Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правильное питание - это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания - основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества. Нужно учитывать и продолжительность приемов пищи, и продолжительность интервалов между этими приемами. Разумный режим питания обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму подходит четырехразовое полноценное питание. Перекусы в школе на переменах, булочками без чая, приносят скорее вред, чем пользу желудку. В ваших силах обеспечить ребят знаниями о правильном режиме питания. Особенно хочу обратиться к родителям девочек. В подростковом возрасте недовольство собой и своей внешностью, может подвигнуть их на применение различного рода диет, которые не всегда полезны для растущего организма, а часто приносят ему непоправимый вред (презентации «Здоровье и питание» и «Здоровое питание и здоровье).

Сегодня я хотела бы предложить вам еще раз задуматься и о привычках, здоровых и нездоровых. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдем с вами сегодня уникального рецепта, но попытаемся.

Привычка - вторая натура. Мы часто слышим эти слова. Привычки - это автоматические действия, которые проявляются у человека независимо от их желаний. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. Но есть и вредные привычки и в наших с вами силах сделать так, чтобы у наших детей их было как можно меньше.

Как я уже сказала, переходный возраст - возраст самоутверждения. Как просто почувствовать себя взрослым, затянувшись сигаретой или попивая пивко, сидя на лавочке в компании сверстников. Наши дети считают, что таким образом они станут старше, с ними будут считаться.


Что же можем сделать мы с вами, именно вместе, а не по отдельности. В школе проблему вредных привычек решают педагоги, психологи, с вредными привычками борются родители.

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, алкоголизма и наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти невинные шалости. Сложно одними увещеваниями учителю бороться с рекламными плакатами на улицах и в магазинах, с нечистоплотными продавцами, продающими детям эту продукцию. И, тем не менее, раз за разом на классных часах, в индивидуальных беседах, мы повторяем детям прописные истины. Очень хочется в вас, родителях, найти поддержку, чтобы мы с вами шли в одном направлении и прививали нашим детям тягу к здоровому образу жизни (презентации: «Препятствие в борьбе с табаком», «Последствия курения», «Смертность от табакокурения в РФ», «Алкоголизм», «Влияние алкоголя», «Алкоголь и сердце», «Алкоголь в крови»).

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Это проблема, о которой каждый из нас не хочет думать, считая, что уж нас точно она обойдет стороной. Но Сенека был прав, говоря: “Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо быть сильнее его”. И проблема эта-наркомания. Мы живем в сложное время, и главное уберечь наших детей от этого зла. К сожалению, возрастает подростковая преступность, чаще мы слышим о наркомании, токсикомании среди подростков (ведь именно они обладают неустойчивой психикой, именно их легче вовлечь в эту авантюру, надавив на «слабо?»).

В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют одурманивающие вещества, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу (презентации: «Наркомании - четкое, твердое – нет!», «Наркомания», «Наркомания с примерами»).

Итак, наркотики сегодня - реальность, а с ними:

  • наркотик - средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание.

  • привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.

  • Наркотики - это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности.

Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам и родители должны их знать и иметь в виду:



  • сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;

  • отдельные подростки стараются таким образом привлечь к себе внимание коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей.

  • нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.

По данным соцопросов 12% подростков в возрасте до 16 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляет их постоянно. А ведь это - наши дети.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

  1. резкая смена друзей

  2. резкое ухудшение поведения

  3. изменение пищевых привычек

  4. случаи забывчивости

  5. резкие перемены настроения

  6. полная утрата прежних интересов

  7. частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

Однако быть внимательным, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит - любить и поддерживать его. Известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: “Тверже пола под ногами, когда я была малышкой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову”.

И в заключение своего выступления, я сформулирую основные принципы поддержки подростка:

  • терпение

  • внимание

  • тактичность и деликатность

  • точные используемые слова, как важного инструмента в отношениях

  • умение поставить себя на место ребенка

  • гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка и поддерживающая его

  • ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек.

Нельзя забывать о том, что семья для подростка - это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям.


Рекомендуемая литература (родителям):

  1. Баймухаметов С.Т. Сны золотые. Исповеди наркоманов. М., 1998.

  2. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомании. СПб., 1999.

  3. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 2000.

  4. Данилин А., Данилина И. Марихуана. М., 2000.

  5. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб. : Алетейя, 2001.

ВЫВОДЫ
1.С 2011 по 2015 гг. наблюдается снижение общей заболеваемости детей (0-14 лет) и подростков (15-17 лет) Волгоградской области.

2.В структуре общей заболеваемости среди детей и подростков Волгоградской области I место занимают болезни органов дыхания.

3.Количество школьников с I группой здоровья в МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области составило 15,5%, со II группой здоровья – 58,95%, с III группой здоровья – 23,9%, с IV группой здоровья – 1,65%.

4.Норма в весе, согласно индексу Кетле, выявлена у 94,9% обучающихся, избыток массы тела – у 1,75% школьников, недостаток – у 3,35% в МБОУ Бубновской СШ Урюпинского района Волгоградской области.

5.Результаты исследований могут быть внедрены в образовательный процесс при изучении курса «Биология. Человек и его здоровье» в 8 классе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Р. И. Здоровье населения России : медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск, 1996. 272 с.

2. Апанасенко Г. А. Физическое развитие детей и подростков. Киев, 1985. 158с.

3. Асламов А. Г. Деятельность и установка. М. : Просвещение, 1979. 150с.

4. Баевский Р. Р., Берсенева А. П., А. Л. Максимов. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии. Магадан, 1996. 134 с.

5. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М. : Мир, 1997. 452 с.

6. Безруких М. Н., Полянская Н. В. Сборник научных трудов. М., 1981. 478 с.

7. Безруких М. М. Возрастная физиология. М., 2002. 296 с.

8. Белецкая В. И., Громова З. Л., Егорова Б. И. Школьная гигиена. М. : Просвещение, 1970. 160 с.

9. Белякова С. В., Смулевич В. Б., Кошкина В.С. Профессия родителей – важный фактор влияния на здоровье детей (обзор) // Гигиена и санитария. 1994. №7. С. 15 – 18.

10. Билич Г. Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. С. - Пб. : Фолиант, 2000. 143 с.

11. Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Учебный практикум по валеологии для учителей и студентов педагогических ВУЗов. М. : Наука, 2002. 120 с.


12. Великанова Л. Л. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. М. : Просвещение, 1992. 132 с.

13. Волкова Л. Ю., Копытко М. В. Физическое развитие школьников Москвы: современное состояние и методы оценки. 2004. №4. С. 42 – 45.

14. Горен М. Путь к здоровью и долголетию. М. : Сельф, 1992. 332 с.

15. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. М. : Просвещение, 1988. 85с.

16. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Волгоградской области в 2014, 2015, 2016 гг.». Волгоград, 2015, 2016, 2017. 321 с, 314 с, 312 с.

17. Дорошкевич М. П. Основы валеологии и школьной гигиены. Минск : Вышейшая школа, 2003. 189 с.

  1. Драгомилов А. Г. Биология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций. 4-е изд., перераб. М. : Вентана-Граф, 2015. 288 с. : ил.

19. Зелинская Д. И. О состоянии здоровья детей России // Здоровье школьника. 1995. №2. С. 5 - 7.

20. Ильин А. Г., Агапова Л. А. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояние здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. №5. С. 43-45.

21. Казин Э. М., Блинова Н.Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека. М. : Владос, 2002. 192 с.

22. Казин Э. М., Панина Т.С., Неворотова Н. П. Валеологические аспекты образования. Кемерово, 1995. 202 с.

23. Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1993. 121 с.

24. Казначеев В. П., Склянов Н. А. Основы общей валеологии. Новосибирск, 1998. 78 с.

25. Кирой В. Н., Войнов В. Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. №3. С. 43 - 50.

26. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. С-Пб., 1998. 251с.

27. Колесников М. Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология. 2003. №3. С. 43 - 51.

28. Колесов Д. Б. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни. М. : Дрофа, 2002. 451 с.

29. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. М. : Наука, 1986.

30. Короткова М. О., Чирков В. П., Насыбуллин Г. М. Проблемы перспективы укрепления здоровья школьников на муниципальном уровне // Гигиена детей и подростков. 2007. № 3. С. 53 - 55.

31. Кривцова Ю. А. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей и подростков г. Борисоглебска. Борисоглебск, 2009. 60 с.

32. Крымский Е. Ф., Храмцов П. И. Распространенность и структура нарушений опорно-двигательного аппарата у старшеклассников // Гигиена и санитария. 2007. №4. С. 62-65.

33. Куашева Д. А. Здоровье и образование в 21 веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей