Файл: Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
при отсутствии возможности передать ребенка на воспитание в семью направить сведения о таком ребенке, через месяц в сектор по предупреждению сиротства Комитета по труду и социальной защите населения (заполнить анкету установленного образца).
Сектор опеки и попечительства составляют два специалиста: главный специалист и специалист 1 категории.
Главный специалист по охране прав детей (далее - Специалист) является муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность путем заключения трудового договора. Он назначается на должность Главой муниципальной администрации. Все наиболее сложные, в том числе спорные вопросы, касающиеся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, главный специалист обязан проводить через решения Совета по опеке. Главный специалист, в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными правовыми актами по защите прав детей, законами Российской Федерации и Курской области, нормативными актами исполнительной власти Российской Федерации и Курской области, другими нормативными документами по вопросам охраны прав детей.
Орган опеки и попечительства обязан направлять своего представителя для участия в судебном рассмотрении дел об усыновлении ребенка.
При подготовке дела к судебному разбирательству орган опеки и попечительства обязан:
. представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым ребенком;
. провести обследование условий жизни усыновителей и представить в суд акт об обследовании установленной формы.
При отсутствии на судебном заседании законных представителей в случае усыновления ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, орган опеки и попечительства дает свое согласие на усыновление ребенка.
Орган опеки и попечительства заверяет согласие родителей на усыновление ребенка, предоставляемое в суд.
При отмене усыновления в случае отсутствия родителей либо, если передача родителям противоречит его интересам, орган опеки и попечительства обязан организовать его попечение. Орган опеки и попечительства обязан сохранять тайну усыновления ребенка.
Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь в соответствии с действующим законодательством и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).
В своей работе по организации приемных семей орган опеки и попечительства руководствуется требованиями Семейного Кодекса РФ, Положением о приемной семье и законодательством Курской области.
Орган опеки и попечительства заключает с приемными родителями договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью по форме, установленной Правительством РФ. До заключения договора орган опеки и попечительства составляет акт обследования по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подготавливает в течение 20 дней со дня подачи заявления лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключение о возможности стать приемными родителями, предоставляет данным лицам информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, выдает направление для посещения ребенка по месту жительства (нахождения).
При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, основания и последствия прекращения такого договора.
Участие органа опеки и попечительства в осуществлении юридически значимых действий.
Орган опеки и попечительства по просьбе лиц, достигших 16 лет и желающих вступить в брак, вправе выдать разрешение данным лицам для предоставления в орган записи гражданского состояния при наличии уважительных причин в порядке, установленном муниципальным Советом муниципального образования Курской области.
В случае если в орган опеки и попечительства поступило заявление о нахождении младенца, орган опеки и попечительства оповещает об этом органы внутренних дел и принимает меры к помещению ребенка в медицинское учреждение, а также обязан заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка.
Одновременно с заявлением в орган записи актов гражданского состояния представляется документ об обнаружении ребенка с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок найден.
Орган опеки и попечительства при государственной регистрации рождения вправе указывать в записи акта о рождении ребенка имя ребенка и (или) его фамилию (при разных фамилиях родителей) при отсутствии соглашения между родителями.
2.3 Осуществление охраны и защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства
Выявление и устройство несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, является основной задачей специалистов по охране прав детства, которые призваны организовывать и направлять эту работу на подведомственной территории.
Статья 122 Семейного кодекса чётко устанавливает порядок выявления и учёта этой категории, несовершеннолетних и обязывает всех, кому стало известно о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Специалист органа опеки и попечительства в течение трёх дней проводит первичное обследование условий, в которых находится ребёнок, с целью проверки достоверности полученной информации и решения вопроса о его временном устройстве. ( Чаще всего, это необходимо сделать немедленно.)
При обследовании выясняется:
причина, по которой ребёнок остался без родительского попечения;
анализируются данные о родителях;
с кем в настоящее время проживает ребёнок;
круг лиц, которые могут изъявить желание взять его под опеку;
устанавливаются материально-бытовые условия жизни ребёнка (наличие жилой площади, ценного имущества, транспорта, предметов домашнего обихода и пр.);
составляется опись имущества.
Все полученные данные отражаются в акте первичного обследования, являющимся документом, на основе которого решается вопрос об окончательном устройстве ребёнка, и намечаются меры требуемой социальной, педагогической, материальной и иной помощи. В акте указывается, кто несёт ответственность за сохранность имущества. Этот документ приобщается к личному делу ребёнка вместе с заключением органа опеки и попечительства о наиболее целесообразной форме устройства.
На каждого ребёнка, независимо от формы его устройства, заводится личное дело, которое либо передаётся в то учреждение, где он будет воспитываться, либо хранится в органе опеки и попечительства, если он передаётся под опеку.
Одновременно с первичным обследованием в журнале первичного учёта установленного образца делается соответствующая запись.
Орган опеки и попечительства обязан в течение календарного месяца со дня установления факта лишения ребёнком родительского попечения передать его на воспитание в семью либо запросить путёвку в учреждение общественного воспитания.
Если органом опеки и попечительства выявляется ребёнок, не проживающий постоянно на подведомственной территории, необходимо, обеспечив его временное устройство, связаться с тем органом опеки и попечительства, на территории которого постоянно проживает или проживала его семья. Гражданский кодекс РФ (ст. 35) обращает внимание на то, «опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеки или попечительстве» и только «при наличии заслуживающих внимания обстоятельств…может быть…назначен по месту жительства опекуна (попечителя)». Какие же обстоятельства могут заслуживать внимание?
Чаще всего, это территориальная удалённость. Например, из Курской области приехала женщина с малолетним ребёнком в гости к родственникам и внезапно умерла. Родственники согласны взять ребёнка под опеку. В таком случае необходимо запросить в органе опеки и попечительства по месту постоянного жительства этой женщины документы на ребёнка, заключение о возможности оформления опеки по месту жительства опекуна и документы о наличии либо закреплении жилой площади.
Практика показывает, что устройство несовершеннолетнего лучше всего осуществлять всё-таки по месту его постоянного жительства, так как одновременно решается вопрос закреплении жилья либо постановки на льготную очередь. Например, в городе Белгороде умерла женщина, осталась малолетняя дочь. Старшая сестра девочки решила взять её под опеку и обратилась с просьбой об оформлении в орган опеки и попечительства муниципального образования Курской области, так как сестру сразу привезла к себе. Ей было предложено оформить опеку в Белгороде, по месту жительства умершей матери, которая имела там квартиру. Очень часто, если дети устраиваются по месту выявления, а не жительства, нарушаются их жилищные права, которые потом трудно восстановить.
На детей, которых не удалось в течение месяца со дня первичной регистрации устроить в семью, заполняется анкета установленного образца с приложением к ней фотографии и в течение 7 дней передаётся в региональный банк данных для постановки на централизованный учёт. Анкета подписывается работником органа опеки и попечительства, одна её копия вкладывается в личное дело ребёнка и ещё одна остаётся в органе опеки и попечительства.
Необходимо обратить внимание на то, что п. 2 ст. 122 СК РФ обязывает руководителей учреждений, в которых находятся дети, лишённые родительского попечения, сообщать о них в орган опеки и попечительства в течение 7 дней (чаще всего это приюты, больницы и родильные дома). Данные об этих детях заносятся в журнал первичного учёта, номер, под которым зарегистрирован несовершеннолетний, сразу называется сообщающему лицу для регистрации в журнале учреждения.
За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей, лишённых родительского попечения, в установленные сроки должностные лица несут административную ответственность.