ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 6. Кто такие пионеры парадигмы?
69
Персональный компьютер? Накопитель на жестком магнитном диске? Всеобщий менеджмент качества? Фотокопировальное уст- ройство? Стерео? Технологию создания плоских экранов? Интег- ральные микросхемы? Керамические сверхпроводники? Неэлект- ронное устройство срабатывания подушек безопасности? А ведь это лишь несколько последних изобретений.
А какая страна обошла все остальные по части пионерского подхода к новым парадигмам? Кому лучше всего удается позаимс- твовать чужую парадигму на стадии A, доработать ее до стадии B и сделать ликвидной и прибыльной?
Разумеется, речь идет о Японии.
Японцы заимствуют идеи новых парадигм по всему миру — от видеомагнитофонов (США) до электронных часов (Швейцария) и алмазного покрытия (СССР). Каждая из этих инноваций вызвала переворот в соответствующей области.
Посмотрите, к чему это привело. Снова и снова японцы завое- вывают ведущие позиции в мире, поскольку они стремятся как можно раньше познакомиться с новой парадигмой и разработать ее правила, сделав ее пригодной для эффективного использования.
Взяться за дело как можно раньше и держаться избранного кур- са. Эти два принципа идут вразрез с установками финансовой индустрии США, которая желает получать надежные квартальные прибыли без какого-либо риска. Такая позиция — яркое проявление ментальности поселенца, который спрашивает: «А там безопасно?»
Если дело связано с риском, рассчитывать на поддержку финансис- тов не приходится, и лучшие идеи, разработанные в США, свобод- но заимствуют японцы, которые занимаются их доработкой.
Японцы — не только непревзойденные пионеры парадигм. У них есть еще одно преимущество, достигнутое в результате использо- вания идеи, тоже появившейся в Америке. Это всеобщее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
автоматическая смена направления движения ленты при
воспроизведении и записи
подъем частотной характеристики в области нижних/верхних
частот
особые компактные наушники
влагонепроницаемость
ударопрочность
электронная настройка радио
уменьшение габаритов
аккумуляторные батареи
еще одно уменьшение габаритов
система шумоподавления Dolby
будильник
Разумеется, это не исчерпывающий список усовершенствований, на которые приходилось обращать внимание конкурентам Sony .
Какова мораль этой короткой истории?
ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ
72
Если пионер парадигмы занимается
непрерывным совершенствованием,
поселенцы не смогут тягаться с ним.
В XXI веке опасность будет угрожать в первую очередь поселен- цам. Инженерный анализ расскажет вам лишь о том, что делали пионеры в прошлом. К тому времени, когда вы в этом разберетесь, они будут уже далеко. Каждый день промедления для поселенцев выливается в рост затрат, необходимых, чтобы конкурировать с пионерами. А оставшаяся доля рынка неуклонно уменьшается.
В XX веке гигантские компании имели обыкновение ждать, пока мелкие компании «сделают рынок», а потом с помощью сво- их денег и репутации выходили на этот рынок и отбирали его у остальных.
Впредь действовать такими методами не получится.
Важно помнить, что пионер парадигмы может не только при- обрести, но и потерять: быть первым — это не только большое потенциальное преимущество, но и большой риск. Таково соот- ношение выгод и потерь для пионера парадигмы.
Для меня этот аспект смены парадигм представляет особый интерес, поскольку он имеет отношение к объективности науки.
Важнейший для научного сообщества период, когда пионеры па- радигмы выбирают новые правила и начинают следовать им, опре- деляется не рациональным началом. Это один из самых важных моментов научной деятельности.
Идея понятна. Если вы хотите вступить на новую территорию одним из первых, нельзя ждать, пока будет накоплено достаточно доказательств. Следует поступить прямо противоположным обра- зом. Стремясь стать одним из первых, доверьтесь своей интуиции, суждениям нерационального характера и сделайте решительный шаг, ступив на мост веры, который ведет к новой парадигме.
Если вы будете дожидаться появления неопровержимых фактов, вы превратитесь в обыкновенного поселенца и наверняка опозда- ете добиться особых преимуществ.
ЧТО ТАКОЕ
ЭФФЕКТ ПАРАДИГМЫ?
«ПЕЛЕНА УПАЛА С МОИХ ГЛАЗ»
Таким образом, мы уяснили три принципа смены парадигм:
1. Даже обеспечивая успешное решение множества проблем, парадигмы всегда выявляют проблемы, которые нельзя ре- шить с их помощью. Эти проблемы стимулируют поиски новой парадигмы.
2. Созидатели парадигм почти всегда — аутсайдеры, они не разбираются в тонкостях доминирующей парадигмы и не делали в нее никаких инвестиций.
3. Пионеры парадигмы не имеют достаточных оснований для аргументированных, рациональных выводов. Они прини- мают решение сменить парадигму, полагаясь на свою инту- ицию.
Теперь вернемся к четвертому вопросу из главы 3. Он касается опыта тех, кто проходит через смену парадигмы. Речь идет о важ- нейшем свойстве парадигм и их влиянии на нашу способность предвидеть будущее.
Как смены парадигм сказываются на тех,
кто через них проходит?
Кун обратил внимание на необычные замечания, которые встре- чаются в работах ученых, перешедших на новую парадигму. Ему
7
ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ
74
нередко попадались упоминания о «пелене, спавшей с глаз» или
«озарении». Эти выражения говорили о том, что ученые увидели нечто такое, чего не видели раньше.
Почему вдумчивые и дотошные ученые используют такие сло- ва? Это не язык точных формулировок и объективности. Логичес- кое объяснение в том, что новая парадигма заставляет их посмот-
реть в ином направлении. А посмотрев в ином направлении, они неизбежно видят то, чего не видели раньше.
Подобным образом трактует это и Кун . Он сталкивался с ситу- ациями, когда ученые воспроизводили с максимально возможной точностью старые эксперименты — те же самые объекты, те же самые методы контроля, те же самые методы наблюдения — и при этом писали, что увидели нечто совершенно новое. Единственное, что менялось при проведении эксперимента, — это научная пара- дигма.
Процитирую Куна :
«В некотором смысле, который я не имею возможнос- ти далее уточнять, защитники конкурирующих пара- дигм осуществляют свои исследования в разных мирах.
...Работая в различных мирах, две группы ученых видят вещи по-разному, хотя и наблюдают за ними с одной позиции и смотрят в одном и том же направлении.
В то же время нельзя сказать, что они могут видеть то, что им хочется. Обе группы смотрят на мир, и то, на что они смотрят, не изменяется. Но в некоторых об- ластях они видят различные вещи, и видят их в раз- личных отношениях друг к другу. Вот почему закон, который одной группой ученых даже не может быть обнаружен, оказывается иногда интуитивно ясным для другой» (выделение мое).
Можно выразить эту мысль еще более определенно. Полагаю, что Кун говорит о том, что парадигмы действуют как психологи-
ческие фильтры, — то есть мы в буквальном смысле видим мир сквозь свои парадигмы.
Отсюда следует, что любые данные, которые существуют в ре- альном мире и не укладываются в вашу парадигму, едва ли прой-
Глава 7. Что такое эффект парадигмы?
75
дут через ваш фильтр. В лучшем случае вы увидите малую толику таких данных. При этом те сведения, которые укладываются в вашу парадигму, не только проникают сквозь фильтр, но и кон- центрируются в процессе фильтрации, и тем самым создается иллюзия, что они еще более убедительно подтверждают данную парадигму.
Наше восприятие в значительной мере определяется нашей парадигмой. То, что совершенно очевидно для приверженцев одной парадигмы, может быть скрыто от тех, кто придерживается иной парадигмы. Это эффект парадигмы.
Примером самого безобидного эффекта парадигмы служит вы- сказывание: «Это невозможно». Эти слова можно интерпретировать следующим образом: «Мы не знаем, как это сделать, исходя из парадигмы, которой мы придерживаемся в настоящий момент».
В худшем случае парадигма оказывает на вас психологическое воздействие.
Вы в буквальном смысле не в состоянии
воспринимать данные, которые находятся
у вас прямо перед глазами.
Речь идет не только о зрительном восприятии. Вы слушаете, но не слышите. Вы прикасаетесь, но не осязаете. Вы нюхаете, но не ощущаете запаха. Все ваши чувства опосредованы эффектом па- радигмы.
В 1973 году, когда я наткнулся на эту мысль в книге Куна , я за- думался, размышляя о неправильных решениях, которых хватило бы на десяток лет. Мне не раз случалось наблюдать, как люди, которых я считал толковыми и сообразительными, принимали решения, которые оказывались никуда не годными.
Примером может служить яростное противостояние крупного бизнеса и сторонников охраны окружающей среды. Раньше я счи- тал, что лидеры бизнеса просто глупы и самонадеянны или же думают лишь о получении прибыли. Но теперь я убежден, что они просто не видели то, на что указывали защитники окружающей среды. Старая парадигма мешала им понять, что происходит во внешнем мире.
ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ
76
Сегодня подавляющее большинство бизнесменов — даже те, кто оказывал сопротивление вначале, — согласны, что необходимо охранять окружающую среду.
Подобное неприятие вызывали у General Motors действия Раль- фа Надера *. Компания не понимала, что он пытается сказать. Это непонимание означало, что позиция Надера, выступающего за права потребителей, не могла проникнуть сквозь фильтры менед- жеров компании, а значит, они были не в состоянии понять его точку зрения.
Помните сражения отцов и детей за длинну волос в 1960-е гг.?
Сегодня нам смешно это вспоминать, но тогда все было очень серьезно. Речь шла о переосмыслении мужского облика, и отцы с их старыми правилами не могли этого вынести.
То же самое касается реакции демографов на призыв Пауля
Эрлиха к нулевому приросту населения. Крупный специалист по демографии Бен Уоттенберг выступил в телевизионной передаче
«Meet the Press» («Встреча с прессой») и заявил, что «Соединенные
Штаты никогда не пойдут на снижение рождаемости». Таким пред- ставлялось положение вещей в рамках его парадигмы. Сегодня
США держит курс на нулевой прирост населения.
Так обстоят дела не только в науке и бизнесе, но и в культуре и религии. Снова и снова мы наблюдаем, как религиозные груп- пировки сражаются из-за того, что со стороны кажется пустяками.
Однако если бы вы могли войти в рамки парадигмы этих людей, вы бы увидели перед собой острейшую проблему, которая затра- гивает основы вашей веры.
Речь идет не только о том, что мы оцениваем по достоинству в настоящее время. Как часто нам приходится читать про забавные и в то же время обескураживающие попытки авторитетных ученых и специалистов прошлого предугадать облик нынешнего мира:
*
Надер , Ральф (Nader, Ralph), родился в 1934 г. — американский адвокат, защитник прав потребителей. Бичевал корпоративную мораль, организовал большое количество кампаний по защите прав потребителей. Изучив осо- бенности конструкции автомобилей (в чем ему помог один «изменник» из
General Motors ), Надер пришел к выводу, что их производители озабочены дизайном, мощностью, стоимостью, но только не безопасностью тех, кто на них ездит. В 1965-м он опубликовал книгу о коварстве автопроизводи- телей «Опасно на любой скорости» (Unsafe at Any Speed). — Прим. пер.
Глава 7. Что такое эффект парадигмы?
77
«Фонограф... не представляет никакой коммерческой ценнос-
ти», — так в 1880 г. оценил собственное изобретение Томас
Эдисон в беседе со своим ассистентом Сэмюэлем Инсуллом .
«Полеты на аппаратах тяжелее воздуха невозможны», — писал астроном Саймон Ньюком в одной из своих статей в 1902 г.
«Благоразумные и ответственные женщины не хотят голосо-
вать», — Гровер Кливленд , 1905 г.
«Бессмысленно мечтать, что... автомобили вытеснят железные
дороги в перевозке пассажиров на дальние расстояния», — Аме- риканский дорожный конгресс , 1913 г.
«Едва ли человек когда-нибудь сможет использовать энергию
атома», — Роберт Милликан , лауреат Нобелевской премии по физике, 1920 г.
«Бейб Рут совершил большую ошибку, когда ушел из питче-
ров», — Трис Спикер , 1921 г.
«Кому захочется слушать актерскую болтовню?» — Гарри Уор- нер , Warner Brothers Pictures , 1927 г.
«Полагаю, чтобы удовлетворить спрос на компьютеры на ми-
ровом рынке, хватит пяти штук», — Томас Уотсон , председатель
IBM , 1943 г.
«Похоже, что Соединенным Штатам не удастся высадиться на
Луну в 1970-е годы в сроки, установленные мистером Кенне-
ди», — New Scientist, 30 апреля 1964 г.
«Нет никакого смысла каждому обзаводиться собственным ком-
пьютером», — Кен Олсен , президент Digital Equipment Corporation,
1977 г.
Обратите внимание, что среди людей, дающих подобные про- гнозы, нет глупцов или тех, кто пытается ввести других в заблуж- дение. Все они — специалисты в своей области. Но теперь, пони- мая, что такое эффект парадигмы, вы знаете, что они просто не могли видеть того, что не укладывалось в их парадигму.
Трис Спикер , знаменитый бэттер, избранный в Галерею славы, видел в Бейбе Руте прежде всего питчера и не мог воспринимать
ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ
78
его иначе. Чтобы успешно играть, Трис должен был отбивать мя- чи, поданные Бейбом. Он не принимал во внимание умение Бейба бить по мячу. Поэтому он считал, что решение сделать Рута правым полевым игроком было ошибкой.
Даже Томас Эдисон был не в состоянии увидеть огромный по- тенциал собственного изобретения, поскольку не представлял границы и возможности новой парадигмы звукозаписи.
Этот список, который можно продолжать бесконечно, говорит о двух моментах: о том, как сильно парадигмы ограничивают на- ше видение мира, делая его однобоким, и о том, как заблуждают- ся специалисты, оказываясь в такой ловушке.
Теперь я понимаю, что главное для эффективного изучения будущего — знать, в какой мере наши парадигмы влияют на вос- приятие окружающего мира.
Наряду со многими сферами бизнеса и образования эффект парадигмы наблюдается в лингвистике, антропологии, когнитивной психологии.
В этом смысле книга Куна имеет особое значение, поскольку в ней идет речь об авангарде научного сообщества. Он показывает, что даже ученые подвержены мощному воздействию парадигм.
У них нет никакого иммунитета против такого воздействия на их восприятие!
Таким образом, парадигма подобна обоюдоострому мечу. Если повернуть меч «правильной» стороной, он разрезает мир на отде- льные пласты информации и дает исполнителю парадигмы воз- можность тщательно разглядеть их.
Случалось ли вам оказываться в ситуации, когда собеседник, выслушав ваши объяснения, говорит: «С чего ты это взял?» Вы отвечаете: «Но это же очевидно». Однако он изумляется вашему восприятию. Такова сила парадигмы, которая позволяет вам уви- деть то, что не очевидно для тех, кто ей не обучен.
Мой школьный приятель, который теперь работает рентгено- логом в Mayo Clinic, рассказывал мне о том, как его обучали читать рентгеновские снимки в медицинской школе. Поначалу ему каза- лось, что они не несут никакой информации. Но в один прекрас- ный день все стало понятным. Внезапно картина прояснилась! Это говорит о том, что он освоил парадигму чтения рентгеновских снимков.