Файл: Сущность и функции финансов (Структура системы государственных финансов РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как известно, бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.

Государственные доходы – это часть национального дохода страны, перераспределяемая через налоговый механизм и кредитно-денежную систему в распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его основных задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.[9]

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам.

Необходимо подчеркнуть, что федеральный бюджет осуществляет поддержку остальных бюджетов, то есть из него могут предоставляться кредиты, происходит финансирование бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов (местных бюджетов), предоставляются субсидии.

При формировании федерального бюджета необходимо уделить внимание сбалансированности бюджета. Сбалансированность бюджета представляет собой полное соответствие всех расходов бюджета и сумме всех доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При формировании бюджета, а также при его расходовании государственные органы должны минимизировать дефицит бюджета.

Таким образом, повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета, - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Именно федеральный бюджет обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России.

Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период.

Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

Денежные ресурсы, поступающие из внебюджетных фондов, направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ).


Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

К этим внебюджетным фондам относятся:

  • фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.).
  • другие целевые государственные и региональные фонды (экологические фонды, фонды развития и т.д.).[10]

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют своей целью содействие развитию или материальной поддержки специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений. Фонды имеют самостоятельное значение, источники их формирования обособлены от источников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов. 

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. 

Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное богатство страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает дефицит бюджета расширяются и государственные займы.

Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

Региональные фонды – организации, которые не ведут коммерческой деятельности, а объединяют в своем лице финансовые средства предприятий региона для развития субъекта федерации. Учредителями местных фондов в регионах могут выступать органы, осуществляющие исполнительную власть в субъектах федерации, и объединенные организации по защите прав вкладчиков и собственников акций.


Региональные фонды являются составляющей частью финансовых ресурсов федерации, наряду с региональным бюджетом и средствами компаний, которые они предоставляют для развития инфраструктуры региона.

Региональный фонд формируется посредством следующих поступлений:

  • взносов граждан и экономико-хозяйствующих субъектов, которые вносятся добровольно;
  • прибыли, полученной путем выдачи займов на местном уровне, а также доходов от аукционов и лотерей;
  • привлечения финансирования из организаций, кооперативов и других общественных объединений населения;
  • административных штрафов.

Средства, привлеченные в региональный фонд, используются на улучшение инфраструктуры субъекта федерации, строительные работы по возведению объектов социально-культурного назначения и финансирование плановых расходов, если они превысили ожидаемый уровень, а также на другие цели, не противоречащие учредительным документам и действующему законодательству.

Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений. Таким образом, взаимодействие между федеральными и муниципальными финансами тесно связано с бюджетными и внебюджетными фондами, формируемыми как на федеральном, так и на местном уровне.

Таким образом, государственные финансы определяют  объёмы вовлечённых в экономику бюджетных средств, пропорции их распределения, направления и формы использования. Из государственного бюджета обеспечивается  финансирование важнейших инвестиционных программ в области государственного, экономического, социального, культурного, экологического и национального развития.

1.3. Влияние государственных финансов на развитие рыночной экономики

Система государственных финансов  оказывает непосредственное воздействие  на развитие рыночной экономики.

Государственные финансы занимают определённое место и играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются: оказание государственных услуг общего назначения; разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, в том числе формирующих институциональные основы рыночного хозяйства; разработка и реализация экономической политики и др.


Оказание государственных услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.

Обеспечение законодательных основ страны предполагает наряду с выработкой и реализацией законов организацию их исполнения.

Разработка и реализация экономической политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.

Разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг и поддержка слабо защищённых слове населения, обеспечение возможно более справедливого распределения благ между членами общества является одной из важнейших задач государства.[11]

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования и обеспечения сбалансированного развития рыночной  экономики, системы государственных финансов, проведения необходимых реформ в ведущих секторах экономики, повышения уровня жизни населения является  бюджетная политика Российской Федерации.

Отметим приоритетные  задачи  бюджетной политики Российской Федерации: совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса;   повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании; повышение устойчивости федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе и др.

Важным направлением развития системы государственных финансов в современных  условиях развития рыночных отношений   является совершенствование нормативных правовых актов  по экономическим и финансовым вопросам.

Одним из важнейших инструментов государственного управления финансами  является налоговая политика, которая влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами управления. Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и применяется в зависимости от ситуации в ней.

Налоговое регулирование затрагивает процессы производства, прежде всего, через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъёма. Косвенное и подоходное налогообложение определяют объёмы личного потребления, платёжеспособного спроса, что влияет на объёмы производства потребительских товаров и услуг.[12]


Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом принято называть налоговым бременем (налоговым прессом, налоговой нагрузкой). Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой базой.

Необходимо подчеркнуть, что рыночная экономика не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночной экономики усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был А. Вагнер. Его расчёты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из первых учёных понял ограниченность рынка, разделил рынок на два сектора - государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические  процессы.

В современных условиях России  одной из острых проблем государственного управления остаётся проблема стабилизации системы государственных  региональных финансов, выравнивание  условий социально-экономического развития регионов.

Важно отметить, что для эффективного функционирования системы государственных финансов необходимо создать сбалансированный бюджет, то есть бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как неизменная, строго заданная система форм и методов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния.[13]

Государственное финансовое регулирование всегда подразумевает перераспределение доходов субъектов рыночных отношений, что грозит возникновением внеочередных трудностей для эффективного функционирования предприятий и снижением стимулов деловой активности.

Эффективность государственной финансовой политики складывается из её содержания, конкретных направлений и способов мобилизации и расходования бюджетных средств. На принятие решений в области государственных финансов оказывают воздействие экономическая ситуация в национальном хозяйстве, интересы всевозможных социальных групп, политическая ситуация в обществе, острота кризисных явлений. Результативность применения финансовых инструментов государством в значительной степени зависит от их дополнения методами денежно-кредитного и административно-правового регулирования.