Файл: Социальная работа с неполными семьямив дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ситуациях, социальных катаклизмах и для этого педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.
Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребёнку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребёнка,
его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребёнком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребёнок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи,
игрушки [51, с. 43].
Такие дети требуют особого сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребёнка, его развитии в целом – это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до её сердца, сознания,
чтобы она поняла, что ребёнок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да,
педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая, матери понять собственного ребёнка, переживающего послеразводный кризис. И
если удаётся изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребёнка, пробудить у неё стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.
Необходимым условием социальной работы с детьми из неполной семьи – компенсационная деятельность взрослых. Это относится не только к близким родственникам, но и к участникам образовательного процесса в образовательном учреждении. Педагоги должны с большей внимательностью наблюдать за детьми из неполных семей для выявления симптомов,
сигнализирующих об остром переживании ребенком неприятностей между
21
родителями [36, с. 85].
Деятельность специалистов с неполными семьями ориентирована на удовлетворение потребностей детей и их семей, тем самым обязаны поддерживать родителей, оказывать грамотную консультативную помощь в воспитании ребенка в различных кризисных ситуациях, социальных нестабильностях.
Мастерство педагога проявляется в умении показывать свою поддержку одиноким матерям в стремлении быть хорошим воспитателем для ребенка,
даже если это демонстрация искусственная, мотивировать мать на педагогические достижения, замечать и подчеркивать позитивные изменения в ребенке и присваивать данные успехи к проявлению правильного педагогического подхода матери. Умение переключить мать с собственных обид на интересы ребенка – чем больше у него родных людей, которые его любят, тем счастливее будет ее малыш, заслуживает высшей степени мастерства педагога.
Цели деятельности методиста, старшего воспитателя и заведующего в
ДОО с семьей [10, с. 66]:
1)
Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.
2)
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
3)
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Цель работы сотрудников ДОО с неполной семьей: своевременная организация комплексной работы с неполными семьями для восстановления их социального функционирования.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и педагогов детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в
22

вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества
(заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость) [34, с. 87].
Исходя из вышеперечисленного можно отметить, что отличие социальной работы с неполной семьи от социальной работы с полной семьей заключается в том, что у полной семьи имеется меньше прав по социальной защите семьи; меньше возникает психологических проблем; не имеется психологических проблем у ребенка, связанных с взаимоотношениями ребенка от другого брака и отцом; не имеется проблем по полноценному воспитанию детей в семье и формируемому образу семейных ролей и отношений.
Таким образом, социальная работа это – профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки,
защиты, коррекции и реабилитации.
Социальная работа с неполной семьёй предполагает консультационную и реабилитационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений.
Социальная работа с неполными семьями может быть реализована: в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях социальной защиты, в дошкольной образовательной организации и в общеобразовательной организации.
Направления социальной работы: социально-бытовое (содействие оптимальной адаптации людей в их бытовой среде); социально-медицинское
(облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья); психолого-педагогическое (развитие способностей клиента, формирование активной жизненной позиции, позитивной самооценки, организация освоения индивидом социального опыта);
социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).
23

На сегодняшний день диагностическую, психолого-педагогическую,
организационно-коммуникативную и прогностическую функции социальной работы может выполнять сотрудник детского сада.
1.3. Формы и методы социальной работы с неполными семьями в
дошкольной образовательной организации
Дошкольная образовательная организация – это организация,
осуществляющая в качестве основной цели деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми
[24]. Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.
Социальная работа с неполными семьями в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов,
социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, педагоги в дошкольной образовательной организации призваны выполнять следующие функции [44]:

диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

психолого-педагогическую
(психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи,
профилактическая поддержка и патронаж);

организационно-коммуникативную (организация общения,
инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
24



координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению) [44, с.236].
Е. Т. Соколова выделяет три направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями в
ДОО [50, с. 67]:
1) оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи. Экстренные меры необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается,
что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п.
2) среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи.
3) долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов.
Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка,
формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия,
проводимые в ДОО в этих случаях, включают в себя, как правило, и
«детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, групповые занятия.
Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями в ДОО
имеет ярко выраженный межведомственный характер. Специалисту,
осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с общественными организациями, с самыми разными людьми – педагогами ДОО, соседями и др. При этом схема действий
25
сотрудников ДОО не должна ограничиваться только организацией разовой помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи [60, с. 39].
Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в ДОО в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической поддержки. Дети, растущие в неполных семьях, в большинстве случаев, остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы [41, с. 67].
Следует отметить, что оказание индивидуальной помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В ДОО также работает психолог. Он берет на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц,
обращаются за помощью из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.
Основной целью сотрудников, работающих с неполной семьей в ДОО,
является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социальную работу с неполными семьями необходимо [50, с. 28]:
1) осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;
2) прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;
3) организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;
26


4) помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
5) помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;
6) информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;
7) оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;
8) формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи [50, с. 201].
Таким образом, сотрудник, работающий с неполными семьями в ДОO,
информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери
(отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае,
когда приходится сталкиваться с проблемами неустроенности быта,
отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.
Для выявления обстановки в семье и решения проблемы необходим сбор информации, который осуществляется различными методами исследования, такими как анкетирование, например, анкета для родителей по выявлению отношений в семье, составление карты семьи и некоторыми другими методами сбора информации [61, с. 94].
Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Деятельность сотрудников, осуществляющих социальную работу с неполной семьей в дошкольной образовательной организации, включает три основных компонента социальной работы: образовательную, психологическую,
посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.
27

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании.
Психологическая составляющая социальной работы включает в себя также два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса [45, с. 28].
Посреднический компонент социальной работы включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,
включающую в себя: организацию семейных праздников, конкурсов и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного,
семейно-брачного, гражданского, законодательства, прав детей, а также проблем, которые существуют внутри семьи [37].
Характер социальной работы следует рассматривать как образец, где идет описание определенных действий сотрудников в конкретной профессиональной ситуации, рекомендуемой как аналог. Характер социальной работы с семьей – это варианты концептуально-практических подходов к осмыслению сущности проблемы семьи, возможных контактов с семьей как клиентом.
В социальной работе с современной семьей имеется определенный характер. В зависимости от характера социальной работы ведущим будет один из сотрудников, а именно, социальный педагог или психолог. В основе всей социальной работы с семьей лежит диагностический характер, который основывается на предположении дефицита у членов семьи специальных знаний о решении тех или иных проблем.
28


Педагогический характер работы базируется на гипотезе о недостатках педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя и сам родитель может быть причиной неблагополучия, обычно эта возможность открыто не рассматривается. Сотрудник дошкольной организации с семьей ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Психологический (психотерапевтический) характер работы используется тогда, когда причины трудностей одного из членов семьи лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Этот характер предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности,
диагностику семьи. Практическая работа с неполной семьей заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
Медицинский характер работы предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, инвалидность одного из членов семьи.
Профессиональная задача компетентных сотрудников ДОО - адаптация здоровых членов семьи к обстановке в семье.
Чаще всего в каждом конкретном случае сотрудник дошкольной образовательной организации с семьей использует сразу несколько направлений в области характера социальной работы. Кроме указанных в научной литературе и социальной практике, встречаются виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института и ее социальное развитие. Они делятся на долгосрочные и краткосрочные.
В процессе реализации образовательной, психологической и посреднической компонентов социальной работы, осуществляющий работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы.
Форма социальной работы – будучи внешним выражением содержания
29
социальной работы представляет собой относительно ограниченную по времени и месту структуру взаимодействия объекта и субъекта социальной работы, совокупность ее приемов и средств.
Эффект психологической работы достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Социальная работа направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этого характера работ находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать [37].
Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе. Основные задачи состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж – одна из форм работы, компетентного сотрудника работающего с семьей в ДОО,
представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации [38, с. 36].
30