Файл: Пояснительная записка Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить»
М. Горький.
Актуальность
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников. Чтобы развитие интеллекта дошкольников происходило успешно, педагоги должны четко учитывать все характерные для этого возраста особенности. Основными методом развития в этом случае должен стать проблемно-поисковый способ, а главной формой организации – игра.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста Интеллектуальное развитие дошкольников заключается в развитии способности к нахождению ошибок и недостатков, пространственного представления и воображения, а также способности к предвидению результатов собственных действий.
С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа интеллектуально-познавательного развития детей 5-7 лет, работа проводилась в два последовательных этапа: старшая и подготовительная группы.
В основе образовательной деятельности – игровая технология, индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей в дошкольном образовании программа предполагает взаимосвязь с окружающим миром, с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие познавательных процессов происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей, развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности через систему развивающих игр.
Задачи программы:
Обучающие:
-
Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. -
Научить детей определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой; -
Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий. -
Расширять словарный запас и общий кругозор детей. -
Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
Развивающие:
-
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, познавательную мотивацию дошкольников. -
Развивать умение видеть временные рамки своей деятельности, ориентироваться в пространстве, понимать и преобразовывать предметную ситуацию. -
Развивать графические навыки, мелкую моторику и координацию движения рук. -
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия. -
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные:
-
Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка. -
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. -
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.), чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
-
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (вступил в силу 01 сентября 2013 года); -
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155); -
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014); -
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.3049-13» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13). -
Положение о кружковой работе. -
Приказ об организации кружковой работы .
Принципы, лежащие в основе программы:
-
Принцип нормативности - соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». -
Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. -
Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей. -
Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность. -
Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя; -
Принцип наглядности; -
Принцип доступности и посильности.
Характер построения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Сроки реализации программы – 1 год.
Предусматривается 2 этапа работы:
-
1 этап – первая группа – 68 занятий в год; -
2 этап – вторая группа – 68 занятий в год.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
с 5 до 7 лет.
-
Первая группа - дети 5-6 лет (старшая группа); -
Вторая группа – дети 6-7 лет (подготовительная группа).
Допускается возможность по мере усвоения программного материала усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому воспитаннику, также возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.
Режим работы кружка - 2 раза в неделю, в первой половине дня.
Длительность занятий: не более 25 мин в старшей группе, не более 30 мин – в подготовительной группе.
Место проведения: кабинет для дополнительных занятий.
Методы обучения и развития:
В процессе занятий используются различные формы организации детей: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, беседы познавательного характера, чтение произведений, и т.д.);
• Наглядный (показ видео и мультимедийные материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• Метод игры (дидактические, настольные игры, логические игры, подвижные игры);
• Практический (упражнения и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; -
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; -
частично-поисковый, поисково-игровые действия – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (модель предполагаемого результата освоения по учебным задачам)
Ожидаемые результаты – первой группы обучения:
-
Уровень развития познавательных процессов у детей, таких как восприятие, память, внимание, мышление, будет соответствовать возрасту; -
В процессе таких занятий у ребенка укрепится мелкая мускулатура пальцев руки и координация движения руки. -
Научаться определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой; -
Будут уметь правильно классифицировать предметы и явления по форме, цвету, величине и т.д.; -
Будут правильно определять последовательность событий, судить о противоположных явлениях, уметь видеть временные рамки своей деятельности, ориентироваться в пространстве; -
Научатся понимать и преобразовывать предметную ситуацию;
Ожидаемые результаты – второй группы обучения:
-
У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. -
Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого. -
Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии. -
Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Мониторинг
Мониторинг развития у детей по повышению уровня интеллектуальных и познавательных способностей, развитие мелкой моторики проводится 2раз в год (сентябрь - май).
Содержание организованных форм обучения наполнено развивающими играми. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно познавать и развивать познавательные и интеллектуальные способности на основе совместной игровой деятельности, используя накопленный опыт.
Структура программы
В основе каждого занятия лежат игры, на развитие познавательных процессов: память, внимание, восприятие, мышление, а также на развитие моторики руки. В соответствии с содержанием в группе организуется познавательно - игровая деятельность. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план обучения старшей группы
Месяц | Игровые занятия | Количество занятий |
Сентябрь | Диагностика развития памяти и внимания у детей. Цель: определить уровень развития детей. Диагностика развития восприятия и мышления у детей. Цель: определить уровень развития детей. Диагностика развития мелкой моторики руки у детей. Цель: определить уровень развития детей. | 2 |
Игра «Сравни предмет» Цель: развитие восприятия величины, размера предмета. Усвоить и закрепить целый ряд понятий: «больше», «меньше», «короче», «длиннее», «шире», «уже», «выше», «ниже». Игра «Узнай предмет» Цель: развитие восприятия, учить сравнивать предметы между собой. | 2 | |
Октябрь | Игра «Зашиваем ковер» Цель: развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Игра «Расскажи о животных» Цель: развитие структурности восприятия у детей дошкольного возраста | 2 |
Игра «Цвета» Цель: развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Игра «Кто наблюдательнее» Цель: развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста | 2 | |
Игра «Белый лист» Цель: развитие восприятия формы предметов у детей, а также развитие мелкой моторики руки. Игра – упражнение «Сравни и заполни» Цель: умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. | 2 | |
Д/и «Какой игрушки не хватает» Цель: развитие зрительной памяти. Д/и «Запоминаем вместе» Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста. | 2 | |
Ноябрь | Д/и «Найди одинаковые предметы» Цель: развитие внимания у детей дошкольного возраста. Д/и «Что это» Цель: научить детей владеть такими категориями, как «впереди», «сзади», «справа», «слева». | 2 |
Д/и «Кто летает» Цель: формирование внимание ребенка и его интеллектуальных способностей, учить детей выделять главные, существенные признаки предметов. Д/и «Съедобное – несъедобное» Цель: развивать внимание ребенка, знакомить ребенка с существенными признаками, свойствами предметов. | 2 | |
Игра «Что появилось» Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста. Игра «Что потерялось» Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста. | 2 | |
Д/и «Найди отличия» Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста. Д/и «Добавь слово» Цель: формирование внимания и памяти детей дошкольного возраста. | 2 | |
Декабрь | Д/и «Что лишнее» Цель: находить общие и различные свойства предметов, объединять предметы в группы по какому-либо основному, существенному признаку, проводить классификацию. Д/и «Магазин» Цель: развитие внимания и наблюдательности. Научить различать аналогичные предметы по величине. Продолжать знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько». | 2 |
Игра – занятие «Истории в картинках» Цель: развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания. Д/и «Съедобное – несъедобное» Цель: развивать внимание ребенка, знакомить ребенка с существенными признаками, свойствами предметов. | 2 | |
Д/и «Лабиринты» Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки. Д/и «Подумай и ответь» (тема «Грибы») Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. | 2 | |
Д/и «О времени» Цель: познакомить с частями суток. Д/и «Отгадай загадку» Цель: научиться узнавать предметы по заданным признакам. | 2 | |
Январь | Д/и «Ребята с нашего двора» Цель: развитие внимания, умение отследить состояние человека по внешним проявлениям (выражение лица, поза). Д/и «Запоминаем вместе» Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста. | 2 |
Д/и «Для умников и умниц» Цель: развитие зрительного восприятия, внимания памяти, мышления, научиться ориентироваться на листе бумаги, закрепить знания о буквах и цифрах. Д/и «Кто внимательный?» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки. | 2 | |
Д/и «Сочиняем сказку» Цель: учить детей придумывать различные ситуации с помощью предметов-заместителей. Д/и «Запоминаем вместе» Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста. | 2 | |
Февраль | Д/и «Шоферы» Цель: учить детей придумывать и изображать различные действия, рассказывать о воображаемых событиях. Д/и «Что сначала, что потом?» Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета. | 2 |
Д/и «Я знаю…» Цель: развитие интеллектуальных способностей детей. Д/и «Раскрась картинку» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки. | 2 | |
Д/и «Геометрическое лото» Цель: закреплять у детей знания формы, величины и цвета предметов. Д/и «Кто внимательный?» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки. | 2 | |
Д/и «Поросята и серый волк» Цель: Развитие пространственных представлений, повторение счета и сложения. Д/и «Рассеянный художник» Цель: развитие наблюдательности и счета до шести. | 2 | |
Март | Д/и «Где чей дом?» Цель: развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше» - «ниже», «больше» - «меньше», «длиннее» - «короче», «легче» - «тяжелее». Д/и «Третий лишний» Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти. | 2 |
Д/и «Снеговики» Цель: развитие внимания и наблюдательности у детей. Д/и «Мальчики» Цель: закрепить счет и порядковые и числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «слева», «справа», «между». Научить ребенка рассуждать. | 2 | |
Д/и «Придумай загадку» (о человеке, семье, профессии) Цель: учить описывать признаки предметов и явлений, узнавать их по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов и явлений, сравнивать их. Д/и «Составь фигуру и палочек по образцу» Цель: развитие внимания и образного мышления у детей. | 2 | |
Д/и «Кому служат приборы – помощники?» Цель: учить узнавать предметы по внешнему виду, формировать представление о их назначении. Д/и «Разговор по телефону» Цель: развитие пространственных представлений, логического мышления и мелкой моторики руки. | 2 | |
Апрель | Игровое занятие «Здоровье» Цель: развитие познавательных способностей и логического мышления у детей. Д/и «Кто внимательный?» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки. | 2 |
Д/и «Продолжи узор» Цель: развитие наглядно-образного мышления у детей. Д/и «Составь фигуру из определенного количества палочек» Цель: развитие образного мышления и воображения у детей. | 2 | |
Д/и «Сколько? Какой?» Цель: счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Закрепление понятий «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Развитие воображения, внимания. Д/и «Раскрась фигуры» Цель: развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки. | 2 | |
Д/и «Дорисуй» Цель: развитие воображения, наглядно-образного мышления. Д/и «Лабиринты» Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки. | 2 | |
Май | Д/и «Четвертый лишний» Цель: развитие логического мышления. Д/и «Кто внимательный?» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки. | 2 |
Диагностика развития памяти и внимания у детей Цель: определить уровень развития детей. Диагностика развития восприятия и мышления у детей Цель: определить уровень развития детей. Диагностика развития мелкой моторики руки у детей. Цель: определить уровень развития детей. | 2 |