ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 365
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература конца XIX — начала XX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Зарубежная литература
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66
«Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагмен- ты по выбору).
9 КЛАСС
Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве».
Литература XVIII века
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору).
Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например,
«Властителям и судиям», «Памятник» и др.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Литература первой половины XIX века
В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). На- пример, «Светлана», «Невыразимое», «Море» и др.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).
А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пинде- монти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны не- порочны…», «Пора, мой друг, пора!
Покоя сердце просит…»,
«Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Оне- гин».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия,
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 17
ныне с молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…»,
«Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой бли- стает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта»,
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хо- чу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени».
Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».
Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произве- дение по выбору). Например, произведения: «Лафертовская ма- ковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бе- стужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.
Зарубежная литература
Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).
И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).
Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например,
«Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание На- полеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).
Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произве- дение по выбору). Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.
18 Примерная рабочая программа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в основной школе направлено на до- стижение обучающимися следующих личностных, метапред- метных и предметных результатов освоения учебного пред- мета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по ли- тературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответ- ствии с традиционными российскими социокультурными и ду- ховно-нравственными ценностями, отражёнными в произведе- ниях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по ли- тературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитив- ных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реали- зации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литератур- ных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дис- криминации; понимание роли различных социальных институ- тов в жизни человека; представление об основных правах, свобо- дах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфес- сиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из лите- ратуры; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремле- ние к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном само-
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 19
управлении; готовность к участию в гуманитарной деятельно- сти (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Рос- сийской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к дости- жениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям наро- да, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение
к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, тради- циям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персо- нажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осоз- нания последствий поступков; активное неприятие асоциаль- ных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоциональ- ного воздействия искусства, в том числе изучаемых литератур- ных произведений; осознание важности художественной лите- ратуры и культуры как средства коммуникации и самовыраже- ния; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизнен- ный и читательский опыт; ответственное отношение к своему
20 Примерная рабочая программа
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое пита- ние, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный ре- жим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употре- бление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безо-