Файл: Современные способы повышения мотивации при обучении иноязычному чтению на средней ступени образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Выводы по главе 2



В данной работе был проведен анализ степени повышения мотивации к обучению чтению на уроках иностранного языка в УМК «Spotlight» и УМК «New Millennium English».

На основе анализа данных УМК можно сделать следующие выводы:

Каждый раздел «Extensive Reading» в учебнике «Spotlight» содержит разного рода тексты для чтения: отрывки из художественных произведений, статьи, электронные письма, советы, стихотворения и т. д. Раздел «Reading» в «New Millennium English» содержит статьи, электронные письма, стихотворения, диалоги , открытки и т.д. Темы текстов в учебниках «Spotlight» 5-9 соприкасаются с интересами учеников. Например, такие темы как «Literature», «History», «Art», «Music». Темы текстов в «New Millennium English» 5-9 являются также близкими по духу ученикам. Например, темы «Sport», «Nature», «Fun». Сравнивая виды заданий в учебниках «Spotlight» 5-9 и «New Millennium English» 5-9 , можно сделать вывод, что «New Millennium English» 5-9 содержит наиболее творческие, мотивирующие к чтению задания.

Тем не менее, следует учесть, что в состав УМК «New Millennium English» 5-9 не входит книга для чтения, что дает преимущество УМК «Spotlight» 5-9 , в составе которого присутствуют книги для чтения.

Кроме того, в работе продемонстрирован ход и результаты создания современных методов повышения мотивации к иноязычному чтению.

В 5–9 классах был проведен опрос для выяснения интересов учащихся, которые впоследствии учитывались при разработке современных способов повышения мотивации при обучении иноязычному чтению.

Опрос был проведен в 2 группах:

Первая группа – 5 «а», «б», «в», 6 «а», «б»;

Вторая группа –7 «а», 8 «б», 9 «а», «б».

На основе данного опроса было выявлено, что мнение учеников, относящихся к обеим группам, было во многих вопросах схожим. Опрос показал следующее: большинство учащихся любят читать книги, предпочитают читать сказки, легенды, приключенческие истории, комедии, фантастику.

В практической части данного исследования был разработан клуб любителей чтения «English Reading club». Целями данного клуба является повышение мотивации учащихся к чтению; приобретение углубленных знаний английского языка, культуры страны изучаемого языка. Главной мотивацией посещения данного клуба является волонтерская поездка за границу по достижению необходимого уровня английского языка. Занятия в данном клубе являются внеурочной деятельностью. Занятия проводятся в 2 группах 1 раз в неделю (45 минут). Исходя из результатов опросов, было установлено, что учащиеся хотели бы посещать данный клуб. В соответствии с интересами, возрастом, а также уровнем языка учащихся, для каждой группы были подобраны определенные книги для чтения.


В исследовании были рассмотрены способы повышения мотивации, которые можно использовать в клубе «English Reading club»: использование комиксов в качестве материала для чтения; конкурс чтецов, главной целью которого является повышение интереса к чтению; приглашение иностранных педагогов, работающих по английским методикам обучения чтению.

Каждый из данных способов подробно описан в работе.



Заключение



Целью данного исследования являлось выявление современных способов повышения познавательной мотивации при обучении чтению на уроках английского языка учащихся на средней ступени образования.

Для достижения поставленной цели нам понадобилось изучить научную и методическую литературу по данной теме, исследовать процесс формирования, повышения учебной мотивации, раскрыть значение мотивации при изучении английского языка, рассмотреть ведущие стимулы иноязычного чтения, проанализировать эффективность существующих путей, способов повышения познавательной мотивации к чтению в современных УМК по английскому языку. В конце исследования нам удалось разработать современные способы повышения мотивации при обучении иноязычному чтению.

В первой главе было рассмотрено понятие мотивации, ее роль в процессе обучения чтению на уроках иностранного языка в средней школе.

Мотивация является неотъемлемой частью учебного процесса. Учитывая результаты исследования литературы по данной теме, можно говорить о том, что на начальном этапе изучения иностранного языка учащиеся обладают высокой степенью мотивации, на среднем этапе многие теряют интерес, разочаровываются в своих силах, возможностях, что приводит к снижению степени мотивации или же вовсе к потере. В работе были рассмотрены виды учебной мотивации, которая делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация зависит от внешних обстоятельств. Внутренняя мотивация связана напрямую с самим предметом. Кроме того, были рассмотрены мотивы учения. Существует две большие группы мотивов учения: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями учащихся с другими людьми. Познавательные мотивы делятся на: широкие познавательные мотивы; учебно-познавательные мотивы; мотивы самообразования. Социальные мотивы также делятся на несколько подгрупп: широкие социальные мотивы; узколичные мотивы; мотивы социального сотрудничества. Познавательные и социальные мотивы имеют различное проявление в учебном процессе. Познавательные мотивы могут обеспечить
наличие у ученика стремления к успеху, достижения цели, поставленной в начале обучения, а также желания достичь новых целей, узнать больше сведений о языке. Социальные мотивы связаны со стремлением ученика занять определенную позицию в классе, сыграть определенную роль в школе, быть полезным другим людям, своей стране, получить одобрение от окружающих, заслужить авторитет.

Также в данной главе был рассмотрен вопрос мотивации при обучении чтению. На уроках иностранного языка особое место уделяется чтению. В исследовании было выявлено, что при обучении чтению на иностранном языке роль мотивов–стимулов выполняют, правильно подобранные, тексты для чтения, а также творческие задания к ним.

На данном этапе исследования мы пришли к следующим выводам:

Для плодотворного учебного занятия необходимо учитывать индивидуальные, возрастные особенности ученика, внешние и внутренние факторы, влияющие на его побуждение к учебе. Также на мотивацию учащихся влияет наличие или отсутствие познавательных и социальных мотивов.

Основная мотивация к чтению – внутренняя, осознанная потребность. Ведущими стимулами иноязычного чтения являются: оформление книги; распознавание себя в книжных героях; сопереживание героям книг; творчество (способность ребенка отзываться по-своему на повествование писателя), создавать в ответ своё мнение, образы; роль педагога в формировании мотивации к чтению у ребенка. Мотивация, к тому же, зависит от видов деятельности, используемых в процессе обучения.

Для нахождения современных, эффективных способов повышения мотивации было проведено практическое исследование, в котором мы проанализировали современные УМК по английскому языку на наличие мотивационных заданий в аспекте «Reading».

Далее в 5–9 классах был проведен опрос для выяснения интересов учащихся, которые впоследствии учитывались при разработке современных способов повышения мотивации при обучении иноязычному чтению.


На основе данного опроса было выявлено, что мнение учеников, относящихся к обеим группам, было во многих вопросах схожим. Опрос показал следующее: большинство учащихся любят читать книги, предпочитают читать сказки, легенды, приключенческие истории, комедии, фантастику.

Помимо всего прочего, был разработан клуб любителей чтения «English Reading club». Целями данного клуба является повышение мотивации учащихся к чтению; приобретение углубленных знаний английского языка, культуры страны изучаемого языка. Главной мотивацией посещения данного клуба является волонтерская поездка за границу по достижению необходимого уровня английского языка. Занятия в данном клубе являются внеурочной деятельностью. Занятия проводятся в 2 группах 1 раз в неделю (45 минут). Исходя из результатов опросов, было выяснено, что учащиеся хотели бы посещать данный клуб. В соответствии с интересами, возрастом, а также уровнем языка учащихся, для каждой группы были подобраны определенные книги для чтения.

В исследовании были рассмотрены способы повышения мотивации, которые можно использовать в клубе «English Reading club»: использование комиксов в качестве материала для чтения; конкурс чтецов, главной целью которого является повышение интереса к чтению; приглашение иностранных педагогов, работающих по английским методикам обучения чтению.


Список использованной литературы



  1. Анпилова Н.В. Вопросы психологического обоснования обучения иностранным языкам: Сб. научных трудов. -М.: МГПИИЯ, 1982, -№187.- с.124- 136.

  2. Бабанский М.Б. Выбор методов обучения в средней школе. -М.: Педагогика, 1981.

  3. Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. 2009.-№8. с.156-160.

  4. Бим И.Л. Подход к системе упражнений с позиции иерархии целей и задач // Иностранные языки в школе. 1985. -№5.- с.30-37.

  5. Богданова Т.Г., Телегина Э.Д., Соотношение мотивов и целей в структуре мышления // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - с.38-45.

  6. Бодалев A.A. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии. 1986.-№ 1.

  7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.

  8. Бородина В.А. Система установок и алгоритмов в обучении динамическому чтению // Динамическое чтение и рациональная работа с книгой. Тезисы докладов /26-28 марта 1979г./. -Новокузнецк, 1979.- с.24-27.

  9. Бородкин В.И. Изменения в потребностно-мотивационной сфере личности при адаптации к учебно-воспитательному процессу. Минск, 1988.- 218 с.

  10. Вайсбурд М. Л. Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - с. 29-34

  11. Вайсбурд М.Л. Требования к текстам для самостоятельного чтения на английском языке в VII классе. - М. - 1955.

  12. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Ин. яз. в школе.1997 -№1-2

  13. Васильев И.А., Магомед-Аминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.:Изд-во МГУ, 1991.-144с.

  14. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. -М.: Педагогика 1988. -с.131

  15. Ваулина Ю.Е. (пересказ Ваулиной Ю.Е.) Джек и бобовое зернышко. Книга для чтения. 5 класс. – 4-е изд. – М.: Express Publishing : «Просвещение», 2012.

  16. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.E., Эванс В. «Spotlight 5» – 4-е изд. – М.: Express Publishing :«Просвещение», 2010.

  17. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.E., Эванс В. «Spotlight 7» – 3-е изд. – М.: Express Publishing :«Просвещение», 2011.

  18. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.E., Эванс В. «Spotlight 9» – 2-е изд. – М.: Express Publishing :«Просвещение», 2010.

  19. Вейзе A.A. Пути выявления главных компонентов при чтении // Методика обучения иностранным языкам. -Минск, 1983.-№13.- с.77-85.

  20. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.:МГУ, 1990,-285с.

  21. Волокитина Н.М. Очерки психологии школьников. -М., 1995.-310с.

  22. Герасимов C.B. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. -1994.-№3.- с.88-93.

  23. Гроза О.Л., Дворецкая О.Б., Казырбаева Н.Ю., Клименко В.В., Мичурина М. Л., Новикова Н.В., Рыжкова Т.Н., Шалимова Е.Ю. «New Millennium English 9» – 2-е изд. -Обнинск: Титул, 2007.

  24. Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка, М.: Просвещение, 2007.

  25. Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Козятинская Л.В., Колоскова Т.Р. Кузеванова Н.И., Носонович Е.В., Скворцова И.А., Талзи Л.В. «New Millennium English 5» -Обнинск: Титул, 2010.

  26. Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Козятинская Л.В., Колоскова Т.Р. Кузеванова Н.И., Носонович Е.В., Талзи Л.В. «New Millennium English 7» – 2-е изд. -Обнинск: Титул,2005.

  27. Дубровин, М.И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы // Иностранные языки в школе. 1978. – №1. – с.30.

  28. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. -М.:Первое сентября, 2003.

  29. Ильин B.C. Мотивация как цель и результат учения // Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников. -Ростов н/Д, 1975.

  30. Ильин B.C., Петриченко C.B., Яковлева З.И. Формирование познавательной потребности у школьников. -Ростов н/Д, 1969.

  31. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб: ПИТЕР, 2000. - 508с.

  32. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе. 2004. № 2. - с.95.

  33. Каргина, Е.М. Роль учебного предмета в процессе формирования профессиональной мотивации // Современные научные исследования и инновации. 2014. – № 6. -с.13.

  34. Кирпичева И.К. Чтение в процессе научного творчества // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975.- с.75-88.

  35. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. –2-е изд. М.: Просвещение, 1983.- 221с.

  36. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М.,1998.

  37. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. -СПб: Изд-во "Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ"", "Cambridge University Press", 2001 г. – с.90-91. 150-151, 161.

  38. Кольцова В.А. Общение и познавательные процессы // Познание и общение. -М.: Наука, 1988. - с.11-23.

  39. Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. - 2003, №1.

  40. Кузьменко О. Д., Рогова Г. В. Учебное чтение, его содержание и формы // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. -М.: Рус. язык, 1991.

  41. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. -Гомель: ГГУ.

  42. Леонтьев A.A, Рябова Т.В. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку.-Сб.: Изд-во МГУ, 1970.

  43. Манукян С.Н. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. 1984. - №4.

  44. Маркова A.K Психология усвоения языка как средства общения.-М.: Педагогика, 1974.- 240с.

  45. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1980.- № 5,- с.47-59.

  46. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. -М.: Педагогика, 1986.

  47. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. -М.:Просвещение, 1990. - 189 с.

  48. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека.-Пермь, 1971. - 120с.

  49. Миролюбова А.А., Рахманова И.В., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе -М., 1967.

  50. Павлов В.А. Педагогические ситуации в воспитании сознательного отношения подростков к учению // Методические рекомендации -Волгоград, 1982. - 16с.

  51. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. -М.: Просвещение, 1988. – с.201

  52. Рогова Г.В., Левцевич Г.Н. Личностное чтение // Иностранные языки в школе.1994.- №1.- с.16-19.

  53. Серова Т.С. Методическая организация системы текстов как средство повышения мотивации учения иноязычному чтению.-Пермь.:ППИ, 1989. -с.10- 18.

  54. Стул Т. Новый взгляд на обучение чтению // Первое сентября, Английский язык. 2004. – №36.

  55. Телегина Э.Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся. -М.: МГПИ, 1986. -с.30-40.

  56. Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе. Автореферат. -М., 1974.

  57. Чудновский В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопросы психологии. 1968.- № 1.

  58. Матковская И.Л. Преодоление трудностей в обучении чтению на английском языке в средней школе. [Электронный ресурс] –URL: http://festival.1september.ru/articles/504347/

  59. Молодежное волонтерское движение «Sfera» [Электронный ресурс] –URL: https://selfmadetrip.com/mezhdunarodnyie-volonterskie-programm/

  60. Психологические и лингвистические характеристики чтения как вида речевой деятельности [Электронный ресурс] –URL: http://dioo.ru/rechevaya- deyatelnost.