Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 286
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VI. Закрепление.
VII. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, проверяет готовность учеников к работе.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос. 1. К каким костям относятся кости, образующие кости черепа? 2. Назовите единственную подвижную кость черепа и укажите, как она c ним соединяется? 3. Перечислите кости, относящиеся к мозговому и лицевому отделам черепа. 4. Почему шейные позвонки менее массивны, чем поясничные? 5. Каково строение позвонка и какую роль играют хрящевые межпозвоночные диски? 6. Какие кости относятся к грудной клетке? Почему ребра c грудиной соединены полуподвижно?
III. Изучение нового материала (приложение 2).
Скелет верхних конечностей. Кости рук прикреплены к костям туловища при помощи лопаток и ключиц. Парные лопатки и ключицы образуют плечевой пояс. Ключицы сочленяются c грудиной, a лопатки лежат свободно среди мышц спины, которые приводят ее в движение. Кости верхней конечности и плечевого пояса соединены подвижно с помощью суставов. Суставные соединения обеспечивают необходимую подвижность руки.
Верхние конечности - руки - могут совершать сотни различных движений, участвовать в трудовой деятельности. Скелет руки состоит из трех отделов: плеча, предплечья, кисти (рис. 24, стр. 46). Плечо образовано одной длинной плечевой костью. Две кости - локтевая и лучевая - составляют предплечье. Они распложены рядом. C предплечьем соединяется кисть. Мелкие кости запястья и пясти образуют широкую ладонь, a фаланги - скелет пяти гибких подвижных пальцев. Большой палец человека противопоставлен остальным четырем. Это позволяет надежнее удерживать различные предметы, например, карандаш, ручку, молоток.
Ребята, нащупайте на предплечье кость со стороны большого пальца - это лучевая кость. Со стороны мизинца располагается локтевая кость. Обе они сочленяются с плечевой костью, хотя и по-разному. Локтевая кость c задней стороны имеет отросток, который входит в ямку плечевой кости. Благодаря этому вытянутая рука превращается в длинный рычаг,
который не может прогнуться назад. Лучевая кость лишь соприкасается c плечевой, ее головка напоминает колесико, которое может перекатываться по поверхности локтевой кости. Это и происходит, когда мы поворачиваем ладонь вверх и вниз. Если ладонь направлена вверх - кости параллельны, если вниз - лучевая кость перекрещивает локтевую.
Скелет нижних конечностей. Кости скелета нижних конечностей - ног - прикреплены к туловищу c помощью двух тазовых костей, составляющих тазовый пояс нижних конечностей (рис. 25, Б, стр. 47). Тазовые кости соединены с крестцом позвоночника очень прочно и почти неподвижно. Форма таза y мужчин и женщин несколько различается. У женщин таз более широк, что способствует родовой деятельности.
У человека тазовые кости поддерживают внутренние органы: желудок, кишечник, органы выделения и др. Кости нижних конечностей соединяются с тазовыми костями подвижно при помощи суставов.
Нижние конечности - ноги - выполняют опорную функцию. Скелет ноги также состоит из трех отделов: бедра, голени и стопы(рис. 25, A, В, стр. 47). Кости ноги очень крепкие и прочные. Они выдерживают тяжесть тела человека. Бедро образовано бедренной костью. Это самая крупная кость нашего тела. B голени две кости — большеберцовая и малоберцовая. Бедренная кость сочленяется с костями голени c помощью коленного сустава. B толще сухожилия четырехглавой мышцы, выпрямляющей согнутую в колене ногу, находится коленная чашечка. Большой прочностью обладает и голеностопный сустав. Стопа состоит из трех частей: предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. Самая крупная кость - пяточная.
В связи c вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем y человека.
Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.
IV. Физкультурная минута.
V. Практическая работа.
Практическая работа
Плечевой пояс не только прикрепляет руки к туловищу,но и участвует в движении. Положите левую руку на правую ключицу и начните медленно поднимать правую руку. Ключица правой руки неподвижна до тех пор, пока движение происходит за счет плечевого сустава и пока не дойдет до горизонтального положения. Попробуйте двигать руку дальше, поднимая ее над головой, — ключица, а вместе c ней и лопатка, придут в движение, так как теперь перемещение руки идет за счет грудино-ключичного сустава. Этот сустав работает и при движении руки впереди - назад.
Чтобы проследить за движениями лопатки, надо нащупать ее нижний угол. Когда лопатка неподвижна, этот угол не двигается c места. Но стоит ей прийти в движение, как он тут же меняет положение.
VI. Закрепление.
Игра «лото»
Для проведения игры каждому ученику выдается карточка с терминами (всего 3 варианта). Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки (синие, зеленые, красные) соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрыть ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент.
В ходе игры учитель достает из конверта заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них вопросы, а ученик, найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком. Затем выставляется отметка (приложение 2).
1)Каждому ученику индивидуально предлагается разгадать кроссворд по теме «Скелет» (пользоваться материалами учебника, таблиц, рисунков нельзя). На разгадывание кроссворда даётся 5 минут (приложение 2).
2)Задание для групп учащихся.
Определите, к каким отделам скелета относятся названные кости? Найдите на рисунке скелета эти кости.
1группа: грудина, теменная кость, лобная кость, затылочная кость, грудной позвонок, ребро, височная кость.
2 группа: шейный позвонок, верхнечелюстная кость, скуловая кость, носовая кость, крестцовый позвонок, поясничный позвонок, грудной позвонок, нижнечелюстная кость.
3 группа: лопатка, бедренная кость, пяточная кость, ключица, большая берцовая кость, малая берцовая кость, кость предплюсны.
4 группа: седалищная кость, плечевая кость, кость запястья, подвздошная, локтевая, лучевая, лобковая, крестцовый позвонок.
Оставшимся группам задания дублируются. Рядом с записью предполагаемого отдела скелета выписываются названия соответствующих костей. После того, как учащиеся выполнят задание, учитель разрешает проверить предположения по учебнику (либо дома). На выполнение задания 3-5 минут.
VI. Домашнее задание. § 8, рабочая тетрадь № 1, задания № 30.
Оформить таблицу «Скелет человека» (приложение 2, табл. 1).
Лабораторная работа на тему «Методы оценки физического развития и состояния здоровья»
Цель: научиться определять росто-весовое соотношение различными способами, оценивать отклонение от идеального веса.
Задачи:
- образовательные: научить определять росто-весовое соотношение, освоить методику работы с ростомером и медицинскими весами;
- развивающие: развивать умения работать с методической литературой, конструировать ответы, делать выводы;
- воспитательные: воспитать культуру труда, осуществлять гигиеническое воспитание школьников.
Тип урока: раскрывающий содержание темы.
Вид урока: урок лабораторной работы.
Оборудование: ростомер, медицинские весы, методическая литература.
Основные понятия: индекс Брока, индекс Кетле, индекс Пинье.
Ход работы
1. Измерить свой рост и вес.
2. Определить максимально допустимую массу тела (МДМТ), используя индекс Брока:
Вес (кг) = рост (см) – 100 +(-) 5*
Определить отклонения `реальной массы тела (РМТ) от МДMТ по формуле:
РМТ • 100%/МДМТ
3. Оценить полученный результат.
Увеличение массы тела на 15-29% — ожирение I степени; на 30-40% ожирение II степени; на 50-100% — ожирение III степени.
4. Определить свой должный вес:
ДВ = 9,5+(2 • B)
где ДВ — должный вес;
Р - рост;
В - возраст.
5. Рассчитать рост - весовой индекс Кетле (ИК):
ИК= РМТ (кг)/(длина тела(м))2
ИК = 22-30 сочетается c наименьшей смертностью;
ИК = 16,8 - наименьшая предрасположенность к сердечно-сосудистым забoлевaниям;
ИК = 25 - наименьшая зaбoлеваемость раком.
6. Определите тип телосложения, используя антропометрический индекс – индекс Пинье (ИП):
ИП = Р – (М – ОГК),
Р – рост (см),
М – масса тела (кг),
ОГК – окружность грудной клетки в покое.
ИП от 10 до 30 соответствует умеренной упитанности, пропорциональному развитию – нормостеник;
ИП < 10 – преобладают продольные размеры над поперечными, конечности над туловищем, грудная клетка над животом – астеник;
ИП > 30 – преобладают поперечные размеры над продольными – гиперстеник.
7. Сделать вывод o своём физическом развитии.
Внеклассное мероприятие на тему: «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения»
Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
Задачи:
- образовательные: расширить представления учащихся о значении физических упражнений для формирования системы опоры и движения; познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки;
- развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение знаний о значение физических упражнений на формирование системы опоры; развивать связную речь, интерес к предмету;
- воспитательные: формировать научное мировоззрение школьников; прививать любовь к физическим упражнениям; профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.
Оборудование: таблицы «Влияние физических упражнений на организм человека», «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия»; кроссворды, ребусы, мешочек с бочонками.
Ход мероприятия
Ведущий. Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Ещё великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой (в переводе с древнегреческого «gimnos» значит «обнажённый» - греки обнажёнными занимались спортом под лучами южного солнца).
Аристотель, например, говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М.В.Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела». А.И.Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух».