Файл: Курс лекций Составители Соловьева В. Н., канд экон наук, доцент Мытарева Е. А., канд геогр наук, доцент 2 Содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 337

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
Если же в курсовую работу вводятся более сложные элементы исследования: расчет и анализ показателей, выявление факторов и выработка предложений и т.п., то обычная курсовая работа превращается в курсовой
проект.
Учебно-исследовательская работа обучающихся продолжается и в период производственной практики, смысл которой заключается в раскрытии профессии как личностно значимой ценности, формировании мотивации обучающихся к активному и сознательному ее овладению.
С этой целью обучающихся-практикантам выдают индивидуальные или групповые задания для проведения на предприятиях небольших исследований или отдельных их этапов. Основными задачами и направлениями учебно- исследовательской работы обучающихся в период практики являются:
• выполнение исследований по актуальной для предприятий и организаций тематике;
• анализ узких мест производства с целью выработки предложений по совершенствованию производственных процессов, научной организации труда и т.д.;
• получение соответствующей рабочей квалификации;
• сбор информации для решения задач курсового и дипломного проектирования и др. По результатам практики оформляется Отчет по
практике.
Выпускная квалификационная работа – индивидуальная рукописная работа творческого характера, выполненная обучающихся на заключительном этапе обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности, указанных в соответствующих квалификационных характеристиках ГОС ВПО.
Выпускная квалификационная работа предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, а также навыков экспериментально-методической работы.
Целью выполнения ВКР является повышение уровня профессиональной готовности обучающихся к профессиональной деятельности.
В качестве задач, которые решаются в процессе выполнения ВКР, выступают:
− дальнейшее углубление и систематизация теоретических знаний;
− совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;
− развитие прикладных умений и практических навыков;
− овладение методикой исследования при решении конкретных проблем;
− развитие навыков самостоятельной работы при поиске, переработке и применении новой информации;
− повышение общей и профессиональной эрудиции выпускника.
Исследование, проводимое в рамках ВКР, может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника.


50
4.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся
Все современные обучающиеся в той или иной степени занимаются исследовательской работой. Подготовка сообщения, написание рефератов, курсовых или выпускных работ невозможны без проведения пусть самых несложных исследований. Более глубокая научно-исследовательская работа, заниматься которой обучающегося не обязывает учебный план, охватывает далеко не всех. Для тех же, кто проявляет интерес к творчеству и поиску, в вузах специально организуется дополнительная научно-исследовательская и творческая работа.
Такая внеучебная, вне сетки расписания, работа включает в себя большое многообразие видов деятельности студентов:
- участие в научных кружках;
-подготовку рефератов, докладов, сообщений;
-выступление с ними на факультетских и других научных конференциях;
-выполнение исследований по хозяйственным договорам или госбюджетной тематике в составе научных коллективов преподавателей;
-участие в конкурсах научно-исследовательских работ, олимпиадах, выставках творчества обучающихся;
-подготовку статей в научные журналы, сборники научных работ, периодическую печать и др.
Научный кружок (тематический или предметный) – объединение обучающихся, аспирантов и других заинтересованных лиц, основанное на общности интересов, взглядов, идей с целью совместного научного творчества.
Как правило, основными видами научных работ в таких объединениях являются: составление аннотаций по научной литературе и написание рефератов, овладение навыками проведения эксперимента и обработки результатов, проектирование и изготовление наглядных пособий, подготовка сообщений и выступлений на семинарах и конференциях и т.д.
Предметный научный кружок чаще всего организуется при работе с обучающимися младших курсов по изучаемым ими учебным предметам и является первой ступенькой в «царство науки», и поэтому задачи перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции.
В тематическом научном кружке проблематика обычно уже – всего одна- две научные темы. Тематический кружок может объединять студентов не только одной группы или курса, но и целого факультета, а иногда разных факультетов.
Научная проблемная группа – это группа обучающихся, состоящая из трех- пяти человек, совместно работающих над решением определенной научной проблемы. Проблемная группа объединяет, как правило, обучающихся старших курсов; кроме того, этой научной проблемой чаще всего занимается и сам руководитель группы. Существенным достоинством данной формы является возможность углубленного комплексного рассмотрения общей


51 исследовательской темы. Эта форма НИРС удачно дополняет учебно- исследовательскую работу обучающихся, поскольку результаты исследования проблемных групп, как правило, реализуются в материалах курсовых и даже дипломных работ. В этом случае над темой своей будущей выпускной работы обучающийся начинает работать уже со второго-третьего курса.
Научно-исследовательская
лаборатория
– группа обучающихся, проводящая учебные исследования и научные эксперименты. В научно- исследовательской лаборатории осуществляются различного вида пробы, опыты, моделирование, создание чего-то нового, изучение и анализ документов, проводятся деловые игры и т.д. Научно-исследовательская лаборатория не является первичным звеном в научной лестнице, так как работа в ней предполагает наличие определенного запаса знаний и навыков. Еще одной отличительной чертой лаборатории является преобладание коллективных форм работы над индивидуальными. Если в кружке обучающийся отвечает, как правило, только за себя, то в лаборатории его тема исследования включена в общую тему и от правильности решения частных задач зависят общие результаты работы. В лаборатории темы более конкретные, как правило, имеющие выход на практику.
Научно-практические конференции в отличие от научных конференций включают в себя не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Очень часто научно- практические конференции проводятся не в вузе, а на территории других предприятий, организаций, с которыми вуз поддерживает партнерские отношения (например, научно-практическая конференция по результатам летней практики). Такие конференции помогают обучающимся учиться применять теорию на практике.
Участием молодых исследователей в работе научных конференций достигается выход со своей работой на более широкую аудиторию. Это вынуждает студентов более тщательно прорабатывать свое выступление, оттачивать ораторские способности. В ходе работы конференции обучающийся может увидеть, как его работа выглядит на общем научном фоне и сделать соответствующие для себя выводы.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся, как особый вид познавательной деятельности, направлена на получение новых объективных научных знаний.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Назовите этапы развития научно-исследовательской работы обучающихся.
2. В чем заключается отличие статьи от тезисов?
3. Какие виды исследовательской работы обучающихся Вы знаете?
4. Какие обязательные формы учебно-исследовательской работы обучающихся Вы знаете? Охарактеризуйте одну из них.


52 5.
В чем заключается научно-исследовательская деятельность обучающихся?
1   2   3   4   5   6   7   8

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ,
СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ
План лекции
1. Рефераты, особенности подготовки рефератов
2. Основные критерии написания научной статьи
3. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и
требования
1.
Рефераты, особенности подготовки рефератов
Реферат (от лат. «refero», что означает «сообщаю») –работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения.
Реферат представляет собой основные сведения по теме и краткое точное изложение содержания первоисточника (документа). Реферат обязательно должен содержать творческое или критическое осмысление реферируемого источника автором реферата.
Основные функции реферата: информационная и поисковая.
При его составлении используются такие способы переработки первичной информации, как:
- экстрагирование (извлечение из статьи предложений, которые полностью или с сокращениями включаются в текст реферата),
- перефразирование (частичное изменение отдельных фрагментов статьи при сохранении основного смысла),
- интерпретация (построение текста реферата, оперируя общим смыслом статьи).
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее
8-10).
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
Структура реферата
По структуре реферат должен иметь:
- титульный лист (Приложение 1);
- содержание (оглавление);

53
- введение;
- несколько разделов (глав) (от 2 до 5);
- заключение;
- список литературы (или библиографический список) (Приложение 2).
Каждая из этих частей начинается с новой страницы.
Правила оформления рефератов
- шрифт работы – Times New Roman, размер 14, интервал – полуторный, листы стандартные (А4);
- необходима сквозная нумерация страниц, внизу страницы (расположение по центру).
- первая страница не нумеруется;
- отступы производятся от нижних и верхних краев на 2 см, от левого отступается 3, от правого – 1,5 см.
- межстрочный интервал – 1,5.
При написании текста устанавливается книжная ориентация листа. Правила оформления реферата допускают альбомный вариант при создании приложений, если это оправданно.
Работа распечатывается на стандартной офисной бумаге белого цвета, формат – А4.
Заполняется только лицевая сторона листа. Текст на оборотной стороне считается недопустимым нарушением.
Листы с титульным листом и содержанием не нумеруют, при этом их учитывают при подсчете общего объема. Также не отмечаются приложения.
Оформление титульного листа реферата предусматривает указание следующей информации:
В самом верху по центру указывается официальное название университета и название кафедры. Под «шапкой» указывается крупным шрифтом
«РЕФЕРАТ», дисциплина и тема работы (обычный шрифт).
Через несколько интервалов указывается информация об авторе (ФИО, курс и группа) и его руководителе (ФИО и должность преподавателя (если есть
– научная степень). Этот блок размещают на правой половине страницы.
Внизу по центру указывается название населенного пункта, в котором находится учебное заведение, и дату завершения работы (например:
Новосибирск 2022). Для титульного листа рекомендован кегль 14. Исключение предусмотрено лишь для «РЕФЕРАТА» – применяют более крупный шрифт
(16,18).
Содержание –то, что реферат имеет у себя внутри. Это второй лист реферата с обязательным указанием номеров страниц всех разделов.
Введение. В верхней части листа посередине пишется слово «ВВЕДЕНИЕ» прописными буквами. Введение должно быть четким и нести краткую и основную информацию о теме реферата. В введении указывается цель исследования, значение и актуальность выбранной темы. Сразу после актуальности темы должна идти цель реферата. При этом слово «цель» желательно выделить либо курсивом, либо «жирностью», после цели реферата