Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) факторы, ухудшающие здоровье: вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.

3) медицинское обеспечение (10-15%):

а) высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь;

б) отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.

4) условия и образ жизни (50-55%):

а) рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни;

б) отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо – и гипердинамия» [45, 46].

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

На основе этих факторов разработаны следующие критерии оценки здоровья:

  1. наличие или отсутствие хронических заболеваний;

  2. уровень функционального состояния основных систем организма;

  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

  4. уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.

Степень соответствия этим признакам и является характеристикой состояния здоровья.

«Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков разработана схема группировки детей по состоянию здоровья, исходя из указанных критериев.

Выделены следующие «группы здоровья:

  1. здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

  2. здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

  3. дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с ограниченными функциональными возможностями организма;

  4. дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

  5. дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены» [20].


«Имеется большое количество данных о неблагоприятном влиянии на здоровье детей нарушения режима дня, перегрузок учебными занятиями. Среди учащихся специализированных школ выше % детей, страдающих близорукостью, нарушениями осанки, гипертоническими реакциями. Неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, иммунологической реактивности организма обнаруживаются у школьников в конце учебного года. Все это свидетельствует о необходимости улучшения условий, упорядочения режима дня, учебной и трудовой нагрузки детей, проведении оздоровительных мероприятий» [25, 28, 29, 37].

Важнейшее значение в обеспечении образа жизни» [11] приобретает компонент, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно обусловленных и приобретенных заболеваний, либо нарушений состояния его регуляторно-адаптивных систем иммунитета, уровня валеологического воспитания, жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально – экономических условий. Закономерной следует считать индивидуальную адресность образа жизни, которая должна в качестве исходных посылок включать вышеуказанные факторы, а также экологические, региональные и т.п.

Следовательно, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

«Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием и информационной загруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит, в конечном счете, к развитию, так называемых болезней цивилизации» [24].

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

«В последние время возрос интерес к здоровому образу жизни (ЗОЖ) как со стороны специалистов, так и со стороны широких кругов населения. Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением» [40].



«ЗОЖ есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, на полноценное выполнение человеком его социально – биологических функций» [5, 11, 33].

«ЗОЖ – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде» [1].

Проведенные исследования [47], позволяют констатировать низкий уровень валеологической готовности учащихся. Это проявляется в недостаточной адекватности их представлений о состоянии собственного здоровья и образа жизни, что уменьшает возможность оптимизации этих показателей.


1. 2. Состояние здоровья субъектов образовательного процесса


«За период обучения с 1 по 9- й класс число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а детей с близорукостью – увеличивается с 3 до 50%, с нарушением осанки - до 65%; с нервно – психическими расстройствами – до 40%. Именно школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья. Практически здоровыми могут быть признаны только 20-25% школьников, вследствие этого те или иные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья имеет 45% старшеклассников» [22].

Причинами такого положения, по данным Министерства образования РФ, «являются факторы внутришкольной среды: переполняемость класса, заниженный уровень освещенности помещений, научно необоснованное их комплектование, совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизиологическими качествами, авторитарный стиль работы учителя, недостаточная дифференциация учебных предметов, отсутствие помещений для отдыха, плохая организация питания в школе, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально – экономической и экологической обстановки» [30].

«Динамика общей заболеваемости школьников всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний: системы кровообращения – в 1,7 раза, крови и кроветворных органов – в 1,6 раза, костно–мышечной – в 1,74 раза, эндокринной – 1,55 раза, мочеполовой и других систем – в 1,48 раза» [25]. «В структуре хронической патологии ведущее место занимают болезни ЛОР – органов, аллергических заболеваний, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно – психические расстройства около 7,5 млн детей России, причем основная масса таких детей учатся в обычных школах» [22, 32].

«Низкий уровень здоровья выпускников школы сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны. Достаточно отметить, что за последние 10 лет хроническая заболеваемость призывников возросла на 49%, и показатель готовности к военной службе составляет 69,5%. Подростковому возрасту принадлежит особое место в общих тенденциях роста заболеваемости, поскольку в биологическом отношении он является одним из критических и характеризуется мощными эндокринными перестройками, делающими организм подростка особенно чувствительным к воздействию вредоностных факторов. Между тем, уровень алкоголизации среди мальчиков в 11 регионах России колеблется от 72 до 92% , а среди девочек от 80 до 94%, к 11 классу курят около половины юношей и 1/4 девушек, до 37% подростков в возрасте 12-18 лет употребляют анаболики, наблюдается рост заболеваний, передающихся половым путем среди подростков» [14, 51-55].


«Продолжается рост показателей болезней крови и кроветворных органов, анемий, болезней органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы, врожденных аномалий. Сохраняются высокие уровни алиментарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет)» [49].

«Серьезные нарушения в состоянии здоровья установлены среди наиболее уязвимой группы населения – детей первого года жизни, у которых железодефицитные анемии выявлены у 30 - 50% обследованных, пищевая аллергия у 20-30%, гипотрофия и рахит у 5-10%» [48].

По данным Всероссийской диспансеризации детей 2002 г. доля здоровых детей по сравнению с предыдущей диспансеризацией снизилась с 45 до 34%, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.

Проведенные исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32% [50].

Отмечено ухудшение показателей физического развития, процесс децелерации. Дефицит массы тела выявляется в 3 раза чаще, чем 10 лет назад [26].

«Наряду с причинами социально-экономического характера все это обусловлено негативным влиянием факторов окружающей среды, серьезными недостатками в организации питания, неблагоприятными в ряде случаев условиями воспитания и обучения, не соответствующими гигиеническим нормативам и санитарным правилам, в том числе, интенсификацией учебного процесса, распространением вредных привычек» [34].

По данным репрезентативной национальной выборки к 11-му классу курят более 60% мальчиков и 40% девочек, в 13-15 лет - 25,4 и 20,9% соответственно.

Многие школы по прежнему работают в 2 и даже 3 смены (в Воронеже 74% школ работают в 2 смены, в Ханты-Мансийском АО 57% школ работают в 3 смены).

«До сих пор 20% общеобразовательных учреждений располагаются в неприспособленных помещениях или имеют неудовлетворительную материально-техническую базу, 16% не имеют удовлетворительного водоснабжения, 20% школ не канализованы. В ряде регионов не решена проблема обеспечения учащихся мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям» [19].

Проводимая в последние годы модернизация образования (разработка государственных образовательных стандартов, внедрение инновационных форм обучения, переход на профильное обучение) направлена на уменьшение негативного влияния обучения на здоровье школьников. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, РАМН обоснованы требования по санитарно-эпидемиологической безопасности и допустимой учебной нагрузке для детей дошкольного и школьного возраста.