Файл: «Особенности коммерческой деятельности в сфере розничной торговли».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности в розничной торговле
1.2. Особенности коммерческой деятельности в розничном торговом предприятии
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕТР»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «МЕТР»
2.2. Коммерческая деятельность предприятия: характеристика и оценка
3. ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МЕТР И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Проблемы организации коммерческой деятельности ООО «МЕТР»
3.2. Пути совершенствования организации коммерческой деятельности ООО «МЕТР»
Оценка показателей конкуренции проведена по пятибалльной шкале: 5 - очень сильное проявление, 4 - сильное, 3 - среднее, 2 - слабое, 1 - очень слабое проявление фактора. Анализ показал, что магазин «МЕТР» имеет высокий уровень конкурентоспособности. Он уступает по уровню цен и по использованию информационных технологий только Leroy Merlin. Для устранения данной проблемы в целях повышения уровня конкурентоспособности предлагается ввести собственный импорт, под собственной маркой для еще большей узнаваемости магазина и расширения низкого ценового диапазона.
Таблица 6
Оценка конкурентоспособности магазина «МЕТР» по ключевым факторам
Степень значимости (доля единицы) |
Показатель |
Оценка в баллах |
|||
МЕТР |
Leroy Merlin |
Роща |
СР «Сергеевский» |
||
0,1 |
Широта и глубина ассортимента |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
Уровень цен |
0,7 |
1 |
0,7 |
0,2 |
0,05 |
Использование информационных технологий |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
0 |
0,025 |
Качество услуг |
0,75 |
0,8 |
0,75 |
0 |
0,2 |
Реклама |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0 |
0,2 |
Доля на рынке |
0,7 |
0,4 |
0,6 |
0,1 |
1 |
Итого |
3,65 |
3,8 |
3,55 |
0,5 |
Розничная есть «Домовой» постоянно меняет свою стратегию и тактику работы, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Непрерывно работает над совершенствованием обслуживания покупателей, над автоматизацией закупочной деятельности, тщательно следит за качеством продаваемой продукции, находится в регулярном поиске новых видов товаров на заграничных рынках. Ведет работу по улучшению коммерческих и логистических условий в договорах с крупными поставщиками, чтобы уменьшить себестоимость товара и установить низкую ценовую политики, необходимую в условиях кризиса покупателю.
Магазин «МЕТР» использует мерчендайзинг, расставляя товары по ценам, группируя по основным потребительским свойствам. Использует в своих магазинах панели настроения для создания атмосферы в торговом зале и ориентирования покупателя.
Выводы
Во второй главе был проведен анализ организации коммерческой деятельности магазина «МЕТР». Ассортимент магазина составляют: сезонные товары, посуда, текстиль, декор, инструменты, автотовары, сантехника, мебель, строительные материалы, хозяйственные товары, лаки, краски, обои, светильники. Численность работников предприятия увеличилась уменьшилась на 3,8%. Торговая площадь предприятия не изменилась. Средняя стоимость оборотных средств выросла на 1%, что указывает на отсутствие капиталовложений со стороны и уменьшения количества покупателей, а также спроса. Применяемый на предприятии режим налогообложения - общая система налогообложения (ОСЬЮ).
В 2019 г. чистая прибыль предприятия составляет 4 027 250 тыс. руб., что на 1% больше, чем в 2018 г. В денежном выражении на 43 тыс. руб. больше, чем в 2018 г.
Все поставщики предприятия находятся на довольно высоком уровне на рынке, поставщики соответствуют многим требованиям данного розничного предприятия. Все договорные условия выполняются своевременно, поставки товара не задерживаются, а месторасположение складов находится на оптимально удаленном расстоянии, что позволяет продолжать договорные и доверительные отношения с данными поставщиками.
Основным конкурентом магазина «МЕТР» является магазин «Роща». Главными плюсами «Роща» является низкий уровень цен, а также месторасположение.
3. ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МЕТР И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Проблемы организации коммерческой деятельности ООО «МЕТР»
Магазин «МЕТР», расположенный по адресу ул. Сергеева, строение 3, имеет сравнительно небольшое складское помещение по отношению к своим торговым площадям, а именно 228 кв. м. при торговой площади 3 046 кв. м. Храпение товарного запаса ограничено пределами складского помещения. Заказы поставщикам и привоз товара занимает около двух недель, на формирование заказа и отправление его поставщику тратиться один день. Заказы оформляются в примитивной таблице Excel и отправляются поставщику по корпоративной почте, учитывая человеческий фактор, поставщик может на сразу заметить письмо с заказом, что в свою очередь увеличивает время ожидания заказа. Поставщик везет свой товар в зависимости от своих логистических возможностей, на что может потратить от 2 дней до нескольких педель, по этой причине многие поставщики везут товар на РЦ, откуда он приезжает на магазины.
Распределительный центр розничной сети ООО «МЕТР» находится в 8 км от рассматриваемого нами магазина. Перемещение товара с РЦ может занимать несколько суток, что вызывает появление дефицита товара на полках торгового пространства. Распределительный центр не может мгновенно ответить на запрос магазина и отправить товар по ряду объективных причин:
– РЦ занимается приемкой товара по количеству и качеству;
– РЦ расформировывает большие оптовые поставки па мелкие партии, согласно потребностям розничных магазинов;
– РЦ распределяет остатки товара па длительное хранение по территории склада;
– РЦ отправляет мелкие партии товара в магазины согласно логистической загруженности;
– РЦ проводит каждые 2 месяца инвентаризацию товара;
– РЦ работает с поставщиками по бракованному товару.
В условиях многозадачности с ограниченной численностью работников, распределительный центр не успевает вовремя отреагировать на запросы магазинов, в виду чего возникает одна из главных проблем коммерческой деятельности. Пустые полки – отсутствие продаж.
В современных рыночных условиях покупатель привык к избытку выбора товаров, отсутствие товара на полке делает магазин «МЕТР» менее конкурентоспособным. В операционной системе магазина установлены квоты по товарным группам, которые рассчитаны от количества торгового оборудовать, чтобы избежать нехватки места или дефицита товара на полке. Квотой, в розничном торговом предприятии ООО «МЕТР» называется количество номенклатур (SKU) в активной матрице (в ассортименте). В операционной системе можно выгрузить OLAP-отчет, который показывает дефицит и профицит товара на дату.
Рассматривая товарооборот отчетного года к предыдущему в таблице 9 видно, что прирост существует, но не значительный 1%. Обращая внимание на рост инфляции за последние несколько лет, можно сделать вывод, что в магазине «МЕТР» потребители стали реже совершать покупки. Исполнитель услуги обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям потребителей и функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи. Требования торговли предусматривают:
– комфортность и удобство покупателей при свершении покупок, включая удобное размещение товаров в торговом зале, входов и выходов, секции, торгового оборудования, расположение кассовых аппаратов, и даже ширину проходов;
– гигиенические требования к уровню освещенности, шума, запыленности, температуры в торговом зале;
– доступность информации для покупателя (ценники хорошо пропечатаны, информация на высоком оборудование напечатана увеличенным шрифтом);
– стилевое единство торгового пространства.
В магазине «МЕТР», расположенном на первом этаже, не хватает освещенности, нет единого стиля в оформлении магазина. Создастся впечатление не аккуратной выкладки товара из-за многочисленного количества красок в оформлении торгового пространства. Не хватает точечного освещения, которое может акцептировать внимание на проводимых акциях. Это еще одна проблема коммерческой деятельности на розничном торговом предприятии ООО «МЕТР», проблема атмосферы в магазине, которая уменьшает покупательский поток, что приводит к минимальному росту товарооборота.
В магазине «МЕТР» существует проблема соответствия цены и качества. Товары среднего качества имеют высокие цены, поэтому покупатель отдаст предпочтение низкому ценовому сегменту и высокому. Средний ценовой сегмент проседает в продажах именно по соотношению цены и качества товара. Данная проблема встречается во многих магазинах, но решение ее даст приоритеты в конкурентной борьбе. А также проблема углубленного ассортимента в некоторых товарных группах, что пугает покупателя. Выбрать одну краску из 1000 наименований представляется невозможным без консультации специалиста. Магазин «МЕТР» является форматом DIY, где покупатель должен приобрести товар сам, без участия продавца.
3.2. Пути совершенствования организации коммерческой деятельности ООО «МЕТР»
Проанализировав организацию коммерческой деятельности на розничном торговом предприятии ООО «МЕТР» было выявлено несколько проблем:
– дефицит товара в торговом зале по причине несвоевременного пополнения складских запасов;
– нарушенная атмосфера в торговом зале;
– соответствие цены и качества на некоторые товары;
– углубленный ассортимент некоторых товарных групп.
Для усовершенствования создания заказов поставщикам предлагается ввести систему EDI Soft. Решения Edisoft предназначены для автоматизации бизнес-процессов. Электронный документооборот с Edisoft сокращает трудозатраты, повышает конкурентоспособность предприятий, снижает операционные расходы и защищает от рисков, связанных с человеческими ошибками. Стоимость данной программы зависит от выбранного функционала. Для решения проблемы в магазине «МЕТР» нам потребуются следующие функции:
– создание заказа поставщикам на платформе EDI Soft;
– моментальное оповещение поставщика о сформированном заказе;
– отслеживание перемещений поставки товара от поставщика до магазинов с указанием сроков;
– электронное подписание протоколов согласовать цен.
С выше представленным функционалом стоимость программы EDI Soft составляет 7 150 руб., что является 0,4% от чистой прибыли магазина. Данная программа ускорит процесс формирования заказов и оповещения поставщиков о потребности магазинов, что позволит сократить дефицит товара на полке.
Поскольку данная проблема затрагивает распределительный центр ООО «МЕТР», предлагается ввести еще одну программу «1C: Предприятие 8. WMS Логистика. Управление складом» предназначается для складов различных типов.
Каждый склад состоит из нескольких помещения, в которых установлены грузовые стеллажи, сгруппированные по проходам. В каждом стеллаже определенное количество полок. Каждая полка виртуально разбита на некие части, называемые позицией. Такой участок склада считается конечной единицей хранения товара на складе и называется ячейкой. Каждая ячейка имеет свой адрес, по которому она идентифицируется. Ячейке хранения могут быть присвоены различные статусы в зависимости от того, занята она товаром, пустая, или заблокированная, и т.д.
Товар в системе хранится в контейнерах, имеющих уникальные идентификаторы. Товар на складе не храниться/перемещается сам по себе, как правило, для хранения/перемещения используются паллеты – в грузовых стеллажах, коробки, ящики и т.д., которые и являются для системы контейнерами. В системе отслеживается вместимость контейнеров в ячейку по количеству, вместимость товара по весу и высоте контейнера. Весогабаритные характеристики задаются на уровне товара, типа.
Данная программа позволяет быстро найти необходимый товар по идентификатору, что сокращает временные затраты на поиски необходимого товара. Стоимость программы «1С: Предприятие 8. WMS. Логистика» составляет 25 000 руб. и устанавливается на распределительный склад. Эта сумма составляет 1,23% от чистой прибыли магазина «МЕТР». Совокупная стоимость двух программ равна 32 150 руб., что в дальнейшем окупается среднемесячной прибылью магазина «МЕТР», но приносит увеличение товарооборота на 99 590 тыс. руб. Недополученная среднемесячная прибыль из-за дефицита товара составляла 4 624 тыс. руб. Соответственно прогнозируемая прибыль при внедрении данных программ прогнозируется из недополученной среднемесячной прибыли умноженной на 12 месяцев, за минусом 20%, которые вычитаются па риск. Риском в данном случае является обучение персонала работе с программой, зависание программы на стадиях внедрения.