Файл: Современные способы повышения мотивации при обучении иноязычному чтению на средней ступени образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. – Who was Oscar Wilde? Read to find out.

Такой вопрос сразу же привлекает внимание учащихся, им хочется узнать кем является человек, о котором спрашивает автор, они читают и узнают ответ на поставленный вопрос.

  1. На странице дан текст в виде советов о правилах поведения в бассейне. К нему прилагаются красочные иллюстрации. Задание звучит следующим образом: Read the text and match the headings (a-h) to the rules (1-7). There is one extra heading. Учащиеся любят такого рода задания работы с текстом, т.к. здесь присутствует конкурирующий момент среди одноклассников. Необходимо вычислить один неверный заголовок и оказаться впереди остальных, для этого нужно внимательно прочесть текст и обратить внимание на детали.

Рассмотрим раздел «Reading» в учебнике для 9 класса.

Следует отметить, что тексты в учебнике «Spotlight» 9 отличаются темами от «Spotlight» 5-8. Темы текстов соприкасаются с интересами учеников. Например, такие темы как «Let`s party», «Mysterious monsters», «Painting styles», «Music». Задания из учебника «Spotlight» 9 схожи с заданиями из учебников «Spotlight» 7-8.

Проанализируем книгу для чтения «Jack and the Beanstalk» пересказанную В. Эванс, Д. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулиной , которая входит в УМК «Spotlight» 5.

Данная книга содержит краткое описание книги, сюжета, героев сказки, 8 глав, раздел с заданиями дотекстового, текстового, послетекстового этапов, словаря, игры.

Рассмотрим способы повышения мотивации, используемые авторами данной книги.

В первую очередь стоит обратить внимание на красочные иллюстрации, преобладающие на страницах. Рассматривая главы книги, можно сделать вывод, что рисунки насыщенны красками, текста по сравнению с ними очень мало на страницах.

Способом повышения мотивации являются задания дотекстового этапа. Для того чтобы сделать учащихся активными участниками процесса обучения, заинтересовать их в прочтении рассказа, можно использовать следующие задания: – Look at the pictures and read the words below form the episode. What do you think will happen in this episode? Read and check. – Look at the title and the pictures and answer the questions. Read and check. Такие вопросы помогают повысить интерес учащихся к содержанию текста.

Был проведен опрос учащихся 5 «а» класса, состоящего из 24 человек. Ученикам было предложено два варианта работы с текстом. Первый вариант – «Посмотрите на картинки, скажите свое мнение о событиях, которые, по вашему мнению, произойдут в тексте. Затем прочитайте текст и проанализируйте ваш ответ. Сейчас вы согласны с ним или же ваша точка зрения поменялась после прочтения текста?» Второй вариант – «Прочтите текст». По данным опроса было выявлено следующее: 19 учащихся выбрали первый вариант, и это составило 79,2% от общего числа учеников, 5 учащихся выбрали второй вариант, и это составило 20,8%. Из данного опроса можно сделать вывод, что большинство учащихся предпочитают первый вариант, несмотря на то, что он более сложный. На вопрос «Почему вы выбрали 1/2 вариант?» учащиеся ответили по–разному. Преобладали ответы «Я выбрал(а) 1 вариант потому, что я хочу иметь представление о тексте до его прочтения, этот вариант интереснее», «Я выбрал(а) второй вариант потому, что он легче». Данные ответы можно расценить по степени мотивированности учащихся.


Исходя из опроса, можно сделать вывод, что 79,2% учащихся данного класса имеют высокую степень мотивации к чтению, 20,8% имеют низкую степень мотивации к чтению.

Текстовый этап содержит следующие задания: – True or false, – answer the questions, – fill the correct words, – put the events in correct order, – complete the sentences with the following. Данные задания могут мотивировать учащихся к чтению при наличии интересного текста. Послетекстовый этап содержит задание «Discuss in pairs», которое не является способом повышения мотивации к чтению.

Следующий УМК – «New Millennium English» Н.Н. Деревянко и др.

Предназначен для учащихся 5–11 классов.

Основной целью данного комплекса является развитие коммуникативной компетентности учащихся на уровне, позволяющем успешно решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях англоязычного общения. Данный УМК направлен на развитие речевых навыков, а также способствует развитию творческих способностей детей, что очень важно для повышения мотивации. Материал учебника для 5 класса разбит на 12 разделов , которые в свою очередь делятся на уроки. По окончании каждого раздела можно найти контрольную работу (Progress page) и руководство по подготовке проекта (Project).

УМК «New Millennium English» включает:

  1. учебник;

  2. рабочая тетрадь;

  3. книга для учителя

  4. аудиоприложение (CD MP3) к учебнику.

Авторы УМК заявляют о следующих поставленных целях в разделе «Reading»:

  1. ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;

  2. читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

  3. читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

  4. читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

Сразу же стоит отметить минус состава данного учебно-методического комплекса. В нем отсутствует книга для чтения. Однако учебник «New Millennium English» на данный момент пользуется большой популярностью среди педагогов. Проанализируем раздел «Reading» в учебнике «New Millennium English».

Каждый модуль содержит разнообразные по типу тексты для чтения.

Среди них статьи, электронные письма, стихотворения, диалоги , открытки.

Формулировка заданий в первых двух модулях дана на русском языке. Задания модулей 3–4 даются на русском языке и дублируются на английский язык. Задания модулей 5–12 даны на английском языке.



Отличительной чертой данного УМК является то, что в большинстве диалогов реплики или мысли персонажа заключены в, так называемое, «облачко».

Был проведен опрос учащихся 5 «а» класса, состоящего из 24 человек. Ученикам было предложено два вида диалога. Первый – «Диалог в виде обыкновенных реплик». Второй – «Диалог в виде реплик, заключенных в «облачко»». По данным опроса было выявлено следующее: 20 учащихся выбрали первый вид, и это составило 83,3 % от общего числа учеников, 4 учащихся выбрали второй вид, и это составило 16,7 %. Из данного опроса можно сделать вывод, что большинство учащихся предпочитают второй вид диалога. На вопрос «Почему вы выбрали 1(2) вид?» учащиеся ответили неоднозначно. Преобладали ответы «Я выбрал(а) 1 вид потому, что мне привычнее видеть такой вид диалога», « Я выбрал(а) второй вариант потому, что мне нравятся комиксы, а данный вид напоминает мне их». Из данного опроса можно сделать вывод, что большинство учащихся предпочитают диалог в виде «облачка». На основе данного опроса было установлено, что такое оформление привлекает детей больше, вызывает интерес и желание читать.

Рассмотрим наиболее мотивирующие к чтению задания в учебнике для 5 класса. [25]

  1. Read and guess.

Необходимо прочитать рассказ мальчика о себе и догадаться о значении выделенного в тексте слова.

  1. Read the dialogue aloud.

На странице дан текст, который требуется прочитать по ролям.

  1. Read the text and find the picture.

Даны три картинки с планировкой комнаты, а также описание одной из этих комнат. Необходимо прочесть текст и выяснить какая картинка подходит под описание.

  1. Read and say it quickly.

Задание заключается в том, чтобы быстро прочесть скороговорку.

В данном учебнике большинство заданий основаны на догадке и умении находить отличия между предметами. Все вышеперечисленные задания являются мотивирующими к чтению.

Рассмотрим наиболее мотивирующие к чтению задания в учебнике для 7 класса.[26]

  1. Read the text from the «International Secret Agent`s book» and find out what code is.

На странице дан текст о секретных кодах. Используя порядок букв английского алфавита необходимо расшифровать послание, которое находится в рамочке в виде цифр.

  1. Read about another code – the Ancient Egyptian alphabet – and try to send a secret message of your own.

С помощью информации, извлеченной из текста, учащиеся смогут создать свое зашифрованное послание.


Был проведен опрос учащихся 7 «б» класса, состоящего из 18 человек. Ученикам был задан вопрос «Какое из заданий для вас является более интересным? Текст, в котором необходимо найти секретный код или создать свой, используя информацию из текста? Также можно воздержаться от ответа и не выбирать вариант, если вы считаете его неинтересным». По данным опроса было выявлено следующее: 10 учащихся выбрали задание на нахождение секретного кода, и это составило 55,6 % от общего числа учеников, 8 учащихся выбрали задание на создание секретного кода, и это составило 44,4 %. Мнения учащихся практически разделились пополам. Можно определить, что такие задания могут использоваться в качестве повышения мотивации к чтению, т.к. учащихся заинтересовали оба вида заданий, ни один ученик не посчитал данные виды заданий скучными.

  1. Read the song reviews from the website and say what Justin Timberlake`s song is about.

Задание отличается от других тем, что в нем проводится параллель с современной музыкой, что является отличным способом повышения мотивации к чтению, т.к. современные школьники сильно увлечены музыкальными произведениями и данное задание станет для них увлекательным, творческим.

Задания из учебника «New Millennium English» 9 схожи с заданиями из учебников «New Millennium English» 5, 6, 8. Однако «New Millennium English» 9 отличается сложностью текстов, задания перефразированы в более замысловатые, но преследуют те же цели.

Учебник «New Millennium English» 9 отличается своей структурой, в которую включен раздел «Extensive reading». В данном разделе используются стандартные задания на предтекстовый, текстовый, послетекстовый этап. В данном разделе не было найдено творческих или мотивирующих заданий.[23]

На основе, выполненного нами, анализа УМК «Spotlight» и УМК «New Millennium English» можно отметить следующее:

Каждый раздел «Extensive Reading» в учебнике «Spotlight» содержит разного рода тексты для чтения: отрывки из художественных произведений, статьи, электронные письма, советы, стихотворения и т. д. Раздел «Reading» в «New Millennium English» содержит статьи, электронные письма, стихотворения, диалоги , открытки и т.д.

Интересные темы текстов являются ведущим стимулом к чтению. Темы текстов в учебниках «Spotlight» 5-9 соприкасаются с интересами учеников. Например, такие темы как «Literature», «History», «Art», «Music». Темы текстов в «New Millennium English» 5-9 являются также близкими по духу ученикам.

Например, темы «Sport», «Nature», «Fun» .

Сравнивая виды заданий в учебниках «Spotlight» 5-9 и «New Millennium English» 5-9, было выявлено, что «New Millennium English» 5-9 содержит наиболее творческие, мотивирующие к чтению задания.


Тем не менее, следует учесть, что в состав УМК «New Millennium English» 5-9 не входит книга для чтения, что дает преимущество УМК «Spotlight» 5-9 , в составе которого присутствуют книги для чтения.

На каждый год обучения разработана книга (сказка, пьеса, новелла). Каждая книга полна ярких и привлекательных иллюстраций, преобладающих на страницах. Текста по сравнению с рисунками очень мало на страницах. Этот прием является способом повышения мотивации учащихся к чтению, т.к. изучая картинку, учащиеся строят предварительные догадки и хотят выяснить свою правоту, прочитав текст.
2.2 Создание современных методов повышения мотивации к иноязычному чтению
Целью нашей работы является выявление современных способов, методов повышения мотивации при обучении чтению на уроках английского языка учащихся 5-9 классов.

В нашей работе будет разработан клуб любителей чтения, главной мотивацией которого является волонтерская поездка за границу по достижению определенного уровня английского языка. Также внутри клуба будут рассмотрены способы повышения мотивации к чтению.

В 5–9 классах был проведен опрос для выяснения интересов учащихся, которые стоит учесть при разработке методов повышения мотивации.

Анкета для детей состояла из следующих вопросов:

  1. Нравится ли тебе читать книги?

  2. Почему ты читаешь/не читаешь?

  3. Какие книги ты любишь читать?

  4. Хотел(а) бы ты посещать клуб любителей чтения?

  5. Если да/нет, почему?

Рассмотрим результаты опроса в 5-9 классах.

Учащиеся 5 «а», «б», «в»; 6 «а», «б» классов составляют в сумме 112 учеников.

  1. На вопрос «Нравится ли тебе читать книги?» 84 учащихся дали положительный ответ, и это составило 75 % от общего числа учеников, 28 учащихся отрицательно ответили на вопрос, и это составило 25 %.

  2. На вопрос «Почему ты читаешь/не читаешь?» большинство учащихся ответили, что они читают потому, что им нравится узнавать новую информацию, нравится воображать себя героями книг. Учащиеся, которые не любят читать отвечали следующим образом: «Я не люблю читать и не читаю потому, что мне не интересно, я еще не встречал(а) увлекательную книгу, которая смогла бы меня заинтересовать», «Я не хочу тратить время на книги».

  3. Был задан вопрос: «Какие книги ты любишь читать?». Среди учащихся преобладали такие жанры книг, как сказки, легенды, приключенческие истории, комедии. Данный выбор преобладал у 89,2 % от общего числа учеников.

  4. На вопрос «Хотел(а) бы ты посещать клуб любителей чтения?» 92 учащихся дали положительный ответ, и это составило 82,1% от общего числа учеников, 20 учащихся отрицательно ответили на вопрос, и это составило 17,9 %.

  5. На вопрос «Если да/нет, почему?» учащиеся отвечали неоднозначно. Преобладали следующие ответы: «Я хочу посещать такой клуб для получения новой, интересной информации», «Данный клуб может дать мне возможность развития моего уровня языка, а также при достижении необходимого уровня я смогу поехать за границу».