Файл: Современные способы повышения мотивации при обучении иноязычному чтению на средней ступени образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР »
На тему: «Современные способы повышения мотивации при обучении иноязычному чтению на средней ступени образования »

Группа НТ19Л111
Студент
М.В.Кузнецова

Преподаватель
М.Р.Желтухина

МОСКВА 2023 г.

Содержание
Введение

Глава 1. Понятие мотивации, ее значение в процессе обучения иностранному языку

1.1 Содержание мотивации

1.2 Виды мотивации

1.3 Роль мотивации в изучении иностранного языка в средней школе

1.4 Мотивация при обучении чтению на уроках иностранного языка

Выводы по главе 1

Глава 2. Практический аспект изучения способов повышения мотивации при обучении чтению на уроках английского языка на среднем этапе

2.1 Анализ степени повышения мотивации к обучению чтению на уроках иностранного языка в современных УМК

2.2 Создание современных методов повышения мотивации к иноязычному чтению

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Иностранный язык является объектом повышенного интереса на протяжении многих столетий. Рост интереса к иностранному языку в нашем обществе устанавливает необходимость переосмысления ранее сложившихся способов и методов преподавания иностранного языка. Современные психологи и педагоги уверены в том, что процесс обучения и его результат зависят в первую очередь от мотивации индивида; т.к. не что иное, как мотивация вызывает активность, стремление к достижению поставленной цели. Мотивация к обучению необходима для достижения положительного результата в изучении иностранного языка. В настоящее время повышение мотивации учащихся необходимо, так как это придает ученикам решительности, настойчивости, помогает преодолеть трудности овладения иностранным языком. При наличии мотивации учащиеся с легкостью справляются с трудностями, преодолевают различные преграды на пути к изучению иностранного языка, стремятся к познанию и достижению конечного результата. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Многие ученые занимались исследованиями вопроса мотивации у школьников. В отечественной психологии и педагогике данный вопрос был рассмотрен в трудах М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Также большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, и другие. Стоит отметить, что психологические особенности развития мотивационной сферы изучены недостаточно. Остаются не исследованными вопросы об особенностях формирования познавательной мотивации, о связи
внутренних и внешних факторов ее развития, о современной методике ее формирования.

Актуальность данного исследования заключается в поиске современных способов повышения мотивации учащихся при обучении иноязычному чтению в общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс обучения чтению на иностранном языке.

Предметом исследования являются современные способы повышения мотивации при обучении чтению на уроках английского языка.

Цель исследования: выявить современные способы повышения мотивации при обучении чтению на уроках английского языка учащихся на средней ступени образования.

Задачи исследования:


  • Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по данной теме.

  • Исследовать процесс формирования, повышения учебной мотивации.

  • Раскрыть значение мотивации при изучении английского языка.

  • Рассмотреть ведущие стимулы иноязычного чтения.

  • Проанализировать эффективность существующих путей, методов повышения познавательной мотивации к чтению в современных УМК по английскому языку.

  • Разработать способы повышения мотивации при обучении иноязычному чтению на среднем этапе образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

  • анализ научной, психолого-педагогической литературы по теме исследования;

  • изучение опыта специалистов в области педагогики;

  • систематический анализ личного опыта работы в школе;

Новизна исследования состоит в том, что данная работа раскрывает современные способы повышения мотивации учащихся на уроках чтения иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе было теоретически обосновано понятие «мотивация учебной деятельности», а также были выявлены современные способы повышения мотивации при обучении чтению на уроках английского языка на средней ступени образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты проведенного исследования могут быть использованы на уроках английского языка в 5–9 классах, а также в кружках, факультативах по изучению иностранного языка. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы преподавателями средних общеобразовательных школ на практике.



Структура работы определяется обозначенными целями, задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего источников.

Глава 1. Понятие мотивации, ее значение в процессе обучения иностранному языку
1.1 Содержание мотивации
Мотивация – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях.

Формирование мотивации в школьном возрасте является неотъемлемой частью учебного процесса современной школы. Мотивация имеет особую значимость для побудительных сил деятельности, поведения человека. При этом необходимо отметить, что на начальном этапе изучения иностранного языка у школьников, как правило, высокая мотивация. Им хочется говорить, общаться на иностранном языке, узнавать информацию о стране и культуре изучаемого языка. Но в процессе овладения этой деятельностью отношение учащихся к процессу изучения иностранного языка может меняться. Ведь процесс изучения иностранного языка предполагает период накопления знаний, умений и навыков; преодоления трудностей. Мотивация уменьшается, активность учащихся снижается, ослабевает желание, появляется больше трудностей.

Мотивация является одной из главных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна для современной школы. В связи с недостаточной подготовкой педагогов в сфере методики обучения и воспитания, а также недостаточного количества способов повышения мотивации, встает вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности.

Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Учебно-познавательная мотивация школьников средних классов – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться для достижения успеха в будущем.


Учебная мотивация делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация зависит от внешних обстоятельств. Примерами являются мотивы: достижения, самоутверждения, идентификации, аффилиации, саморазвития. Внутренняя мотивация связана напрямую с самим предметом. Человеку нравится иностранный язык, нравится проявлять свою умственную активность.

Можно выделить еще пять типов мотивации:

  1. Коммуникативная (целевая) мотивация.

Учащиеся понимают, что для речевого общения на иностранном языке, им необходимо овладеть языковым материалом.

  1. Познавательная мотивация.

Учащиеся стремятся получить новую информацию о языке, научиться говорить на иностранном языке для возможности общения со сверстниками из других стран.

  1. Страноведческая мотивация.

У учащихся формируется отношение к стране, культуре, ценностям, традициям и обычаям изучаемого языка.

  1. Эстетическая мотивация.

Учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении языка.

  1. Инструментальная мотивация.

Такой тип мотивации предполагает готовность учащихся к выполнению новых упражнений, к освоению современных, нетрадиционных форм и видов работ

Известно, что одни дети учатся с удовольствием, а другие с безразличием. Необходимо рассмотреть критерии увлекательного и успешного обучения.

Формирование мотивации – это создание условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом помогает ученикам, подталкивает к повышению мотивации системой, психологически и педагогически продуманных, приемов.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

Существует две большие группы мотивов учения:

  1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

  2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями учащихся с другими людьми.

Познавательные мотивы делятся на:

  1. широкие познавательные мотивы;

  2. учебно-познавательные мотивы;

  3. мотивы самообразования.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие у ученика стремления к успеху, достижения цели, поставленной в начале обучения
, а также желания достичь новых целей, узнать больше сведений о языке.

Социальные мотивы также делятся на несколько подгрупп:

  1. широкие социальные мотивы;

  2. узколичные мотивы;

  3. мотивы социального сотрудничества.

Эти мотивы связаны со стремлением человека занять определенную позицию в жизни, быть полезным другим людям, своей стране, получить одобрение от окружающих, заслужить авторитет .

Познавательные и социальные мотивы имеют различное проявление в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные мотивы выражаются в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.

Познавательная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Структура познавательной мотивации содержит следующие характеризующие ее элементы: получение удовлетворения от процесса познания, вознаграждения за деятельность, значимость для учащегося результата учебной деятельности, вынуждающее давление на учащегося при отсутствии проявления необходимых усилий для реализации поставленных целей.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

  1. определяется образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

  2. организацией образовательного процесса;

  3. субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

  4. субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к учебному процессу;

  5. спецификой учебного предмета. [14; с.131]

При успешном взаимодействии всех факторов, влияющих на достижение познавательной мотивации, учителю удастся организовать эффективный процесс обучения.

Социальная мотивация определяется как самая значительная сила, управляющая поведением человека. Именно социальные мотивы побуждают учеников достигать определенного статуса