Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


VI. Закрепление.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, проверяет готовность учеников к работе.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос. 1. К каким костям относятся кости, образующие кости черепа? 2. Назовите единственную подвижную кость черепа и укажите, как она c ним соединяется? 3. Перечислите кости, относящиеся к мозговому и лицевому отделам черепа. 4. Почему шейные позвонки менее массивны, чем поясничные? 5. Каково строение позвонка и какую роль играют хрящевые межпозвоноч­ные диски? 6. Какие кости относятся к грудной клетке? Почему ребра c грудиной соединены полуподвижно?

III. Изучение нового материала (приложение 2).

Скелет верхних конечностей. Кости рук прикреплены к костям туловища при помощи лопаток и ключиц. Парные лопатки и ключицы образуют плечевой пояс. Ключицы сочленяются c грудиной, a лопатки лежат свободно среди мышц спины, которые при­водят ее в движение. Кости верхней конечности и плечевого пояса соеди­нены подвижно с помощью суставов. Суставные соединения обеспечивают необходимую подвижность руки.

Верхние конечности - руки - могут совершать сотни различных движе­ний, участвовать в трудовой деятельности. Скелет руки состоит из трех отделов: плеча, предплечья, кисти (рис. 24, стр. 46). Плечо образовано одной длинной плечевой костью. Две кости - локтевая и лучевая - составляют предплечье. Они распложены рядом. C предплечьем соединяется кисть. Мелкие кости запястья и пясти образуют широкую ладонь, a фаланги - скелет пяти гибких подвижных пальцев. Большой палец человека противопоставлен остальным четырем. Это позволяет надежнее удерживать различные предметы, например, карандаш, ручку, молоток.

Ребята, нащупайте на предплечье кость со стороны большого пальца - это лучевая кость. Со стороны мизинца располагается локтевая кость. Обе они сочленяются с плечевой костью, хотя и по-разному. Локтевая кость c задней стороны имеет отросток, который входит в ямку плечевой кости. Благодаря этому вытянутая рука превращается в длинный рычаг,
который не может прогнуться назад. Лучевая кость лишь соприкасается c плечевой, ее головка напоминает колесико, которое может перекатываться по поверхности локтевой кости. Это и происходит, когда мы поворачиваем ладонь вверх и вниз. Если ладонь направлена вверх - кости параллель­ны, если вниз - лучевая кость перекрещивает локтевую.

Скелет нижних конечностей. Кости скелета нижних конечностей - ног - прикреплены к туловищу c по­мощью двух тазовых костей, составляющих тазовый пояс нижних конечностей (рис. 25, Б, стр. 47). Тазовые кости соединены с крестцом позвоночника очень проч­но и почти неподвижно. Форма таза y мужчин и женщин несколько различается. У женщин таз более широк, что способствует родовой деятельности.

У человека тазовые кости поддерживают внутренние органы: желудок, кишечник, органы выделения и др. Кости нижних конечностей соединяются с тазовыми костями подвижно при помощи суставов.

Нижние конечности - ноги - выполняют опорную функцию. Скелет ноги также состоит из трех отделов: бедра, голени и стопы(рис. 25, A, В, стр. 47). Кости ноги очень крепкие и прочные. Они выдерживают тяжесть тела человека. Бедро образовано бедренной костью. Это самая крупная кость нашего тела. B голени две кости — большеберцовая и малоберцовая. Бедренная кость сочленяется с костями голени c помощью коленного сустава. B толще сухожилия четырехглавой мышцы, выпрямляющей согнутую в коле­не ногу, находится коленная чашечка. Большой прочностью обладает и голено­стопный сустав. Стопа состоит из трех частей: предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. Самая крупная кость - пяточная.

В связи c вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем y чело­века.

Массивные кости нижних конечностей человека толще и проч­нее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружи­нит, смягчает толчки.


IV. Физкультурная минута.

V. Практическая работа.

Практическая работа

Плечевой пояс не только прикрепляет руки к туловищу,но и участвует в движении. Положите левую руку на правую ключицу и начните медленно поднимать правую руку. Ключица правой руки неподвижна до тех пор, пока движение происходит за счет плечевого сустава и пока не дойдет до горизонтального положения. Попробуйте двигать руку дальше, поднимая ее над головой, — ключица, а вместе c ней и лопатка, придут в движение, так как теперь перемещение руки идет за счет грудино-ключичного сустава. Этот сустав работает и при движении руки впереди - назад.

Чтобы проследить за движениями лопатки, надо нащупать ее нижний угол. Когда лопатка неподвижна, этот угол не двигается c места. Но стоит ей прийти в движе­ние, как он тут же меняет положение.

VI. Закрепление.

Игра «лото»

Для проведения игры каждому ученику выдается карточка с терминами (всего 3 варианта). Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки (синие, зеленые, красные) соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрыть ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент.

В ходе игры учитель достает из конверта заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них вопросы, а ученик, найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком. Затем выставляется отметка (приложение 2).

1)Каждому ученику индивидуально предлагается разгадать кроссворд по теме «Скелет» (пользоваться материалами учебника, таблиц, рисунков нельзя). На разгадывание кроссворда даётся 5 минут (приложение 2).

2)Задание для групп учащихся.

Определите, к каким отделам скелета относятся названные кости? Найдите на рисунке скелета эти кости.

1группа: грудина, теменная кость, лобная кость, затылочная кость, грудной позвонок, ребро, височная кость.

2 группа: шейный позвонок, верхнечелюстная кость, скуловая кость, носовая кость, крестцовый позвонок, поясничный позвонок, грудной позвонок, нижнечелюстная кость.

3 группа: лопатка, бедренная кость, пяточная кость, ключица, большая берцовая кость, малая берцовая кость, кость предплюсны.

4 группа: седалищная кость, плечевая кость, кость запястья, подвздошная, локтевая, лучевая, лобковая, крестцовый позвонок.


Оставшимся группам задания дублируются. Рядом с записью предполагаемого отдела скелета выписываются названия соответствующих костей. После того, как учащиеся выполнят задание, учитель разрешает проверить предположения по учебнику (либо дома). На выполнение задания 3-5 минут.

VI. Домашнее задание. § 8, рабочая тетрадь № 1, задания № 30.

Оформить таблицу «Скелет человека» (приложение 2, табл. 1).
Лабораторная работа на тему «Методы оценки физического развития и состояния здоровья»

Цель: научиться определять росто-весовое соотношение различными способами, оценивать отклонение от идеального веса.

Задачи:

- образовательные: научить определять росто-весовое соотношение, освоить методику работы с ростомером и медицинскими весами;

- развивающие: развивать умения работать с методической литературой, конструировать ответы, делать выводы;

- воспитательные: воспитать культуру труда, осуществлять гигиеническое воспитание школьников.

Тип урока: раскрывающий содержание темы.

Вид урока: урок лабораторной работы.

Оборудование: ростомер, медицинские весы, методическая литература.

Основные понятия: индекс Брока, индекс Кетле, индекс Пинье.

Ход работы

1. Измерить свой рост и вес.

2. Определить максимально допустимую массу тела (МДМТ), используя индекс Брока:

Вес (кг) = рост (см) – 100 +(-) 5*

Определить отклонения `реальной массы тела (РМТ) от МДMТ по формуле:

РМТ • 100%/МДМТ

3. Оценить полученный результат.

Увеличение массы тела на 15-29% — ожирение I степени; на 30-40% ожирение II степени; на 50-100% — ожирение III степени.

4. Определить свой должный вес:

ДВ = 9,5+(2 • B)

где ДВ — должный вес;

Р - рост;

В - возраст.

5. Рассчитать рост - весовой индекс Кетле (ИК):

ИК= РМТ (кг)/(длина тела(м))2

ИК = 22-30 сочетается c наименьшей смертностью;

ИК = 16,8 - наименьшая предрасположенность к сердечно-сосудистым забoлевaниям;

ИК = 25 - наименьшая зaбoлеваемость раком.

6. Определите тип телосложения, используя антропометрический индекс – индекс Пинье (ИП):


ИП = Р – (М – ОГК),

Р – рост (см),

М – масса тела (кг),

ОГК – окружность грудной клетки в покое.

ИП от 10 до 30 соответствует умеренной упитанности, пропорциональному развитию – нормостеник;

ИП < 10 – преобладают продольные размеры над поперечными, конечности над туловищем, грудная клетка над животом – астеник;

ИП > 30 – преобладают поперечные размеры над продольными – гиперстеник.

7. Сделать вывод o своём физическом развитии.
Внеклассное мероприятие на тему: «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»

Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.

Задачи:

- образовательные: расширить представления учащихся о значении физических упражнений для формирования системы опоры и движения; познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки;

- развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение знаний о значение физических упражнений на формирование системы опоры; развивать связную речь, интерес к предмету;

- воспитательные: формировать научное мировоззрение школьников; прививать любовь к физическим упражнениям; профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.

Оборудование: таблицы «Влияние физических упражнений на организм человека», «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия»; кроссворды, ребусы, мешочек с бочонками.

Ход мероприятия

Ведущий. Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Ещё великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой (в переводе с древнегреческого «gimnos» значит «обнажённый» - греки обнажёнными занимались спортом под лучами южного солнца).

Аристотель, например, говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М.В.Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела». А.И.Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух».