Файл: Курс лекций Составители Соловьева В. Н., канд экон наук, доцент Мытарева Е. А., канд геогр наук, доцент 2 Содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59 заключительную часть статьи желательно включить попытки прогноза развития рассмотренных вопросов.
Библиографический список, который включает:
- заголовок «Список литературы» (Приложение 2);
- библиографическое описание источника с порядковым номером ссылки на него по тексту статьи, начиная с первого, выполненное по ГОСТ Р 7.0.5–2008.
2. Презентации: понятие, виды презентаций,
этапы разработки и требования
Любая научная работа заканчивается докладом на специальной научной конференции. Доклад исследовательской работы должен быть выполнен аккуратно и грамотно, графические материалы (таблицы, графики, схемы, иллюстрации) должны наглядно демонстрировать положения разрабатываемой темы.
Использованная литература должна располагаться в следующем порядке: источники, справочные издания, монографии и статьи, адреса сайтов в алфавитном порядке по именам их авторов. Указываются фамилия и инициалы авторов, полное название используемого источника, место издания, наименования издательства, год издания, общее количество страниц.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе одна иллюстрация, ее не нумеруют. Нумерация листов приложений должна быть сквозная, она является продолжением общей нумерации основного текста.
Доклад может содержать две части: текст и иллюстрации (электронная презентация).
Слово «презентация» происходит от латинского praesentatio – представление, вручение. Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Ее цель при защите результатов исследовательской работы – проинформировать о содержании исследования и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов, предлагаемых рекомендаций. Презентация – это отдельная работа.
Обычно презентации уделяется недостаточное внимание, полагаясь на качественно проведенное исследование. Но демонстрация своих результатов на конференции является важнейшей составляющей проделанной работы. Очень часто качество презентации оценивается выше, чем содержание работы.
Типичное выступление на конференции занимает 10 минут. Это оптимальное время, чтобы рассказать об исследовании, успев раскрыть наиболее важные детали. Презентация должна ясно и веско доводить до аудитории идею исследования и полученные результаты.
Обычно люди запоминают:
- 10% прочитанного;


60
- 20% услышанного;
- 30% увиденного;
- 50% того, что они услышали и увидели;
- 70% того, что они сказали или записали.
При презентации происходит представление аудитории определенной информации, т.е. презентация является одной из форм коммуникации. При этом она сочетает в себе устную речь, иллюстративные материалы, которые предлагаются аудитории в виде рисунков, схем, материальных объектов, а иногда есть и возможность испытать, осмотреть, потрогать эти объекты, чтобы составить о них свое собственное мнение. Таким образом, эффективность такой формы коммуникации как презентация обусловлена одновременным использованием нескольких каналов восприятия.
Виды презентаций:
1. Презентации в виде последовательности слайдов. Слайды могут содержать рисунки, графики, небольшой по объему текст. Слайды, как правило, сопровождают устное выступление, проходящее в аудитории или конференц- зале при достаточно большом количестве слушателей.
2. Настольные презентации – это информация на бумажном носителе, содержащая иллюстративный материал – небольшие по объему тексты, графики, рисунки, таблицы. Чаще всего требуется как раздаточный материал для справки при обсуждении проблемных вопросов на совещаниях с небольшим количеством участников. Может также использоваться и в других случаях, например, при отсутствии возможности организовать презентацию в виде слайдов.
2. Презентации в виде видео-ролика. Чаще всего они имеют назначение рекламного ролика. Обычно в них используются отснятые на видеокамеру небольшие сюжеты, а также трехмерная компьютерная графика.
3. Интерактивные презентации. Это самый популярный вид презентаций.
Обычно они создаются с помощью программы Flash. Преимуществом данных презентаций является то, что пользователь может самостоятельно управлять выводом информации, щелкая по управляющим элементам (кнопкам, иконкам).
Flash-презентация является оптимальным вариантом при размещении презентации в Интернете.
4. Мультимедийная презентация. Это современный высокотехнологичный способ донесения информации до потенциальных клиентов, партнеров или инвесторов. Слово «мультимедиа» означает множество средств передачи информации. Мультимедийная презентация – представление информации при помощи целого комплекса средств ее передачи – видео, анимации, фотографии, компьютерной графики, текста, звука в виде музыки, голоса диктора и спецэффектов и др. Чаще всего подобные презентации адаптированы для просмотра на мониторе компьютера и представляют собой анимационный ролик с возможностью управления в интерактивном режиме.
По способу представления презентаций можно выделить.


61 1. Презентация, которую ведет докладчик, т.е. выступление перед аудиторией в ходе совещания, семинара, деловой встречи и т.п.
2. Автоматически демонстрируемая презентация. Например, ролик, непрерывно прокручивающийся на большом экране.
3. Презентация, управляемая зрителем. Например, презентация па компьютере, где зритель сам нажимает кнопку, переключая слайд.
Проведение презентации предполагает получение желаемого результата, т.е. у презентации всегда есть своя цель.
Этапы разработки презентаций (рис.6):
Рис.6. Этапы разработки презентаций
1 этап. Формулировка цели презентации. Для того, чтобы добиться от показа презентации максимальной пользы, цель должна быть реалистичной и актуальной и выражена одним предложением.
2 этап.Сбор и систематизация материала –материала должно быть достаточно для выступления, но на слайдах должна быть представлена только самая важная информация.
3 этап. Разработка концепции презентации – имеющийся материал необходимо выстроить таким образом, чтобы была чётко видна логика изложения, а сама презентация направлена на достижение конкретной цели.
4 этап. Создание дизайна презентации – при создании первых презентаций можно ограничится выбором готовых шаблонов, позже можно придумать свой стиль для презентаций. На этом этапе необходимо решить, какие цвета будут преобладать в презентации, какими будут переходы между слайдами и т.п.
5 этап. Наполнение презентации – необходимо перенести на слайды нужную информацию

62
6 этап. Оптимизация текстов и графики – решить, какие из текстовых материалов можно заменить иллюстрациями или схемами, а количественные данные визуализировать с помощью диаграмм – это добавит наглядности излагаемому материалу.
7 этап. Вёрстка слайдов –текстам присваиваются единые виды шрифтов и цветов. Заголовки и тексты выравниваются по направляющим или сетке (чтобы при переходе от одного слайда к другому тексты не «прыгали», меняя свои позиции). При необходимости к элементампрезентации добавляются эффекты анимации (они должны быть оправданы – например, постепенный показ схемы или этапов).
8 этап. Тестирование презентации – необходимо соотнести текст выступления со слайдами. Проверка презентации в режиме демонстрации позволит проверить удобство работы со слайдами, эффектами анимации.
Правила оформления презентаций
Презентация научной работы (исследования) должна соответствовать следующему общему плану:
- Тема.
- Автор(ы) работы.
- Научный руководитель.
- Актуальность исследования.
- Предмет и объект исследования.
- Цель исследования.
- Задачи исследования.
- Гипотеза.
- Методы исследования.
- Основное содержание и результаты исследования.
- Практическая значимость.
- Выводы.
Общие требования к смыслу и оформлению презентаций:
1.Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения.
2. Общий порядок слайдов. При составлении слайдов можно придерживаться следующей структуры:
Слайд 1: титульный слайд (название работы, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации);
Слайд 2: актуальность темы, объект и предмет исследования (можно вставлять рисунки и фотографии предмета исследования);
Слайд 3: цель, гипотеза и задачи исследования;
Слайд 4: теоретическая база, методы и инструменты исследования;
Слайд 5-8: содержание исследования (предлагаемое решение задач исследования с обоснованием, основные этапы работы);
Слайд 9: анализ и практическая значимость достигнутых результатов;
Слайд 10: общее заключение и выводы.


63
3. Общие требования к стилевому оформлению:
- Дизайн должен быть простым и лаконичным;
- Основная цель – читаемость, а не субъективная красота;
- Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов;
- Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета;
- Идеальное сочетание текста, света и фона: темный шрифт, светлый фон;
- Всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т.п. и для основного текста;
- Каждый слайд должен иметь заголовок;
- Все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;
- На каждом слайде должно быть не более 3-х иллюстраций;
- На каждом слайде не более 17 слов;
- Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;
- На слайдах должны быть тезисы – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, а не наоборот;
- Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись. Обычно анимация используется для привлечения внимания слушателей (например, последовательное появление элементов диаграммы).
- Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
-
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы правила оформления рефератов?
2. Назовите основные критерии написания научной статьи.
3. Последовательность этапы разработки презентаций.
4. Общие требования к оформлению и содержанию презентации.
1   2   3   4   5   6   7   8

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ
КУРСОВЫХ РАБОТ
План лекции
1. Понятие курсовой работы. Выбор темы курсовой работы
2. Основные этапы работы и сроки их выполнения
3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения
4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания

64
1. Понятие курсовой работы. Выбор темы курсовой работы
Курсовая
работа

это задание, которое выполняется обучающимися высших и средне-специальных учебных заведений, обычно на втором, третьем, четвертых курсах по предметам, которые являются ведущими для данной специальности.
Курсовая работа – начальная форма научно-исследовательской работы.
Она подготавливает обучающихся к написанию выпускной квалификационной работы (ВКР), а также является основанием для написания статьи и выступления с докладом на научно-практической конференции.
Написание курсовой работы отличается от написания реферата или контрольной работы.
В первую очередь тем, что курсовая работа – более сложный вид учебной работы. Если реферат основывается, в первую очередь, на теоретических источниках, при использовании материала допускается большой процент цитирования и компиляции текстов из различных учебников и статей. То в курсовой работе необходимо учитывать объем (большой реферат) и сформировать свое (авторское) мнение по выбранной теме, а зачастую провести практическое исследование вопроса.
Цель курсовой работы – закрепить, расширить и углубить знания по дисциплине, выработать навыки их применения при решении конкретных экономических и хозяйственных задач.
Отсюда основными задачами курсовой работы являются:
- вырабатывают навыки подбора, самостоятельной работы с литературными, аналитическими, статистическими, информационными, картографическими источниками;
- изучение основ работы со статистическими материалами и составления по изученной информации таблиц, графиков, схем с последующим анализом;
- изучение методик решения расчетных задач с использованием экономико-математических методов;
- формирование навыков анализировать социально-экономическую ситуацию и умение принимать самостоятельные решения по исследуемым вопросам;
- делать соответствующие выводы на основе изучения, обобщения, систематизации и анализа изучаемой информации.
- развитие навыков самостоятельного исследования и логического, грамотного изложения результатов, адекватного требованиям оформления работы;
- умение применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Для решения перечисленных задач обучающиеся должны подобрать и изучить материалы учебной и научной литературы, статистических сборников, материалы Российского законодательства в соответствии с темой исследования.