Файл: Сущность и функции финансов (Структура системы государственных финансов РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность, содержание и функции государственных финансов
1.2. Структура системы государственных финансов РФ
1.3. Влияние государственных финансов на развитие рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Особенности формирования федерального бюджета РФ
2.2. Анализ показателей доходной и расходной части федерального и местных бюджетов России
2.3. Итоги реализации основных направлений бюджетной политики
Новое качество жизни - государственная программа «Развитие здравоохранения». Государственная программа «Развитие здравоохранения» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 294. Целью государственной программы «Развитие здравоохранения» является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
На реализацию мероприятий государственной программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 305,9 млрд. рублей, исполнение составило 298,1 млрд. рублей, или 97,5% к уточнённой росписи (приложение 5).
Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295. Целями государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы являются:
– обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;
– повышение эффективности реализации молодёжной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
На реализацию мероприятий государственной программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 453,3 млрд. рублей, исполнение составило 450,1 млрд. рублей, или 99,3% к уточнённой росписи (приложение 6).[23]
Государственная программа «Социальная поддержка граждан» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296. Целями государственной программы «Социальная поддержка граждан» являются повышение доступности социального обслуживания населения, создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.
На реализацию мероприятий государственной программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 1 282,2 млрд. рублей, исполнение составило 1272,2 млрд. рублей, или 99,2% к уточнённой росписи (приложение 7).
Государственная программа «Содействие занятости населения» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 298. Целью государственной программы «Содействие занятости населения» является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
На реализацию мероприятий государственной программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 41,7 млрд. рублей, исполнение составило 40,9 млрд. рублей, или 98,2% к уточнённой росписи (приложение 8).
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 323. Целями государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» являются:
- повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;
- повышение качества и надёжности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
На реализацию мероприятий государственной программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 108,8 млрд. рублей, исполнение составило 105,2 млрд. рублей, или 96,7% к уточнённой росписи (приложение 9).
Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317.
Целью государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан Российской Федерации к культурному и природному наследию с учётом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.
На реализацию мероприятий государственной программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 98,8 млрд. рублей, исполнение составило 90,2 млрд. рублей, или 91,3% к уточнённой росписи (приложение 10).
Государственная программа «Реализация государственной национальной политики» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1532. Целью государственной программы «Реализация государственной национальной политики» является гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
На реализацию мероприятий государственной программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 3,0 млрд. рублей, исполнение составило 2,0 млрд. рублей.
Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316. Целью государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» является создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса и эффективности государственного управления. На реализацию мероприятий государственной программы из федерального бюджета в 2019 году выделено 111,5 млрд. рублей, исполнение составило 102,9 млрд. рублей.
Одним из ключевых направлений бюджетной политики Российской Федерации остаются вопросы сбалансированности и устойчивости региональных бюджетов.
Государственный долг субъектов Российской Федерации за 2019 год снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2 315,4 млрд. рублей.
В целях обеспечения приемлемого уровня государственного долга субъектов Российской Федерации создаются условия, способствующие проведению субъектами ответственной долговой политики.
Предоставление в 2019 году из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации способствовало сокращению различий в уровне расчётной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,7 до 2,6 раза. [24]
На 7 лет продлён срок возврата бюджетных кредитов, предоставленных регионам в 2017–2019 годах, срок погашения которых наступает в 2018– 2019 годах и в 2021–2022 годах. Данная мера позволит субъектам Российской Федерации обеспечить равномерное погашение задолженности по бюджетным кредитам, снизить объёмы возврата бюджетных кредитов и высвободить средства для финансирования приоритетных расходных обязательств.
В заключение отметим, что по итогам 2019 года наблюдается активное продвижение практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации. Количество регионов, внедряющих политику вовлечения граждан в принятие бюджетных решений, за отчётный год возросло с 16 в 2018 году до 47 в 2019 году. В целях содействия созданию на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований условий для вовлечения граждан в бюджетный процесс в 2019 году разработана Программа развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами государственной власти денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства.
Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.
Благоприятное воздействие государственных финансов и, прежде всего, бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объёма и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надёжный контроль за сменой стадий экономических циклов, стабильность производства и повышение материального уровня и условий жизни населения.
Проведённый анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета России за период с 2016 по 2019 года, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен, и склонен к изменениям, которые могут быть связаны как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами.
За 2019 год поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось по сравнению с показателями 2018 года как за счёт нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов. Значительный рост нефтегазовых доходов обусловлен ростом цен на углеводородное сырье, прежде всего на нефть. Увеличение ненефтегазовых доходов связано в частности с ростом поступлений от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налога на прибыль организаций, а также акцизов.
Кассовое исполнение федерального бюджета по расходам в 2017 году по отношению к соответствующему периоду 2018 г. увеличилось на 0,1 % в номинальном выражении.
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. Сравнивая поступление налогов, в федеральный бюджет в 2018 году и 2019 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость и по акцизам.
Сравнивая, 2017 год с 2019 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации. Такая тенденция может быть обусловлена изменениями налогового законодательства и совершенствованием контрольных мероприятий проводимыми со стороны государственных органов власти, а именно Федеральной налоговой службой.
Одной из главных проблем государственных финансов является сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ. На сегодняшний день довести бюджеты всех уровней бюджетной системы до совершенства видится труднодостижимой целью.
Достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь при введении санкционирования бюджетных расходов, соблюдении установленных лимитов, применении бюджетных резервов и механизмов сокращения и блокировки бюджетных расходов.
Первостепенной важностью для финансового сектора РФ обладает вопрос управления финансовыми средствами на региональном и местном уровнях. Принцип самостоятельности субъектов РФ позволяет органам местного самоуправления самостоятельно управлять средствами регионального бюджета. Чтобы повысить эффективность и прозрачность расходов региональных и муниципальных бюджетов необходимо применить механизм перечисления целевых поступлений и трансфертов из федерального бюджета под фактическую потребность. Это позволит практически полностью устранить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах субъектов РФ.
Для более эффективного использования государственных финансов нужно осуществлять контроль, который позволит дать качественную оценку экономической эффективности финансовых операций, и направлен на повышение рационального и бережливого расходования финансовых ресурсов.
Таким образом, чтобы добиться повышения качества использования государственных финансов, следует проводить реформы, выделять приоритетные статьи расходов, утверждать социально-экономические программы, принимать стратегии, уменьшить долю государственной финансовой поддержки (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления) для стимулирования собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, обеспечить максимальную прозрачность бюджета, осуществлять качественный контроль за расходованием финансовых ресурсов государства, который будет препятствовать нарушению законов и предотвращать появление деяний такого рода, а кроме того исключит вероятность развития коррупции.