Файл: Принципы построения личностноориентированной системы обучения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любое положительное проявление творчества обучающегося обязано находить поддержку педагога. Значение построения ситуаций, в которых обучающийся способен показать независимость, заключается в обеспечении его образовательного движения. А значит с целью этого педагог обязан анализировать способности и характерные черты складывающегося образовательного процесса, для того, чтобы функционировать всякий раз отталкиваясь из текущей ситуации, гарантировать те образовательные условия, которые нужны в данный момент прохождения человеком собственной образовательной траектории. [22]
-
Принцип образовательной рефлексии
Рефлексия - не припоминание главного из лекции или формулирование выводов. Это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Обучающийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.
Формы образовательной рефлексии различны: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия - необходимое условие для того, чтобы обучающийся и преподаватель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты. [26]
В перечисленных выше принципах выражены основы организации личностно-ориентированного обучения на различных уровнях: на уровне отдельного обучающегося, группы или организации в целом. Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации образовательной деятельности. [22]
2. Проектирование личностно-ориентированных технологий при разработке объектов декоративно-прикладного искусства
2.1 Развитие личностно-ориентированных технологий в проектной деятельности у дизайнеров
Проект как личностно-ориентированная технология обучения обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание обучающихся, способствует дифференциации и индивидуализации обучения.
Условиями развития личностно-ориентированной технологии в проектной деятельности у дизайнеров являются разграниченная организация учебной деятельности обучающихся основанная на учёте возрастных особенностей обучающихся, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности. Дифференцированный подход создаёт благоприятную среду для включения обучающихся в проектную деятельность на основе их индивидуальных способностей и ценностно-смыслового отношения к учению и собственному развитию.
Условия и факторы эффективного развития личностно-ориентированной технологии в проектной деятельности направленны на личностное развитие обучающихся, их самоопределение и самоутверждение, являются методы стимулирования творческой деятельности: конкурсы проектов, индивидуальные поощрения, наглядная пропаганда достижений обучающихся (выставки, информационные стенды), сопутствующие повышению интереса и личной значимости проектной деятельности.
В качестве условия развития личностно-ориентированной технологии в проектной деятельности у дизайнеров выступает позиция педагога, которая заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, обучающийся опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе совместной деятельности педагога и обучающегося происходит развитие навыков анализа собственной деятельности, осмысление своего опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.
Выполняя творческие проекты, основанные на личностно-ориентированной технологии, обучающиеся лучше и быстрее овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии. Изменилось в лучшую сторону и качество выполнения проектов, т.к. изделия для обучающихся становятся более значимыми и при выполнении они вкладывают в неё всего себя.
Стабильным признаком современной социальной реальности стало проникновение дизайна во все без исключения сферы жизни людей, а одной из наиболее социально востребованных, престижных в настоящее время, и совместно с этим, одним из более трудных видов профессиональной деятельности представляет собой деятельность дизайнера. [23]
Благодаря личностно-ориентированным технологиям воплощается в реальность идея развивающего обучения. Выполняя творческие проекты, обучающиеся учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Обучающийся становится равноправным участником совместной деятельности с преподавателем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной. В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются общие и специальные способности.
Высокий уровень требований к профессиональной подготовке дизайнеров обуславливают большой объем компетентностей - теоретических знаний, практических умений и способностей, которыми обучающейся обязан овладеть за период обучения в институте. Неминуемым следствием этого считается значительный объем учебной нагрузки, самостоятельной работы, стремительный темп и сложность содержания учебно-профессиональной деятельности обучающихся. При этом высокая конкурентность профессии требует с дизайнера постоянного профессионального самосовершенствования и индивидуального роста. Большие способности для решения этой задачи открывает потенциал проектной деятельности будущих дизайнеров, позволяющей благополучно создавать широкий спектр профессиональных компетенций.
Формирование профессионально-личностных качеств дизайнера может быть не только через исследуемые общекультурные и профессиональные дисциплины, но в значительно большей степени - через концепцию специальных креативных проектных заданий, позволяющих закрепить профессиональные умения и способности, обеспечить соединение высокой теории с практикой, объединить цели профессиональной деятельности дизайнера с жизнью и трудностями окружающих его людей. Решение данных задач вполне вероятно через проектную деятельность обучающегося, выполнение ими дизайн-проектов. Деятельность в малых творческих группах над исследованием дизайн-проекта - одно из главных психологических условий, характеризующих коллективный результат, моделирующих содержание и характер межличностных взаимоотношений в команде. Современное образование обязано сформировать пространство свободной творческой коммуникации, объемлющей все без исключения сферы работы, при этом, сама коммуникация в ходе творческого преобразования человеком мира непременно приобретает проектный характер. [27]
За последнее столетие дизайн трансформировался в индивидуальный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества, который, ориентируясь на новые научно-технические достижения, технологии и материалы, инновационные веяния моды и требования потребителей, формирует привлекательную и удобную для человека среду, упрощает работу и уклад жизни, воспитывает эстетический вкус. Более того, с конца прошлого столетия теоретики дизайна Б. Арчер и Н. Кросс определяют его равно как «третью культуру», занимающую промежуточное положение среди технических и гуманитарных культур. Согласно суждению В. И. Пузанова непосредственно от уровня развития этой культуры зависит и в значительной степени определяется формирование конкурентоспособного российского производства.
В развитых странах, таких как: Япония, Италия, США, Великобритания, успешность современного дизайнера в значимой степени определяет межпредметная интеграция его знаний, способность взаимодействовать с экспертами других специальностей, от которых напрямую или косвенно зависит социально-экономический успех проектов, изготовление и сбыт новых товаров и услуг. В соответствии с этим, дизайнер изначально является субъектом рынка и формирует заведомо продаваемые товары и услуги. Немаловажно выделить, то, что включение дизайнера в производственно-экономическую структуру может происходить как случайно, совсем не регламентировано, и простираться от побочной производственному процессу деятельности, таким образом и исходить из ситуации, когда на него возлегает абсолютная ответственность за производство той или другой продукции. Таким образом, непосредственно товар производство и реализация производимой продукции, устанавливают актуальную необходимость постоянного реформирования профессионального образования в данных странах.
Динамизм этой профессии и социально-экономический динамизм требует профессионального образования, опережающего практику. Непосредственно по этой причине на сегодняшний день в дизайн-образовании делается упор не только на способность проектировать, однако и на составление плана карьеры обучающихся через усвоение универсальных баз предпринимательской работы. В принципиальной своей основе проектная идеология такова: будущий дизайнер не только увлекается проектированием предмета, объекта либо коллекции одежды в полном размере, но и ведет проект от основной идеи вплоть до сети сбыта и сферы потребления.
В мировой практике считается предпочтительной ситуация, при которой дизайнер сам разрабатывает продукцию, сам формирует ее производство и сбыт, сам вступает в прямые отношения с потребителями. Полагать, что задача дизайнера заключается только в создании вещи, - значит опасно упрощать профессию, оставлять в стороне события и процессы работы дизайнера, который должен вести проект от первичной идеи до сферы потребления, что в конце XX - начале XI веков в ведущих странах мира стало почти правилом.
Согласно мнению ведущих экспертов Павловской Е.Э. и Постниковой Е.П., расширение профессиональных компетенций выпускников, направленное на повышение экономической и технологической подготовки будущих дизайнеров, представляет как неотъемлемое требование «встраивания» дизайна в рыночную экономику современного общества. Оторванность дизайн-образования от настоящих производственных процессов приводит к отсутствию возможности у будущих дизайнеров полноценного воплощения и апробации собственных проектов. В данной связи будущие дизайнеры чувствуют впоследствии серьезные трудности при устройстве на работу, социальной и профессиональной адаптации. Помимо этого, отечественные дизайнеры ещё не в полной мере справляются с идеологией консюмеризма (учет требований потребителя), овладевают его принципами, а самое главное - не всегда имеют все шансы квалифицированно объединить в одно целое множество характеристик будущего товара, определяющих его рыночную жизнеспособность.
Проектная деятельность полифункциональная. Среди основных функций проектной деятельности выделяются исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая и нормирующая. Кроме того, для проектирования характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение определенного, практически значимого результата.
В проектной деятельности важен процесс целеполагания. Цель в проектной деятельности - это желаемый итог работы по её реализации, достигаемый в пределах определенного времени. Цель должна быть конкретна, измерима, достижима в непосредственно конкретно обозначенные сроки. Образ цели предстоящей деятельности поддерживает целостность начального представления о итогах предполагаемых достижений, а её «размытость» либо отсутствие являются вероятной причиной неудачи, нереализованного плана.
Обеспечивается проектная деятельность соблюдением определенных принципов (Схема 11):