Файл: Современные способы повышения мотивации при обучении иноязычному чтению на средней ступени образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Выводы по главе 1



В данной главе было рассмотрено понятие мотивации, ее роль в процессе обучения чтению на уроках иностранного языка в средней школе.

Мотивация – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Формирование мотивации в школьном возрасте является неотъемлемой частью учебного процесса современной школы. На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования психологов, педагогов. В настоящее время эта проблема весьма актуальна для современной школы, но до сих пор остается не до конца изученной. Мотивация при обучении иноязычному чтению крайне важна. Для успешного процесса обучения необходимо изучить исследования по данной теме.

В работе было выявлено следующее:

Учебная мотивация делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация зависит от внешних обстоятельств. Внутренняя мотивация связана напрямую с самим предметом.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

Существует две большие группы мотивов учения: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями учащихся с другими людьми.

Рассматривая роль мотивации в обучении иностранному языку на среднем этапе образования, можно сделать следующие выводы:

Проблема мотивации изучения иностранных языков является одной из главных проблем средней школы. Исследования показали, что в самом начале изучения иностранного языка у учащихся высокая мотивация, в дальнейшем у многих меняется отношение к изучению языка, многие теряют интерес, разочаровываются в своих силах, возможностях, учатся ради успеха или боязни неудач, находясь под давлением взрослых.

Также был рассмотрен вопрос мотивации при обучении чтению. На уроках иностранного языка, наряду с изучением фонетики, грамматики, лексики особое место уделяется чтению. Практически на каждую изучаемую тему выделяется текст, который служит материалом для аудиторного чтения. В исследовании было выявлено, что при обучении чтению на иностранном языке роль мотивов–стимулов выполняют содержание текстов, а также задания к ним.

Кроме того, в данной работе были рассмотрены особенности среднего школьного возраста. Подростки, мотивированные на неуспех, отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать сложных заданий, вследствие чего не достигают высоких результатов в деятельности, в дальнейшем не выбирают иностранный язык в качестве важного предмета. Касаемо мотивов учения, следует отметить , что подростки выбирают профессию в соответствии с любимым предметом или видом деятельности; смотрят в будущее с позиций настоящего. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе в средних классах выходят на передний план. В средних классах для учеников весьма важно получить отличную оценку и обойти своих одноклассников. Поэтому мотивация учебной деятельности школьников средних классов крайне важна в учебном процессе.




Глава 2. Практический аспект изучения способов повышения мотивации при обучении чтению на уроках английского языка на среднем этапе


2.1 Анализ степени повышения мотивации к обучению чтению на уроках иностранного языка в современных УМК



Для определения существующих способов повышения мотивации при обучении иноязычному чтению необходимо рассмотреть современные УМК по английскому языку. На сегодняшний день существует множество УМК , но самыми распространенными являются следующие учебно–методические комплексы:

  1. «Spotlight» Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс;

  2. «New Millennium English» Н.Н. Деревянко и др.

  3. «English» В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др.;

  4. «Enjoy English» М.З. Биболетова;

  5. «English» О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.

Рассмотрим более подробно УМК «Spotlight» и УМК «New Millennium English».

УМК «Spotlight» Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс предназначен для учащихся 2 – 11 классов. [15; 16; 17;18]

Учебно – методический комплекс «Spotlight» («Английский в фокусе») является первым российским УМК, который является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing». Данный комплекс разработан учителями английского языка совместно с британскими авторами, которые предлагают новый уникальный подход к изучению английского языка. Главной целью данного комплекса является развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной и учебно-познавательной, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. УМК предполагают использование при обучении самых современных технических средств, аудиозаписей, видеозаписей, обучение с помощью компьютера, что значительно повышает мотивацию учащихся к процессу обучения.

УМК «Spotlight» состоит из следующих компонентов:

  1. Учебник;

  2. Книга для чтения;

  3. Рабочая тетрадь;

  4. Языковой портфель;

  5. Книга для учителя;

  6. Контрольные задания;

  7. Аудио CD для работы в классе;

  8. Аудио CD для самостоятельной работы дома;

Учебник «Spotlight» 5-9 состоит из 10 тематических модулей. Каждый модуль имеет определенную структуру: уроки a, b, c – введение нового лексико – грамматического материала, составляющие содержательное ядро модуля; урок речевого этикета (English in Use); уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner); урок дополнительного чтения (Extensive Reading); раздел «Progress check».


Каждый модуль содержит разнообразные по типу тексты для чтения. Среди них отрывки из художественных произведений, статьи, электронные письма, советы, стихотворения и т. д. Работа над ними позволяет развивать различные виды чтения (чтение с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным пониманием нужной или интересующей информации). Также разработан раздел дополнительного чтения (Extensive Reading). Этот раздел помогает учащимся использовать изученный в уроках a,b,c языковой материал в новом контексте, зачастую в соответствии с личными интересами учеников. Раздел включает в себя увлекательные творческие задания, мотивирующие учащихся к чтению и позволяющие им лучше освоить языковой материал модуля.

Авторы УМК заявляют о следующих поставленных целях в разделе «Reading»:

  1. читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

  2. читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;

  3. читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой, интересующей информации.

Проанализируем раздел «Reading» в учебниках «Spotlight» 5–9.

Большинство тем из раздела «Extensive Reading» отражают межпредметные связи, что в значительной мере обеспечивает мотивацию учащихся к чтению, поиску в текстах новой, интересной информации. Каждый модуль завершается разделом «Progress Check», содержащим материал для самопроверки и рефлексии, который объединен с вводной страницей следующего модуля, выполняющим мотивирующую и целеполагающую функции.

Раздел «Extensive Reading».

Рассмотрим наиболее мотивирующие задания в учебнике для 5 класса.

  1. Answer the questions.

Задание предтекстового этапа. Вопрос «How do you like working at school?» выводит тему урока. Иллюстрации, прилагающиеся к выбору ответа на поставленный вопрос, мотивируют учащихся на дальнейшую деятельность.

  1. Time to mime: work in groups. One person reads the rules in Ex.2.The others mime them.

На странице изображена цепочка иллюстраций, указывающих на правила поведения в группах или парах. Задание предполагает групповую работу и заключается в том, что один человек из группы читает правила поведения в группах или парах, другие изображают данные правила ,используя различные учебные предметы. Данное задание содержит мотивирующий компонент, т.к. ученикам предлагается продемонстрировать свое видение тех или иных правил. Каждый ребенок видит их по своему и,
видя задание такого рода, у него появляется желание проявить себя и поучаствовать в нем. Иллюстрации подталкивают учащихся на возможные варианты имитирования ситуаций.

  1. Answer the questions: – Look at the map. Which continents do you see? – Look at the capital cities on the map. Which continent are they in? Match them with their country : The UK , The USA, Australia, New Zealand, Canada.

Данное задание является ключевым в уроке, т.к. основной идеей темы является знакомство учащихся с континентами, странами, столицами. В данном задании мотивирующими являются карта англо-говорящих стран , изображения столиц различных стран. Глядя на иллюстрации, у учащихся появляется интерес к выяснению подробностей по данной теме, им хочется прочесть более подробную информацию о континентах и странах.

  1. Задание предтекстового этапа – Look at the title of the poem. What do you expect to read? Текстового этапа – Read the poem and do the exercises.

На странице дано стихотворение «My family», сопровождающееся иллюстрациями различных животных. Данное стихотворение предназначено для группового и индивидуального прочтения.

Был проведен опрос учащихся 5 «а» класса, состоящего из 24 учеников. Ученикам был задан вопрос «Если бы у вас была возможность читать больше стихотворений или больше художественных текстов, что бы вы выбрали?» По данным опроса было явлено следующее: 16 учащихся выбрали стихотворение, и это составило 66,6% от общего числа учеников, 8 учащихся выбрали художественный текст, и это составило 33,3%. Из данного опроса можно сделать вывод, что большинство учащихся предпочитают чтение стихотворений, нежели художественных текстов. Такое задание определенно является мотивирующим к чтению, т.к. стихотворение является необычным способом чтения, оно содержит рифму, которую дети зачастую пытаются найти к различным словам.

  1. Послетекстовое задание: – Which of the sentences 1-5 are true for you? Данное задание вызывает интерес у учащихся благодаря возможности выражения своего мнения. Каждый ученик может ответить на вопросы исходя из своей жизнедеятельности. Задание не требует определенного правильного ответа потому, что рассчитано на личное мнение учащихся.

Рассмотрим наиболее мотивирующие задания в учебнике для 7 класса.

  1. – What would you like to know about living in Mexico city? Read the text. Can you answer any of your questions?

Данный тип вопроса прекрасно повышает мотивацию к чтению. Ученикам предлагается составить список вопросов, касающихся жизни в городе Мехико, затем прочитать текст и определить были ли даны все ответы на поставленные вопросы. Для того, чтобы удовлетворить свой интерес, ученик обязательно прочтет текст и выяснит все ответы на данные вопросы. Если же текст не сможет дать информацию в полной мере, ученик может обратиться в дополнительные источники и уточнить информацию в них. Следует уточнить, что не каждый ученик захочет сам искать информацию в других источниках, поэтому педагогу необходимо обратить внимание на интерес учащихся к теме и провести урок, насыщенный дополнительной информацией (текстами, плакатами и т.п.). Это поможет повысить мотивацию учащихся к следующему уроку. Ученики будут с нетерпением ждать такой урок, с интересом вычитывать новую информацию.