Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В древности говорили: «Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм? Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай». Как вы понимаете это высказывание?
Учащиеся высказывают свои мысли, учитель (ведущий) маркером на листе бумаги (или мелом на доске) кратко записывает основные положения. Ведущий обобщает и делает дополнение.
Конкурс 1. «Да и нет»
Командам по очереди зачитываются утверждения, из которых они должны выбрать правильное. Каждой команде предлагается по 5 утверждений (приложение 2).
Конкурс 2. «Горячий стул»
К доске выходят по одному участнику от каждой команды. Садятся на стулья, лицом к классу, спиной к доске. Ведущий (учитель) на доске пишет понятие, термин. Команды, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
Задания для команды №1: позвоночник, сустав, трубчатая кость, бедро, плечо.
Задания для команды №2: грудная клетка, стопа, ключица, бедренная кость, скелет.
Конкурс 3. «Кроссворд»
Каждой команде раздается карточка с кроссвордом. Необходимо разгадать кроссворд; даётся 5 минут (приложение 2).
Конкурс 4. «Ситуации из мешочка»
Вниманию команд предлагаются описания ситуаций, в которых имеются сведения о тех или иных нарушениях опорно-двигательного аппарата у подростков. К каждой ситуации предлагается несколько вопросов с вариантами ответов, из которых один или несколько правильные. Команды поочереди достают из мешочка те или иные ситуации и находят правильные ответы, после чего организуется коллективное обсуждение проблемы.
Ситуация 1.
Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…. М. так изменилась, что А. не узнала её сразу.
Вопрос №1.Что такое осанка?
1) положение туловища при движении;
2) положение головы и туловища при движении;
3) навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела (да);
4) постановка ног при движении.
Вопрос №2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?
1) опущенная голова (да);
2) грустное выражение лица;
3) шаркающая походка;
4) висящее мешком пальто;
5) сгорбленная спина (да);
6) согнутые ноги (да);
7) сведенные плечи (да).
Вопрос №3. Как вы считаете, отличается ли костно-мышечная система у молодого человека и у взрослого?
1) нет, не отличается;
2) отличается несущественно;
3) отличается существенно:
А) менее крепка и тверда (да);
Б) менее крепка и тверда;
В) менее гибкая;
Г) более гибкая (да);
Д) легче поддаётся искривлениям (да);
Е) ещё не сформирована (да).
Вопрос №4. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку для нормального развития костно-мышечной системы?
1) желательно;
2) не обязательно;
3) обязательно (да).
Ситуация 2.
После резкого замечания учителя и полученной двойки ученик Р. Шёл, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опущена, спина сгорблена, живот выпячен. «Ты, почему так некрасиво ходишь?» - спросил его учитель физкультуры. «Ну и что? Мне в балете не выступать!» - мрачно ответил Р.
Вопрос №1. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?
1) нет, не влияет;
2) улучшает;
3) ухудшают незначительно;
4) оказывают вредное воздействие:
А) на позвоночник и ноги (да);
Б) на всю скелетно-мышечную систему (да);
В) только на позвоночник;
Г) на работу органов и систем органов всего организма (да).
Вопрос №2. Что в данном случае послужило причиной плохой осанки Р.?
1) нарушение питания;
2) недостаточная двигательная активность;
3) недостаточное пребывание на свежем воздухе;
4) угнетённое настроение, связанное с плохой отметкой (да);
5) несоответствующая росту мебель;
6) резкое замечание учителя (да).
Ситуация 3.
В старших классах ученик Т. увлёкся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу. Т. последовал его совету.
Вопрос №1.
Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?
1) сутулость;
2) лордоз;
3) сколиоз (да);
4) нарушение осанки;
5) кифоз.
Вопрос №2. Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника такого вида?
1) малоподвижный образ жизни;
2) нерациональное питание;
3) переутомление;
4) неправильная осанка вследствие:
А) постоянного ношения тяжестей в одной руке (да);
Б) привычки, стоя, опираться на одну ногу;
В) укорочения одной из ног.
Вопрос №3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника?
1) длительные пешие прогулки;
2) усиленное питание;
3) пребывание на свежем воздухе;
4) избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела: руку, ногу (да);
5) постоянный контроль за правильностью своей осанки (да);
6) занятие физкультурой:
А) общеукрепляющей;
Б) специальной для осанки (да).
7) подвижный образ жизни (да);
8) занятия спортом (да).
Вопрос №4. Что в данном случае может помочь в лечении?
1) усиленные самостоятельные занятия физкультурой и спортом;
2) различные виды физической работы;
3) подвижный образ жизни;
4) выполнение рекомендаций врача:
А) общеукрепляющие воздействия на весь организм (да);
Б) специальные упражнения, исправляющие форму позвоночника (да);
Ситуация 4.
На день рождения подруги школьница 16-ти лет Л. Пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из-за боли в ногах, Л. Пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.
Вопрос №1. Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у Л.?
1) дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть Л. До дома подруги;
2) туфли на высоких каблуках (да);
3) продолжительные танцы.
Вопрос №2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?
1) да, но несущественно (только усталость и боль в ногах);
2) может существенно ухудшить:
А) походку (да);
Б) осанку (да).
3) может отрицательно сказаться:
А) на костно-мышечной системе (да);
Б) на работу внутренних органов;
В) на работе всех органов и систем организма.
Вопрос №3. Какие из предложенных мер помогут Л. в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку и избежать деформации стоп?
1) правильно подобранная обувь (да);
2) тренировка хождения на высоких каблуках;
3) ношение обуви без каблуков;
4) тренировка хождения на дальние расстояния.
Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физически развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражнениями?
Команды высказывают свои мысли:
- Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного слоя кости;
- Возрастает мышечная масса, повышается сила;
- Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение;
- В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активизируется их кровоснабжение и использование кислорода;
- Тренируется сердечная мышца, возрастает жизненная ёмкость лёгких и т.д.
Конкурс 5. «Ребусы»
Командам раздаются карточки с ребусами. На разгадывание ребусов даётся 5 минут (приложение 2).
После разгадывания ребусов ведущий (учитель) делает вывод:
- Ребята, ещё раз задумайтесь о пользе физических упражнений. Они являются первейшим условием здоровья, силы, выносливости человека, у которого правильное телосложение гармонично сочетается с развитой мускулатурой.
Родительское собрание в 8 классе на тему «Здоровый образ жизни подростка»
Цель: обобщить и углубить знания родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка.
Учитель: каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни:
-
поддержание физического здоровья, -
отсутствие вредных привычек, -
правильное питание, -
альтруистическое отношение к людям, -
радостное ощущение своего существования в этом мире.
Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле - здоровый дух”.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу, тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение - великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их, повышенное внимание к состоянию здоровья детей.
Ничто так не влияет на микроклимат в коллективе, как экскурсии на природу, подготовка к праздникам, которые обладают большими возможностями и преимуществами по сравнению с учебной работой.
Здоровый образ жизни - залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: “Алкоголь”, “Наркотики”, “Никотин” и др.
Подрастают наши дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы.
Подростковый возраст - это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится - помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.
Задачей школы и родителей является - объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) - это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый “букет” достаточно серьезных хронических заболеваний.
По исследованиям ученых здоровье человека на 50%-его образ жизни, на 20%-наследственность, еще 20% - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.
Как классным руководителям, нам приходится уделять здоровью детей больше времени. Из опыта работы скажу, что привлечение учащихся этого возраста к занятиям физической культурой и спортом, организация туристических походов на природу - действенная мера. Тем более, что это еще и дополнительная порция общения (а подростки люди общительные), это и формирование коллектива единомышленников. Знаете, как раскрываются дети в походах. Здесь и общение «глаза в глаза», чего так не хватает часто нашим детям, общение на равных с учителем и своими одноклассниками, заряд положительных эмоций, и здоровье.