Файл: Курс лекций Составители Соловьева В. Н., канд экон наук, доцент Мытарева Е. А., канд геогр наук, доцент 2 Содержание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 370
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
39
Разметка – система условных обозначений (пометок, закладок и пр.) для предварительной рубрикации исходного материала. Различают несколько методов разметки исходного материала.
Закладочный метод основан на применении системы закладок, снабженных в ряде случаев краткими пояснительными записями.
Пометочный метод предполагает осуществление разметки с помощью системы графических условных обозначений.
На втором этапе изучения научной литературы собранную научную информацию своевременно регистрировать. Формы такой регистрации:
- записи самого различного характера, в том числе выписки из протоколов опытов, заседаний кафедры, лабораторных журналов;
- регистрация новой информации на специальных бланках, анкетах, магнитных носителях, flash-картах;
- регистрация научной информации методами фотографии;
- графики, рисунки, схемы;
- расчеты, выполненные с помощью компьютера;
- выписки из анализируемых документов и литературных источников
(статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.).
Записи интересных мыслей, идей, предположений, пришедших как бы неожиданно, рекомендуется делать, не откладывая, иначе воспроизвести их, потом будет трудно. Весьма полезно всегда иметь «под рукой» бумагу и карандаш.
Еще на ранней стадии организации научного исследования необходимо выбрать наиболее приемлемую систему хранения первичной документации, что поможет сберечь в дальнейшем много времени и облегчить использование собранных материалов.
7. Этика научного цитирования
Появление новых идей и открытий является отражением научного прогресса. Именно цитаты в научных работах связывают воедино концепции, технологии и достижения, которые определяют научные направления исследований. Цитирование – заимствование фрагментов текстов (формул, иллюстраций, таблиц и других элементов) автором в своей работе из других источников с обязательным указанием источника, в том числе информации об авторах, названии работы, выходных данных журнала/издательства и т. д.
Цитирование является обязательным компонентом любой научной работы и одним из важных средств научной коммуникации. Цитирование:
- отсылает читателя к первоисточнику и позволяет подробно ознакомиться с основополагающими идеями научной работы;
- цитаты усиливают научную работу, предоставляя поддержку авторитетных ученых;
- качество и количество ссылок отражает качество и глубину исследования.
40
Авторы обязаны соблюдать этические, моральные и правовые нормы при цитировании. Использование библиографических ссылок в научных работах обязательно и употребляется в следующих случаях:
- при цитировании фрагментов текста, формул, формулировок, идей, таблиц, иллюстраций;
- при заимствовании положений, формул, формулировок, идей, таблиц, иллюстраций и т. п. не в виде цитаты;
- при перефразированном, недословном воспроизведении фрагмента чужого текста;
- при анализе в тексте содержания других публикаций; при необходимости отсылки читателя к другим публикациям, где обсуждаемый материал дан более полно.
Отсутствие ссылки ведет к нарушению авторских прав, поэтому ссылка на первоначальные источники является единственным легитимным способом использования чужих материалов.
Ссылка на первоначальные источники помогает подчеркнуть оригинальность вашей собственной работы. Но необходимо помнить, что не меньшее внимание уделяется качеству цитируемых источников. Основным требованием к приводимым в научной работе источникам является их авторитетность и соответствие исследуемой тематике. Поэтому необходимо обращать внимание на научную квалификацию авторов, авторитетность журнала, в котором опубликована статья, год издания. При проведении анализа научной проблемы необходимо показать знакомство с классическими трудами, сославшись в работе на соответствующие источники. О наиболее известных научных трудах в исследуемой области можно получить информацию в справочной и учебной литературе, в библиографиях других научных статей и монографий. В научных работах выделяют следующие виды цитирования:
Прямое цитирование – дословное воспроизведение отрывка из чужого текста. При использовании такого способа цитирования упоминают автора и даже название произведения, из которого взята фраза. Парафраз или пересказ – используется в случаях, когда необходимо представить краткое изложение объемной теоретической концепции или обобщенную информацию при ссылке на несколько авторов или источников информации.
Самоцитирование – цитирование собственных работ должно быть уместным и обоснованным, дополнять научную работу и следовать ее задачам.
Собственные цитаты должны быть оформлены по всем правилам цитирования.
Взаимное цитирование – исследования показывают, что ученые, ссылающиеся на работу своих коллег, вероятнее всего найдут свою собственную работу в их ссылках. Этот эффект популярен и позволяет «накручивать» ссылки на статьи отдельных авторов и журналов.
Чего следует избегать?
- Отсутствие ссылки на заимствованный фрагмент.
- Большое количество цитат без авторского анализа.
41
Оригинальность текста статьи для сборника конференции должна составлять не менее 70 %, для дипломной работы - 60%
- Цитирование по вторичным источникам. Во всех случаях, когда возможно указать первичный источник, следует это сделать.
- Цитирование недостоверных источников. Следует избегать цитирования таких источников как «Википедия» или банк рефератов.
- Искажение смысла или основной идеи первоисточника. Необходимо убедиться в том, что Вы понимаете первоначальную идею автора и точно ее передали.
Цитирование для антиплагиата подразумевает, что взятые из других текстов и приведенные в работе фрагменты, при условии, что их правильно оформят, не будут считаться плагиатом.
Цитаты данного типа должны оформляться в кавычках с последующим указанием ссылок на первоисточник сведений. Данный способ позволяет успешно пройти проверку на уникальность работы и опубликовать статью в научном журнале.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое информационные и библиографические источники информации?
2. Приведите примеры традиционных библиографических пособий.
3. Дайте характеристику понятию «артефакт».
4. Какие виды баз данных узнали?
5. Всероссийский институт научной и технической информации.
6. Всероссийский научно-технический информационный центр
7. Как правильно оформить цитату в научной работе?
1 2 3 4 5 6 7 8
ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
План лекции
1. Этапы формирования научно-исследовательской работы
обучающихся
2. Виды и формы учебно-исследовательской и научно-
исследовательской работы обучающихся ВУЗа
3. Учебно-исследовательская работа обучающихся
4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся
1. Этапы формирования научно-исследовательской работы обучающихся
42
Научная работа является одной из разновидностей познавательной деятельности человека, для которой характерна выработка новых, сугубо научных знаний.
Научно-исследовательская работа обучающихся (НИРС) как подсистема подготовки специалистов высшей квалификации прошла длительный и непростой путь своего становления. Анализ условий и особенностей ее развития в системе российского высшего образования позволил выделить следующие этапы ее формирования.
I этап (XVIII - середина XIX в.) – ведение наиболее талантливыми учащимися под руководством преподавателей эпизодических, вне учебного расписания, индивидуальных научных исследований.
II этап (вторая половина XIX в. – до 1918 г.) – зарождение систематической научно-исследовательской работы студентов в университетах Российской империи.
III этап (1920-е гг.) – возрождение научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях Советской России на новой идеологической и научно-методической основе.
IV этап (1930-е – начало 1950-х гг.) – организационное становление и оформление системы
НИРС.
Внеучебная научно-исследовательская деятельность оценивалась теперь как высшая форма самостоятельной работы студентов.
V этап (середина 1950-х – 1960-е гг.) – развитие системы научно- исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях. НИРС признана научно-педагогической общественностью как органичная и неотъемлемая часть учебного процесса в вузах.
VI этап (конец 1960-х – 1970-е гг.) – дальнейшее совершенствование системы НИРС в вузах, превращение ее в эффективную образовательную подсистему повышения качества подготовки молодых специалистов.
VII этап (1980-е – начало 1990-х гг.) – реализация комплексного подхода в управлении вузовской системой НИРС. В основу управления системой научно- исследовательской работы студентов был положен «Примерный типовой комплексный план организации НИРС», разработанный НИИ проблем высшей школы.
VIII этап (с 90-х гг. XX в. по настоящее время) – разработка и реализация целевых программ по поддержке научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях начавшегося кризиса системы образования.
Непродуманные экономические реформы и общий социально-экономический и духовно-нравственный кризис в стране негативно сказались не только на развитии науки, но и на научном творчестве студентов, а в отсутствие поддержки со стороны государства начала разрушаться складывавшаяся государственно-общественная система управления научным творчеством молодежи.
2. Виды и формы учебно-исследовательской
и научно-исследовательской работы обучающихся ВУЗа
43
Научно-исследовательская работа (НИР) – это такое построение учебного процесса, при котором обучающиеся исследуют и стараются решить проблемы своей профессиональной области. Обучающиеся задействованы в
НИР с первого курса.
На основе такого признака, как количество участников, выделяются следующие формы организации исследовательской деятельности обучающихся:
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые формы организации исследовательской деятельности обучающихся.
Индивидуальные формы организации исследовательской деятельности обучающихся включают: доклады, рефераты, статьи, сообщения, исследовательские, курсовые, дипломные проекты и выпускные квалификационные работы и т.д.
Реферат (нем. referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – индивидуальная работа обучающихся в школе или вузе. Реферат представляет собой письменную работу, состоящую из нескольких глав на определенную тему. По содержанию реферат – краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников.
Реферат можно рассматривать как аналитический обзор или развернутую рецензию, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы. Анализ материалов различных источников показывает, что существуют различные виды рефератов: информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие и специализированные, репродуктивные и продуктивные и т.д.
Эссе - рассуждение обучающегося по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли. В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы.
Сообщение – менее трудоемкий вид индивидуальной исследовательской деятельности обучающихся, представление информации, имеющей идею или смысл. Выделяются следующие виды сообщений: повествование, уведомление, предложение и т.д.
Доклад – сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения. Часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным
– в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии,