Файл: Пояснительная записка Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

М. Горький.

Актуальность

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников. Чтобы развитие интеллекта дошкольников происходило успешно, педагоги должны четко учитывать все характерные для этого возраста особенности. Основными методом развития в этом случае должен стать проблемно-поисковый способ, а главной формой организации – игра.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста Интеллектуальное развитие дошкольников заключается в развитии способности к нахождению ошибок и недостатков, пространственного представления и воображения, а также способности к предвидению результатов собственных действий.

С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа интеллектуально-познавательного развития детей 5-7 лет, работа проводилась в два последовательных этапа: старшая и подготовительная группы.


В основе образовательной деятельности – игровая технология, индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений.

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей в дошкольном образовании программа предполагает взаимосвязь с окружающим миром, с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие познавательных процессов происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей, развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности через систему развивающих игр.
Задачи программы:

Обучающие:

  1. Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

  2. Научить детей определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой;

  3. Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

  4. Расширять словарный запас и общий кругозор детей.

  5. Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.


Развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, познавательную мотивацию дошкольников.

  2. Развивать умение видеть временные рамки своей деятельности, ориентироваться в пространстве, понимать и преобразовывать предметную ситуацию.

  3. Развивать графические навыки, мелкую моторику и координацию движения рук.

  4. Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия.

  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.


Воспитательные:

  1. Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка.

  2. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.), чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.


Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (вступил в силу 01 сентября 2013 года);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155);

  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.3049-13» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13).

  • Положение о кружковой работе.

  • Приказ об организации кружковой работы .


Принципы, лежащие в основе программы:

  • Принцип нормативности - соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

  • Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

  • Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.

  • Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.

  • Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип доступности и посильности.

Характер построения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Сроки реализации программы – 1 год.

Предусматривается 2 этапа работы:

  • 1 этап – первая группа – 68 занятий в год;

  • 2 этап – вторая группа – 68 занятий в год.



Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:


с 5 до 7 лет.

  • Первая группа - дети 5-6 лет (старшая группа);

  • Вторая группа – дети 6-7 лет (подготовительная группа).


Допускается возможность по мере усвоения программного материала усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому воспитаннику, также возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.
Режим работы кружка - 2 раза в неделю, в первой половине дня.

Длительность занятий: не более 25 мин в старшей группе, не более 30 мин – в подготовительной группе.
Место проведения: кабинет для дополнительных занятий.
Методы обучения и развития:

В процессе занятий используются различные формы организации детей: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, и другие. А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, беседы познавательного характера, чтение произведений, и т.д.);

• Наглядный (показ видео и мультимедийные материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• Метод игры (дидактические, настольные игры, логические игры, подвижные игры);

• Практический (упражнения и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый, поисково-игровые действия – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;



ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (модель предполагаемого результата освоения по учебным задачам)
Ожидаемые результаты – первой группы обучения:

  1. Уровень развития познавательных процессов у детей, таких как восприятие, память, внимание, мышление, будет соответствовать возрасту;

  2. В процессе таких занятий у ребенка укрепится мелкая мускулатура пальцев руки и координация движения руки.

  3. Научаться определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой;

  4. Будут уметь правильно классифицировать предметы и явления по форме, цвету, величине и т.д.;

  5. Будут правильно определять последовательность событий, судить о противоположных явлениях, уметь видеть временные рамки своей деятельности, ориентироваться в пространстве;

  6. Научатся понимать и преобразовывать предметную ситуацию;



Ожидаемые результаты – второй группы обучения:

  1. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

  2. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

  3. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

  4. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.


Мониторинг

Мониторинг развития у детей по повышению уровня интеллектуальных и познавательных способностей, развитие мелкой моторики проводится 2раз в год (сентябрь - май).
Содержание организованных форм обучения наполнено развивающими играми. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно познавать и развивать познавательные и интеллектуальные способности на основе совместной игровой деятельности, используя накопленный опыт.
Структура программы

В основе каждого занятия лежат игры, на развитие познавательных процессов: память, внимание, восприятие, мышление, а также на развитие моторики руки. В соответствии с содержанием в группе организуется познавательно - игровая деятельность. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план обучения старшей группы

Месяц

Игровые занятия

Количество занятий


Сентябрь


Диагностика развития памяти и внимания у детей.

Цель: определить уровень развития детей.

Диагностика развития восприятия и мышления у детей.

Цель: определить уровень развития детей.

Диагностика развития мелкой моторики руки у детей.

Цель: определить уровень развития детей.

2

Игра «Сравни предмет»

Цель: развитие восприятия величины, размера предмета. Усвоить и закрепить целый ряд понятий: «больше», «меньше», «короче», «длиннее», «шире», «уже», «выше», «ниже».

Игра «Узнай предмет»

Цель: развитие восприятия, учить сравнивать предметы между собой.

2

Октябрь

Игра «Зашиваем ковер»

Цель: развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Игра «Расскажи о животных»

Цель: развитие структурности восприятия у детей дошкольного возраста

2

Игра «Цвета»

Цель: развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста.

Игра «Кто наблюдательнее»

Цель: развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста

2

Игра «Белый лист»

Цель: развитие восприятия формы предметов у детей, а также развитие мелкой моторики руки.

Игра – упражнение «Сравни и заполни»

Цель: умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

2

Д/и «Какой игрушки не хватает»

Цель: развитие зрительной памяти.

Д/и «Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста.

2

Ноябрь

Д/и «Найди одинаковые предметы»

Цель: развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Д/и «Что это»

Цель: научить детей владеть такими категориями, как «впереди», «сзади», «справа», «слева».

2

Д/и «Кто летает»

Цель: формирование внимание ребенка и его интеллектуальных способностей, учить детей выделять главные, существенные признаки предметов.

Д/и «Съедобное – несъедобное»

Цель: развивать внимание ребенка, знакомить ребенка с существенными признаками, свойствами предметов.

2

Игра «Что появилось»

Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста.

Игра «Что потерялось»

Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста.

2

Д/и «Найди отличия»

Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста.

Д/и «Добавь слово»

Цель: формирование внимания и памяти детей дошкольного возраста.

2

Декабрь

Д/и «Что лишнее»

Цель: находить общие и различные свойства предметов, объединять предметы в группы по какому-либо основному, существенному признаку, проводить классификацию.

Д/и «Магазин»

Цель: развитие внимания и наблюдательности. Научить различать аналогичные предметы по величине. Продолжать знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».

2

Игра – занятие «Истории в картинках»

Цель: развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания.

Д/и «Съедобное – несъедобное»

Цель: развивать внимание ребенка, знакомить ребенка с существенными признаками, свойствами предметов.

2

Д/и «Лабиринты»

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки.

Д/и «Подумай и ответь» (тема «Грибы»)

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

2

Д/и «О времени»

Цель: познакомить с частями суток.

Д/и «Отгадай загадку»

Цель: научиться узнавать предметы по заданным признакам.

2

Январь

Д/и «Ребята с нашего двора»

Цель: развитие внимания, умение отследить состояние человека по внешним проявлениям (выражение лица, поза).

Д/и «Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста.

2

Д/и «Для умников и умниц»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания памяти, мышления, научиться ориентироваться на листе бумаги, закрепить знания о буквах и цифрах.

Д/и «Кто внимательный?»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.


2

Д/и «Сочиняем сказку»

Цель: учить детей придумывать различные ситуации с помощью предметов-заместителей.

Д/и «Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста.

2


Февраль

Д/и «Шоферы»

Цель: учить детей придумывать и изображать различные действия, рассказывать о воображаемых событиях.

Д/и «Что сначала, что потом?»

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

2

Д/и «Я знаю…»

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей.

Д/и «Раскрась картинку»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.

2

Д/и «Геометрическое лото»

Цель: закреплять у детей знания формы, величины и цвета предметов.

Д/и «Кто внимательный?»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.

2

Д/и «Поросята и серый волк»

Цель: Развитие пространственных представлений, повторение счета и сложения.

Д/и «Рассеянный художник»

Цель: развитие наблюдательности и счета до шести.

2

Март

Д/и «Где чей дом?»

Цель: развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше» - «ниже», «больше» - «меньше», «длиннее» - «короче», «легче» - «тяжелее».

Д/и «Третий лишний»

Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти.

2

Д/и «Снеговики»

Цель: развитие внимания и наблюдательности у детей.

Д/и «Мальчики»

Цель: закрепить счет и порядковые и числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «слева», «справа», «между». Научить ребенка рассуждать.

2

Д/и «Придумай загадку» (о человеке, семье, профессии)

Цель: учить описывать признаки предметов и явлений, узнавать их по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов и явлений, сравнивать их.

Д/и «Составь фигуру и палочек по образцу»

Цель: развитие внимания и образного мышления у детей.

2

Д/и «Кому служат приборы – помощники?»

Цель: учить узнавать предметы по внешнему виду, формировать представление о их назначении.

Д/и «Разговор по телефону»

Цель: развитие пространственных представлений, логического мышления и мелкой моторики руки.

2

Апрель

Игровое занятие «Здоровье»

Цель: развитие познавательных способностей и логического мышления у детей.

Д/и «Кто внимательный?»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.

2

Д/и «Продолжи узор»

Цель: развитие наглядно-образного мышления у детей.

Д/и «Составь фигуру из определенного количества палочек»

Цель: развитие образного мышления и воображения у детей.

2

Д/и «Сколько? Какой?»

Цель: счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Закрепление понятий «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Развитие воображения, внимания.

Д/и «Раскрась фигуры»

Цель: развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки.

2

Д/и «Дорисуй»

Цель: развитие воображения, наглядно-образного мышления.

Д/и «Лабиринты»

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки.

2

Май

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: развитие логического мышления.

Д/и «Кто внимательный?»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.

2

Диагностика развития памяти и внимания у детей

Цель: определить уровень развития детей.

Диагностика развития восприятия и мышления у детей

Цель: определить уровень развития детей.

Диагностика развития мелкой моторики руки у детей.

Цель: определить уровень развития детей.

2