Файл: Анализ экономических показателей коммерческой деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, в 2018 году выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг увеличилась на 55,9%, а в 2019 году увеличение составило 23,6%. Себестоимость продукции в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 36,2%, а в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 21,3%.

Из таблицы 2 следует, что по всем показателям за период с 2017 по 2019 гг. наблюдается повышение.

Валовая прибыль в 2018 году увеличилась на 177,6% и на 30,7% в 2019 году, прибыль от продаж на 118,2% и 33%, чистая прибыль на 262,3% и 9,2% – соответственно.

2.2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Металл Кровля»

Рассмотрена сбытовая политика ООО «Металл Кровля». Функции по сбыту возложены на товароведа. Целью деятельности сбытовой политики является обеспечение формирования спроса и стимулирования продаж путем оперативного регулирования продаж.

Функции сбытовой политики ООО «Металл Кровля» представлены на рисунке 1.

Функции в области сбытовой политики

Заключение договоров с покупателями

Учет и контроль выполнения договоров

Выработка новых конкурентоспособных идей и их реализация

Сбор информации

Определение каналов сбыта

Прямой сбыт

Работа с посредниками

Предприятия

Рисунок 1. Функции сбытовой политики ООО «Металл Кровля»

Одним из основных принципов развития продаж должно стать наибольшее удовлетворение запросов потребителей, так как это продиктовано современными требованиями рынка.

Одним из наиболее важных моментов является ценовая политика предприятия ООО «Металл Кровля». Прейскурантная цена ООО «Металл Кровля» определяется в зависимости от конъюнктуры местного рынка. Данная цена должна отображать рыночную цену на продукцию ООО «Металл Кровля» в регионе.

Доставку продукции до складов ООО «Металл Кровля» осуществляет транспортная служба предприятия с включением затрат в цену продукции.

Управление товарными запасами начинается с их учета. Учет товарных запасов налажен в стоимостном выражении, и в физическом выражении – в массах. Текущие товарные запасы определяются исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учета за последующий период.

Персонал ООО «Металл Кровля» имеет высокую квалификацию и при выполнении технологических операций, связанных с оформлением заявок затрачивается немного труда и времени.


Отдел сбыта разрабатывает и реализует маркетинговую политику предприятия. При этом отдел сбыта отслеживают состояние внешней среды.

Предприятию ООО «Металл Кровля» необходимо тщательно контролировать полноту и стабильность ассортимента продукции, необходимо формирование оптимального ассортимента в соответствии со спросом. Широта и глубина ассортимента во многом зависят от квалификации работников отдела сбыта, который должен располагать обширной информацией о спросе, источниках возможного поступления продукции для продажи, ценах на металлопродукцию и другой коммерческой информации.

ООО «Металл Кровля» в процессе стимулирования сбыта решает целый ряд проблем: изучает обстановку, которая образовалась на товарном рынке; устанавливает объем спроса и предложения на металлопродукцию; проводит отбор и сортировку производимой продукции; осуществляет всевозможные действия по принятию, хранению, маркировке продукции, разрабатывает ценовую политику; дает консультационные, рекламные, информационные и другие услуги. Задачи сбытовой деятельности различны в зависимости от сезона года: зимой мероприятия по стимулированию сбыта больше носят напоминающий характер, а в остальные сезоны года – увещевательный. Это происходит из–за сезонного изменения спроса на продукцию, так зимой спрос всегда резко падает – приходится напоминать о себе на рынке потребителей.

ООО «Металл Кровля» уделяет пристальное внимание организации и совершенствованию политики стимулирования сбыта, так как от этого напрямую зависит прибыль предприятия. Перед отделом организации продвижения товаров стоит задача выбора и применения наиболее эффективных методов управления инструментами стимулирования сбыта.

Значение стимулирования покупателей в ООО «Металл Кровля» подтверждается высокими темпами роста затрат на эту часть маркетинговых коммуникаций, а также на мероприятия, использующие прямой маркетинг.

Рост краткосрочных кредитов и займов сыграл немаловажную роль в росте заемного капитала. Руководство продажами ООО «Металл Кровля» прежде всего, заключается в прописывании условий договоров поставки, то есть, напрямую реализация продукта и бывает, что включает его транспортировку. Отдел сбыта обычно подписывает договора на доставку и транспортировку продукции.

Данное положение рынка дает возможность в настоящий момент увеличить спрос над предложением в 2,51 раз, что дает возможность ООО «Металл Кровля» сбывать всю продукцию без каких–либо дополнительных маркетинговых усилий.


Для того чтобы проанализировать объем сбыта на предприятии необходимо рассмотреть товарооборот предприятия.

Для анализа динамики розничного товарооборота ООО «Металл Кровля» воспользуемся данными объема товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах и аналогичный показатель в сопоставимых ценах (таблица 3).

Таблица 3

Динамика розничного товарооборота
ООО «Металл Кровля» 2017–2019 гг., тыс. руб.

Показатели

2017

2018

2019

Фактический товарооборот:

– в действующих ценах

41772

47643

55870

– в сопоставимых ценах

41772

45342

52234

Разница между товарооборотом в действующих ценах и в сопоставимых ценах

2301

3636

Анализируя данные таблицы 3 с уверенностью можно сказать, что в целом в ООО «Металл Кровля» наблюдается устойчивый рост розничного товарооборота. Эта положительная тенденция говорит об успешной работе ООО «Металл Кровля». Увеличение объема розничного товарооборота предприятия способствует снижению уровня издержек обращения, росту прибыли, устойчивости финансового состояния ООО «Металл Кровля». Относительное отклонение динамики розничного товарооборота представлено в таблице 4.

Таблица 4

Относительные показатели развития розничного товарооборота
ООО «Металл Кровля» за 2017–2019 гг., тыс. руб.

Фактический товарооборот

Относитель-ное отклонение 2017/2018

Динамика роста товарооборота

2017/2018(%)

Относитель-ное отклонение 2018/2019

Динамика роста товарооборот 2018/2019 (%)

– в действующих ценах

5871

14

8227

17

– в сопоставимых ценах

45342

8

6892

15

Исходя из анализа данных таблицы 4 очевидно, что происходит увеличение объема розничного товарооборота. Фактический товарооборот изменился в большую сторону с 41772 тыс. руб. в 2017 г. до 55870 тыс. руб. в 2019 г. Также наблюдается рост динамики роста товарооборота с 14% до 17%.

Это произошло в результате влияния двух факторов. Во–первых, возросло количество реализованной продукции предприятия, т.е. физический объем розничного товарооборота.

Во–вторых, наблюдается прямая взаимосвязь между увеличением товарооборота и ростом цен на реализуемую продукцию предприятия. Необходимо отметить, что наибольший скачок цен произошел в 2019 г., так разница между товарооборотом в действующих ценах и в сопоставимых ценах составила 3636 тыс. руб. Данные розничного товарооборота ООО «Металл Кровля» в поквартальном разрезе в действующих ценах приведены в таблице 5.


Таблица 5

Анализ розничного товарооборота ООО «Металл Кровля» в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2018–2019 г.г.

Кварталы

2018 год

2019 год

Отклонение

(–), (+)

тыс. руб.

Темп роста,

(%)

Сумма,

тыс.руб.

Удель-ный вес, %

Сумма,

тыс.руб.

Удель-ный вес, %

I квартал

8800

19

9163

17

+ 363

104

II квартал

10927

23

12494

23

+ 1567

114

III квартал

12967

27

13660

24

+ 693

106

IV квартал

15057

31

20546

36

+ 5489

136

Итого

47643

100

55870

100

+ 8227

117

При анализе данных таблицы 5 было выявлено, что за два года розничный товарооборот ООО «Металл Кровля» распределялся по кварталам неравномерно. Неритмичное развитие товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота.

Так в 2018 г. наибольший удельный вес (31%), в годовом товарообороте ООО «Металл Кровля», занимает оборот четвертого квартала. Сумма этого показателя составляет 15057 тыс. руб. В 2019 г., лидирующую долю (36%) также занимает оборот четвертого квартала, что соответствует 20546 тыс. руб. Следует отметить, что менее напряженным и в 2017 г., и в 2018 г. был первый квартал.

Увеличивая свои темпы роста, наибольшего значения (136%) товарооборот достигает в четвёртом квартале, что составило 5489 тыс. руб. Первый и третий квартал по своим значениям не сильно изменялись, однако следует подчеркнуть, что во втором квартале наблюдается значительное повышение темпов розничного товарооборота. Этот показатель составляет 1567 тыс. руб. Анализируя данные таблицы замечено, что средний темп роста розничного товарооборота ООО «Металл Кровля» соответствует 117%.

В 2019 году снизилась как результативность управления реализацией продукции, так и общая результативность сбытовой деятельности. Так как на первом этапе выявления факторов, снижающих эффективность сбытовой политики ООО «Металл Кровля» выяснилось, что элементы «планирование» и «контроль» сбытовой политики неэффективны из–за маркетинговой составляющей, проведена её отдельная экспертная оценка. Автором были привлечены в качестве экспертов те же 6 сотрудников службы сбыта ООО «Металл Кровля», которые проводили предыдущую экспертизу. Эксперты оценивали каждый индикатор согласно той же шкалы. Усреднённые данные оценки экспертов приведены в таблице 6.


Таблица 6

Уровень системы поддержки маркетинга ООО «Металл Кровля»

Элементы системы

Параметры

Индикаторы

Экспертная оценка, в баллах

Организации маркетинговой деятельности

Кадровое обеспечение

Достаточность персонала

1

Качество персонала

4

Организация работы

Документирование маркетинговой деятельности

3

Стандартизация маркетинговой деятельности

1

Стандартизация работы персонала

1

Рекламная деятельность

Рекламная политика

Разработка программ рекламной деятельности:

По телевидению

3

По радио

4

Печатная реклама

4

Оценка эффективности рекламоносителей

4

Паблик рилейшнз

Связи предприятия с общественностью

3

Пропаганда предприятия в средствах массовой информации

4

Спонсорство

3

Формирование у персонала ответственности и заинтересованности в делах предприятия

4

Продвижение продукции на рынок

Стимулирование сбыта

Планирование сбыта в разрезе товарного ассортимента

1

Разработка программ стимулирования сбыта

4

Стимулирование покупателей

3

Стимулирование персонала

4

Стимулирование посредников

3

Оценка эффективности методов стимулирования

4

Конкурентоспособность продукции

3

Общая оценка системы

3,1

Согласно таблице 6, уровень системы поддержки маркетинговой составляющей сбытовой политики ООО «Металл Кровля» находится на невысоком уровне.

Так как маркетинговая составляющая коммерческой деятельности ООО «Металл Кровля» находится на невысоком уровне развития, поведён углубленный анализ маркетинговой деятельности для выявления недостатков, снижающих её эффективность в частности и сбытовой политики предприятия в общем.

На рисунке 2 наглядно показаны уровни выполнения всех функций маркетинговой составляющей сбытовой политики по мнению экспертов – работников службы сбыта ООО «Металл Кровля».