Файл: Курсовая р а б о т а на тему Международный валютный фонд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фонда.

В соответствие с Бреттон-Вудским соглашением страна-участница должна была внести в уставной капитал Фонда 25% квоты золотом или долларами США или 10% ее официальных золотовалютных резервов, а остальную часть - в собственных денежных единицах.

Ямайское соглашение освободило страны от необходимости взноса в золоте. Теперь бывшая «золотая доля» подписки на капитал МВФ оплачивается страной-членом в резервных активах, которыми являются

«специальные права заимствования» и свободно конвертируемые валюты других стран-членов, избранные Фондом при условии согласия этих стран. Такая доля в принципе может быть и меньше 25%. Точное соотношение между взносами стран в капитал МВФ в резервных активах и национальных валютах определяется Советом управляющих. Однако, как следует из Устава, он не имеет права устанавливать величину оплаты в резервных активах в размере, превышающем 25% квоты страны-участницы. Подобная практика используется и при увеличении размеров квот. Часть взноса в национальной валюте, которая не нужна МВФ для текущих операций, производится

страной-членом в форме необращающихся беспроцентных обязательств, оплачиваемых по требованию Фонда исходя из их номинальной стоимости. Все средства в национальных валютах, переданные Фонду в счет подписки на капитал МВФ, находятся в центральных банках соответствующих стран- членов.

Согласно уставу МВФ, пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. В результате повышения размеров квот и увеличения числа стран-членов капитал МВФ возрос с 7,7 млрд. в 1947г. до 212 млрд. СДР (297 млрд. дол.) после последнего пересмотра квот в 1999 году.
Таблица 1.3.

Эволюция квот стран – крупнейших доноров МВФ (млрд. СДР.)





1978-1979

1980-1982

1983-1991

1992-1998

1999 – 2007

США

8,410

12,610

17,920

26,530

37,149

Великобритания

2,925

4,388

6,194

7,415

10,738

ФРГ

2,156

3,234

5,404

8,242

13,008

Франция

1,919

2,879

4,483

7,415

10,738

Япония

1,659

2,489

4,223

8,242

13,312


Источник: Бесланеева Д.А. Роль Международного валютного фонда в финансовой системе мира. Сборник: Молодые экономисты - будущему России сборник научных трудов по материалам VII Международной научно- практической конференции студентов и молодых ученых. ФГАОУ ВПО

«Северо-Кавказский федеральный университет». 2015. С. 88-91.
Изменение размера квот определяет степень влияния страны на деятельность МВФ, поэтому общий пересмотр квот для ведущих стран сопровождался изменением их места в иерархии стран-членов МВФ.

Таким образом, в результате пересмотра квот произошло заметное перераспределение сил среди пяти ведущих стран – членов, имеющих наибольшие квоты.

С каждым пересмотром происходит усиление позиций Японии и ФРГ, которые в результате вышли на второе и третье место, в то время как Великобритания и Франция переместились на четвертое со второго и третьего соответственно.

Однако в целом увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема международных платежей по текущим операциям. На сегодняшний день вопрос о пересмотре квот и соответственно количества голосов, которыми располагает страна при голосовании в Фонде один из самых острых вопросов в повестке дня о реформировании деятельности МВФ в соответствии с изменившейся расстановкой сил в мировой экономике.

Несмотря на то что современный капитал МВФ имеет внушительные размеры, реально для предоставления кредитов странам-членам задействуется не весь капитал МВФ, а только сравнительно ограниченный круг валют, включаемых руководством Фонда в квартальный операционный бюджет. Это - валюты государств-членов, состояние платежных балансов и международных резервов которых признается Фондом достаточно прочным. Список используемых для кредитных сделок валют постоянно пересматривается по мере изменения ситуации в странах - эмитентах этих валют. Основу ресурсов операционного бюджета составляют средства в валютах, которые МВФ относит к числу так называемых «свободно используемых

валют» настоящее время - доллар США, японская иена,

евро, английский фунт стерлингов). Поэтому для пополнения своих ресурсов МВФ использует заемные средства.

В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в "группу десяти", или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Франция, Шведский государственный банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (Gеnеrаl Arrаngеmеnts tо Bоrrоw) вступившие в силу с 24 октября 1962г. В 1964г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984г. участвует в полном объеме).

ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на постоянно возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. дол). Фонд использует эти средства только случаях, когда необходимо «предотвратить или устранить расстройство международной валютной системы». Т.е. кредиты, получаемые странами по линии ГСЗ, не должны служить регулярным источником для покрытия длительных дефицитов платежных балансов, вызванных дефицитом торгового баланса, правительственными расходами заграницей и другими платежами по текущим операциям.

ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, а затем стали продлеваться каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983г. участники ГСЗ договорились увеличить лимиты кредита до 17 млрд. СДР (около 24 млрд. дол.). С этими соглашениями связана также достигнутая в 1983г. договоренность с Саудовской Аравией о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд. СДР (2,1 млрд. дол.).

В июле 1998г. страны - участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6,3 млрд. СДР (около 8,3 млрд. дол.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случай, когда такие средства получила страна, не являющаяся участницей ГСЗ. В 1978 г. Фонд использовал средства ГСЗ для финансирования изъятия резервной доли США. Всего ресурсы ГСЗ использовались десять раз.

Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к источникам заемных средств, привлекаемых не только в рамках многостороннего механизма, но и на двусторонней основе. Фонд получал займы у казначейств или центральных банков Австралии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Финляндии, Саудовской Аравии, Швейцарии и Японии, а также у Банка международных расчетов (Базель). К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет ему такую возможность.


В середине 1990-х гг. в связи с резко возросшей потребностью в ресурсах, для противодействия дальнейшему распространению мексиканского финансового кризиса, который к тому моменту охватил Аргентину и Бразилию, «Группа семи» промышленно развитых государств предложила в июне 1995г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный потенциал в рамках ГСЗ. В итоге последовавших за этим переговоров и обсуждений Исполнительный совет МВФ 27 января 1997г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (Nеw Arrаngеmеnts tо Bоrrоw), участниками которых стали уже 25 государств или центральных банков. Кроме стран и участников ГСЗ в НСЗ вошли: Австралия, Австрия, Валютное агентство Гонконга, Дания, Испания, Кувейт, Люксембург, Малайзия, Сингапур, Сверигс Риксбанк, Таиланд, Финляндия, Южная Корея. Такое количество участников НСЗ отражает меняющийся характер мировой

экономики.

17 ноября 1998г. они вступили в силу. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. дол.) в случае «когда это будет необходимо для предупреждения или борьбы с нарушениями мировой валютной системы или урегулирования исключительной ситуации, угрожающей стабильности системы».

Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. При возникновении необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами НСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника такого рода ресурсов.

НСЗ продлевается каждые пять лет, средства этой кредитной линии могут использоваться как участниками НСЗ, так и другими странами членами МВФ. НСЗ предусматривает возможность присоединения других стран к данному механизму с согласия МВФ и участников. Участники НСЗ проводят свои совещания ежегодно во время сессии Совета управляющих МВФ для обсуждения вопросов функционирования механизма, макроэкономического развития, состояния денежных рынков и др. вопросов, которые влияют на стабильность мировой финансовой системы.

В зависимости от того, какие средства - собственные или заемные - использует Фонд для выдачи кредитов, в его кредитной деятельности используются два понятия:


  1. сделка (trаnsасtiоn) - предоставление валютных средств странам из собственных ресурсов;

  2. операция (ореrаtiоn) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные операции и сделки только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку (рurсhаsе), или иначе заимствование (drаwing), иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей собственной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.


Наименование механизма

Сущность механизма

Резервная доля

Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения

«золотой долей», а с 1978г. – «резервной долей» (Rеsеrvе Trаnсhе).

Если наличие валюты данной страны на счете общих ресурсов




меньше ее квоты, то разница образует резервную позицию или позицию по резервной доле. Государство может в любой момент произвести покупку в рамках своей резервной доли. Единственным условием для такой покупки является наличие у страны потребности в финансировании платежного баланса. Они

не облагаются сборами и Фонд не требует последующего выкупа.

Механизм кредитных долей

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре "кредитные доли", или транша (Crеdit Trаnсhеs), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во- первых, сумма валюты полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке).

Договоренности о резервных кредитах (кредитах «стэнд- бай»)с 1952г.

Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой, фактически, открытие кредитной линии.

Механизм расширенного кредитования

В 1974 г. резервная и кредитные доли были дополнены механизмом расширенного кредитования, МРК (Eхtеndеd Fund Fасilitу, EFF). Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных кредитных долей. Срок расширенного финансирования составляет обычно три года и может быть продлен еще на один год.