Файл: Пояснительная записка Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебно-тематический план обучения подготовительной группы
Месяц | Игровые занятия | Количество занятий |
Сентябрь | Диагностика развития памяти и внимания у детей. Цель: определить уровень развития детей. Диагностика развития восприятия и мышления у детей. Цель: определить уровень развития детей. Диагностика развития мелкой моторики руки у детей. Цель: определить уровень развития детей. | 2 |
Игра «Сделай так» Цель: развитие восприятия детей по образцу. Игра «Круг, треугольник, квадрат» Цель: развитие восприятия цвета, формы, и величины у детей 4 – 6 лет. | 2 | |
Октябрь | Д/и «Четвертый лишний» Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Д/и «Пчёлка» Цель: обучать переходу из одного режима громкости в другой, развитие внимания. | 2 |
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам, развитие мыслительных операций. Игра «Дорисуй и раскрась» (работа в тетради) Цель: развитие внимания, воображения, а так же мелкой моторики руки. | 2 | |
Д/и «Хлопни в ладоши» Цель: обучение способности к переключению внимания. Д/и «Раскрась по цифрам» (работа в тетради) Цель: развитие внимания, зрительной памяти, а также подготовка руки к письму. | 2 | |
Д/и «Ушки на макушке» Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, умение слышать и слушать. Д/и «Корректурные пробы» Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Д/и «Бубен и колокольчик» Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов. | 2 | |
Ноябрь | Занятие «Всезнайка в гостях у ребят» Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игры-презентации. |
|
Игра «Составление предложений» Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов. Д/и «Найди и обведи все игрушки» (работа в тетради) Цель: развитие воображения, внимания, а так же развитие мелкой моторики руки и подготовка её к письму. |
| |
Игра «Исключение лишнего слова» Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Д/и «Найди такой же предмет и раскрась» (работа в тетради) Цель: развитие внимание у дошкольников, умение аккуратно раскрасить одинаковые предметы, не выезжая за края. |
| |
Д/и «Поиск аналогов» Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам. Игра «Догадайся, что показал» (пантомима) Цель: Развивать внимание, наблюдательность, речь, терпение у дошкольников. |
| |
Декабрь | Д/и «Найди отличия» Цель: развитие концентрации внимания у дошкольников. Д/и «Зачеркни букву» Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. | 2 |
Д/и «Цепочка слов» Цель: развитие скорости индивидуального мышления и внимания у дошкольника. Д/и «Загадай-ка» Цель: развитие смекалки и скорости индивидуального мышления у дошкольника. | 2 | |
Игра – занятие «Истории в картинках» Цель: развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания. Д/и «Кто внимательный?» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки. | 2 | |
Игра «Расскажи мне сказку» Цель: развитие вербальных и творческих способностей у дошкольника. Д/и «Раскрась картинку» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки. | 2 | |
Январь | Игра «Домашний театр кукол» Цель: развитие воображения и творческих способностей дошкольника. | 2 |
Д/и «Третий лишний» Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти. Д/и «Лабиринты» Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки. | 1 | |
Д/и «Сыщик» Цель: развитие умения декодировать информацию, учить правильно, ориентироваться по схеме. Игра «Озорной хоровод» Цель: развитие внимания и творческих способностей дошкольника. | 2 | |
Февраль | Занятие «Играем в Данетку» Цель: закрепить навыки в пределах 10, умение решать арифметические задачи. Учить ориентироваться по карте, определять взаиморасположение предметов в пространстве. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание. | 2 |
Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти. Д/и «Кто внимательный?» Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки. | 2 | |
Цель: развитие словесно-логического мышления и сообразительности. Д/и «Найди лишнее слово» Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков у дошкольников. Д/и «Соедини цифры по порядку, раскрась получившиеся картинки» Цель: развитие внимания, воображения, мелкой моторики руки. | 2 | |
Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи. | 2 | |
Март | Д/и «Что сначала, что потом?» Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета. Д/и «Мостик» Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей. | 2 |
Занятие «Подготовка руки к письму» Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи. | 2 | |
Д/и «Я знаю…» Цель: развитие интеллектуальных способностей детей. Д/и «Загадки» Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет. | 2 | |
Занятие «Подготовка руки к письму» Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи. | 2 | |
Апрель | Д/и «Третий лишний» Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти. Д/и «Найди свой цвет» Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета. | 2 |
Занятие «Подготовка руки к письму» Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи. | 2 | |
Д/и «Сочини сказку о предмете» Цель: Развитие воображения, связной речи у дошкольников, пополнение словарного запаса. Д/и «Повторяй за мной» Цель: развитие внимания и координации движений. Д/и «Нарисуй по описанию» Цель: развитие творческого воображения, подготовка руки к письму. | 2 | |
Занятие «Шапокляк» Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; развитие целенаправленного запоминания и припоминания и вербальной памяти. | 2 | |
Май | Диагностика развития памяти и внимания у детей Цель: определить уровень развития детей. Диагностика развития восприятия и мышления у детей Цель: определить уровень развития детей. Диагностика развития мелкой моторики руки, подготовки её к письму. Цель: определить уровень развития детей. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Содержание программы для старшей группы
Сентябрь
Занятие 1-2
Диагностика развития памяти и внимания у детей.
Цель: определить уровень развития детей.
Диагностика развития восприятия и мышления у детей.
Цель: определить уровень развития детей.
Диагностика развития мелкой моторики руки у детей.
Цель: определить уровень развития детей.
Занятие 3
Игра «Сравни предмет»
Цель: развитие восприятия величины, размера предмета. Усвоить и закрепить целый ряд понятий: «больше», «меньше», «короче», «длиннее», «шире», «уже», «выше», «ниже».
Х од игры: раздать детям карточки с изображением различных предметов, отличающихся между собой по величине, размеру.
Игра «Узнай предмет»
Цель: развитие восприятия, учить сравнивать предметы между собой.
Ход игры: Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.
Задание ребенку: определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре учувствуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описать предмет, ощупывая его, а остальным участникам игры необходимо угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Октябрь
Занятие 1
Игра «Зашиваем ковер»
Цель: развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Ход игры:
На красивом коврике оказались дырки. Предложить ребенку подобрать заплатки, которые помогут, закрыть дырки. Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре. (см. приложение)
Игра «Расскажи о животных»
Цель: развитие структурности восприятия у детей дошкольного возраста
Ход игры:
В течение 5 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова. Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об их особенностях и различиях этих животных.
Занятие 2
Игра «Цвета»
Цель: развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, зеленого, коричневого, черного и т.д.). Повторять предметы не разрешается.
В детском саду воспитатель может организовать игру индивидуально или сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто не сможет за 1 минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.
Игра «Кто наблюдательнее»
Цель: развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Просим за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т.д.). Повторять предметы не разрешается. В детском саду воспитатель может организовать игру индивидуально или сразу с группой ребят. Каждый ребенок будет по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет названо много предметов той или иной формы, что будет способствовать развитию каждого ребенка.
Детей в старшем дошкольном возрасте уже нужно знакомить с отношениями между предметами и понятиями, например типа род-вид.
Можно заготовить вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы) и видовой признаки предметов (березы, дубы, клены; шиповник, смородина, малина; василек, ландыш, ромашка; окунь, щука, плотва; воробей, ворона, голубь).
Вопросы можно строить следующим образом: «Чего в лесу больше: деревьев или берез?» «Чего в поле больше:цветов или васильков?» «Чего в саду больше: кустарников или кустов смородины?», «Чего в реке больше: рыбы или плотвы?».
Занятие 3
Игра «Белый лист»
Цель: развитие восприятия формы предметов у детей, а также развитие мелкой моторики руки.
Ход игры:
На листе бумаги нарисованы различные фигуры, часть – серым цветом, другие – только лишь обведены по контуру, (приводим схему задания), работать ребенок будет с картинками, вынесёнными в приложение. Необходимо вырезать фигуры, обведенные по контуру, а затем закрыть серые фигуры белыми фигурками, которые он уже вырезал из бумаги. Результат – чистый белый лист бумаги.
Игра – упражнение «Сравни и заполни»
Цель: умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.
Игровой материал: набор геометрических фигур.
Правила игры: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Занятие 4
Д/и «Какой игрушки не хватает»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход игры:
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос ребенку: «Какой игрушки не хватает?».
Игру можно усложнить:
- увеличить количество игрушек;
- ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Д/и «Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т.д.
Это упражнение целесообразно проводить не однократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
Ноябрь
Занятие 1
Д/и «Найди одинаковые предметы»
Цель: развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Среди нескольких предметов или игрушек (на изображении) ребенку предлагается отыскать два одинаковых. Эта игра развивает не только способность быть внимательным, но и такую мыслительную операцию, как умение сравнивать.
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Д/и «Что это»
Цель: научить детей владеть такими категориями, как «впереди», «сзади», «справа», «слева».
Ход игры:
Взрослый размещает вокруг ребенка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив ребенку только её местоположение (перед тобой, позади, справа или слева).