении педагоги часто используют в работе с неполной семьей метод консультирования. Методисты дают консультации по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информируют о существующих методах воспитания,
ориентированных на конкретную семью; разъясняют родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
43
4) проводят дифференцированную разъяснительную работу со старшими членами семьи, резко отрицательно реагирующими на общение ребенка с отцом;
5) привлекают по возможности отдельно живущих родителей к воспитанию ребёнка, к его жизни в детском саду.
Одним из методов работы с неполной семьей в данном учреждении можно выделить метод посредничества. При анализе плана работы старшего воспитателя и методиста с неполной семьей было выделено одно из направлений посреднической деятельности – обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Для проведения данных методов работы с неполной семьей специалисты используют такие формы работы как посещение семей на дому (патронаж) и беседы с родителями.
Для беседы необходим выбор вопросов для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения. При использовании беседы специалист должен так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и дети. Перед проведением беседы необходимо запланировать количество вопросов и план их последовательности.
Посещение семьи на дому (патронаж) является одной из профилактических форм работы в дошкольном учреждении «Центр начинающего Академика».
В данном дошкольном учреждении педагоги часто используют в работе с неполной семьей метод консультирования. Методисты дают консультации по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информируют о существующих методах воспитания,
ориентированных на конкретную семью; разъясняют родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
43
В ходе деятельности педагога и методиста в «Центре начинающего
Академика» уделяется внимание и полным и неполным семьям. Для того,
чтобы родители принимали активное участие в жизни ребенка и уделяли побольше времени, воспитатель включает самых активных родителей в родительский комитет. Но есть родители, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно.
К таким родителям применяются абсолютно другие формы и методы работы. На опыте мы убедились, что нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье.
Таким образом, проанализировав работу с неполной семьей в частной дошкольной организации выявили формы и методы работы с неполными семьями: беседы; содействие родителям в выполнении воспитательных функций; метод преодоления конфликта используется; патронаж семей на дому; привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий; консультативная помощь; наблюдения; проведение опросов.
Опыт социальной работы с неполными семьями в дошкольном учреждении «Центр начинающего Академика», говорит о том, что неполные семьи имеют ряд проблем, а именно: психологические (обида, угнетенность,
чувство собственной неполноценности, дефицит внимания со стороны родителя), воспитание и образование детей, а также правовая.
После проведенного анализа на основе полученных данных был разработан комплекс мероприятий по социальной работе с неполными семьями в дошкольном образовательном учреждении.
44
2.2. Разработка комплекса мероприятий по социальной работе с
неполными семьями в дошкольной образовательной организации
Данный комплекс мероприятий предназначен для работы с неполными семьями в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность. Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста. На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества. Практика показывает,
что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Дошкольное детство – период,
когда формируются базовые ценности ребенка, закладывается фундамент стиля жизни, пишется сценарий его жизни, формируются многие, важные для последующих этапов развития человека, новообразования, поэтому,
ориентируясь на будущее, мы должны особое внимание обращать на условия развития ребенка в дошкольном возрасте.
Большое влияние на ребёнка оказывает его семья. Сегодня родителей в силу социально-экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к нежелательным последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.
Цель комплекса мероприятий: повысить уровень социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации
Задачи:
45
оказание консультативной помощи семье, активизация родителей в получении психолого-педагогических знаний;
содействие в социальном функционировании неполной семьи.
Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создается особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребенке, что является главным условием успешной социальной работы с неполной семьей.
Представленные в рамках комплекса мероприятия предполагают участие в них родителей и ближайших родственников (бабушка, дедушка)
неполных семей.
Предполагается использование следующих форм и методов,
направленных на социальную работу с неполными семьями. Формы и методы деятельности методиста и старшего воспитателя могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного мероприятия.
Формы работы: родительские собрания; диагностика; «круглые столы»;
консультации; экскурсии; посещение неполной семьи на дому; семинары.
Методы работы: анкетирование; тестирование; консультирование;
социально-педагогическое просвещение; опрос; беседа; рефлексия; игровые приемы и упражнения.
Временные ресурсы: программа предполагает проведение 14
мероприятий и рассчитана на 6 месяцев. Мероприятия целесообразно проводить 1 раза в неделю в течение 40 - 45 минут.
К предполагаемым результатаммероприятий по социальной работе с неполными семьями в дошкольной образовательной организации относятся:
- формирование у родителей умений и навыков практического применения знаний по воспитанию детей из неполных семей;
- улучшение детско-родительских отношений в неполной семье;
- объединение усилий методиста, педагогов и заведующего
46
дошкольного образовательного учреждения и родителей по работе с неполной семьей;
- сплочение родителей и детей.
Все мероприятия данного комплекса включают три компонента социальной работы:
1) образовательный компонент: включает в себя 2 направления деятельности специалиста – помощь в обучении и воспитании.
2) психологический компонент: включает в себя также 2 компонента –
это социально-психологическая поддержка и коррекция.
3) посреднический компонент: включает в себя 3 составляющие –
помощь в организации, координации и информирование.
В проведении данного комплекса мероприятий принимают участие педагоги ДОО, а именно: педагог-психолог, воспитатели, логопед, инструктор по физическому воспитанию, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, заместитель заведующего по ВМР. У каждого педагога свои цели и задачи деятельности по социальной работе с неполной семьей (Таблица 1).
Таблица 1
Комплекс мероприятий по социальной работе с неполными семьями
№
- сплочение родителей и детей.
Все мероприятия данного комплекса включают три компонента социальной работы:
1) образовательный компонент: включает в себя 2 направления деятельности специалиста – помощь в обучении и воспитании.
2) психологический компонент: включает в себя также 2 компонента –
это социально-психологическая поддержка и коррекция.
3) посреднический компонент: включает в себя 3 составляющие –
помощь в организации, координации и информирование.
В проведении данного комплекса мероприятий принимают участие педагоги ДОО, а именно: педагог-психолог, воспитатели, логопед, инструктор по физическому воспитанию, медицинский работник, педагоги дополнительного образования, заместитель заведующего по ВМР. У каждого педагога свои цели и задачи деятельности по социальной работе с неполной семьей (Таблица 1).
Таблица 1
Комплекс мероприятий по социальной работе с неполными семьями
№
1 2 3 4
Тема
Количество
мероприятий
Образовательный компонент
1.
Социально-педагогическое просвещение «Родители и дети»
Цель: как и при каких обстоятельствах родителям выбрать нужные методы и средства по правильному воспитанию личности детей.
Форма работы: диагностика.
1 2.
Тренинг для родителей «Тропинкою родительской любви».
Цель проведения: способствование улучшению детско- родительских отношений (отец-ребенок) и формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с бывшим супругом.
Групповая консультация.
1 3.
Беседа «Взаимоотношения в вашей семье»
Цель беседы: способствовать формированию навыков воспитания детей и улучшению взаимоотношений в неполной семье. Форма работы: родительское собрание.
1 47
Продолжение таблицы 1 4.
Консультирование «Конфликты с детьми и пути их решения»
Цель: усовершенствование внутрисемейных отношений родитель-ребенок.
Форма работы: круглый стол.
1
Психологический компонент
5.
Игра - тренинг «Безусловная любовь к ребенку».
Цель: формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»;
расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.
Форма работы: круглый стол.
1 6.
Упражнение «Родительское отношение-довольный ребенок»
Цель: скорректировать сдержанное отношение к своим детям для дальнейшего их успеха в жизни.
Форма работы: семинар.
1 7.
Тренинг «Мой ребенок должен быть счастливым»
Цель: помочь родителям разобраться в правилах по отношению к детям, которые испытывают нехватку второго родителя.
Форма работы: индивидуальная консультция
1
Посреднический компонент
8.
Лекция для родителей: «Я и мой ребенок– поиск взаимоотношений»
Цель: показать родителям как и при каких обстоятельствах можно себя вести с ребенком.
Форма работы: семинар.
1 9.
Консультирование «Папа нужен для ребенка»
Цель: сформировать представление у ребенка образа «мужчина- муж-отец».
Форма работы: семинар.
1 10.
Беседа с родителями «Нет отца».
Цель: разъяснить матери, что общение ребенка с отцом ему необходимо.
Форма работы: круглый стол.
1 11.
Беседа семейного консультанта «Азбука семейных отношений»
Цель: сформировать понимание у родителей того, что общение ребенка с обоими родителями должно быть систематическим.
Форма работы: индивидуальная консультация.
1 12.
Семинар «Ребенок-мое достояние»
Цель: сформировать у матери-одиночки представление о важности того, чтобы дети воспитывались как в мужском, так и в женском обществе.
Форма работы: круглый стол.
1 13.
Игровой прием «Психологические проблемы детей из неполных семей»
Цель: помочь родителям, организовать правильное отношение к их детям.
Форма работы: групповая консультация.
1
Всего мероприятий:
13 48
Занятие 1. Социально-педагогическое просвещение «Родители и дети»
Цель: как и при каких обстоятельствах родителям выбрать нужные методы и средства по правильному воспитанию личности детей.
Ход занятия:
В ходе занятия необходимо выявить осуществляют правильное воспитание своего ребенка, а также обозначить задачи для своей деятельности, применить поставленные задачи в правильном русле, а именно в ходе воспитания своего ребенка.
Для более глубокого изучения данной темы родителям необходимо объяснить и показать какие методы нужно выбирать в ходе воспитания детей и в ходе правильного становления личности с учетом разных психологических ситуаций.
Данное социально-педагогическое просвещение проводится в ходе диагностики родителей.
Занятие 2. Тренинг для родителей «Тропинкою родительской любви»
Цель: способствование улучшению детско-родительских отношений
(отец-ребенок) и формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с бывшим супругом.
Ход занятия:
В ходе тренинга для родителей разбираются ситуации детско- родительских отношений, в ходе которых родители должны понять, что необходимо проявлять любовь к своим детям и раскрыть по итогу беседы последствия недолюбленных детей; необходимо включить видео ролик
«Счастье – это просто»,автора видеоролика А. Пашкова, просмотреть и провести дискуссию с родителями по просмотренному ролику, а также выявить проблемы выявленные в ролике.
Для родителей в ходе занятия провести упражнение, где показать родителям, насколько тяжело переносятся детьми некоторые родительские фразы, запреты, а по итогу упражнения подвести итог, где донести информацию о необходимости проявления любви и ласки ко всем членам
49
семьи, а к ребенку особенно.
Раскрыть проблемы детско-родительских отношений для более глубокого изучения этой темы, а также помочь родителям овладеть способами взаимодействия с бывшим супругом.
Тренинг был проведен в форме групповой консультации, где данное занятие считалось как заключительное, после которого будут подводиться итоги.
Занятие 3. Беседа «Взаимоотношения в вашей семье»
Цель беседы: способствовать формированию навыков воспитания детей и улучшению взаимоотношений в неполной семье.
Ход занятия:
В ходе беседы с родителями педагог должен рассказать на сколько внутри семейные отношения важны для правильного становления личности ребенка, а также родителям выдаются памятки с методиками как правильно себя сдерживать и в каких ситуациях это необходимо.
По реализации данной беседы необходимо подвести итоги вместе с родителями о важности правильных семейных взаимоотношений, выслушать их мнение на счет того, что получилось, а что нет.
Данная беседа проводилась в ходе родительского собрания, как заключительная част мероприятия, где педагог уже может сделать выводы по продуктивности данного мероприятия.
Занятие 4. Консультирование «Конфликты с детьми и пути их решения»
Цель: усовершенствование внутрисемейных отношений родитель- ребенок.
Ход занятия:
В ходе консультирования выявить есть ли проблемы в отношениях родителей и детей, а также обозначить пути преодоления существующих конфликтов детско-родительских отношений и причины их возникновения.
При помощи консультирования разобрать проблемы каждого родителя индивидуально в ходе индивидуальной беседы.
50
Раскрыть проблемы детско-родительских отношений для более глубокого изучения этой темы, а также помочь родителям овладеть способами взаимодействия с бывшим супругом.
Тренинг был проведен в форме групповой консультации, где данное занятие считалось как заключительное, после которого будут подводиться итоги.
Занятие 3. Беседа «Взаимоотношения в вашей семье»
Цель беседы: способствовать формированию навыков воспитания детей и улучшению взаимоотношений в неполной семье.
Ход занятия:
В ходе беседы с родителями педагог должен рассказать на сколько внутри семейные отношения важны для правильного становления личности ребенка, а также родителям выдаются памятки с методиками как правильно себя сдерживать и в каких ситуациях это необходимо.
По реализации данной беседы необходимо подвести итоги вместе с родителями о важности правильных семейных взаимоотношений, выслушать их мнение на счет того, что получилось, а что нет.
Данная беседа проводилась в ходе родительского собрания, как заключительная част мероприятия, где педагог уже может сделать выводы по продуктивности данного мероприятия.
Занятие 4. Консультирование «Конфликты с детьми и пути их решения»
Цель: усовершенствование внутрисемейных отношений родитель- ребенок.
Ход занятия:
В ходе консультирования выявить есть ли проблемы в отношениях родителей и детей, а также обозначить пути преодоления существующих конфликтов детско-родительских отношений и причины их возникновения.
При помощи консультирования разобрать проблемы каждого родителя индивидуально в ходе индивидуальной беседы.
50