Файл: Принципы построения личностноориентированной системы обучения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специального конструирования учебного материала, обучаемость тем самым рассматривалась не столько как индивидуальная, сколько как типовая особенность личности (теоретики, эмпирики, обладатели наглядно-образного словесно-логического мышления и т.п.).
К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности относятся (Схема 9):
Схема 9 - Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности
Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого применяются следующие способы (Схема 10):
Схема 10 - Способы сохранения индивидуальных особенностей обучающихся
Личностно-ориентированный подход в образовании на сегодняшний день имеет весомое значение для образования в целом, по этой причине нужно заострять интерес на принципах. Принципы обучения - направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Так как дидактика - в то же время теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней, мы можем рассматривать как определенное обобщающее теоретическое положение, применимое к абсолютно всем действам, охватываемым дидактикой, и в то же время - с нормативной точки [14]. Однако, в случае если мы хотим эффективно создать личностно-ориентированную систему обучения, то нам придется считаться с данными принципами. Рассмотрим более важные, на мой взгляд, принципы, необходимые для построения личностно-ориентированной системы обучения.А.М.Новиков выделяет следующие четыре принципа:
В работах Е.В.Бондаревской мы можем выделить еще один принцип:
Принцип культурного развития состоит в том, что развитие обучающегося должно происходить как будущего субъекта культуры, научить жизнетворчеству, фантазии, человечности и позитивному мировосприятию. [16].
Далее Е.Н.Степанов акцентирует на следующих принципах:
Затем В.А.Петровский акцентирует внимание на трех, по его мнению, основных принципах.
Культивирование уникального опыта ребенка. По мнению В.А.Петровского опыт ребенка является источником и ценностным горизонтом образования.
Признание ценности обоюдного опыта, ценности события. По мере приобретения совместного опыта осуществляется и влияние педагога на обучающихся.
Ставка на универсальность опыта. Речь идет об «опыте постижения трансфинитного («актуально бесконечного»)». Образование в данном случае выступает как «обращение». В.А.Петровский рассматривает «возможность построения личностно ориентированной дидактики как системы условий само испытания человека в его субъектности, вовлеченности в мир значимых связей с другими людьми и обращенности к бесконечному» [18]. Автор этим подходом выделяет субъектный опыт как обучающегося , так и учителя, а также ценность обмена опытом между ними принцип скорости овладения материалом. Существует концепция, согласно которой главным фактором развития способностей и личности школьника является возможность для каждого обучающегося продвигаться в овладении учебным материалом в удобном для него темпе [19].
В.И.Загвязинский считает, что недостаточно просто организовать личностно-ориентированную систему, так как чрезмерное насыщение образование ориентацией на личность может привести к индивидуализму, а значит отхождения от общества в целом. Последнее наталкивает на принцип Социальности, то есть построение системы обучения должно учитывать не только интересы, потребности и возможности ребенка, но и общества, а значит направление обучения должно быть социально личностно-ориентированным [20].
И самый главный принцип - «реализация своего Я». Часто об этом упоминается в работах В.В.Серикова, а также Л.М.Митиной, Е.В.Бондаревской, Е.Н.Степанова и др. Если рассматривать концепцию личностно ориентированного образования как проект целостной педагогической системы, воплощение которой создает все необходимые условия для развития личностных функций воспитанника, включая выбор целей и способов самореализации, осознания своего «Я», проявление ответственности и автономности творчества в значимом для него деле. Формирование личности с заданными параметрами и свойствами не является целью личностно-ориентированного образования. Оно должно лишь создавать все необходимые условия для реализации личности обучающегося [21],
Здесь уместно обратить внимание на то, что можно выделить еще виды принципов построения личностно-ориентированной системы обучения.
Этот принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их. Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения. [22]
Обучающийся имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Необходимо дать обучающемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.
Этот принцип устанавливает соответствие формируемого обучающимся личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, имеющему характер образовательных стандартов. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории. Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории обучающегося предполагает заданность его способов деятельности. Обучающийся получает приращение в образованности тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Чем большую степень включения обучающегося в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация обучающегося. Принцип выбора образовательной траектории означает, что изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у обучающегося.
Для реализации этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой - допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся. Обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну и ту же тему учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают осознать и принять многообразие путей постижения истины. [22]
Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие вероятность индивидуального познания их обучающимися.
Познание настоящих образовательных объектов приводит к выходу за границы простых учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания.
На метапредметном уровне разнообразие определений и проблем объединяется к относительно не очень большому числу базовых образовательных объектов - категорий, определений, знаков, принципов, законов, концепций, отражающих конкретные области реальности. С целью конструирования целостной образовательной системы, содержащей в себе метапредметное содержание, необходимы специальные учебные дисциплины - метапредметы, либо отдельные метапредметные темы, какие охватывают конкретную связку фундаментальных образовательных объектов.
Метапредмет позволяет обучающемуся и преподавателю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает обучающимся выход в смежные темы других учебных курсов. При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым обучающимся. [22]
Согласно этому принципу, главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
Согласно этому принципу, создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.
Принцип первичности образовательной продукции обучающегося расширяется существенным условием: объекты познания и используемые обучающимися методы познания обязаны отвечать реальным практическим объектам и способам, которые существуют в изучаемой области деятельности.
Знание фундаментальных общечеловеческих достижении никак не может быть отчуждено от индивидуальных знаний и навыка, однако знакомство с ними совершается уже после получения обучающимися личных результатов в подобном направлении, что дает возможность им мотивированно принимать классические примеры без утраты личностного «Я» и делая упор на собственный опыт.
В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями. [22]
Чтобы организовать творческую деятельность обучающегося, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель - вызвать мотивацию и направить деятельность обучающегося в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем.
Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, обучающийся сконструирует собственную модель воздействия.
Эффективна образовательная ситуация, если обучающемуся в качестве культурного аналога предоставляется возможность связи не с одним, а с несколькими подобными примерами научной мысли. Появляется образовательная напряженность, в которой обучающийся вступает в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его последующих образовательных действий, помогая формировать способности самоопределения в поливариантных ситуациях.
К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности относятся (Схема 9):
Схема 9 - Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности
Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого применяются следующие способы (Схема 10):
Схема 10 - Способы сохранения индивидуальных особенностей обучающихся
Личностно-ориентированный подход в образовании на сегодняшний день имеет весомое значение для образования в целом, по этой причине нужно заострять интерес на принципах. Принципы обучения - направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Так как дидактика - в то же время теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней, мы можем рассматривать как определенное обобщающее теоретическое положение, применимое к абсолютно всем действам, охватываемым дидактикой, и в то же время - с нормативной точки [14]. Однако, в случае если мы хотим эффективно создать личностно-ориентированную систему обучения, то нам придется считаться с данными принципами. Рассмотрим более важные, на мой взгляд, принципы, необходимые для построения личностно-ориентированной системы обучения.А.М.Новиков выделяет следующие четыре принципа:
-
Принцип гуманизации образования - обуславливается необходимостью постановки гуманистических целей становления и развития личности, а также создания условий для ее самореализации. -
Принцип демократизация образования - создание условий и возможностей для каждого учебного заведения, каждого педагога и каждого обучающегося в которых последние смогут наиболее полно раскрыть свой личностный потенциал и найти свое предназначение в этом мире. -
Принцип опережающего образования - руководствуясь этим принципом уровень общего и профессионального образования людей, уровень развития их личности должен опережать и формировать уровень развития производства, экономики, науки и любых других сфер деятельности человека. -
Принцип рефлексии - является одним из основных принципов практически в любой педагогической системе, личностно-ориентированное. образование не является исключением. Обращение объекта самого на себя является идеей непрерывного образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь» [15].
В работах Е.В.Бондаревской мы можем выделить еще один принцип:
Принцип культурного развития состоит в том, что развитие обучающегося должно происходить как будущего субъекта культуры, научить жизнетворчеству, фантазии, человечности и позитивному мировосприятию. [16].
Далее Е.Н.Степанов акцентирует на следующих принципах:
-
Принцип самоактуализации - это побуждение и поддержка стремления обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. -
Принцип субъектности заключается в организации помощи ребенку в становлении подлинным субъектом своей жизнедеятельности. -
Принцип выбора осуществляется при помощи организации воспитания и обучения обучающихся в условиях постоянного выбора целей, форм, содержания, и способов организации образовательного процесса и своей жизнедеятельности в учебном заведении. -
Принцип творчества и успеха - организация стимулирование индивидуальной и коллективной творческой деятельности, а так же работы по совершенствованию и строительству своего «Я». -
Принцип доверия и поддержки определяется демократичной идеологией организацией учебно-воспитательного процесса [17].
Затем В.А.Петровский акцентирует внимание на трех, по его мнению, основных принципах.
Культивирование уникального опыта ребенка. По мнению В.А.Петровского опыт ребенка является источником и ценностным горизонтом образования.
Признание ценности обоюдного опыта, ценности события. По мере приобретения совместного опыта осуществляется и влияние педагога на обучающихся.
Ставка на универсальность опыта. Речь идет об «опыте постижения трансфинитного («актуально бесконечного»)». Образование в данном случае выступает как «обращение». В.А.Петровский рассматривает «возможность построения личностно ориентированной дидактики как системы условий само испытания человека в его субъектности, вовлеченности в мир значимых связей с другими людьми и обращенности к бесконечному» [18]. Автор этим подходом выделяет субъектный опыт как обучающегося , так и учителя, а также ценность обмена опытом между ними принцип скорости овладения материалом. Существует концепция, согласно которой главным фактором развития способностей и личности школьника является возможность для каждого обучающегося продвигаться в овладении учебным материалом в удобном для него темпе [19].
В.И.Загвязинский считает, что недостаточно просто организовать личностно-ориентированную систему, так как чрезмерное насыщение образование ориентацией на личность может привести к индивидуализму, а значит отхождения от общества в целом. Последнее наталкивает на принцип Социальности, то есть построение системы обучения должно учитывать не только интересы, потребности и возможности ребенка, но и общества, а значит направление обучения должно быть социально личностно-ориентированным [20].
И самый главный принцип - «реализация своего Я». Часто об этом упоминается в работах В.В.Серикова, а также Л.М.Митиной, Е.В.Бондаревской, Е.Н.Степанова и др. Если рассматривать концепцию личностно ориентированного образования как проект целостной педагогической системы, воплощение которой создает все необходимые условия для развития личностных функций воспитанника, включая выбор целей и способов самореализации, осознания своего «Я», проявление ответственности и автономности творчества в значимом для него деле. Формирование личности с заданными параметрами и свойствами не является целью личностно-ориентированного образования. Оно должно лишь создавать все необходимые условия для реализации личности обучающегося [21],
Здесь уместно обратить внимание на то, что можно выделить еще виды принципов построения личностно-ориентированной системы обучения.
-
Принцип личностного целеполагания.
Этот принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их. Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения. [22]
-
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
Обучающийся имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Необходимо дать обучающемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.
Этот принцип устанавливает соответствие формируемого обучающимся личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, имеющему характер образовательных стандартов. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории. Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории обучающегося предполагает заданность его способов деятельности. Обучающийся получает приращение в образованности тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Чем большую степень включения обучающегося в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация обучающегося. Принцип выбора образовательной траектории означает, что изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у обучающегося.
Для реализации этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой - допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся. Обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну и ту же тему учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают осознать и принять многообразие путей постижения истины. [22]
-
Принцип метапредметных основ образовательного процесса
Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие вероятность индивидуального познания их обучающимися.
Познание настоящих образовательных объектов приводит к выходу за границы простых учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания.
На метапредметном уровне разнообразие определений и проблем объединяется к относительно не очень большому числу базовых образовательных объектов - категорий, определений, знаков, принципов, законов, концепций, отражающих конкретные области реальности. С целью конструирования целостной образовательной системы, содержащей в себе метапредметное содержание, необходимы специальные учебные дисциплины - метапредметы, либо отдельные метапредметные темы, какие охватывают конкретную связку фундаментальных образовательных объектов.
Метапредмет позволяет обучающемуся и преподавателю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает обучающимся выход в смежные темы других учебных курсов. При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым обучающимся. [22]
-
Принцип продуктивности обучения
Согласно этому принципу, главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
-
Продуктивное обучение нацелено не столько на исследование неизвестного, сколько на приращение к нему нового, на создание обучающимися образовательного продукта. В процессе интериоризации содержания исследуемых дисциплин у обучающихся формируются способности и данные, которые характерны специалистам соответствующей науки либо области деятельности. Образовательное приращение совершается в то же время с развитием индивидуальных свойств, определенных не только лишь изучаемой образовательной области, однако и профессионального прообраза деятельности. -
Сформулированные обучающимися цели обучения, составленные ими планы, алгоритмы, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки считаются продуктами их образовательной деятельности одинаково с исследованиями, выполненными работами, задачами, тестами и пр. [22] -
Принцип первичности образовательной продукции обучающегося
Согласно этому принципу, создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.
Принцип первичности образовательной продукции обучающегося расширяется существенным условием: объекты познания и используемые обучающимися методы познания обязаны отвечать реальным практическим объектам и способам, которые существуют в изучаемой области деятельности.
Знание фундаментальных общечеловеческих достижении никак не может быть отчуждено от индивидуальных знаний и навыка, однако знакомство с ними совершается уже после получения обучающимися личных результатов в подобном направлении, что дает возможность им мотивированно принимать классические примеры без утраты личностного «Я» и делая упор на собственный опыт.
В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями. [22]
-
Принцип ситуативности обучения
Чтобы организовать творческую деятельность обучающегося, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель - вызвать мотивацию и направить деятельность обучающегося в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем.
Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, обучающийся сконструирует собственную модель воздействия.
Эффективна образовательная ситуация, если обучающемуся в качестве культурного аналога предоставляется возможность связи не с одним, а с несколькими подобными примерами научной мысли. Появляется образовательная напряженность, в которой обучающийся вступает в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его последующих образовательных действий, помогая формировать способности самоопределения в поливариантных ситуациях.