ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература конца XIX — начала XX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего пра- ва на ошибку и такого же права другого человека с оценкой по- ступков литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, пла- нировать и самостоятельно выполнять такого рода деятель- ность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессио- нальной деятельности и развитие необходимых умений для это- го; готовность адаптироваться в профессиональной среде; ува- жение к труду и результатам трудовой деятельности, в том чис- ле при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и есте- ственных наук для решения задач в области окружающей сре-
ды, планирования поступков и оценки их возможных послед-
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 21
ствий для окружающей среды; повышение уровня экологиче- ской культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформиро- ванное при знакомстве с литературными произведениями, под- нимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природ- ной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития челове- ка, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овла- дение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуаль- ного и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обуча- ющегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных соци- альных ролей, соответствующих ведущей деятельности возрас- та, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сфор- мированные по профессиональной деятельности, а также в рам- ках социального взаимодействия с людьми из другой культур- ной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённо- сти, открытость опыту и знаниям других; в действии в услови-
ях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осозна-
22 Примерная рабочая программа
вать дефициты собственных знаний и компетентностей, плани- ровать своё развитие; умение оперировать основными понятия- ми, терминами и представлениями в области концепции устой- чивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать про- исходящие изменения и их последствия, опираясь на жизнен- ный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формули- ровать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть го- товым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познаватель- ными действиями:
Базовые логические действия:
6 выявлять и характеризовать существенные признаки объек- тов (художественных и учебных текстов, литературных геро- ев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов исто- рико-литературного процесса);
6 устанавливать существенный
признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и срав- нения, определять критерии проводимого анализа;
6 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и на- блюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
6 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
6 выявлять причинно-следственные связи при изучении литера- турных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 23
Базовые исследовательские действия:
6 использовать вопросы как исследовательский инструмент по- знания в литературном образовании;
6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реаль- ным и желательным состоянием ситуации, объекта, и само- стоятельно устанавливать искомое и данное;
6 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
6 проводить по самостоятельно составленному плану неболь- шое исследование по установлению особенностей литератур- ного объекта изучения, причинно-следственных связей и за- висимостей объектов между собой;
6 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
6 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре- зультатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
6 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или дан- ных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпрети- ровать литературную и другую информацию различных ви- дов и форм представления;
6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровер- гающие одну и ту же идею, версию) в различных информаци- онных источниках;
6 самостоятельно выбирать оптимальную форму представле- ния литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграмма- ми, иной графикой и их комбинациями;
6 оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулирован- ным самостоятельно;
6 эффективно запоминать и систематизировать эту информа- цию.
24 Примерная рабочая программа
Овладение универсальными учебными коммуника- тивными действиями:
6 общение: воспринимать и формулировать суждения, выра- жать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать пред- посылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литера- турных произведениях, и смягчать конфликты, вести перего-