Файл: Социальная работа с неполными семьямив дошкольной образовательной организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из основных форм работы с неполной семьей в дошкольном образовательном учреждении. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования:
эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные,
психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со педагогом ДОО, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи,
повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку [31, с. 55].
Формы социальной работы с неполной семьей:
социальный патронат;
консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.)
социально-педагогический мониторинг семьи.
В зависимости от поставленных целей сотрудник ДОО может использовать различные методыработы с неполной семьей.
Методы социальной работы — это комплекс специфических приемов,
способов достижения целей и задач социальной работы.
Методы работы с неполной семьей в ДОО [29]:
с неполной семьей и социальными институтами, правозащитными и правоохранительными органами по защите прав детей, приобщение родителей к активному участию в жизни группы и ДОО, в котором обучается и воспитывается их ребенок).
1.
Содействие родителям в выполнении воспитательных функций.
2.
Беседа. Этот метод дает возможность сотруднику ДОО выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; а также, становится методом воздействия на семью и выполняет
31
консультативную функцию. Методист, заведующий или старший воспитатель, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так,
чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации;
быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
3.
Метод психологической поддержки. Применяется, когда ребенок,
семья находятся в сложной ситуации. Старший воспитатель и методист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни,
сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Воспитатель помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи [29, с. 18].
4. Консультирование.
5. Лекция и семинар;
6. Дискуссионный диалог.
У неполных семей имеются определенные проблемы, которые можно решить в дошкольной организации. В дошкольной образовательной организации могут решаться следующие проблемы неполных семей:
информирование о существующих социальных гарантиях для неполных семей (при необходимости); консультирование родителей на тему правильного воспитания их детей, а также на что обратить внимание при общении с ребенком от первого брака и ребенком от другого брака;
консультирование родителей на тему того, что нужно всячески поддерживать ребенка и не акцентировать его внимание на разрыве семейных отношений и ни в коем случае не обвинять ребенка в этом. Все эти мероприятия могут проводить следующие специалисты дошкольной образовательной организации: методист, старший воспитатель и заведующий данной дошкольной организацией.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в целом весь арсенал направлений, форм и методов, используемых дошкольной образовательной
32
чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации;
быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
3.
Метод психологической поддержки. Применяется, когда ребенок,
семья находятся в сложной ситуации. Старший воспитатель и методист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни,
сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Воспитатель помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи [29, с. 18].
4. Консультирование.
5. Лекция и семинар;
6. Дискуссионный диалог.
У неполных семей имеются определенные проблемы, которые можно решить в дошкольной организации. В дошкольной образовательной организации могут решаться следующие проблемы неполных семей:
информирование о существующих социальных гарантиях для неполных семей (при необходимости); консультирование родителей на тему правильного воспитания их детей, а также на что обратить внимание при общении с ребенком от первого брака и ребенком от другого брака;
консультирование родителей на тему того, что нужно всячески поддерживать ребенка и не акцентировать его внимание на разрыве семейных отношений и ни в коем случае не обвинять ребенка в этом. Все эти мероприятия могут проводить следующие специалисты дошкольной образовательной организации: методист, старший воспитатель и заведующий данной дошкольной организацией.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в целом весь арсенал направлений, форм и методов, используемых дошкольной образовательной
32
организацией при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, имеет узкую направленность. Для качественного выполнения работы важную роль играет планирование. План – это рабочий инструмент, которым пользуется исследователь. Работая с неполной семьей,
сотрудники выступают, как советник и консультант [32, с.187].
Таким образом, социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации должна быть направлена на решение проблем неполных семей (информирование о существующих социальных гарантиях для неполных семей; консультирование родителей на тему правильного воспитания их детей, а также на что обратить внимание при общении с ребенком от первого брака и ребенком от другого брака; консультирование родителей на тему того, что нужно всячески поддерживать ребенка и не акцентировать его внимание на разрыве семейных отношений и ни в коем случае не обвинять ребенка в этом), укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Исходя их этого, специалисты в дошкольном образовательном учреждении призваны выполнять следующие функции: диагностическую,
психолого-педагогическую,
организационно-коммуникативную,
прогностическую, координационную. В социальной работе с неполными семьями применяются следующие формы: социальный патронат;
консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.); социально- педагогический мониторинг семьи. Также необходимо отметить методы работы с неполной семьей в дошкольной образовательной организации:
патронаж;
посредничество; содействие родителям в выполнении воспитательных функций; беседа; метод психологической поддержки;
консультирование; лекция и семинар; дискуссионный диалог.
33
сотрудники выступают, как советник и консультант [32, с.187].
Таким образом, социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации должна быть направлена на решение проблем неполных семей (информирование о существующих социальных гарантиях для неполных семей; консультирование родителей на тему правильного воспитания их детей, а также на что обратить внимание при общении с ребенком от первого брака и ребенком от другого брака; консультирование родителей на тему того, что нужно всячески поддерживать ребенка и не акцентировать его внимание на разрыве семейных отношений и ни в коем случае не обвинять ребенка в этом), укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Исходя их этого, специалисты в дошкольном образовательном учреждении призваны выполнять следующие функции: диагностическую,
психолого-педагогическую,
организационно-коммуникативную,
прогностическую, координационную. В социальной работе с неполными семьями применяются следующие формы: социальный патронат;
консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.); социально- педагогический мониторинг семьи. Также необходимо отметить методы работы с неполной семьей в дошкольной образовательной организации:
патронаж;
посредничество; содействие родителям в выполнении воспитательных функций; беседа; метод психологической поддержки;
консультирование; лекция и семинар; дискуссионный диалог.
33
Глава 2. Эмпирические аспекты социальной работы с неполными
семьями на примере детского сада «Центр начинающего Академика»,
г. Екатеринбурга
2.1. Анализ социальной работы в детском саду «Центр начинающего
Академика» с неполными семьями
Дошкольная организация «Центр начинающего Академика» находится в городе Екатеринбурге, в районе Академический.
Учреждение ставит перед собой следующие цели и задачи по социальной работе с неполными семьями:
воспитание детей с учетом определенных проблем, содержащихся в семье;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям или законным представителям по вопросам воспитания, обучения, развития детей.
Для достижения намеченных целей и решения указанных задач
Учреждение осуществляет следующие виды деятельности социальной работы с неполными семьями:
организация и проведение курсов, лекций, семинаров, конференций,
тренингов, выставок, практических занятий, консультаций, праздников по развитию и приобщению к участию неполных семей;
социальная деятельность, в том числе организация досуга взрослых и детей, присмотр и уход за детьми;
проводит благотворительные акции и мероприятия;
оказывает консультационные и информационные услуги по проблемам педагогики и иным, связанным с обучением проблемам;
организует и проводит иные мероприятия, необходимые для
34
достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом.
Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Образовательный процесс в частном детском саду «Центр начинающего Академика» проводится на платной основе.
В ходе работы частного детского сада, ребенку гарантируется:
охрана жизни и здоровья;
защита от всех форм физического и психического насилия;
защита его достоинства;
удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне,
отдыхе и др.) в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития;
развитие его творческих способностей и интересов;
получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии;
образование в соответствии с государственным образовательным стандартом;
получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и медицинских услуг;
предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
В семье ребёнок получает свои первые индивидуальные умения и применяет их на практике посредством своих взаимоотношений с другими людьми, усваивает нормы и правила, которые регулируют его поведение в различных ситуациях повседневного общения.
Для получения полноценной картины развития ребенка в семье педагогу частной дошкольной образовательной организации «Центр начинающего Академика» необходимо владеть следующей информацией:
- состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей;
- общая семейная атмосфера; характер взаимоотношений в семье:
35
Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Образовательный процесс в частном детском саду «Центр начинающего Академика» проводится на платной основе.
В ходе работы частного детского сада, ребенку гарантируется:
охрана жизни и здоровья;
защита от всех форм физического и психического насилия;
защита его достоинства;
удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне,
отдыхе и др.) в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития;
развитие его творческих способностей и интересов;
получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии;
образование в соответствии с государственным образовательным стандартом;
получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и медицинских услуг;
предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
В семье ребёнок получает свои первые индивидуальные умения и применяет их на практике посредством своих взаимоотношений с другими людьми, усваивает нормы и правила, которые регулируют его поведение в различных ситуациях повседневного общения.
Для получения полноценной картины развития ребенка в семье педагогу частной дошкольной образовательной организации «Центр начинающего Академика» необходимо владеть следующей информацией:
- состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей;
- общая семейная атмосфера; характер взаимоотношений в семье:
35
ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, автономность каждого в семье;
- приоритеты в воспитании ребенка (что для родителей является главным в его воспитании);
- понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребенка;
- уровень психолого-педагогических знаний и практических умений родителей;
- система воспитательных воздействий на ребенка (одновременное участие всех взрослых в воспитании, непоследовательность, наличие конфликтов);
- организация совместных форм деятельности в семье (вовлечение ребенка в домашние дела, распределение обязанностей);
- создание развивающей среды в семье.
В частном детском саду «Центр начинающего Академика» методистом и старшим воспитателем социальной работы с родителями используется наглядная агитация, которая включает в себя: использование папок- передвижек с различной тематикой, фотовыставки, иллюстрирующие работу
ДОО по правовому просвещению, уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.
В деятельности методиста, старшего воспитателя и заведующей частного дошкольного образовательного учреждения «Центр начинающего
Академика» был выявлен один из популярных методов работы с родителями неполных семей, где присутствуют семинары, проводимые администрацией
ДОО, на которых идет разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок,
обсуждением литературы, приглашением педагога – психолога и других педагогов дополнительного образования.
Учебный год в «Центре начинающего Академика» г. Екатеринбурга для методиста, заведующей и старшего воспитателя начинается с традиционного
36
- приоритеты в воспитании ребенка (что для родителей является главным в его воспитании);
- понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребенка;
- уровень психолого-педагогических знаний и практических умений родителей;
- система воспитательных воздействий на ребенка (одновременное участие всех взрослых в воспитании, непоследовательность, наличие конфликтов);
- организация совместных форм деятельности в семье (вовлечение ребенка в домашние дела, распределение обязанностей);
- создание развивающей среды в семье.
В частном детском саду «Центр начинающего Академика» методистом и старшим воспитателем социальной работы с родителями используется наглядная агитация, которая включает в себя: использование папок- передвижек с различной тематикой, фотовыставки, иллюстрирующие работу
ДОО по правовому просвещению, уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.
В деятельности методиста, старшего воспитателя и заведующей частного дошкольного образовательного учреждения «Центр начинающего
Академика» был выявлен один из популярных методов работы с родителями неполных семей, где присутствуют семинары, проводимые администрацией
ДОО, на которых идет разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок,
обсуждением литературы, приглашением педагога – психолога и других педагогов дополнительного образования.
Учебный год в «Центре начинающего Академика» г. Екатеринбурга для методиста, заведующей и старшего воспитателя начинается с традиционного
36
знакомства с семьями детей. Как правило, не представляет труда выяснить, у кого из детей семья неполная. Для анализа положения семьи используется заполнение карты семьи (Приложение 1) При этом выясняются следующие факторы:
методист, заведующая и старший воспитатель уточняют причины появления неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи;
состав семей и структура родственных связей: полные одно-,
двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок);
супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.);
образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное);
полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима,
мачехи);
поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.;
семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, судимые и т.д.).
Чтобы выяснить, какие условия имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, методист, заведующий и старший воспитатель частного детского сада «Центр начинающего Академика» всесторонне изучают семьи: проводят опросы, беседы с взрослыми и детьми, наблюдают за неполной семьей, анализируют документы. В данном частном детском саду обращается внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. На первом этапе работы методист, заведующий и старший воспитатель дошкольного учреждения «Центра начинающего Академика» стремятся создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия, как с ребёнком, так и его родителями.
37
методист, заведующая и старший воспитатель уточняют причины появления неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи;
состав семей и структура родственных связей: полные одно-,
двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок);
супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.);
образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное);
полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима,
мачехи);
поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.;
семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, судимые и т.д.).
Чтобы выяснить, какие условия имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, методист, заведующий и старший воспитатель частного детского сада «Центр начинающего Академика» всесторонне изучают семьи: проводят опросы, беседы с взрослыми и детьми, наблюдают за неполной семьей, анализируют документы. В данном частном детском саду обращается внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. На первом этапе работы методист, заведующий и старший воспитатель дошкольного учреждения «Центра начинающего Академика» стремятся создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия, как с ребёнком, так и его родителями.
37
Изучение документов частного детского сада «Центр начинающего
Академика», а также анализ и обобщение данных полученных, в ходе беседы с заведующим данного дошкольного учреждения, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день садик посещают 34% (17 из 50) детей из неполных семей, где причинами образования неполной семьи являются:
развод – 47% (8 из 17), смерть одного родителя – 12% (2 из 17), брак официально не зарегистрирован – 23% (4 из 17), второй родитель по своему желанию отказывается воспитывать ребенка и жить с ним – 18% (3 из 17)
Всю полученную информацию после анализа старший воспитатель,
методист и заведующий учитывают при планировании внутрисадовской работы с неполной семьей, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной, социальной и психолого-педагогической помощи.
В исследовании в качестве респондентов привлечено 15 неполных семей из частного детского сада «Центр начинающего Академика». Это семьи, в которых отсутствует один из родителей, а именно отец. Все неполные семьи в частном детском саду «Центр начинающего Академика»
являются материнскими.
Для социальных проблем неполных семей нами была проведена диагностика с использованием теста по выявлению социальных проблем неполных семей (Приложение 2).
По полученным данным видно, что 100% родителей отметили, что их ребенок живет с мамой, что означает в учреждении частного детского сада присутствует лишь материнская неполная семья.
Рис. 1. Причины образования неполной семьи
38
Из рисунка 1 видно, что большее количество неполных семей образовалось в следствие психологических причин, а именно 6 семей. Также родители отметили причиной как безденежье, смерть супруга, а также непонимание друг друга.
Следовательно, большее количество семей в частном детском саду
«Центр начинающего Академика» образовались по причине не готовности к статусу и ответственности родителей.
Рис. 3. Когда образовалась неполная семья?
Для детей, разрыв семьи имеет огромное влияние на их психологическое становление, особенно когда разрыв семейных отношений происходит уже в присутствии их.
Из рисунка 3 видно, что большее количество отцов, а именно 11
человек, оставили свои семьи до рождения ребенка по разным обстоятельствам, а семьи с детьми от 2 до 5 лет оставили 4 отца.
Рис. 4. Повлиял ли фактор образования неполной семьи на вашу жизнь в целом?
39
Конечно, остаться одной с ребенком для женщины не является нормальным и привычным, а является достаточно серьезным изменением в жизни ее и ребенка. Из нашего рисунка 4 видно, что данный фактор сказался радикально на 9 семьях, слабо выражен лишь у 4 семей.
Из полученных данных понятно, что это является достаточно тяжелым переживанием и трудным периодом в процессе всей жизни.
Рис. 5. Каков уровень дохода в семьи?
Из рисунка 5 видно, что неполные семьи, которые посещают частный детский сад «Центр начинающего Академика» в большем количестве имеют средний доход, а именно 10 семей; высокий уровень отметили 5 семей.
Данный результат показывает, что у неполных семей хватает денежных средств и это не является для них серьезной проблемой.
Рис. 6. Какие проблемы возникают в вашей семье?
У большинства неполных семей присутствуют психологические проблемы, а именно 7 семей; 6 родительниц отметили как проблему воспитание и образование детей, что немало важный процесс; правовую
40
проблему отметили лишь 2 человека.
Следовательно, самой актуальной проблемой неполных семей имеются определенные проблемы и их нужно решать для более размеренной жизни неполных семей.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что в частной дошкольной организации «Центр начинающего Академика» достаточно большое количество детей из неполных семей. Следовательно, необходимо работать в данном направлении.
Старшие воспитатели, воспитатели, методист, логопед и психолог частного детского сада «Центр начинающего Академика» работают в направлениях, предложенных Е.Т. Соколовой, которые мы рассмотрели в теоретической части нашей работы.
Также к направлениям работы ДОО с родителями из неполных семей относятся:
1)
создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
2)
защита прав ребёнка;
3)
повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры.
Педагогический коллектив ДОО находится в постоянном поиске наиболее результативные форм и методов работы с неполными семьями:
неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка);
содействие родителям в выполнении воспитательных функций;
метод преодоления конфликта используется;
проведение и участие в внутрисадовских, городских и областных конкурсах, фестивалях и т.д.
патронаж семей на дому;
привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
41
Следовательно, самой актуальной проблемой неполных семей имеются определенные проблемы и их нужно решать для более размеренной жизни неполных семей.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что в частной дошкольной организации «Центр начинающего Академика» достаточно большое количество детей из неполных семей. Следовательно, необходимо работать в данном направлении.
Старшие воспитатели, воспитатели, методист, логопед и психолог частного детского сада «Центр начинающего Академика» работают в направлениях, предложенных Е.Т. Соколовой, которые мы рассмотрели в теоретической части нашей работы.
Также к направлениям работы ДОО с родителями из неполных семей относятся:
1)
создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
2)
защита прав ребёнка;
3)
повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры.
Педагогический коллектив ДОО находится в постоянном поиске наиболее результативные форм и методов работы с неполными семьями:
неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка);
содействие родителям в выполнении воспитательных функций;
метод преодоления конфликта используется;
проведение и участие в внутрисадовских, городских и областных конкурсах, фестивалях и т.д.
патронаж семей на дому;
привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
41