Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако эти требования зачастую не выполняются, что создает дополнительные риски для здоровья детей и подростков.

В результате проведения гигиенических исследований установлено, что реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности [20].

Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают их возможности.

Большинство школ работает по 5-дневной учеб­ной неделе, тогда как школьные планы все еще рассчитаны на 6-дневную неделю, при этом возрос объем учебного материала. Ежедневное количество уроков в начальной школе достигло шести, в сред­них и старших классах — восьми. Учебный день школьников младших классов достигает 10 ч, стар­ших — 12-15 ч.

«Нехватку времени школьники компенсируют за счет сокращения сна и уменьшения двигательной активности. Как следствие этого, 75% учащихся страдают гиподинамией, выраженное утомление к концу дня и недели отмечается у 40-55% человек, у 60% регистрируют изменения артериального дав­ления, у 80% — неврозоподобные реакции» [36].

По данным ФНЦ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, нарушение режима обучения школьников лишь на 15% сопровождается негативными изменениями функции нервной системы и повышением дезадаптации сердечно-сосудистой системы.

Повышенные учебные нагрузки уже в детском возрасте формируют патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, приводят к нарушениям осанки, снижению зрения.

Положение усугубляется в связи с тем, что от 25 до 40% учащихся школ и профтехучилищ подрабатывают в каникулярное время или совмещают работу с учебой.

«Во многих индустриальных городах регистрируется высокий уровень заболеваемости детей бронхиальной астмой. При средней частоте ее в целом по стране около 4 на 1000 детей, в этих городах она составляет 8-10, что является чувствительным биологическим марке­ром загрязнения атмосферного воздуха. В этих же городах отмечается увеличение продолжительности течения респираторных заболеваний у детей» [44].

«Среди различных причин задержки психического развития у 30 % детей таковой является алкоголизм родителей. Эти учащиеся отличаются повышенной замкнутостью, плаксивы, крайне медленно усваивают учебный материал; у них слабо развиты мышление и речь
, отсутствует интерес к учебной деятельности, затруднены внимание, сосредоточенность. Такие учащиеся нуждаются в особом психологическом подходе, а коррекционное обучение их должно сочетаться с лечебно-оздоровительными мероприятиями» [43].

«В настоящее время ухудшение социально-бытовых, экономических, гигиенических и других условий жизни в нашей стране особенно сильно сказывается на состоянии здоровья детского организма: наблюдается рост общей и высокий уровень младенческой смертности, рост смертности подростков и молодых – наиболее репродуктивных групп мужского пола; увеличивается процент хронических заболеваний у детей и подростков (до 60-70%); наблюдается увеличение врожденных и приобретенных заболеваний у новорожденных; количество учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья к моменту окончания школы» [44] .

«Неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубляют положение и отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.

В настоящее время известно, что 70% детей школьного возраста страдают гиподинамией, последствиями которой являются снижение работоспособности, общей реактивности организма и рост заболеваемости.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие, снижение показателей развития мышечной силы, емкости легких и др., что создает проблемы с работоспособностью подрастающего поколения. Заболеваемость скелетно-мышечной системы учащихся за последние 20 лет возросла в 27 раз» [17, 35].

В младшем школьном возрасте можно выделить несколько групп риска ухудшения показателей физического развития:

1) недостаточная прибавка массы тела у школьников в 7 лет при физическом развитии ниже среднего, а также при умственном и физическом развитии выше среднего;

2) избыточная масса тела и ожирение у детей 10-11 лет при физическом развитии выше среднего [2].

К группе с наиболее благоприятными показателями можно отнести детей со средним умственным и физическим развитием. У детей 11 лет с физическим развитием ниже или выше среднего увеличивается частота патологий опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие). При сочетании высокого уровня физического развития с умственным развитием ниже среднего у каждого третьего ребенка наблюдается замедление полового созревания.



«Проведенные исследования позволяют уже к известным недостаткам традиционной российской школы (ориентация на количество знаний, оторванность получаемых знаний от реальной жизни, нивелирование индивидуальности обучающегося, его неспособность к самостоятельному выбору жизненной позиции) присовокупить и ее негативное влияние практически на все компоненты здоровья детей. Создание образовательных учреждений нового вида (гимназии, лицеи и т.д.) привело к тому, что заболеваемость детей в них стала в 2,5 раза выше, чем в обычных школах, вследствие чего 35% детей нуждаются в стационарном лечении. Так, среди болезней детей распространенными являются такие как: ОРЗ; инфекционные болезни, занимающие второе место в структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста, в старшем школьном возрасте перемещаются на последнее место» [8].

Значительное распространение среди детей школьного возраста имеет снижение остроты зрения. По данным НИИ гигиены детей и подростков, число школьников с миопией слабой степени увеличивается с 2,5% (дети 7-8 лет) до 19,3% (дети 16 лет), отмечается рост числа случаев миопии средней степени – с 0,6 до 9,2% и высокой степени – с 0,6 до 2,7% [10].

Широко распространен среди школьников кариес зубов (до 70-80%).

«Отклонения со стороны сердечно – сосудистой системы с изменением уровня артериального давления среди учащихся общеобразовательных школ отмечается в 6-10% случаев, в специальных математических школах – в 15-20%» [7].

«У значительного числа школьников, особенно в пубертатном возрасте, наблюдается избыточная масса тела. У 12% московских школьников выявлено ожирение различной степени. Выявлены различия в распространении ожирения в различных климатических зонах Европейской части РФ; в разных возрастно-половых группах % детей с избыточной m тела составил: в Мурманске – 12-16, в Орле – 9,6-11,2» [1].

Нарушение осанки и другие изменения опорно-двигательного аппарата выявляются у школьников также довольно часто. В основном, это начальные формы сколиозов и изменения преимущественно функционального характера, выражающиеся в появлении асимметрии положения плеч, сутуловатости, крыловидных лопаток.

«Внедрение в практику образования различных инновационных методов обучения, как правило, не подкреплено комплексными нейрофизиологическими, медицинскими и социально-гигиеническими исследованиями. Зачастую инновации носят характер эксперимента без должного научного, медицинского и психологического обоснования, что способствует ухудшению состояния здоровья учащихся. Неблагоприятные средовые воздействия в критические периоды последовательно, одно за другим, «создают» потенциальные пределы биологического здоровья растущего ребенка, пределы, которые могут быть необходимы для реализации талантов и одаренностей, резистентности к болезням и достижения долголетия. Наиболее вероятно при этом «срезание» потенциала высших интеллектуальных и творческих возможностей» [19, 23].



1.3. Проблемы и перспективы укрепления здоровья школьников на муниципальном уровне


«В связи с неблагоприятной динамикой заболе­ваемости, высокой распространенностью хрониче­ских заболеваний и морфофункциональных откло­нений среди детей школьного возраста особую ак­туальность приобретает решение задач поиска и внедрения эффективных стратегий профилактики и оздоровления детей. Важнейшими условиями ус­пешности реализации здоровьесберегающих техно­логий являются объединение ресурсов и усилий в этом направлении различных служб и структур на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, налаживание их взаимодействия и инте­грального сотрудничества. При этом в качестве важнейшего института, который может выступить как центр укрепления здоровья и социального партнерства, рассматриваются общеобразователь­ные школы» [36, 44].

«Состояние здоровья школьников характеризуется стабилизацией показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности и тенденцией к росту хронической патологии. Среди выпускников школ широко распространены факторы риска в образе жизни: низкая двигательная активность (56%), нарушения режима сна (30%), питания (36%) и учебных занятий (25%), широкая приобщенность к потреблению психоактивных веществ, раннее начало половой жизни, неблагополучные взаимоотношения со взрослыми. Отмечен существенный недоста­ток гигиенических знаний, однако, сформирована готовность к образованию в области здоровья. Предпочитаемым источником информации явля­ются родители (70%), стиль жизни, большинства из которых, не соответствует представлениям о здоровом образе жизни. Совокупность поведенческих факторов является достаточным для прогнозирова­ния состояния здоровья школьников» [48].

«Среди учителей высока распространенность хронической патологии и плохого самочувствия (около 70%), поведенческих факторов риска, толь­ко каждый третий из числа опрошенных считает, что ведет здоровый образ жизни. Учителя критически относятся к состоянию здоровья учащихся и считают, что необходимо обучать детей навыкам здорового образа жизни. Выявлена сопряженность между отношением учителей к собственному здо­ровью и уровнем знаний, необходимых для его укрепления, компетентностью осуществлять гигиеническое воспитание учащихся. Используемые учителями средства гигиенического воспитания носят преимущественно информационно-просветительский характер. Более 60% учителей и 70% родителей неудовлетворенны качеством оздоровительной работы в школах, наиболее часто их не устраивает организация гигиенического воспитания и медицинского обслуживания» [9].