Файл: Курс лекций Составители Соловьева В. Н., канд экон наук, доцент Мытарева Е. А., канд геогр наук, доцент 2 Содержание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 371
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44 рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки. Доклады исследовательского характера могут быть разных видов – устные, письменные, доклады-презентации, научные, рабочие, оценочные и т.д.
Тезисы – сжатое, объемом от 1 до 3 страниц, изложение какого-либо материала. Для тезисов характерны высокая концентрация материала, отсутствие прямого цитирования других источников, преобладание выводов над общими рассуждениями. В силу этого тезисы незаменимы при подготовке выступления или доклада на научном мероприятии.
Статья – целостный, логически связанный материал на какую-либо тему, наиболее сложная форма индивидуальной исследовательской деятельности, отражающей достаточно краткое изложение её материала. Научная статья – самый распространенный вид научной работы. Статья имеет объем примерно от
4 до 15 страниц и, как правило, посвящена одной теме. В ней автор старается кратко изложить результаты своего исследования или привлечь внимание специалистов к поиску решения какой-либо проблемы. В статье раскрывается ретроспектива исследуемых событий, либо сопоставляются разные точки зрения, либо излагаются научные факты и т.д.
В научных статьях по гуманитарным наукам чаще всего используются такие научные методы, как рассуждение, сравнение, доказательство. Научные статьи по естественным и техническим наукам используют методы математического моделирования и содержат результаты экспериментальных исследований и пр. Кроме того, отличительной чертой научной статьи является использование цитат или просто разного рода данных с обязательным указанием на источники их получения. Источниками для написания научной статьи служат сведения из других научных трудов, официальных документов, архивов, статистических сборников, интернет-сайтов и т.д.
Исследовательский проект связан с решением исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом в различных областях науки (психологии, педагогики, методики и т.д.), реализующаяся посредством исследовательских методов и являющаяся предварительным замыслом для создания реальных объектов, предметов или теоретических продуктов (курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).
Методика выполнения исследовательского проекта основывается на реализации следующего алгоритма действий:
-выбор темы проекта;
-составление плана проекта;
-определение понятийного аппарата;
-ознакомление с литературой по данной проблематике;
-сбор материалов проекта; анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение накопленных материалов и др.;
-оформление материалов проекта в соответствии с необходимыми требованиями;
- подготовка доклада и презентационных материалов;
- защита проекта.
45
Массовые формы исследовательской деятельности обучающихся вузов.
Одной из первоначальных, исторически сложившихся, форм организации исследовательской деятельности выступает научное сообщество.
Научные сообщества – добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих исследовательскую работу.
Целью научных сообществ является обмен информацией, издание трудов, координация исследований. В начале XXI века в высших учебных заведениях стало популярным создание студенческих научных обществ (СНО).
СНО
– общественная организация, на добровольных началах объединяющая обучающихся, проявивших склонность к самостоятельной творческой и научно-исследовательской деятельности. Основной структурной единицей СНО является научный кружок. Научные кружки– одна из групповых форм исследовательской деятельностиобучающихся, содержание которой определяется интересами и подготовкой обучающихся.
Формы работы научных кружков могут быть самыми разными – это доклады, обсуждения, рецензирование, проведение опытно-экспериментальной работы, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, конкурсы, олимпиады, КВНы, викторины, тренинги, дискуссии, игры (деловые, ролевые, интеллектуальные и др.). Содержание деятельности кружка фиксируется в журнале.
Обязательными являются отчетные мероприятия по работе кружка – форумы, конференции, круглые столы, интерактивы, выставки, защиты исследовательских проектов и т.д. Научным руководителем кружка является преподаватель кафедры.
Конференция – собрание для обсуждения проблемных вопросов, часто теоретических. Конференции организуются с целью предоставления проблемной и комментирующей информации и характеризуются возможностью получения информации из первых рук, проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.
Применительно к исследовательской деятельности обучающихся различают следующие виды конференций: по уровню организации – факультетские, межфакультетские, вузовские, межвузовские, областные, региональные, федеральные, международные и т.д.;
- по характеру организации – научные, научно-практические, научно- методические и т.д.; по форме проведения – очные, заочные, очно-заочные; конференции в режиме он-лайн, интернет-конференции, видеоконференции, пресс- конференции, выездные конференции и т.д.
Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся вуза может рассматриваться как форма организации учебно-воспитательной работы, связанная с решением исследовательских задач в различных областях науки.
Отличительным признаком исследовательской деятельности обучающихся выступает ее направленность на получение субъективно – не только новых –
46 самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента.
3. Учебно-исследовательская работа обучающихся
Научно-исследовательская деятельность обучающихся в вузе реализуется по двум направлениям:
-учебно-исследовательская работа обучающихся, предусмотренная учебными планами подготовки специалистов,
- научно-исследовательская работа, осуществляемая по собственной инициативе обучающихся.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательских компетенций.
Под учебно-исследовательской работой обучающихся понимается неотъемлемая часть процесса обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний и навыков, необходимых для самостоятельного ведения исследовательской работы в профессиональной сфере.
Цель учебно-исследовательской работы обучающихся – знакомство обучающихся с основами методологии и получение практических навыков научно-исследовательского труда. В рамках учебно-исследовательской работы обучающихся решаются следующие задачи:
• ознакомление студентов со спецификой и структурой научного знания, ролью и значением науки для человека и общества;
• освоение методики и формирование навыков ведения студентами самостоятельной научно-исследовательской работы;
• расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущих специалистов, формирование у студентов потребности в постоянном пополнении и совершенствовании имеющихся у них знаний;
• активизация учебной работы и повышение эффективности труда обучающихся.
Первые необходимые сведения об особенностях той или иной науки, о методах научного познания обучающиеся получают, прежде всего, из лекций. В соответствии с учебными планами вузов учебное время обучающегося делится на аудиторное (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) и внеаудиторное (индивидуальная и самостоятельная работа). Кроме того, предусматриваются текущий и итоговый контроль усвоения материала
(экзамены, зачеты, контрольные работы и др.).
Традиционной формой изложения преподавателем теоретического материала является лекция.
А) Лекция – [лат. lectio – чтение] – учебное занятие в высшем научном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем, а также краткой записи этого изложения (конспект). Лекция возникла в средние века и являлась почти единственным способом образования знаний, поскольку в те времена книга была редкостью, а сама наука носила схоластический характер.
47
Лекции книгу не заменяют, а скорее подталкивают к ней, раскрывая тему, проблему крупными мазками, выделяя главное, существенное, на чем следует сосредоточиться; указывая пути, по которым необходимо далее идти в самостоятельном изучении предмета.
Основные функции лекции:
- информационная (дает студентам необходимые сведения);
- стимулирующая (побуждает интерес к теме, призывает изучать литературу по теме, источники);
- воспитывающая и развивающая (дает оценки явлениям, развивает мышление).
Лекции подразделяются на ряд типов (видов):
- по общим целям: агитационные, воспитывающие, развивающие;
- по содержанию: академические и популярные;
- по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно- обобщающие, установочные, обзорные.
Б) Семинар [<лат> – seminarium рассадник] – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии слушателей.
Семинарские занятия заставляют обучающихся сосредоточиться на какой- нибудь специальной проблеме, подвергаемой им углубленному и самостоятельному исследованию. На семинарских занятиях преподаватель в свою очередь выступает в роли критика произведенного обучающимися исследования.
Семинар проводится следующим образом: ставится вопрос, отвечает один, второй обучающийся, читаются отрывки, материалы, затем делается вывод, подводится итог. Следует другой вопрос, третий. В конце семинара – обобщающее слово преподавателя.
На семинаре работает вся группа. Материал усваивается путем самостоятельной работы.
Правила подготовки к семинару:
- Ознакомиться с доступными источниками, сделать выписки, составить краткие аннотации, развернутые планы работ, конспекты сборников и книг, рефераты по какой-либо теме.
- Для обсуждения следует подготовить «ключевые идеи» проблем, выписки аргументов в защиту или опровержение.
- Проанализировав несколько решений, попытаться кратко записать текст своего выступления (тезисы).
- Особо выделить непонятные вопросы, возникающие при самостоятельной подготовке, предложить их для обсуждения на семинаре.
В) Практические и лабораторные занятия.
В ходе проведения практических и лабораторных занятий с включенными в них учебными заданиями поискового характера обучающиеся приобретают умения и навыки творческого труда, самостоятельной исследовательской работы, а на старших курсах уже осваивают приемы работы со сложным оборудованием, проводят расчетно-графические работы, создают рабочие
48 модели и др. В некоторых случаях, и это весьма желательно, подготовительные и заключительные этапы практических занятий выносятся за рамки учебной аудитории в качестве самостоятельной исследовательской работы обучающихся.
Г) Конспект лекций
Методика конспектирования:
1. Обзор. Сначала следует бегло просмотреть текст, читая только заголовки, подзаголовки, все то, что набрано заглавными буквами, жирным шрифтом и курсивом. Таким образом, можно получить общее представление о содержании, ключевых положениях.
2. Вопрос. Продумать, как сформулировать вопросы, а после основательной проработки источника попытаться на них ответить.
3. Чтение. Этап беглого чтения, не вникая в детали и хитросплетения аргументации.
4. Припоминание (изложение содержания прочитанного). На этом этапе при закрытой книге нужно попытаться восстановить в памяти основные моменты. Можно сопровождать изложение записью, конспектом.
5. Завершающее повторение. Это медленное перечитывание текста с конспектированием.
Конспект нужен не преподавателю, а обучающимся, поскольку он дает возможность быстро восстановить в памяти содержание произведения в любой нужный момент: при подготовке к семинару, экзамену, при разработке доклада, беседы, лекции; служит справочным материалом, когда возникает необходимость глубже понять события, процессы в экономической и общественной жизни.
Обязательной формой учебно-исследовательской работы обучающихся являются курсовые, дипломные и выпускные квалификационные работы. Они обеспечивают:
- развитие умений выявления и реализации взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью специалиста;
- развитие умений анализировать и решать профессиональные задачи и актуальные проблемы;
- развитие умений самостоятельного поиска, переработки и применения новой информации;
- развитие профессиональной направленности обучающихся.
Курсовая работа – итог работы обучающегося за время курса.
Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему. В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Обучающиеся старших курсов, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных. В идеале обучающийся несколько лет работает над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.