Файл: «Управление конфликтами в социально-экономических системах».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава. 1. Основные подходы управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1. Конфликт: понятие, классификация, сферы и причины возникновения
1.2. Организационная культура и профилактика служебных конфликтов
Глава 2. Стратегия предотвращения и разрешения организационных конфликтов в АО «ТГЭС Тула»
2.1. Анализ причин возникновения конфликтов в АО «ТГЭС Тула»
2. Методика диагностики стратегий поведения в конфликте К. Томаса.
2.2. Управление организационными конфликтами в АО «ТГЭС Тула»
На рисунке 2 представлены средние значения показателей, отражающих способы разрешения конфликтов у сотрудников с высоким и низким уровнем конфликтности.
Рисунок 2 - Способы разрешения конфликтов у сотрудников с высоким и низким уровнем конфликтности
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Сотрудники с высокой конфликтностью характеризуется пониженным коммуникативным контролем (3,35), выражающимся в недостаточной саморегуляции эмоций и поведения в конфликте, высоким проявлением таких стратегий разрешения конфликтов, как соперничество (7,95), проявляющееся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны, и избегание конфликта (7,85), пониженной способностью к стратегии сотрудничества (5,75) и приспособления (5,85), сниженной конструктивностью поведения в конфликте (3,4).
2. Сотрудники с низкой конфликтностью характеризуется оптимальным коммуникативным контролем (6,15), выражающимся в саморегуляции эмоций и поведения в конфликте, высоким проявлением стратеги компромисса (7,55), проявляющейся в стремлении к соглашению между участниками конфликта путем взаимных уступок, и сотрудничества (7,9), проявляющейся в поиске альтернатив, удовлетворяющих интересы обеих сторон, а также повышенным уровнем конструктивности поведения в конфликте (4,18).
3. Сравнительный анализ способов разрешения конфликтов у персонала с разным уровнем конфликтности выявил различия по таким показателям, как:
- коммуникативный контроль – у сотрудников с высокой конфликтностью в зоне пониженного уровня (3,35), у сотрудников с низкой конфликтностью в зоне оптимального уровня (6,15) , – отличия на 2, 15 балла;
- соперничество – у сотрудников с высокой конфликтностью в зоне высокого уровня (7,95), у сотрудников с низкой конфликтностью в зоне пониженного уровня (5,55) , – отличия на 2, 4 балла, – у сотрудников с высокой конфликтностью в зоне пониженного уровня (3,35), у сотрудников с низкой конфликтностью в зоне оптимального уровня (6,15) , – отличия на 2, 15 балла;
- избегание – у сотрудников с высокой конфликтностью в зоне высокого уровня (7,85), у сотрудников с низкой конфликтностью в зоне пониженного уровня (5,4) , – отличия на 2, 45 балла;
- сотрудничество – у сотрудников с высокой конфликтностью в зоне пониженного уровня (5,75), у сотрудников с низкой конфликтностью в зоне высокого уровня (7,9) , – отличия на 2, 15 балла;
- коммуникативный контроль – у сотрудников с высокой конфликтностью в зоне пониженного уровня (3,4), у сотрудников с низкой конфликтностью в зоне повышенного уровня (4,18) , – отличия на 0, 78 балла.
Таким образом, для сотрудников с высоким уровнем конфликтности характерны стратегии соперничества и избегания, пониженный коммуникативный контроль и конструктивность поведения в конфликте. Для сотрудников с низким уровнем конфликтности характерны стратегии компромисса и сотрудничества, высокий коммуникативный контроль и конструктивность поведения в конфликте.
Для выявления причин возникновения конфликтов в АО «ТГС Тула» нами применялась анкета «Факторы конфликтных ситуаций в организации».
Цель использования методики – оценка организационных факторов, влияющих на возникновение конфликтов в организации.
Описание анкеты. Анкета включает в себя 11 утверждений, отражающие причины конфликтов в организации.
Процедура анкетирования. Анкетирование проводится в групповой форме. В ходе процедуры диагностики испытуемому предлагается бланк анкеты, который он должен заполнить в соответствии со следующей инструкцией: «Прочитайте, пожалуйста, причины конфликтных ситуаций в Вашем подразделении и дайте Вашу оценку их выраженности по 10-ти балльной шкале. При этом 10 баллов характеризуют наибольшую выраженность причины конфликтной ситуации, а 1 балл – наименьшую выраженность причины конфликтной ситуации».
Обработка и интерпретация результатов. В ходе обработки результатов подсчитывается сумма балов по каждой причине конфликта, что позволяет определить степень выраженности факторов, влияющих на возникновение конфликтов в организации: 1-4 балла – низкий уровень 5-7 баллов – достаточный уровень, 8-10 баллов – высокий уровень.
В таблице 5 представлены результаты оценки организационных факторов, влияющих на возникновение конфликтов в АО «ТГС Тула», у сотрудников с высоким и низким уровнем конфликтности.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Для сотрудников с высокой конфликтностью характерны видение причин конфликтов в несогласованных действиях руководителя и коллег с другими подразделениями (6,7), в недостатках поведения, личных особенностей и характеров коллег (6,4), в неудовлетворительной работе товарищей (6,2).
2. Для сотрудников с низкой конфликтностью характерны видение причин конфликтов в плохом планировании деятельности (неравномерное распределение обязанностей) (6,8), в недостатках организации труда в подразделении (6,4).
Таким образом, для сотрудников с высоким уровнем конфликтности характерно видение причин конфликта в субъективных факторах труда, а именно в несогласованных действиях руководителя и коллег, в недостатках поведения, личных особенностей и характеров коллег, в неудовлетворительной работе товарищей.
Таблица 2
Результаты оценки причин возникновения организационных конфликтов в АО «ТГС Тула» у сотрудников с высоким и низким уровнем конфликтности
Причины конфликтных ситуаций |
Группа с высокой конфликтностью |
Группа с низкой конфликтностью |
Из-за недостатков в организации труда в подразделении |
5,4 |
6,4 |
Из-за нечеткого распределения обязанностей |
5,8 |
5,4 |
Из-за неудовлетворительной работы товарищей |
6,2 |
4,3 |
Из-за плохого планирования деятельности (неравномерное распределение обязанностей) |
5,5 |
6,8 |
Из-за плохих условий труда |
4,1 |
4,3 |
Из-за нарушений трудовой дисциплины |
4,2 |
4,1 |
Из-за распределения премий |
4,7 |
4,4 |
Из-за распределения отпусков |
3,9 |
3,7 |
Из-за недостатков поведения, личных особенностей и характеров коллег |
6,4 |
3,6 |
Из-за стиля и методов работы руководителя |
6,0 |
3,9 |
Из-за несогласованных действий руководителя и коллег с другими подразделениями |
6,7 |
4,1 |
Таким образом, для сотрудников с низким уровнем конфликтности характерно видение причин конфликта в факторах условий и организации труда, а именно в плохом планировании деятельности, неравномерном распределении обязанностей, в недостатках организации труда в подразделении.
2.2. Управление организационными конфликтами в АО «ТГЭС Тула»
Система управления персоналом в АО «ТГС Тула» включает следующие функции по управлению конфликтами:
- Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений и отношений руководства на основе мониторинга социально-психологического климата коллектива организации.
- Управление трудовыми конфликтами.
Данная работа проводится сотрудником, ответственным по кадровым вопросам при поддержке руководства АО «ТГС Тула». В соответствие с должностными обязанностями сотрудник, ответственный по кадровым вопросам проводит работу по мониторингу и управлению социальными процессами в АО «ТГС Тула», созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, принимает участие в разрешении трудовых споров и конфликтов.
1. Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений и отношений руководства на основе мониторинга социально-психологического климата коллектива АО «ТГС Тула». В основе управления конфликтами в организации лежит мониторинг социально-психологического климата в коллективе, который проводится с помощью компьютерной диагностики сотрудников подразделений АО «ТГС Тула» посредством программы «1С: Предприятие 8. Оценка персонала».
Программа «1С: Предприятие 8. Оценка персонала» позволяет проводить:
- оценку психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей кандидатов и новых сотрудников для решения задач отбора работников на вакантные места, при проведении кадровых конкурсов, при ротации кадров с учетом соответствия сотрудников определенным должностным и профессиональным требованиям; выявления профессионально важных качеств сотрудников;
- оценку деловых и эмоциональных взаимоотношений в коллективе, выявления неформальной структуры коллектива;
- формирование профессиональной команды с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого сотрудника;
- прогнозирование поведения сотрудников в типичных ситуациях для оценки потенциальных рисков, связанных с их деятельностью;
- проведения мониторинга психологического климата в коллективе при реализации новых или рискованных управленческих решений.
Программа «1С: Предприятие 8. Оценка персонала» располагает такими возможностями, как:
- Проведение социометрии – оценки неформальных групп методом составления и рассылки анкет прямо из конфигурации.
- Оценка психологической совместимости и проектирование команд по методологии Р. Белбина.
- Прохождение психологических тестов на компьютере тестирующего, либо любом компьютере без установленной конфигурации с пересылкой данных на компьютер тестирующего входящими в поставку психодиагностическими методиками, позволяющими выявлять личностные качества сотрудника/кандидата.
- Ввод произвольного (идеального, желаемого, среднего и т.д.) психологического профиля.
- Расчет и сохранение в системе результатов тестирования, в разрезе даты тестирования, сотрудника/кандидата и характеристик, определяемых психологическим тестом.
- Представление результатов прохождения тестов, как в текстовом, так и в графическом (график или гистограмма) виде.
- Возможность сравнения полученных в результате тестирования психологических и профессиональных профилей между собой или с заданным психологическим профилем (профилем «идеального сотрудника»).
- Представление информации об истории прохождения психологических тестов сотрудниками/кандидатами.
- Составление психологических заключений.
- Хранение истории оценки персонала.
Оценка психологического климата в коллективе проводится с периодичностью 1 раз в год.
2. Управление трудовыми конфликтами в АО «ТГС Тула» осуществляется в соответствие с Положением о конфликтной комиссии по трудовым спорам.
Положение
о конфликтной комиссии по трудовым спорам в АО «ТГС Тула» 1.Общие положения
1.1.Конфликтная комиссия создается для решения спорных вопросов, относящихся к начислению заработной платы, распределению рабочей нагрузки и другим вопросам по трудовым спорам.
1.2.Конфликтная комиссия избирается общим собранием трудового коллектива в количестве 3 человек. Назначение членов комиссии оформляется приказом Главы района. Председатель комиссии назначается Главой района из состава выбранной комиссии.
1.3.Конфликтная комиссия в своей деятельности руководствуется Трудовым кодексом РФ, Уставом и локальными актами АО «ТГС Тула».
1.4.Комиссия работает по мере поступления письменных заявлений от членов коллектива.
2.Права членов конфликтной комиссии
2.1.Принимать к рассмотрению письменное заявление работника АО «ТГС Тула» по регламентированным вопросам.
2.2.Принимать решение по каждому спорному вопросу, относящемуся к ее компетенции. Решение принимается в течение 3 дней с момента поступления заявления, срок может быть продлен до 7 дней при согласии заявителя.
2.3.Запрашивать дополнительную информацию от руководства АО «ТГС Тула» для самостоятельного изучения вопроса.
3.Обязанности членов конфликтной комиссии
3.1.Присутствовать на всех заседаниях конфликтной комиссии
3.2.Принимать участие в рассмотрении поданных заявлений.
3.3.Объективно подходить к оценке конфликтной ситуации, при принятии решения руководствоваться нормативными документами.
3.4.Принимать решения по заявленному вопросу открытым голосованием.
3.5.Давать обоснованные ответы заявителям в устной или письменной форме в соответствии с их пожеланиями.
4.Организация деятельности конфликтной комиссии
4.1.Заявления в конфликтную комиссию принимаются секретарем комиссии и регистрируются в отдельном журнале датой подачи заявления.
4.2.Заседания конфликтной комиссии оформляются протоколом. Протоколы нумеруются с начала работы комиссии.
4.3.На заседание конфликтной комиссии могут быть приглашены обе стороны или одна сторона конфликтной ситуации.
4.4.Решение по рассматриваемому вопросу доводит до заявителя председатель комиссии. Заявитель расписывается в журнале в получении решения по его заявлению.