Файл: Сущность и функции финансов (Структура системы государственных финансов РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшими направлениями государственного воздействия на экономику посредством государственных финансов является политика в области доходов (прежде всего налоговая политика), расходов, способов финансирования дефицита бюджета и управления государственным долгом. Политика в области государственных финансов должна обеспечивать поддержание адекватных экономическим условиям темпов экономического роста, ограничение социального неравенства, эффективность государственных расходов.

Благоприятное воздействие государственных финансов и, прежде всего, бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объёма и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надёжный контроль за сменой стадий экономических циклов, стабильность производства и повышение материального уровня и условий жизни населения.[14]

Итак, мы можем сделать вывод, что государственные финансы занимают определённое место и играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Особенности формирования федерального бюджета РФ

Федеральный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформирован в условиях стабилизации экономической ситуации благодаря мероприятиям, проводимым государством.


В настоящее время экономика отличается крепким платёжным балансом и минимальной зависимостью от внешнего долга, низкой инфляцией и контролируемым уровнем дефицита бюджета, снижающейся зависимостью от цен на нефть и более здоровыми структурными пропорциями.

Это создаёт основу для восстановления экономического роста, который наблюдается со второго полугодия прошлого года. В основу федерального бюджета положен базовый сценарий прогноза среднесрочного экономического развития на 2018–2020 годы. Он предполагает постепенное увеличение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2019 году до 2,3% к 2020 году.

Базовый сценарий учитывает и сохранение действия экономических и финансовых санкций на протяжении всего прогнозного периода, а также ответных мер со стороны России для защиты своих национальных интересов.

Предельный объем расходов федерального бюджета сформирован исходя из бюджетного правила, согласно которому доходы от продажи нефти по цене выше 40 долларов США за баррель направляются не на расходы, а для восстановления финансовых резервов.

В течение планового периода планируется увеличение объёма доходов федерального бюджета (см. таблица 1). Прогнозируемые на 2018 год доходы превысят уточнённую оценку поступления доходов на 2019 год на 537,5 млрд. рублей. Превышение прогноза доходов на 2019 год над прогнозом на 2018 год составит 296,8 млрд. рублей, а превышение прогноза на 2020 год над прогнозом на 2019 год – 730,8 млрд. рублей.

На фоне стабилизации мировых цен на нефть марки Юралс на уровне $40 за баррель в реальном выражении и устойчивых объёмов добычи и экспорта энергоресурсов доля нефтегазовых доходов федерального бюджета продолжит снижаться с 35,9% в 2018 году до 33,4% в 2020 году при снижении их доли по отношению к ВВП: с 6,3% ВВП в 2019 году до 4,9% ВВП к 2020 году.

Ненефтегазовые доходы по отношению к ВВП останутся на стабильном уровне (10,0% ВВП в 2018–2019 годах и 9,8% ВВП в 2020 году) на фоне роста доходов, связанных с внутренним производством при незначительном сокращении доходов от импорта и ряда неналоговых поступлений.

Основные характеристики федерального бюджета на 2018-2020 гг. представлено в таблице 1.

Таблица 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2019-2022 гг., млрд. руб.

Наименование

2019 (оценка)

2020 (проект)

2021 (проект)

2022 (проект)

Доходы, всего

14 720,3

15 257,8

15 554,6

16 285,4

% ВВП

16,0

15,7

15,1

14,8

в том числе:

нефтегазовые доходы

5 795,2

5 479,6

5 247,5

5 440,4

% ВВП

6,3

5,6

5,1

4,9

ненефтегазовые доходы

8 925,1

9 778,2

10 307,1

10 845,0

% ВВП

9,7

10,0

10,0

9,8

Расходы, всего

16 728,4

16 529,2

16 373,7

17 155,3

% ВВП

18,1

17,0

15,9

15,6

Дефицит (–) / Профицит (+)

-2 008,1

-1 271,4

-819,1

-869,9

% ВВП

2,2

1,3

0,8

0,8


При формировании расходов федерального бюджета основными приоритетами стали:

  • индексация всех социальных выплат, в том числе пенсий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение безусловного и своевременного выполнения всех социальных обязательств государства на федеральном уровне;
  • реализация «майских» указов Президента Российской Федерации о повышении заработанной платы для отдельных категорий бюджетного сектора.

Расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации схематически представлено в приложении 1.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2020 году будут являться государственные заимствования и средства Фонда национального благосостояния, в 2019–2020 годах – государственные заимствования (таблица 2).

Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб. 

Показатели

2019 (оценка)

2020 (проект)

2021 (проект)

2022 (проект)

Всего источников

1 923,8

1 271,4

819,1

869,9

% ВВП

2,1

1,3

0,8

0,8

в том числе:

государственные заимствования

1 010,3

785,7

805,6

1 044,6

средства ФНБ

663,5

1 113,7

4,5

3,8

средства Резервного фонда

1 060,8

приватизация

42,1

13,0

12,2

11,4

прочие источники

-852,9

-641,0

-3,2

-190,0

Такие объёмы заимствований (с реальной ставкой доходности на текущем уровне 2,5–3% и при темпах экономического роста в 2%) приведут к некоторому росту объёма госдолга и увеличению расходов на его обслуживание. Госдолг составит 16,1% ВВП против 13,6% по итогам 2019 г.

При этом масштабы заимствований примерно соответствуют размерам госинвестиций (открытой части) и даже превосходят их. В предлагаемых правительством РФ параметрах бюджета поступления от приватизации не являются значимыми (колеблются в интервале 11–13 млрд. руб. ежегодно), что в целом не соответствует логике оптимизации государственного участия в экономике.


В 2018 году произойдёт объединение средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда на базе Фонда национального благосостояния. Целевой составляющей объединённого Фонда национального благосостояния станет обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2019 году предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в размере 4,5 млрд. рублей.

В общем объёме государственного долга будет преобладать государственный внутренний долг, в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, в прогнозируемом периоде. Так, в общем объёме государственного долга Российской Федерации его доля составит 68,9% в 2018 году, 69,8% в 2019 году и 72,0% в 2020 году.

В предстоящем среднесрочном периоде объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП).

В предстоящем периоде продолжится реализация государственной политики в сфере экономического развития, ориентированная на улучшение делового климата и рост конкурентоспособности, повышение производительности труда и эффективность крупных инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса.

Меры государственной поддержки будут также направлены на развитие импортозамещения, в том числе за счёт поддержки производителей конкурентоспособных товаров и услуг на мировом рынке.

Значимыми для экономики станут мероприятия по инвестированию в транспортную инфраструктуру, ориентированные на развитие эффективных транспортно-логистических связей, как на внутренних, так и на международных маршрутах. Продолжится поддержка малого и среднего предпринимательства, особенно в части несырьевого экспорта.

В заключение нужно подчеркнуть, что параметры бюджета, сформированные на основе новых бюджетных правил, свидетельствуют о попытке Правительства осуществлять политику жёсткой бюджетной экономии. Удержание расходов федерального бюджета в номинальном выражении примерно на уровне 2019 г. может позитивно сказаться на улучшении бюджетной устойчивости. Однако достаточно вероятным представляется другой сценарий: параметры федерального бюджета могут быть существенно скорректированы в дальнейшем для решения задач, которые будут поставлены руководством страны в рамках нового политического цикла. Подобная корректировка может затронуть уже бюджет 2018 г. Примером такой политики в нынешнем политико-деловом цикле являются майские 2012 г. указы президента. С учётом этого заниженные оценки доходов и расходов оставляют резерв для принятия новых расходных обязательств, и реальный уровень расходов федерального бюджета, несмотря на новые бюджетные правила, может оказаться значительно выше запланированного в законопроекте объёма.


2.2. Анализ показателей доходной и расходной части федерального и местных бюджетов России

Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Бюджет даёт чёткую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его потребностей.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законом в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрим основные статьи доходов федерального бюджета за 2017 - 2019 гг. в таблице 3.

Таблица 3. Динамика доходов федерального бюджета, млрд. руб.[15]

Показатель

2017 г.

%

2018 г.

%

2019 г.

%

2019 г. в % к

2017 г.

2018 г.

Доходы, всего, в т. ч.:

14496

100

13659,2

100

13738,5

100

94,8

100,6

Налог на прибыль организаций

380,1

2,6

415,5

2,8

426,3

3,1

112,2

102,6

Налоги и взносы на социальные нужды

2702,3

18,6

2976,2

21,8

3117,4

23,0

115,4

104,7

НДС

3956,3

27,8

4104,6

27,5

4409,9

32,1

111,5

104,7

Акцизы

727,5

5,0

857,4

6,3

582,0

4,2

80,0

67,9

Таможенные пошлины

4594,6

32,0

3406,2

29,9

3035,5

22,1

66,1

89,1

Государственные пошлины, сборы

90,9

0,6

101,7

0,7

118,0

1,0

129,8

116,0

Доходы от реализации средств бюджета

445,6

3,1

690,0

5,1

681,2

4,96

152,9

98,7

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

26,4

0,2

33,9

0,3

40,8

0.4

154,5

120,4

Платежи при пользовании недрами

48,8

0,3

28,9

0,21

39,3

0,3

80,5

136,0