ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 369
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература конца XIX — начала XX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
6 совместная деятельность: использовать преимущества ко- мандной (парной, групповой, коллективной) и индивидуаль- ной работы при решении конкретной проблемы на уроках ли- тературы, обосновывать необходимость применения группо- вых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллек- тивно строить действия по её достижению: распределять ро- ли, договариваться, обсуждать процесс и результат совмест- ной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; про- являть готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи меж- ду членами команды, участвовать в групповых формах рабо- ты (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного ре- зультата по своему направлению, и координировать свои дей- ствия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат
по критериям, сформулированным
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 25
участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу от- ветственности и проявлять готовность к предоставлению отчё- та перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивны- ми действиями:
6 самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учеб- ных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изобра- жённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); са- мостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; состав- лять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объек- те; делать выбор и брать ответственность за решение;
6 самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотива-
ции и рефлексии в школьном литературном образовании; да- вать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объ- яснять причины достижения (недостижения) результатов дея- тельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь на- ходить позитивное в произошедшей ситуации; вносить кор- рективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возник-
ших трудностей; оценивать соответствие результата цели и ус- ловиям;
6 эмоциональныйинтеллект: развивать способность разли-
чать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоци- ями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ста- вить себя на место другого человека, понимать мотивы и наме- рения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
6 принятиесебяидругих: осознанно относиться к другому че- ловеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями ли- тературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; про-
26 Примерная рабочая программа
являть открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты (5—9 классы)
Предметные результаты по литературе в основной школе должны обеспечивать:
-
понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и па- триотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; -
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; -
овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интер- претировать и оценивать прочитанное, понимать художествен- ную картину мира, отражённую в литературных произведени- ях, с учётом неоднозначности заложенных в них художествен- ных смыслов:
6 умение анализировать произведение в единстве формы и со- держания; определять тематику и проблематику произведе- ния, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, ав- торскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии; характеризовать авторский пафос; выявлять особенности языка художествен- ного произведения, поэтической и прозаической речи;
6 овладение теоретико-литературными понятиями1 и использо- вание их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений: художествен- ная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направ- ления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, пес- ня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма, лиро- эпические (поэма, баллада)); форма и содержание литератур- ного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героиче-
1 Здесь и далее по тексту в аналогичных предметных требованиях к результатам знание определений понятий не выносится на промежу- точную и итоговую аттестацию.
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 27
ский, трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, раз- витие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское от- ступление; конфликт; система образов; образ автора, повество- ватель, рассказчик, литературный герой (персонаж), лириче-
ский герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психоло- гизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафо- ра, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллего- рия, риторический вопрос, риторическое восклицание; инвер- сия; повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, риф- ма, строфа; афоризм;
6 умение рассматривать изученные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
6 выявлять связь между важнейшими фактами биографии пи- сателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями историче- ской эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произ- ведений;
6 умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персона- жей, литературные явления и факты, сюжеты разных лите- ратурных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста;
6 умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитан- ные произведения художественной литературы с произведени- ями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
-
совершенствование умения выразительно (с учётом инди- видуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и / или фрагментов; -
овладение умением пересказывать прочитанное произведе- ние, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; -
развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном про- изведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить соб- ственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному;