Файл: Луганской народной республики луганский государственный медицинский университет имени святителя луки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 366

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения ЛНР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»
Кафедра общей врачебной практики и медицинской реабилитации

«Утверждаю»

Проректор по научно-педагогической работе

_______________________ доц. Бибик В.В.

«__»_________________20__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

к практическим занятиям

для студентов

по дисциплине (курсу)

«МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ»


Факультет: Медицинский

Специальность: Лечебное дело

Курс ІV

Луганск, 2019

ЗАНЯТИЕ №1

Тема: «Теоретические и организационно-методические основы медицинской реабилитации (МР). Средства МР»

  1. Актуальность темы:

Медицинская реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или иными факторами, посредством комплексного использования различных средств. В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Целью лечения больного является не только сохранение его жизни, но и способности к независимому существованию. Научные исследования воздействия средств реабилитации отчетливо показали, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных. Отсюда следует целенаправленный характер всей системы реабилитации в интересах больного, его близких и всего общества.


  1. Учебные цели занятия:

Знать:

- цели и задачи медицинской реабилитации (МР);

- принципы МР;

- этапы реабилитации;

- основные средства медицинской реабилитации;

-исходы реабилитации и оценку степени восстановления.

уметь:

- собирать анамнез и проводить осмотр пациентов;

- исследовать и определять функциональные возможности пациентов с различной патологией;

- определять задачи медицинской реабилитации, реабилитационный потенциал пациентов;


- назначать оптимальный режим двигательной активности;

- выбирать адекватные средства и формы МР;

- оценивать эффективность программ реабилитации.
3. Цели развития личности (деонтологические, экологические, правовые, профессиональные, психологические, патриотические и др. аспекты)

4. Оснащение: дидактический материал и технические средства обучения (тематический пациент, мультимедийные атласы, альбомы, ситуационныезадачи и др.)

5. Материалы для самоподготовки:

5.1. Вспомогательный учебный материал

Реабилитация - это восстановление здоровья, функционального состояния и работоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

ВОЗ: "Реабилитация это совокупность мер, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они находятся". Термин «реабилитация» происходит от латинского слова habilis - «способность», геhabilis - "восстановление способности".

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

Первое и основное направление реабилитации (медицинской и физической) - восстановление здоровья больного в условиях комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого - развитие компенсаторных и замещающих приспособлений.

Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, создание условий для адаптации больного к новым жизненных ситуаций, обусловленные болезнью.

Профессиональный аспект изучает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных.

Социально-экономическая реабилитация заключается в том, чтобы вернуть пострадавшим экономическую и социальную полноценность.

Три вида реабилитации, а именно:

- медицинская,

- трудовая,


- социальная

соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонении от нормального морфофункционального статуса; 2) снижение работоспособности; 3) социальная дезадаптация (нарушение связи с семьей и обществом).
Задачи:

- Восстановление бытовых возможностей больного - способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной работы;

- Восстановление работоспособности;

- Предупреждение развития патологических процессов, которые приводят к временной или стойкой утраты трудоспособности.

Цель реабилитации - наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это невозможно, ставится задача частичного восстановления или компенсации утраченной функции и в любом случае - замедление прогрессирования болезни.

В медицинской реабилитации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации:

- Специализированный стационар,

- Специализированный реабилитационный центр санатория,

- Отделение реабилитации поликлиники.

При четырехэтапной реабилитации, используемой в травматологии:

- Специализированная бригада скорой помощи,

- Специализированный травматологический стационар,

- Стационарный центр реабилитации,

- Отделение реабилитации поликлиники.

Процесс реабилитации может быть разделен еще и следующим образом: 1-й этап - восстановительная терапия, 2-й этап - реинтеграция, 3-й реабилитация.

К средствам реабилитации относятся: психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, кинезотерапия, физиотерапия, массаж, трудотерапия, санаторно-курортное лечение, фитотерапия, мануальная терапия и др.

Ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия.

Физическая реабилитация - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, которые являются основой правильного построения медицинской реабилитации.

 Физические упражнения - метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного и предотвращения последствий патологического процесса.


Лечение движением рассматривают как метод патогенетической терапии, поскольку в случае применения средств физической реабилитации в общую ответную реакцию всего организма включаются и физиологические механизмы, участвующие в патогенетическом процессе.

Физические упражнения являются методом активной функциональной терапии, поскольку они способны увеличивать функциональные резервы органов и систем, повышать функциональную адаптацию больного и обеспечивать профилактику функциональных расстройств. Существенно, что единство функционального и морфологического не ограничивает терапевтической роли физических упражнений рамками функциональных воздействий, так как, улучшая функцию, можно одновременно улучшить структуру органа и наоборот.

Средства физической реабилитации являются в основном неспецифическими раздражителями. Они не имеют этиологической специфичности, поскольку не влияют на этиологию - причину заболевания, чего достигают путем применения фармакологических средств. Однако средствам физической реабилитации свойственна некоторая биологическая специфичность, ведь благодаря им появляется определенный выборочный физиологический и терапевтический эффект. Общие показания к назначению физических упражнений: условно выделяют 4 группы заболеваний. В 1-ю группу включают все заболевания, при которых средства ЛФК производят в основном тонизирующее и симптоматическое действие (практически это все заболевания, за исключением легких травм и болезней с начальными или мало выраженными функциональными нарушениями). Ко 2-й группе относят заболевания, патогенез которых связан с нарушением функций (гипертоническая болезнь, артериальная гипотензия, функциональные заболевания нервной системы). В этой группе физические упражнения имеют нормализующее и восстанавливающее действие. В 3-ю группу включают заболевания, при которых необходимы компенсация нарушенных функций и повышения адаптационных возможностей организма (парезы, заболевания опорно-двигательного аппарата различной этиологии). К 4-й группе относятся все заболевания, при которых необходима стимуляция регенерации тканей организма (последствия различных травм, инфаркт миокарда).

Противопоказания к назначению физической реабилитации: отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушений психики; острый период заболевания и его прогрессирующее течение; нарастание сердечной недостаточности, синусовая тахикардия (свыше 100 ударов в 1 мин) и брадикардия (менее 50 ударов в 1 мин); частые приступы пароксизмальной тахикардии или мерцательной аритмии, экстрасистолия с частотой экстрасистол более 1: 10; отрицательная динамика ЭКГ; блокада II-III ст; артериальная гипертензия (более 220/120 мм рт. ст.) на фоне удовлетворительного состояния больного, артериальная гипотензия (менее 90/50 мм рт. ст), частые гипер - или гипотензивные кризы; угроза кровотечения и тромбоэмболии, анемия с количеством эритроцитов 2,6-3 • 10¹² г / л, увеличение СОЭ более 20-25 мм / ч, лейкоцитоз.


Возможно использование упражнений местного действия, однако при этом последние не должны вызывать заметного функционального напряжения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиления обмена веществ.

Физиологические механизмы лечебного действия физических упражнений:

 1) тонизирующее действие;

 2) трофическое действие;

 3) формирование компенсаций;

 4) нормализация функций.
В организованной форме физические упражнения проводят с учетом преемственности этапов реабилитации в стационарах, поликлиниках, диспансерах и санаториях, где оборудуют кабинеты ЛФК. Физические упражнения также проводят в общих и специальных центрах (отделение на базе больниц) медицинской реабилитации, центрах профессиональной реабилитации и в комбинированных (медицинских и профессиональных) реабилитационных центрах. Такая схема соответствует международным представлениям об устройстве этих центров, а также разработкам Экспертной комиссии ВОЗ по вопросам реабилитации.

Средства физической реабилитации: физические упражнения, лечебный массаж, природные и преформированные факторы.

Физические упражнения по направленности действия подразделяют на:

 - Общеразвивающие,

 - Специальные.

По характеру мышечного сокращения:

- Динамические (изотоническое сокращение),

- Статические (изометрическое сокращение).

По степени активности:

- Активные,

- Пассивные.

По анатомическому признаку:

- Для мелких (кисть, стопа, лицо),

- Средних (шея, предплечье, голень, бедро),

- Крупных (конечности, туловище) мышечных групп.

По характеру упражнений:

Дыхательные корректирующие, на расслабление мышц, на растягивание мышц, на равновесие, ритмопластические, с использованием гимнастических предметов и приборов.
Основные принципы физической реабилитации:

1. Индивидуальный подход к больному.

2. Сознательное участие пациента в процессе реабилитации.

3. Постепенность физической нагрузки.

4. Систематичность занятий.

5. Цикличность: чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала.

6. Системность воздействия: чередование упражнений для различных мышечных групп.

7. Разнообразие в выборе физических упражнений.

8. Умеренность влияния средств.

В зависимости от задач, стоящих в различные периоды лечения, дозировки нагрузок бывают лечебными, тонизирующими и тренирующими.

 • Лечебное дозирование применяется в том случае, когда необходимо предоставить в первую очередь терапевтическое действие на пораженную систему или орган, сформировать компенсацию, предупредить осложнения. При этом общая физическая нагрузка небольшая и от занятия к занятию увеличивается. При ухудшении состояния нагрузки снижают.