Файл: Пояснительная записка Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учебно-тематический план обучения подготовительной группы


Месяц

Игровые занятия

Количество занятий

Сентябрь

Диагностика развития памяти и внимания у детей.

Цель: определить уровень развития детей.

Диагностика развития восприятия и мышления у детей.

Цель: определить уровень развития детей.

Диагностика развития мелкой моторики руки у детей.

Цель: определить уровень развития детей.

2

Игра «Сделай так»

Цель: развитие восприятия детей по образцу.

Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Цель: развитие восприятия цвета, формы, и величины у детей 4 – 6 лет.

2

Октябрь

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Д/и «Пчёлка»

Цель: обучать переходу из одного режима громкости в другой, развитие внимания.

2

  1. Игра «Сравнение предметов»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам, развитие мыслительных операций.

Игра «Дорисуй и раскрась» (работа в тетради)

Цель: развитие внимания, воображения, а так же мелкой моторики руки.

2

Д/и «Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Д/и «Раскрась по цифрам» (работа в тетради)

Цель: развитие внимания, зрительной памяти, а также подготовка руки к письму.

2

Д/и «Ушки на макушке»

Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, умение слышать и слушать.

Д/и «Корректурные пробы»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Д/и «Бубен и колокольчик»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.

2

Ноябрь

Занятие «Всезнайка в гостях у ребят»

Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игры-презентации.

  1. 2

Игра «Составление предложений»

Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми
предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Д/и «Найди и обведи все игрушки» (работа в тетради)

Цель: развитие воображения, внимания, а так же развитие мелкой моторики руки и подготовка её к письму.

  1. 1

Игра «Исключение лишнего слова»

Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Д/и «Найди такой же предмет и раскрась» (работа в тетради)

Цель: развитие внимание у дошкольников, умение аккуратно раскрасить одинаковые предметы, не выезжая за края.

  1. 2

Д/и «Поиск аналогов»

Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.

Игра «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, речь, терпение у дошкольников.

  1. 2

Декабрь

Д/и «Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания у дошкольников.

Д/и «Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

2

Д/и «Цепочка слов»

Цель: развитие скорости индивидуального мышления и внимания у дошкольника.

Д/и «Загадай-ка»

Цель: развитие смекалки и скорости индивидуального мышления у дошкольника.

2

Игра – занятие «Истории в картинках»

Цель: развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания. Д/и «Кто внимательный?» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.


2

Игра «Расскажи мне сказку»

Цель: развитие вербальных и творческих способностей у дошкольника.

Д/и «Раскрась картинку»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.

2

Январь

Игра «Домашний театр кукол»

Цель: развитие воображения и творческих способностей дошкольника.

2

Д/и «Третий лишний»

Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти.

Д/и «Лабиринты»

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки.

1

Д/и «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию, учить правильно, ориентироваться по схеме.

Игра «Озорной хоровод»

Цель: развитие внимания и творческих способностей дошкольника.

2

Февраль

Занятие «Играем в Данетку»

Цель: закрепить навыки в пределах 10, умение решать арифметические задачи. Учить ориентироваться по карте, определять взаиморасположение предметов в пространстве. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.

2

  1. Занятие «Подготовка руки к письму»

Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

Д/и «Кто внимательный?»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.

2

  1. Д/и «Говори на оборот»

Цель: развитие словесно-логического мышления и сообразительности.

Д/и «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков у дошкольников.

Д/и «Соедини цифры по порядку, раскрась получившиеся картинки»

Цель: развитие внимания, воображения, мелкой моторики руки.

2

  1. Занятие «Подготовка руки к письму»

Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи.

2

Март

Д/и «Что сначала, что потом?»

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Д/и «Мостик»

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

2

Занятие «Подготовка руки к письму»

Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи.

2

Д/и «Я знаю…»

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей.

Д/и «Загадки»

Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.

2

Занятие «Подготовка руки к письму»

Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи.

2

Апрель

Д/и «Третий лишний»

Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти.

Д/и «Найди свой цвет»

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

2

Занятие «Подготовка руки к письму»

Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи.

2

Д/и «Сочини сказку о предмете»

Цель: Развитие воображения, связной речи у дошкольников, пополнение словарного запаса.

Д/и «Повторяй за мной»

Цель: развитие внимания и координации движений.

Д/и «Нарисуй по описанию»

Цель: развитие творческого воображения, подготовка руки к письму.

2

Занятие «Шапокляк»

Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; развитие целенаправленного запоминания и припоминания и вербальной памяти.

2

Май

Диагностика развития памяти и внимания у детей

Цель: определить уровень развития детей.

Диагностика развития восприятия и мышления у детей

Цель: определить уровень развития детей.

Диагностика развития мелкой моторики руки, подготовки её к письму.

Цель: определить уровень развития детей.

2


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Содержание программы для старшей группы

Сентябрь

Занятие 1-2

Диагностика развития памяти и внимания у детей.

Цель: определить уровень развития детей.
Диагностика развития восприятия и мышления у детей.

Цель: определить уровень развития детей.
Диагностика развития мелкой моторики руки у детей.

Цель: определить уровень развития детей.
Занятие 3

Игра «Сравни предмет»

Цель: развитие восприятия величины, размера предмета. Усвоить и закрепить целый ряд понятий: «больше», «меньше», «короче», «длиннее», «шире», «уже», «выше», «ниже».

Х од игры: раздать детям карточки с изображением различных предметов, отличающихся между собой по величине, размеру.





Игра «Узнай предмет»

Цель: развитие восприятия, учить сравнивать предметы между собой.
Ход игры: Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

Задание ребенку: определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре учувствуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описать предмет, ощупывая его, а остальным участникам игры необходимо угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Октябрь

Занятие 1

Игра «Зашиваем ковер»

Цель: развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

На красивом коврике оказались дырки. Предложить ребенку подобрать заплатки, которые помогут, закрыть дырки. Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре. (см. приложение)
Игра «Расскажи о животных»

Цель: развитие структурности восприятия у детей дошкольного возраста

Ход игры:

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова. Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об их особенностях и различиях этих животных.
Занятие 2


Игра «Цвета»

Цель: развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, зеленого, коричневого, черного и т.д.). Повторять предметы не разрешается.

В детском саду воспитатель может организовать игру индивидуально или сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто не сможет за 1 минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.
Игра «Кто наблюдательнее»

Цель: развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Просим за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т.д.). Повторять предметы не разрешается. В детском саду воспитатель может организовать игру индивидуально или сразу с группой ребят. Каждый ребенок будет по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет названо много предметов той или иной формы, что будет способствовать развитию каждого ребенка.

Детей в старшем дошкольном возрасте уже нужно знакомить с отношениями между предметами и понятиями, например типа род-вид.

Можно заготовить вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы) и видовой признаки предметов (березы, дубы, клены; шиповник, смородина, малина; василек, ландыш, ромашка; окунь, щука, плотва; воробей, ворона, голубь).

Вопросы можно строить следующим образом: «Чего в лесу больше: деревьев или берез?» «Чего в поле больше:цветов или васильков?» «Чего в саду больше: кустарников или кустов смородины?», «Чего в реке больше: рыбы или плотвы?».


Занятие 3
Игра «Белый лист»

Цель: развитие восприятия формы предметов у детей, а также развитие мелкой моторики руки.

Ход игры:

На листе бумаги нарисованы различные фигуры, часть – серым цветом, другие – только лишь обведены по контуру, (приводим схему задания), работать ребенок будет с картинками, вынесёнными в приложение. Необходимо вырезать фигуры, обведенные по контуру, а затем закрыть серые фигуры белыми фигурками, которые он уже вырезал из бумаги. Результат – чистый белый лист бумаги.

Игра – упражнение «Сравни и заполни»

Цель: умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал: набор геометрических фигур.

Правила игры: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.





























































1 задание 2 задание

Занятие 4


Д/и «Какой игрушки не хватает»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры:

Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос ребенку: «Какой игрушки не хватает?».

Игру можно усложнить:

- увеличить количество игрушек;

- ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Д/и «Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т.д.

Это упражнение целесообразно проводить не однократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
Ноябрь

Занятие 1

Д/и «Найди одинаковые предметы»

Цель: развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Среди нескольких предметов или игрушек (на изображении) ребенку предлагается отыскать два одинаковых. Эта игра развивает не только способность быть внимательным, но и такую мыслительную операцию, как умение сравнивать.






























































Д/и «Что это»

Цель: научить детей владеть такими категориями, как «впереди», «сзади», «справа», «слева».

Ход игры:

Взрослый размещает вокруг ребенка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив ребенку только её местоположение (перед тобой, позади, справа или слева).