Файл: Пояснительная записка Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В: Что необходимо взять с собой в полет? (ответы детей).
В: Возможно нам понадобятся карандаши и бумага, чтобы сделать какие-либо записи. На чем же мы с вами полетим?
Д: На ракете.
В: А где нам ее взять?
Д: Нарисовать.
В: Верно, можно ракету нарисовать. Возьмите листочки и нарисуйте каждый свою ракету.
(Дети рисуют ракету).
В: А теперь, чтобы нам с вами правильно отсчитать время при старте нужно построить цифровое табло.
(Каждый ребенок выходит к доске, ставит свою цифру. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
В: Табло готово. Дружно отсчитываем цифры в обратном порядке. И вот, наши ракеты оторвались от Земли, мы с вами взлетаем все выше и выше. Наши тела становятся тяжелыми оттого, что ракета все быстрее и быстрее набирает скорость, нам необходимо преодолеть земное притяжение. Ракеты выходят в открытый космос, теперь можно немного отдохнуть. Я предлагаю вам отгадать загадки "Когда это бывает?"
1. Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой,
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
2. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)
- Когда бывает снег?
- Что раньше, а что позже: весна или зима?
3. Солнце печет, липа цветет.
Рожь попевает.
Когда это бывает?
(Летом)
- Что раньше, а что позже: весна или лето?
- Может ли лето прийти сразу после зимы?
- О каком времени года не было загадки?
- Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
- Теперь скажите, что раньше бывает утро или день; вечер или ночь, утро или вечер; день или вечер.
Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Мы с вами подлетаем к одному из красивейших светил неба - к Венере. Вы знаете, на Венере, наверное, сильная гроза, видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, наш корабль может потерпеть крушение. Что же делать?
Д: Сделать робота.
В: Верно ребята. Давайте отправим на поверхность Венеры робота! Он передаст нам информацию о том, что происходит на этой планете.
Вот вам геометрические фигуры, вы должны смастерить, сделать из них робота.
(Дети на полу из геометрических фигур выкладывают роботов).
Отправляем роботов на планету. Пока робот изучает, что делается на планете, мы с вами немного посчитаем. Вы должны выложить столько палочек, сколько требуется в задаче.
1. Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата лежат и молчат:
За кадушкой - один,
За кормушкой - один,
Под листом - один,
Под кустом - один.
Как детей поскорее найти?
Их должно быть чуть меньше пяти.
2. В садике гулял павлин,
Подошел еще один.
Два павлина за кустами
Сколько их? Считайте сами?
3. Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два, малыш! Сколько их? Сообразишь?
Робот: передаю, передаю! Бушуют ветры, сверкают молнии. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться, не спускаться!
В: Можно ли спускаться на Венеру? Почему (ответы детей). Давайте робота оставим на планете для дальнейшей исследований необычной планеты бурь и гроз. А сами полетим дальше. Куда мы полетим дальше? Посмотрите на схему солнечной системы, следующая планета Земля, но мы пока не будем возвращаться, а давайте пролетим мимо Марса, а я вам немного расскажу об этой планете.
Рассказ о Марсе.
Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую пламенную звезду. И назвали ее в честь бога войны - Марса. Любопытно, что многие писатели - фантасты населяли красную планету живыми существами, похожими на людей.
На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать смену времен года, и марсианский день мало, чем отличается от земного. Если на Земле день длится 24 ч, то на Марсе он длится 24 ч 37 мин. Есть ли жизнь на Марсе? Этот вопрос задавали и задают многие ученные.
Ребята, а вы хотели бы побольше узнать об этой планете? Я обещаю, что мы еще раз прилетим сюда, а сейчас нам нужно возвращаться обратно. Чтобы мы смогли снова попасть на свою планету Земля, закройте глазки и представьте, как мы снова быстро мчимся и вот мы уже дома. Понравилось ли вам наше путешествие, что особенно понравилось?
В: На какой планете возможна жизнь?
Д: На Марсе.
В: Я предлагаю вам нарисовать марсиан, которые могли бы жить на Марсе.
В: Молодцы! На этом наше занятие закончено.
Занятие 3
Д/и «Сочини сказку о предмете»
Цель: Развитие воображения, связной речи у дошкольников, пополнение словарного запаса.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет, изображенный на картинке (мячик, белка, стул, кошка и т.д.). Дети выбирают любой предмет, и воспитатель предлагает каждому попытаться сочинить сказку о приключениях данного предмета и дает время на раздумье. Затем дети по очереди рассказывают свои сказки. Обязательно необходимо похвалить каждого ребенка, отметить самую оригинальную сказку.
Д/и «Повторяй за мной»
Цель: развитие внимания и координации движений.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям под любую считалку ритмично выполнять простые движения. Например: «Сантики-фан-тики-лимпопо» хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за воспитателем. Неожиданно для них воспитатель меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.
Д/и «Нарисуй по описанию»
Цель: развитие творческого воображения, подготовка руки к письму.
Ход игры:
Воспитатель читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая». Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.
Занятие 4
Занятие «Шапокляк»
Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; развитие целенаправленного запоминания и припоминания и вербальной памяти.
Задача: создание условий, которые бы вызвали у детей потребность в целенаправленном запоминании и припоминании; обучение навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания.
Дидактический материал: десять картинок с изображениями: яблока; груши; хлеба; колбасы; бананов; конфет; варенья; рыбы; яиц; чупа-чупс и пять картинок с изображением любых других продуктов, овощей, фруктов; список с наименованием десяти продуктов (см. выше); сумка и кошелек; подставка для картинок.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. Занятие проводит воспитатель.
В: Ребята, вы уже стали совсем большими. Скоро вы покинете детский сад и пойдете в школу. Вы будете часто вспоминать свой детский сад. Мы с вами начали разучивать песню. Как она называется? (Дети разучивали песню «Прощай, детский сад», на мелодию «Спокойной ночи малыши!» или другую по выбору воспитателя). О чем рассказывается в первом куплете? Кто грустно смотрит на ребят? Кому вы говорите до свидания? Что лежит в сумках? Как нужно исполнять эту песню: грустно или весело? Почему? Сделайте грустное лицо, а теперь веселое.
(Исполняется первый куплет песни.)
Куклы, мишки и петрушки
Грустно смотрят на ребят.
До свидания, игрушки.
До свиданья, детский сад.
В сумках – новые тетрадки,
Ручки и карандаши.
До свидания, лошадки.
Мы уже не малыши!
Припев
Прощай, детский сад.
Прощай, детский сад.
Молодцы, мне понравилось ваше исполнение песни. Я предлагаю вам разучить второй куплет. Я прочитаю весь второй куплет, а вы внимательно слушайте и запоминайте, о чем в нем рассказывается
Зайки, мышки и матрешки
Грустно смотрят на ребят.
До свидания, игрушки,
До свиданья, детский сад.
Мы споем вам на прощанье,
Вместе с вами погрустим.
До свиданья, до свиданья.
Мы еще вас навестим.
Припев.
Кто во втором куплете грустно смотрит на ребят? А как одним словом можно назвать: куклы, мишки, петрушки, зайки, мышки, матрешки? (Игрушки.) Давайте разучим второй куплет. (Дети разучивают второй куплет, а затем исполняют два куплета вместе.) Самое главное занятие в школе – учеба, а в детском саду – игра. Я знаю, что вы все очень любите играть. Вы знаете много интересных игр. В какую хотите поиграть? (Проводится игра.) Ребята, кто-нибудь из вас знает, зачем человеку нужна память? (Ответы детей.) Если бы человек ничего не мог запомнить, он бы не смог читать, писать, учиться, работать и даже играть.
Выходит Шапокляк.
Шапокляк. Здравствуйте, ребята! Это магазин? Почта? Клуб? (Ответы детей.)
Ой, я совсем забыла, куда должна пойти... Где я? (Ответы детей.)
Как же мне вспомнить, куда я собралась? Так... я взяла сумку и кошелек, значит, мне нужно попасть в..? Лариска, куда ты меня привела?
В: Уважаемая Шапокляк! У тебя, видимо, очень плохая память. Приходи на наши занятия – и память у тебя станет великолепной.
Шапокляк. И не подумаю! Не нужна мне память. Мне бы только вспомнить, что я в магазине хотела купить. А вот список того, что нужно купить: яблоко, грушу, хлеб, колбасу, бананы, конфеты, варенье, рыбу, яйца, чупа-чупс. (Незаметно «теряет» список.)
Вот видите, мне память-то и не нужна. Записала все, на бумажку и живу себе спокойно.
В: А ты можешь без бумажки повторить свой список?
Шапокляк. Нет, я лучше по бумажке. (Ищет бумажку и не может найти.) Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать?
В: Дети, давайте поможем Шапокляк вспомнить, что ей нужно купить в магазине.
(Дети отвечают, а психолог повторяет названия продуктов.) Ребята, выберите картинки, на которых нарисованы нужные Шапокляк продукты. (Дети из 15 картинок выбирают десять.) Все ли картинки вы вспомнили? Каких не хватает? (Ответы детей.)
Шапокляк. Даже я запомнила! (Перечисляет продукты.)
В: Молодец, Шапокляк! Ребята, а кто из вас может назвать все эти продукты? (Ответы детей.) Молодцы!
Шапокляк. До свидания, ребятки! Я побежала в магазин! Спасибо! Лариска, за мной! (Убегает в магазин.)
В: Ребята, вам понравилось, как вы отвечали сегодня на занятии? Мне тоже очень понравилось. До свидания!
Май
Занятие 1-3
Диагностика развития памяти и внимания у детей.
Цель: определить уровень развития детей.
Диагностика развития восприятия и мышления у детей.
Цель: определить уровень развития детей.
Диагностика развития мелкой моторики руки у детей.
Цель: определить уровень развития детей.
Материально-техническое обеспечение
-
Доска, мел, губка -
Магнитофон -
Ноутбук -
Мультимедиа -
Электронные презентации -
Иллюстративный вспомогательный материал -
Простые карандаши -
Цветные карандаши или фломастеры -
Тетради в крупную клетку -
Мячик -
Счетные палочки -
Д/и «Сколько? Какой?» -
Д/и «Найди одинаковые предметы» -
Д/и «Найди отличия» -
Д/и «Что лишнее» -
Игра «Истории в картинках» -
Д/и «О времени» -
Д/и «Для умников и умниц» -
Д/и «Геометрическое лото» -
Д/и «Четвертый лишний» -
Д/и «Третий лишний» -
Игра «Сравнение предметов» -
Д/и «Корректурные пробы» -
Д/и «Поиск аналогов»
Рекомендуемая литература:
Литература для педагога:
-
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. -
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. -
Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. – СПб.: «Детство-Пресс», 1998. -
Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. /Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская Т.М; - 1991. -
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Вегнер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Вегнер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. -
Акулова Е. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников // журнал «Дошкольное воспитание» №8, №9, 2008. -
Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка 5 лет. -
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребёнка / практическое руководство по тестированию 5-7лет. -
Панова Е.Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с. -
Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение). -
Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с. -
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук.