Файл: Современные способы повышения мотивации при обучении иноязычному чтению на средней ступени образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, проявлять себя таким образом, чтобы получать одобрение со стороны своих одноклассников, учителей, родителей, соответствовать требованиям общественной морали.

Учащиеся, находясь во взаимосвязи друг с другом, выполняют определенные социальные роли. Наряду с этим они различным образом оценивают позиции, которыми обладают. Данная оценка подразумевает сравнение своей собственной социальной роли со всеми другими. Одни учащиеся расцениваются как обладающие равным статусом, другие – достаточно высоким, некоторые – сравнительно низким. Социальные мотивы учащихся могут иметь либо соперничающий, либо сотрудничающий характер. Определенный социальный статус обычно обретается посредством конкуренции или кооперации. Каждый школьник стремится достичь больших результатов в процессе обучения, сыграть особую роль в жизни школы. Отсюда возникает внутриклассовая конкуренция, а также соперничество классов между собой. Кооперация выражается в разделении учащихся на группы, пары. Каждый из учащихся работает над своим заданием, но так или иначе в группе или паре наблюдается лидер, чей социальный статус определяется выше других.

Качество социальных и познавательных мотивов определяет сущность личности ученика и ее направленность. Детально рассмотрим качества познавательных и социальных мотивов учения. Выделяют две группы психологических характеристик этих мотивов.

Содержательные характеристики напрямую связаны с содержанием учебной деятельности. Динамические характеризует форму, динамику выражения этих мотивов; специфичность этих мотивов заключается в психофизиологических особенностях ребенка, особенностях его нервной системы. Каждый из познавательных и социальных мотивов имеет и содержательные и динамические характеристики. [31]

Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:

  1. обладание личностным смыслом учения.

При наличии личностного смысла у ученика, мотив учения выполняет роль побудителя, а также является смыслопорождающим для учащегося, т. е. придает его учению личностный смысл. Учащийся определяет для себя смысл обучения, идет к своей цели.

  1. наличие действенности мотива, т. е. его влияния на процесс учебной деятельности и поведения ребенка в целом.

Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения, т.к. если мотив имеет личностную значимость для ученика, то он, как правило, является и действенным. Это выражается в проявлении инициативы и активности ученика.


  1. место мотива в общей структуре мотивации.

Каждый мотив может быть ведущим или подчиненным. Необходимо стремиться к тому, чтобы ведущими мотивами у учеников стали мотивы долга перед обществом и окружающими людьми, мотивы самообразования, самовоспитания;

  1. самостоятельность возникновения, проявления мотива.

Он может возникать как внутренний в течение самостоятельной учебной работы или как внешний, т.е. только при помощи взрослого. У ученика может присутствовать мотив овладения новыми способами добывания знаний, но он актуализируется только при напоминании учителя. Необходимо учитывать, что мотив всегда является внутренней характеристикой сознания ученика, его побуждения к деятельности. Однако побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания преподавателя мотив у ученика не актуализируется, можно говорить о том, что этот мотив является внешним для ученика.Также следует учесть существование мотива социального одобрения. Хорошая оценка является внешним мотивом для содержания процесса учения, но не является внешним мотивом для самого ученика;

  1. уровень осознания мотива.

К сожалению, ученики далеко не всегда умеют осознавать свои мотивы, эта способность может и не возникнуть на уровне средней школы. Но иногда школьники не только отлично осознают свои мотивы обучения, но и намеренно маскируют свои мотивы, прикрываясь равнодушием к учебной работе. Преподавателю необходимо иметь в виду, что следует подводить ученика к пониманию ведущих мотивов.

Также существуют особенности форм мотивов. Они образуют динамические характеристики мотивов.

Важнейшей особенностью является устойчивость мотивов. Это выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них. Безусловно, мы должны стремиться к тому, чтобы социально ценные мотивы стали устойчивым личностным образованием ученика. Интерес становится относительно устойчивым, связанным с определенным кругом заданий. Интерес достаточно устойчив и проявляется в том, что ребенок учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним помехам. Устойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.

Другой особенностью формы проявления мотивов является их эмоциональная окраска, модальность. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. Положительная мотивация связана с выполнением школьником обязанности учиться, с

достижением результатов в учебном труде, с овладением новыми знаниями и способами их добывания, с поддержанием хороших отношений с окружающими. Под отрицательной мотивацией подразумеваются побуждения ученика, вызванные осознанием некоторых неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться (плохие оценки и выговоры в школе, угрозы учителя и наказания родителей, неприятные переживания, вызванные упреками окружающих).

Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т. д. Они выявляются в том, насколько ученик трудолюбив, усидчив, старателен. Все особенности протекания мотивов связаны с их содержательными особенностями – действенностью, доминированием среди других мотивов.

Формы выражения мотивов учения обязаны находиться в поле зрения учителя. В ходе наблюдения педагог составляет первое представление о характере мотивации ученика. Впоследствии необходимо проанализировать внутренние особенности мотивов, определить что стоит за отрицательной модальность, выявлять показатели неустойчивости мотива и т. д.

Многочисленные исследования показывают, что для повышения познавательной мотивации учеников следует проводить работу с учащимися, используя современные методы.

Существуют различные формы работы, служащие для повышения познавательной активности учащихся:

  • различные виды игр и упражнений;

  • внеклассные мероприятия;

  • творческие работы учащихся ;

  • использование технических средств обучения;

  • проведение интегрированных уроков;

  • исследовательская работа;

  • дифференцированный подход;

  • метод проектов;

  • уроки дискуссии.

  • лингво-страноведческий подход


1.2 Виды мотивации

В современной педагогике исследуются два вида мотивации:

1.      Внешняя мотивация. Этот вид мотивации характерен факторами, которые влияют на студента извне (вне человека). В данном случае речь идёт об удовлетворении потребностей четвёртого уровня потребностей пирамиды А. Маслоу – потребности самоактуализации. Внешние мотивы отталкиваются от преподавателей, родителей, группы, в которой учиться студент – в виде указаний, требований, советов, намеков и т. д.

2.      Внутренняя мотивация. Данный вид мотивации возникает у человека под влиянием собственных потребностей и стремлений. Внутренняя мотивация связана, в первую очередь, с
содержанием деятельности, а не с внешними обстоятельствами.

Мотивация обучения – это средство побуждение обручающегося к эффективной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Главным компонентом мотивации является побуждение – поведенческое проявление желания удовлетворять свои потребности. С этим термином переплетается понятие “мотивация к учебной деятельности” – деятельность, которая направлена на получение новых знаний.

Мотивов для обучения очень много. У каждого студента они могут быть свои. У кого-то главным мотивом является получение красного диплома, у кого-то – получение знаний в определенной области и т. д.

Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения в ВУЗе. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. При этом мотивация студентов зависит от особенности личности и социальных ролей индивидуума .

Выделяют следующие основные виды мотивации к обучению:

1.      Познавательные мотивы – приобретение новых знаний.

2.      Прагматические мотивы – намерение иметь высокую заработную плату.

3.      Социальные мотивы – стремление студента самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через обучение.

4.      Эстетические мотивы – получение удовольствия от обучения.

5.      Неосознанные мотивы – получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого – либо, например, родителей. Основано на полном отсутствии интереса к познавательному процессу.

1.3 Роль мотивации в изучении иностранного языка в средней школе



Каждый человек мотивирован на успешную деятельность. Если человек мотивирован к удовлетворению своей потребности, он может добиться многого. Большинству людей присуще желание победить. Однако, для того чтобы выиграть, нужна воля к победе, то есть, мотивация.

Проблема мотивации в обучении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследования показали, что в самом начале изучения иностранного языка у учащихся высокая мотивация. На начальном этапе изучения иностранного языка практически у всех есть желание им овладеть, уметь общаться. Но в дальнейшем у многих учащихся меняется отношение к изучению языка, многие теряют интерес, разочаровываются в своих силах, возможностях, учатся ради успеха или боязни неудач, находясь под давлением взрослых.

Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

Рассматривая мотивацию как важнейшую составляющую процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, необходимо учитывать следующее: мотивация определяется собственными побуждениями и пристрастиями ученика. Отсюда возникают трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь косвенно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе, появляется активность в работе, желание добиться больших результатов.

Лучше всего учителю удастся помочь ученику в том случае, если он поставит себя на его место, тем самым перевоплотившись в него. Тем не менее, для того чтобы поставить себя на место конкретного ученика, необходимо знать интеллектуальные, эмоциональные, волевые особенности каждого из них.

Личность ученика неповторима. У одного – низкий уровень мотивации и отличные умственные способности; у другого – средние или низкие способности к учебе, но присутствует огромное стремление к достижению целей. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими–либо определенными качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.