Файл: Сущность и функции финансов (Структура системы государственных финансов РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность, содержание и функции государственных финансов
1.2. Структура системы государственных финансов РФ
1.3. Влияние государственных финансов на развитие рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Особенности формирования федерального бюджета РФ
2.2. Анализ показателей доходной и расходной части федерального и местных бюджетов России
2.3. Итоги реализации основных направлений бюджетной политики
В 2019 г. по сравнению с 2017 г. уровень доходов федерального бюджета сократился на 757,5 млрд. руб. (5,2 %), а по сравнению с 2018 г. увеличился на 73,9 млрд. руб. (0,6 % ). Наибольший удельный вес в статье доходов имеет НДС, который за 3 года увеличился на 305,3 млрд. руб. (7,4 % ). На втором месте по объёму поступлений в бюджет находятся таможенные пошлины, которые за рассматриваемый период сократились на 1559,1 млрд. руб. (10,9 % ). Поступление налога на прибыль организаций в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилось на 10,8 млрд. руб. или на 2,6 % . Однако по сравнению с 2017 г. их увеличение оказалось существенным – на 46,2 млрд. руб. или 12,2 % .
По налогам и взносам на социальные нужды также наблюдается динамика к увеличению: по сравнению с 2018 г. уровень их поступлений увеличился на 141,2 млрд. руб. (4,7 %), а по сравнению с 2017 г. – на 415, 1 млрд. руб. (15,4 %). Поступление акцизов 164 в федеральный бюджет наоборот имеет тенденцию к сокращению и за рассматриваемый период их объем сократился на 145,5 млрд. руб. (20 %). Уровень поступлений государственных пошлин и сборов за 3 года увеличился с 90,9 млрд. руб. до 118,0 млрд. руб. Доходы от реализации средств бюджета в 2019 г. по сравнению с 2017 г. увеличились на 235,6 млрд. руб. (54,5 %), а по сравнению с 2018 г. сократились на 8,8 млрд. руб. (1,3 %).
Динамика и структура доходов федерального бюджета и их доли в ВВП России в 2011- 2019 гг. схематически представлено в приложении 2 и 3.
Расходы бюджета отражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных фондов денежных средств.
В таблице 4 представлена динамика расходов федерального бюджета за 2017 - 2019 гг.
Таблица 4. Динамика расходов федерального бюджета, млрд. руб.[16]
Показатель |
2017 г. |
% |
2018 г. |
% |
2019 г. |
% |
2019 г. в % к |
|
2017 г. |
2018 г. |
|||||||
Расходы, всего, в т. ч.: |
13847 |
100 |
15235,7 |
100 |
16451,8 |
100 |
118,8 |
108,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2101,4 |
15,2 |
2197,0 |
14,4 |
2178,7 |
13,2 |
103,7 |
99,2 |
ЖКХ |
145,0 |
1,1 |
109,0 |
0,7 |
63,0 |
0,4 |
43,4 |
57,8 |
Образование |
594,2 |
4,3 |
629,7 |
4,1 |
653,2 |
4,0 |
109,9 |
103,7 |
Культура, СМИ, кинематография |
91,4 |
0,7 |
96,7 |
0,6 |
99,8 |
0,6 |
109,2 |
103,2 |
Здравоохранение |
417,4 |
3,0 |
336,9 |
2,2 |
345,5 |
2,1 |
82,8 |
102,6 |
Физическая культура и спорт |
79,8 |
0,6 |
102,9 |
0,7 |
101,2 |
0,6 |
126,8 |
98,3 |
Социальная политика |
3810,2 |
27,5 |
4037,1 |
26,5 |
4249,3 |
25,8 |
111,5 |
105,3 |
Общий показатель расходов в 2019 г. по сравнению с 2017 г. и с 2018 г. увеличился на 14604,8 млрд. руб. (18,8 %) и на 1216,1 млрд. руб. (8 %) соответственно. Увеличение общей суммы расходов произошло за счёт следующих статей:
1) расходов на образование, которые в 2019 г. увеличились по сравнению с 2017 г. на 59 млрд. руб. (9,9 %), а в 2018 г. на 23,5 млрд. руб. (3,7 %);
2) расходов на культуру, СМИ, кинематографию в 2019 г. по сравнению с 2017 г. на 8,4 млрд. руб. (9,2 %), а в 2018 г. – на 3,1 млрд. руб. (3,2 %);
3) расходов на здравоохранение в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 8,6 млрд. руб. (2,6 %);
4) расходов на социальную политику в 2019 г. увеличились на 439,1 млрд. руб. (11,5 %) по сравнению с 2017 г., а относительно 2018 г. – на 212,2 млрд. руб. (5,3 %).
Однако по следующим статьям наблюдается сокращение:
1) расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2019 г. по сравнению с 2018 г. сократились на 77,3 млрд. руб. (0,8 %);
2) расходы на ЖКХ на 82 млрд. руб. (42,2 %) по сравнению с 2018 г.;
3) расходы на физическую культуру и спорт в 2019 г. по сравнению с 2018 г. - на 21,4 млрд. руб. (1,7 %).
Вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным. За 2018 - 2019 гг. расходы бюджета превысили доходы. В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть.
Таким образом, необходимо сбалансировать данные показатели, что в свою очередь приведёт к экономической стабильности государства.
За 2019 год поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось по сравнению с показателями 2019 года как за счёт нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов. Значительный рост нефтегазовых доходов обусловлен ростом цен на углеводородное сырье, прежде всего на нефть. Увеличение ненефтегазовых доходов связано в частности с ростом поступлений от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налога на прибыль организаций, а также акцизов.[17]
Кассовое исполнение федерального бюджета по расходам за 2019 год по сравнению с 2019 годом увеличилось незначительно в номинальном выражении.
В декабре 2019 г. объем расходов превысил объем поступления доходов в федеральный бюджет. В 2019 году федеральный бюджет исполнился с дефицитом.
Поступление доходов в федеральный бюджет в 2019 году составило 102,5 % к общему объёму доходов федерального бюджета, утверждённому Федеральным законом от 19 декабря 2019 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2019 и 2019 годов» (в ред. Федерального закона от 14 ноября 2019 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2019 и 2019 годов») (таблица 4).
Согласно предварительной оценке Минфина России, доходы федерального бюджета в 2019 году по сравнению с 2019 годом, увеличились на 1 629,3 млрд. руб., или на 12,1 %, из них нефтегазовые доходы – на 1 127,9 млрд. рублей. Рост ненефтегазовых доходов составил 501,5 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета по отношению к ВВП составили 16,4 %, что на 0,7 процентных пункта выше показателя 2019 года.
Рост поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2019 году, в первую очередь, связан с ростом цен на углеводородное сырье, прежде всего на нефть. Прирост выраженных в долл. США мировых цен на нефть марки «Юралс» составил 27,2 % в 2019 году по сравнению с 2019 годом. При этом курс доллара США по отношению к рублю снизился на 12,7 % по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 5. Параметры исполнения федерального бюджета в 2019 году на кассовой основе, млрд. рублей[18]
Показатель |
Закон о бюджете |
ноябрь |
декабрь |
янв-дек |
янв-дек, % г/г |
Доходы |
14 720 |
1 135 |
1 671 |
15 089 |
12,1 |
в % к ВВП |
16,0 |
14,2 |
18,0 |
16,4 |
- |
Нефтегазовые |
5 795 |
570 |
637 |
5 972 |
23,3 |
в % к ВВП |
6,3 |
7,1 |
6,9 |
6,5 |
- |
Ненефтегазовые |
8 925 |
565 |
1 034 |
9 118 |
5,8 |
в % к ВВП |
9,7 |
7,1 |
11,2 |
9,9 |
- |
Расходы |
16 728 |
1 378 |
2 545 |
16 426 |
0,1 |
в % к ВВП |
18,1 |
17,3 |
27,5 |
17,8 |
- |
Обслуживание долга |
730 |
40 |
63 |
709 |
14,1 |
в % к ВВП |
0,8 |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
- |
Непроцентные расходы |
15 998 |
1 339 |
2 482 |
15 717 |
-0,5 |
в % к ВВП |
17,3 |
16,8 |
26,8 |
17,1 |
- |
Профицит (+) / Дефицит (-) |
-2 008 |
-243 |
-874 |
-1 336 |
- |
в % к ВВП |
-2,2 |
-3,0 |
-9,4 |
-1,5 |
- |
Источники финансирования дефицита, в том числе: |
2 008 |
243 |
874 |
1 336 |
- |
Сальдо внутреннего долга |
1 124 |
113 |
-54 |
1123 |
- |
Привлечение государственных ценных бумаг |
1 953 |
113 |
142 |
1 756 |
- |
Погашение государственных ценных бумаг |
-829 |
0 |
-196 |
-633 |
- |
Сальдо внешнего долга |
-218 |
-20 |
-30 |
-126 |
- |
Прочие источники |
1 102 |
151 |
959 |
339 |
- |
В 2019 году поступило на 23,3 % больше нефтегазовых доходов, чем за 2019 год (декабрь 2019 г. к декабрю 2019 г. – на 29,0 % больше), что составило 6,5% ВВП.
Ненефтегазовые доходы выросли в 2019 году по отношению к соответствующему периоду предыдущего года на 5,8 % и составили 9,9 % ВВП. Вклад в рост ненефтегазовых доходов внёс прирост поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 15,5 %, налога на прибыль организаций – на 55,3 % (что связано в первую очередь с централизацией 1 % региональной части налога в федеральном бюджете в 2019 году), а также прирост поступлений доходов от акцизов – на 42,3 % (в основном в связи с ростом ставок акцизов).
Кассовые расходы федерального бюджета в 2019 году составили 16 425,8 млрд. руб. или 17,8 % ВВП (в 2019 г – 19,1 % ВВП). Кассовое исполнение федерального бюджета по расходам в 2019 году по отношению к соответствующему периоду 2019 г. увеличилось на 0,1 % в номинальном выражении (табл. 6).
Таблица 6. Параметры исполнения федерального бюджета в 2019 году по расходам на кассовой основе, млрд. рублей[19]
Показатель |
Уточнённая бюджетная роспись |
Январь - декабрь |
исполнение к уточнённой бюджетной росписи, % |
янв- дек, % г/г |
||||
млрд. руб. |
% к итогу |
% ВВП |
млрд. руб. |
% к итогу |
% ВВП |
|||
Расходы итого |
17 017 |
100,0 |
18,5 |
16 426 |
100 |
17,8 |
96,5 |
0,1 |
Расходы процентные |
730 |
4,3 |
0,8 |
709 |
4,3 |
0,8 |
97,1 |
14,1 |
Расходы непроцентные |
16 287 |
95,7 |
17,7 |
15 717 |
95,7 |
17,1 |
96,5 |
-0,5 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
1 267 |
7,3 |
1,4 |
1167 |
7,1 |
1,3 |
93,5 |
6,5 |
Национальная оборона |
3 054 |
18,0 |
3,3 |
2853 |
17,4 |
3,1 |
93,2 |
-24,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 960 |
11,5 |
2,1 |
1918 |
11,7 |
2,1 |
97,8 |
1,0 |
Национальная экономика |
2 580 |
15,2 |
2,8 |
2460 |
15,0 |
2,7 |
95,3 |
6,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
125 |
0,7 |
0,1 |
119 |
0,7 |
0,1 |
95,6 |
65,4 |
Охрана окружающей среды |
93 |
0,5 |
0,1 |
92 |
0,6 |
0,1 |
99,2 |
46,4 |
Образование |
624 |
3,7 |
0,7 |
615 |
3,7 |
0,7 |
98,7 |
2,9 |
Культура, кинематография |
98 |
0,6 |
0,1 |
90 |
0,5 |
0,1 |
91,1 |
2,9 |
Здравоохранение |
449 |
2,7 |
0,5 |
440 |
2,7 |
0,5 |
97,4 |
-13,1 |
Социальная политика |
5 026 |
29,6 |
5,5 |
4992 |
30,4 |
5,4 |
99,2 |
8,8 |
Физическая культура и спорт |
102 |
0,6 |
0,1 |
96 |
0,6 |
0,1 |
93,8 |
61,4 |
Средства массовой информации |
83 |
0,5 |
0,1 |
83 |
0,5 |
0,1 |
100,0 |
8,6 |
Межбюджетные трансферты |
825 |
4,9 |
0,9 |
791 |
4,8 |
0,9 |
95,3 |
17,7 |
Структура расходов федерального бюджета по разделам в 2019 году схематически представлена в приложении 4.
Расходы по обслуживанию долга в номинальном выражении составили 709,2 млрд. руб. (0,8 % ВВП), что на 14,1 % выше, чем в 2019 году.
Исполнение федерального бюджета по непроцентным расходам в 2019 году по сравнению с прошлым годом снизилось на 0,5 % в номинальном выражении, по отношению к ВВП – снизилось 1,3 %. Стоит отметить, что снижение непроцентных расходов федерального бюджета наблюдается по разделу «Национальная оборона» (24,4 % по отношению к 2019 г.), при одновременном увеличении расходов по разделу «Социальная политика» (8,8 % по отношению к 2019 г.). Дополнительные расходы по разделу «Социальная политика» в основном были направлены на реализацию мероприятия по финансированию единовременной денежной выплаты пенсионерам.
С учётом исполнения федерального бюджета по доходам и расходам, дефицит федерального бюджета в 2019 году составил 1 336,4 млрд. руб. или 1,5 % ВВП. В 2019 году дефицит федерального бюджета составил 2 956,3 млрд. руб. или 3,4 % ВВП.
Сальдо источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2019 году составило 1 336,4 млрд. рублей.
Финансирование дефицита федерального бюджета, в основном, обеспечено за счёт чистого привлечения по государственным ценным бумагам Российской Федерации на внутреннем рынке в объёме 1 756,4 млрд. руб., средств Резервного фонда, а также прочих источников.
Таким образом, проведённый анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета России за период с 2017 по 2019 года, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен, и склонен к изменениям, которые могут быть связаны как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами.
Успешное функционирование любой системы возможно лишь при наличии соответствующей экономической основы. Для муниципалитетов такой основой является местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
В таблице 7 представлены основные показатели исполнения местных бюджетов.
Таблица 7. Основные показатели исполнения местных бюджетов
Показатель (млрд. руб.) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019 год |
Доходы, всего |
3 508,7 |
3 497,1 |
3 645,1 |
3 845,7 |
Налоговые и неналоговые доходы |
1 270,7 |
1 278,4 |
1 331,1 |
1 392,8 |
Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (без субвенций) и другие безвозмездные поступления |
1 034,5 |
980,0 |
1 020,9 |
1 112,0 |
Субвенции |
1 203,5 |
1 238,7 |
1 293,1 |
1 340,9 |
Расходы, всего |
3 563,3 |
3 560,3 |
3 655,1 |
3 882,2 |
Расходы на решение вопросов местного значения |
2 359,8 |
2 321,7 |
2 362,0 |
2 541,3 |
Дефицит / профицит |
-54,6 |
-63,2 |
-10,0 |
-36,5 |