Файл: Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
.1 Проблемы деятельности органов опеки и попечительства
Органами прокуратуры Курской области проведена проверка исполнения органами опеки и попечительства, учреждениями социальной защиты, образовательными и лечебными учреждениями законодательства об охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения. В области по состоянию на 01.01.2008 года зарегистрировано 4769 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 3230 - находятся под опекой (попечительством) граждан, 1459 - в детских домах, интернатах и на патронатном воспитании, 80 - воспитываются в приемных семьях. Из общего количества детей указанной категории лишь 793 (16,6 %) - настоящие сироты, остальные - так называемые «социальные» сироты при живых родителях. Прокурорской проверкой установлено, что в ряде районов области органы опеки и попечительства допускают нарушения действующего законодательства о своевременном выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, органом опеки и попечительства Железногорского района в установленный законом срок не были приняты меры по устройству 16-летнего подростка, который после смерти матери остался без попечения родителей и 5 месяцев проживал один, без средств к существованию. По данному факту прокурором района внесено представление, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Беловского, Золотухинского, Конышевского, Обоянского, Хомутовского районов, Льговским и Курчатовским межрайпрокурорами. Учреждениями социальной защиты, лечебными и образовательными учреждениями зачастую нарушается установленный законом семидневный срок направления в органы опеки и попечительства сведений о детях, утративших родительское попечение и нуждающихся в помощи государства, что также способствует их несвоевременному устройству и учету. В связи с выявленными нарушениями Льговской межрайонной прокуратурой по указанным основаниям в отношении главного врача Льговской центральной районной больницы возбуждено административное производство по ст.5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо учреждения для детей - сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей). В
департаменте по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области создан региональный банк, в который внесена документированная информация о детях, воспитывающихся в доме ребенка, детских домах и школах-интернатах, с целью их устройства гражданами, желающими принять ребенка в свою семью. Однако, как установлено проверкой, органы опеки и попечительства не всегда соблюдают порядок и сроки предоставления в указанный банк данных сведений о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью, в результате чего нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних. В Щигровском, Фатежском, Солнцевском и других районах прокурорами выявлены факты передачи детей под опеку и в приемные семьи без учета нравственных и иных личных качеств опекунов и приемных родителей, состояния их здоровья и возраста, способности к выполнению опекунских обязанностей. Только в истекшем году в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей 11 опекунов были освобождены от выполнения опекунских обязанностей. Так, постановлением главы Хомутовского района опекуном четырехлетней девочки назначен сожитель ее умершей матери, осужденный к условной мере наказания за совершение кражи, который опекунское пособие тратил на приобретение спиртных напитков. Вопреки требованиям статьи 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства крайне редко осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования подопечных детей, а также за деятельностью их опекунов и попечителей В Солнцевском районе подросток, оставшийся без попечения родителей, проживал совместно с бабушкой - опекуном и отцом, который в отношении сына был лишен родительских прав, нигде не работал, злоупотреблял спиртными напитками, ранее отбывал наказание в местах лишения свободы. В результате отсутствия контроля со стороны органа опеки и попечительства отец совершил в отношении сына преступления, предусмотренные ст.ст.116 УК РФ(побои), 119 ч.1 УК РФ( угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью). По инициативе прокурора района подросток передан под опеку своей сестре и переехал жить к ней в город Курск. Прокурорами Кореневского, Мантуровского, Поныровского и других районов установлены факты нарушения порядка назначения и сроков выплат денежных средств на содержание подопечных детей, в связи с чем приняты меры прокурорского реагирования, в том числе по взысканию в судебном порядке невыплаченных опекунских пособий. В ходе проверки выявлены нарушения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ряде случаев органами местного самоуправления за детьми не закреплялось жилье, не принимались меры по обеспечению его сохранности и управлению имуществом. Во многих случаях интернатные учреждения проявляли бездействие по защите прав детей на получение алиментов, пенсий, жилья, установлению их правового статуса как сирот. Также установлено, что в Беловском детском доме умственно-отсталых детей, Железногорском межрайонном центре социальной помощи семье и детям и Курском областном социальном приюте для детей и подростков не соблюдались нормы питания и лекарственного обеспечения воспитанников. Прокурорскими проверками в интернатных учреждениях выявлены нарушения правил противопожарной безопасности, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью детей. В
областном специализированном доме ребенка, Теткинском детском доме, других аналогичных детских учреждениях отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, двери эвакуационных выходов, предусмотренные проектом. Всего органами прокуратуры области выявлено 415 нарушений законов, в целях устранения которых внесено 69 представлений, принесено 14 протестов, возбуждено 24 дела об административных правонарушениях, объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения закона, направлено в суд 34 исковых заявления в защиту прав несовершеннолетних, возбуждено 10 уголовных дел за уклонение от уплаты алиментов. Надзор за исполнением законодательства по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находится на особом контроле прокуратуры области. Так, в 2007 году прокурором области в представлении губернатору Курской области был поставлен вопрос о включении в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не обеспеченных жильем до 23-летнего возраста, а также о выделении дополнительных финансовых средств на ее реализацию. По результатам рассмотрения представления за счет средств областного бюджета в 2007 году приобретено 73 квартиры и на текущий год предусмотрено выделение денежных средств для приобретения еще 49 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа на этом направлении будет продолжена и в текущем году.
3.2 Перспективы развития органов опеки и попечительства
Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних должно предполагать реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и родителям и иным лицам. Эти мероприятия должны оказывать только соответствующие профессиональные службы. Они могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства (специализированное подразделение), который будет иметь соответствующие полномочия и иметь необходимое кадровое и методологическое обеспечение.
Следующей мерой можно назвать организацию взаимодействия органов опеки и попечительства с действующими учреждениями, которые осуществляют определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. К таким учреждениям относятся:
учреждения социального образования (специализированные учреждения для детей, которые нуждаются в психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей и т.д.);
учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологическо-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.);
учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и т.д.) и другие.
Вышеуказанные учреждения могут выполнять определенную работу по профилактике социального сиротства, содействию устройства детей, которые остались без попечения родителей.
Взаимодействие с учреждением органа опеки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемом между органом опеки и попечительства и учреждением.
Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий и прав ребенка жить и воспитываться в семье. Это правило закреплено в международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (например, Конвенция о правах ребенка), а так же в российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие направления: профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, которые остались без попечения родителей.
Профилактическая работа с семьями и детьми должна предусматривать создание условий для своевременного выявления проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку его родной семьи. Все эти мероприятия должны быть приоритетными направлениями в деятельности органов опеки и попечительства.
Объектом профилактической и реабилитационной работы органов опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, которые остались без попечения родителей, но и дети, которые еще не лишены родительского попечения, но которые находятся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни, здоровью или препятствующую их воспитанию.
Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими семьями и детьми должна быть закреплена на законодательном уровне.
Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должны быть ориентирована на выполнение следующих задач:
своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;
организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома или иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление или удочерение ребенка;
организация информационного, социального, психологического сопровождения семьи ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.
Вышеуказанные мероприятия должны осуществляться в рамках плана по защите прав и интересов ребенка, который должен быть разработан и утвержден органами опеки и попечительства.
Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создания условия для воспитания в родной семье. Инициатива вопроса лишения родительных прав должна быть рассмотрена как самая крайняя мера воздействия на родителей, и должна применяться только тогда, когда другие меры не принесли результата. Так же органам опеки и попечительства следует проводить профилактическую и реабилитационную работу с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в правах, оказывать необходимую помощь с целью восстановления семьи.
Необходимо направлять деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей в семью, которая постоянно проживает на территории российской Федерации. При устройстве детей в семь необходимо развивать различные формы семейного устройства таких детей (интернаты), расширение возможности устройства детей в семьи граждан РФ. Устройство детей в зарубежные семьи на некоторых примерах приносит плачевный результат, вплоть до лишения жизни устроенного ребенка.
В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, органы опеки и попечительства обязаны обеспечивать поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия должны осуществляться как территориальными органами, так и государственными органами опеки и попечительства.
.1 Проблемы деятельности органов опеки и попечительства
Органами прокуратуры Курской области проведена проверка исполнения органами опеки и попечительства, учреждениями социальной защиты, образовательными и лечебными учреждениями законодательства об охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения. В области по состоянию на 01.01.2008 года зарегистрировано 4769 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 3230 - находятся под опекой (попечительством) граждан, 1459 - в детских домах, интернатах и на патронатном воспитании, 80 - воспитываются в приемных семьях. Из общего количества детей указанной категории лишь 793 (16,6 %) - настоящие сироты, остальные - так называемые «социальные» сироты при живых родителях. Прокурорской проверкой установлено, что в ряде районов области органы опеки и попечительства допускают нарушения действующего законодательства о своевременном выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, органом опеки и попечительства Железногорского района в установленный законом срок не были приняты меры по устройству 16-летнего подростка, который после смерти матери остался без попечения родителей и 5 месяцев проживал один, без средств к существованию. По данному факту прокурором района внесено представление, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Беловского, Золотухинского, Конышевского, Обоянского, Хомутовского районов, Льговским и Курчатовским межрайпрокурорами. Учреждениями социальной защиты, лечебными и образовательными учреждениями зачастую нарушается установленный законом семидневный срок направления в органы опеки и попечительства сведений о детях, утративших родительское попечение и нуждающихся в помощи государства, что также способствует их несвоевременному устройству и учету. В связи с выявленными нарушениями Льговской межрайонной прокуратурой по указанным основаниям в отношении главного врача Льговской центральной районной больницы возбуждено административное производство по ст.5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо учреждения для детей - сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей). В
департаменте по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области создан региональный банк, в который внесена документированная информация о детях, воспитывающихся в доме ребенка, детских домах и школах-интернатах, с целью их устройства гражданами, желающими принять ребенка в свою семью. Однако, как установлено проверкой, органы опеки и попечительства не всегда соблюдают порядок и сроки предоставления в указанный банк данных сведений о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью, в результате чего нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних. В Щигровском, Фатежском, Солнцевском и других районах прокурорами выявлены факты передачи детей под опеку и в приемные семьи без учета нравственных и иных личных качеств опекунов и приемных родителей, состояния их здоровья и возраста, способности к выполнению опекунских обязанностей. Только в истекшем году в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей 11 опекунов были освобождены от выполнения опекунских обязанностей. Так, постановлением главы Хомутовского района опекуном четырехлетней девочки назначен сожитель ее умершей матери, осужденный к условной мере наказания за совершение кражи, который опекунское пособие тратил на приобретение спиртных напитков. Вопреки требованиям статьи 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства крайне редко осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования подопечных детей, а также за деятельностью их опекунов и попечителей В Солнцевском районе подросток, оставшийся без попечения родителей, проживал совместно с бабушкой - опекуном и отцом, который в отношении сына был лишен родительских прав, нигде не работал, злоупотреблял спиртными напитками, ранее отбывал наказание в местах лишения свободы. В результате отсутствия контроля со стороны органа опеки и попечительства отец совершил в отношении сына преступления, предусмотренные ст.ст.116 УК РФ(побои), 119 ч.1 УК РФ( угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью). По инициативе прокурора района подросток передан под опеку своей сестре и переехал жить к ней в город Курск. Прокурорами Кореневского, Мантуровского, Поныровского и других районов установлены факты нарушения порядка назначения и сроков выплат денежных средств на содержание подопечных детей, в связи с чем приняты меры прокурорского реагирования, в том числе по взысканию в судебном порядке невыплаченных опекунских пособий. В ходе проверки выявлены нарушения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ряде случаев органами местного самоуправления за детьми не закреплялось жилье, не принимались меры по обеспечению его сохранности и управлению имуществом. Во многих случаях интернатные учреждения проявляли бездействие по защите прав детей на получение алиментов, пенсий, жилья, установлению их правового статуса как сирот. Также установлено, что в Беловском детском доме умственно-отсталых детей, Железногорском межрайонном центре социальной помощи семье и детям и Курском областном социальном приюте для детей и подростков не соблюдались нормы питания и лекарственного обеспечения воспитанников. Прокурорскими проверками в интернатных учреждениях выявлены нарушения правил противопожарной безопасности, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью детей. В
областном специализированном доме ребенка, Теткинском детском доме, других аналогичных детских учреждениях отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, двери эвакуационных выходов, предусмотренные проектом. Всего органами прокуратуры области выявлено 415 нарушений законов, в целях устранения которых внесено 69 представлений, принесено 14 протестов, возбуждено 24 дела об административных правонарушениях, объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения закона, направлено в суд 34 исковых заявления в защиту прав несовершеннолетних, возбуждено 10 уголовных дел за уклонение от уплаты алиментов. Надзор за исполнением законодательства по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находится на особом контроле прокуратуры области. Так, в 2007 году прокурором области в представлении губернатору Курской области был поставлен вопрос о включении в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не обеспеченных жильем до 23-летнего возраста, а также о выделении дополнительных финансовых средств на ее реализацию. По результатам рассмотрения представления за счет средств областного бюджета в 2007 году приобретено 73 квартиры и на текущий год предусмотрено выделение денежных средств для приобретения еще 49 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа на этом направлении будет продолжена и в текущем году.
3.2 Перспективы развития органов опеки и попечительства
Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних должно предполагать реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и родителям и иным лицам. Эти мероприятия должны оказывать только соответствующие профессиональные службы. Они могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства (специализированное подразделение), который будет иметь соответствующие полномочия и иметь необходимое кадровое и методологическое обеспечение.
Следующей мерой можно назвать организацию взаимодействия органов опеки и попечительства с действующими учреждениями, которые осуществляют определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. К таким учреждениям относятся:
учреждения социального образования (специализированные учреждения для детей, которые нуждаются в психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей и т.д.);
учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологическо-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.);
учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и т.д.) и другие.
Вышеуказанные учреждения могут выполнять определенную работу по профилактике социального сиротства, содействию устройства детей, которые остались без попечения родителей.
Взаимодействие с учреждением органа опеки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемом между органом опеки и попечительства и учреждением.
Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий и прав ребенка жить и воспитываться в семье. Это правило закреплено в международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (например, Конвенция о правах ребенка), а так же в российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие направления: профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, которые остались без попечения родителей.
Профилактическая работа с семьями и детьми должна предусматривать создание условий для своевременного выявления проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку его родной семьи. Все эти мероприятия должны быть приоритетными направлениями в деятельности органов опеки и попечительства.
Объектом профилактической и реабилитационной работы органов опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, которые остались без попечения родителей, но и дети, которые еще не лишены родительского попечения, но которые находятся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни, здоровью или препятствующую их воспитанию.
Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими семьями и детьми должна быть закреплена на законодательном уровне.
Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должны быть ориентирована на выполнение следующих задач:
своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;
организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома или иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление или удочерение ребенка;
организация информационного, социального, психологического сопровождения семьи ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.
Вышеуказанные мероприятия должны осуществляться в рамках плана по защите прав и интересов ребенка, который должен быть разработан и утвержден органами опеки и попечительства.
Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создания условия для воспитания в родной семье. Инициатива вопроса лишения родительных прав должна быть рассмотрена как самая крайняя мера воздействия на родителей, и должна применяться только тогда, когда другие меры не принесли результата. Так же органам опеки и попечительства следует проводить профилактическую и реабилитационную работу с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в правах, оказывать необходимую помощь с целью восстановления семьи.
Необходимо направлять деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей в семью, которая постоянно проживает на территории российской Федерации. При устройстве детей в семь необходимо развивать различные формы семейного устройства таких детей (интернаты), расширение возможности устройства детей в семьи граждан РФ. Устройство детей в зарубежные семьи на некоторых примерах приносит плачевный результат, вплоть до лишения жизни устроенного ребенка.
В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, органы опеки и попечительства обязаны обеспечивать поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия должны осуществляться как территориальными органами, так и государственными органами опеки и попечительства.