Файл: «Особенности коммерческой деятельности в сфере розничной торговли».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Павильоны. Это мелкие торговые точки, с площадью торгового зала до 20 кв. м. Реализация товаров в таких магазинах ведется через прилавок или через окно, как вариант. Преобладает ограниченный ассортимент, большую доля имеет быстро оборачиваемая продукция повышенного спроса и известных марок. Павильоны в основном имеют продовольственную специализацию и расположены на проходимых местах.

6. Киоски. Это торговые точки без торгового зала, с небольшой площадью, используемой под складское помещение. Продажи ведутся только через окно. Основную долю товарооборота занимают товары импульсивного спроса, такие как сигареты и напитки. Могут иметь продовольственную специализацию, непродовольственную, смешанного типа или киоски, специализированные на печатной продукции – первая полоса. Закупка товара в таких розничных торговых предприятиях в основном производится самостоятельно.

В зависимости от формы обслуживания покупателей различают следующие типы розничных торговых предприятий:

1. Прилавочные торговые точки. К ним относятся универмаги, павильоны, традиционные магазины и киоски. В таких форматах магазинов товар выкладывается на витрине, доступ покупателям к товару в данном случае ограничен. Реализация товаров происходит через кассу в отделе или через общую кассу на выходе из магазина. Такой формат магазинов постепенно вымирает в первую очередь в крупных городах по нескольким причинам:

– покупатель не получает права выбора, т.к. в магазинах предоставлен ограниченный ассортимент товаров;

– такие торговые точки ассоциируются с низким качеством обслуживания, к которому население крупных мегаполисов старается не привыкать;

– политика высоких цен преобладает на данных торговых точках, что является не конкурентоспособным признаком среди хотя бы супермаркетов. Объясняется данный факт малыми размерами поставок товаров, что может быть интересно поставщикам только при максимально высокой наценке;

– в связи с естественными процессами старения уменьшается доля населения, которой здесь психологически комфортно покупать.

Однако прилавочные торговые точки имеют одно важное преимущество, т.к. они являются магазинами быстрой покупки, что наглядно демонстрируют процветающие киоски возле станций метро и это их ресурс для выживания.

2. Магазины самообслуживания. К данному типу магазинов относятся гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты, cash & carry. Основной принцип работы таких розничных торговых предприятий – дать покупателю возможность самостоятельно выбрать товар, т.е. предоставить покупателю доступ к товару, за исключением товаров высокого цепового сегмента. Продажи ведутся через кассовые узлы. Существенная часть покупок в таких магазинах является незапланированной, что требует от владельцев наличия широкой ассортиментной матрицы и, следовательно, больших площадей и оборотных средств, что приводит к широкому распространению сетевых супермаркетов.


В зависимости от цеповой политики розничные торговые предприятия подразделяют па следующие типы:

1. Дискаунтеры. Такие магазины позиционируют себя как магазины эконом-класса. Их основное отличие – политика низких цеп, торговая наценка в данных торговых точках не выше 20% или меньше средней по региону. Торговые залы данных магазинов оформлены достаточно просто, в связи с экономией на торговом оборудовании и примитивной выкладке товаров. В таких магазинах представлен ограниченный ассортимент.

Дискаунтеры в свою очередь делятся на жесткие и мягкие. Жесткий дискаунтер имеет сравнительно небольшую площадь для супермаркета, около 800 кв. м., а ассортимент порядка 1000 позиций. Основную долю ассортимента занимают товар постоянного спроса.

Мягкий дискаунтер. Основной недостаток жестких дискаунтеров – это тесные помещения, длинные очереди на кассах, маленький выбор товаров, низкий уровень оформления торгового зала. Естественно такие магазины посещают покупатели с недостаточно высоким уровнем дохода. Однако потребители с доходом, приближающимся к среднему и выше тоже любят экономить, такую возможность им преподносят мягкие дискаунтеры. В таких магазинах более широкий выбор ассортимента, порядка 2000 товарных позиций, не роскошный, но вполне прилично оформленный торговый зал.

Встречается еще один тип дискаунтеров – убийца. Такие торговые точки имеют ограниченный ассортимент товаров с чрезвычайно низкой наценкой. Когда такой «убийца» появляется на рынке, то продажи пересекающихся товаров у конкурентов моментально снижаются на минимальный уровень.

2. Масс-марксты. Это магазины, основным принципом которых является соотношение качественных товаров разумным цепам. На данный момент к ним относится большинство действующих супермаркетов.

3. Магазины премиум класса. Такие магазины реализуют высококачественную, эксклюзивную и дорогую продукцию, по их заявлениям. Впрочем, это совсем не мешает устанавливать огромную наценку и на обычные товары. Данные розничные торговые предприятия могут иметь абсолютно разную специфику, но в любом случае они будут позиционироваться как магазины для состоятельных людей, с высоким уровнем доходов. Располагаются такие магазины в основном на центральных, престижных улицах и в дорогих районах. Наиболее распространенные виды – супермаркеты и бутики.

Однако, стоит сказать, что данная классификация применима лишь к крупным и сетевым торговым точкам. В традиционной рознице ценообразование не системное, с высокой наценкой. Исключение составляют лишь торговые точки, позиционирующиеся как оптовые.


В зависимости от типа канала сбыта розничные торговые предприятия делятся на:

1. Сетевые (организованные). Торговые точки, входящие в сеть, имеют ряд определенных признаков:

– централизованное управление, осуществляемое из центрального офиса сети;

– низкий уровень полномочий администрации торговой точки (к их полномочиям обычно относится формирование заказов согласно потребностям торговой точки, а также поддержание внутренней торговой дисциплины);

– централизованное снабжение (единый договор поставки с поставщиком на все торговые точки)

– единая ассортиментная матрица товаров, одинаковые принципы выкладки товаров и единая ценовая политика;

– единый дизайн торгового зала, одинаковая представленность магазинов, узнаваемость торговых точек сети;

– регламентированные, долговременные и партнерские отношения с поставщиками и производителями;

Сетью называются торговые предприятия, в состав которых входит не менее трех торговых точек (но в некоторых компаниях встречается иной подход).

Ни формат магазинов, ни одинаковая вывеска, ни принадлежность одному юридическому лицу не являются характерными признаками сети. Многие сети состоят из абсолютно разных торговых точек, совершенно разных по типу: от мелких магазинов со съемным помещением до крупных гипермаркетов. Встречаются торговые сети, в состав которых входят магазины с разными названиями. Наконец, при франчайзинге магазины сети могут принадлежать нескольким десяткам хозяев.

2. Независимые розничные магазины. Это торговые точки всех типов, от киосков до супермаркетов, не обладающие вышеперечисленными признаками.

3. Оптовые торговые точки. Работаю как с юридическими лицами, так и с физическими. Данные торговые точки реализуют товары мелкими партиями, обычно от одной упаковки, но более низкой цене, чем в розничных магазинах. Такие торговые предприятия могут иметь различные форматы, ассортимент и специализацию. Обычно такие магазины представлены в формате cash & carry, оптовый киоск на рынке, оптовая база и т д. При выборе поставщика руководствуются минимальной входной ценой.

По типу здания и особенностям его объемно-планировочного решения розничные торговые предприятия подразделяются на: одноэтажные; многоэтажные; с подвальным помещением; без подвального помещения.

Грамотно организованная деятельность коммерции с учетом всех особенностей розничной торговли способствует росту товарооборота, удовлетворению покупательского спроса и успешной деятельностью предприятия. Основными принципами организации коммерческой деятельности является комплексный подход в управлении и согласованность между подразделениями, а также обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия.


Выводы

Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса, с помощью комфортного торгового обслуживания. Данная цель является в равной степени важной для всех задействованных в осуществлении сделок купли-продажи па рынке товаров и услуг.

Коммерция на торговом предприятии должна основываться па постоянном исследовании рынка товаров: аналитика рыночных процессов, изучение спроса и предложения на товары, рассмотрение всех возможных стратегий развития рынка. На первом месте в коммерции стоит задача по оценке рыночного окружения: состояние реальной конъюнктуры рынков, доскональное изучение конкурентов, определение коммерческих условий конкурентов. На втором месте стоит задача по определению структуры спроса и предложения, возможность их сочетания и выявления лучшего предложения. На третьем месте – задача организации процессов коммерческой деятельности, а также разработка альтернативных решений по исследуемым объектам.

2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕТР»)

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «МЕТР»

Общество с ограниченной ответственностью «МЕТР» было создано в г. Иркутске, 29 ноября 2012 года. Начинало своё существование с супермаркета, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Трактовая, 18Б, где и располагается до сих пор. На данный момент предприятие насчитывает 4 супермаркета, из которых: 3 находится в г. Иркутске и 1 расположен в Иркутском районе, с. Хомутово. Большинство магазинов располагается в крупных торговых центрах, но есть и отдельно стоящие здания на главных трассах.

Ассортимент товаров насчитывает около 15 000 наименований товаров в следующих группах: сезонные товары; посуда; интерьер, текстиль; автотовары, инструменты, скобяные изделия, мебельная фурнитура; строительные материалы; сантехника; лаки, краски, обои, клеи, ковры; хозяйственные товары; свет, инсталляция, электротовары.


А также предприятие оказывает услуги: по доставке приобретенного товара покупателям; по установке приобретенных товаров.

Рассматриваемая торговая точка находится по адресу: г. Иркутск, ул. Сергеева, 3, в здании ТЦ «Mega Home». Режим работы магазина: ежедневно с 09.00 до 20.00. ООО «МЕТР» зарегистрировано по адресу: г Иркутск, ул. Лапина, 14Б – 10. Организации присвоен ИНН 3808226759, КПП 380801001, ОГРН 1123850045120. Генеральный директор Гусейнова Марина Олеговна.

Относительно всех магазинов розничной сети «МЕТР», рассматриваемый магазин считается достаточно небольшим – 3 046 квадратных метров торговой площади. Как и большинство магазинов сети, он находится в непосредственной близости к остановкам общественного транспорта, в районе концентрации торговых центров различной направленности. Основной поток покупателей – люди, с разным уровнем дохода. Расположен магазин на 1 этаже торгового комплекса.

Зона разгрузки и приемки товаров выделена в отдельную зону. Важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети является рациональное размещение магазинов на территории города. Большинство магазинов «МЕТР» расположены в г. Иркутске, поэтому следует учитывать следующие факторы:

1. Экономический. Розничная есть «МЕТР» стабильно развивается на территории г. Иркутска. На сегодняшний день открыто 3 магазина в разных районах города, каждый из них находится в шаговой доступности от остановок общественного транспорта.

2. Градостроительный. Рассматриваемый нами магазин расположен в Свердловском районе, вокруг магазина находится несколько спальных микрорайонов с общим населением более 70 000 человек.

3. Транспортный. Магазин «МЕТР» расположен на некотором удалении от остановки общественного транспорта, но общее время пути от ООТ до магазина занимает не более 5 мин. Магазин имеет удобный подъезд к своей территории.

4. Социальный. Магазин «МЕТР» включает в себя все необходимые товары для дома и оформления интерьера. Реализует широкий ассортимент многих товарных групп на одной торговой площади, что создаст удобство для потребителя. Магазин «МЕТР» имеет формат обслуживания покупателей DIY, это аббревиатура известного английского выражения Do It Yourself, т.е. «Сделай это сам». Соответственно в данной сети покупатель делает покупки сам, без помощи продавца. Такой формат магазинов очень популярен в наше время.

В рассматриваемом нами магазине работает большое количество сотрудников. Продавцы–консультанты имеют два вида графика: дневной – с 09.00 до 17.00 и вечерний – с 12.00 до 20.00.