Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 социальный опыт, приобщается к социальным ролям. И, для того, чтобы вырастить нравственно полноценную личность, необходимо подходить к данному процессу сообща – и в семье, и в образовательном учреждении.
Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями обучающегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной личности, и это во многом зависит от развития личности школьника.
Естественно, что подобный взгляд на теорию воспитания проявляется и в инструментах взаимодействия. И семья, и начальная школа обладают специфическими признаками, которые не могут подмениться друг другом, а потому должны в равной мере влиять на воспитание ребенка. Характеристикой нового подхода к воспитанию являются следующие показатели:
1. Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. В основе данного подхода лежит все тот же диалог, но, если в случае с ребенком, диалог будет педагогический, то в случае с родителями, он будет основываться на равноправии.
2.
Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность, т.е. способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. Другой человек при этом подходе принимается таким, какой он есть, несмотря на все сложившееся у него недостатки.
3. Данное взаимодействие должно опираться на безоценочный тип отношений. Не стоит анализировать даже для себя родителя по степени его компетентности по шкале
«грамотности-неграмотности»,
«активности- пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству в процессе педагогического воспитания. Нужно просто участвовать в этом процессе и помогать друг другу. Только в этом случае удастся вырастить полноценную нравственную личность [22].

12 4. Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи учащихся по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию. Процесс направлен на формирование ребенка, а не на преобразование семьи. У родителей могут быть основания не раскрывать свою личную жизнь – не все люди делают это даже на приеме у психотерапевта, а взаимодействие с учителем, который выполняет в начальной школе не только роль психолога, но и социального педагога, вообще не предполагает данных действий.
5. Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Это вовсе не значит, что педагог идет на поводу у родителей, скорее, это эмансипация последних. Важно здесь не только не критиковать точку зрения собеседника, расценивая свое мнение как единственно верное, но и уметь заинтересовывать его, создавать необходимые условия для рефлексии [22].
В свете вышесказанного встает еще одна проблема – проблема открытости школьного учреждения для родителей. Принцип этот предполагает, что родители, по своему усмотрению и в любое удобное для них время могут познакомиться со стилем воспитания и обучения в школе и с деятельностью ребенка в нем.
Начальная школа в том виде, в котором она существовала ранее, не предполагала привлечение родителей к взаимодействию. Именно поэтому необходимо вовлекать родителей в процесс взаимодействия. К новым методам образовательного учреждения относится ознакомление родителей с системой воспитания. Современный родитель недостаточно подготовлен к воспитанию ребенка для современного общества, поэтому, ключевым словом здесь является освещение как новых, ранее неизвестных для него тем, так и тем, которые ему известны, но требуют нового подхода.
Именно поэтому взаимодействие педагогов и родителей, в тех случаях, где это необходимо, предполагает повышение компетенции последних,


13 формирование их самих как субъектов педагогической деятельности.
Проблема взаимодействия учителя с родителями в процессе развития личности нашла своё отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого, работах советских педагогов и психологов (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой,
В. П. Кащенко и многие другие).
Следует говорить о необходимости установления методов взаимодействия для достижения целей. Специфические черты общения учителя рассматривали в своих трудах А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик и многие другие выдающиеся ученые. Пути обучения учителей технике общения исследовали М. Г. Демидова, Л. Н. Левашова, Н. И. Якименко и др.
М. Б. Западаева выделяет типы взаимодействия педагогов с родителями учащихся:
1) родители пытаются действовать с педагогом сообща, понимают его позицию, готовы помогать в осуществлении педагогических моментов;
2) родители равнодушны к деятельности педагога;
3) родители не хотят сотрудничать с педагогом, постоянно идут на конфликт [27].
Выдающийся ученый Ш. А. Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода.
По его мнению учителя и родители должны взаимодействовать между собой, создавая оптимальные условия для развития маленькой личности [5].
Взаимодействие, которое происходит между учителем и учеником, учителем и родителем, предусматривает развитие всех сфер жизни: взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию.
Задачей на данном этапе будет являться умение родителя оценить себя, как воспитателя, так же, как и оценить собственную педагогическую деятельность. Для воспитателя, как педагога, данный процесс, обычно, не составляет большого труда, но для других людей, которые знакомы с

14 педагогическим процессом только по личному опыту, этот момент становится ключевым в процессе воспитания собственного ребенка. Особенно этот момент будет актуальным для молодых матерей и отцов, которые еще не в достаточной мере выработали собственную родительскую позицию.
Если у родителей в достаточной мере будет сформировано желание принять ребенка таким, какой он есть, помочь ему на пути социализации, то это приведет к установлению доверительных отношений между ними и ребенком, к сформированности эмоциональной сферы.
Компетентность в данном случае будет расцениваться не только как знания, полученные в теории, но и как умение применять данные знания на практике, а также учет педагогической рефлексии.
Компетентность для родителей
– несколько отличается от компетентности педагога в педагогическом процессе. Здесь важным элементом становится умение в любой ситуации находить общий язык с ребенком, который будет включать в себя все многообразие как вербальных, так и поведенческих аспектов общения [13].
Естественно, что при таком подходе уходит в историю понимание родителя и воспитателя как заказчика и исполнителя педагогического процесса.
Наиболее оптимально педагогический процесс реализуется тогда, когда формирование ребенка становится основной целью обоих сторон, а сам процесс происходит осознанно.
И. П. Подласый основными организационными формами взаимодействия учителя и родителей по развитию личности детей выделяет: а) взаимоупорядочение планов работы всего педагогического коллектива школы в целом, родительского комитета, советов общественности; б) образовательное учреждение должно познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы с детьми, в особенности с подростками, т. к. подростковый возраст является наиболее сложным; в) подведение итогов результатов исследования проделанной работы,


15 выявление причин обнаруженных недостатков и принятие совместных мер по их устранению [47].
Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Партнерство семьи и учителя должно формировать тандем по всестороннему развитию ребенка.
При этом, действия эти совершаются не для того, чтобы понравиться родителям, а, скорее для того, чтобы создать эмоционально-положительную атмосферу, сформировать условия для последующего разрешения возникающих в процессе воспитания проблем.
Сотрудничество учителя с семьями детей является требованием времени, потому как происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей, а для учителя – это стимул к творческой деятельности.
Активные методы взаимодействия будут способствовать раскрытию потенциала семьи. Действия, которые дарят ощущение праздника, радости, веселья, совместного общения долго согревают и детские, и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Огромное значение играет работа учителя с учениками из неполных или проблемных семей.
Причин для появления негативных тенденций развития множество.
Одной из них, по мнению, Е. Самойленко становится неправильное воспитание и негативные отношения ребенка с матерью [49]. К примеру, когда мать по каким-то причинам отвергает ребенка, может выработать у него рефлекс к постоянному тревожному состоянию, так как неудовлетворенным оказывается потребность в любви.
В этом случае возникает тревожность, которая ощущается ребенком как некая материальность чувства – если что-то он сделает неправильно, то его не будут любить. Неудовлетворение ребенка в данной потребности приводит к

16 тому, что он старается добиться ее разными способами. Выявить неблагоприятную ситуацию для развития личности может только педагог в процессе взаимодействия с родителями ребенка и наблюдением за самим ребенком. Связано это с тем, что младший школьник большое количество времени проводит в школе, а учитель, обладая педагогическими знаниями, может составить себе представление о сложностях ребенка.
В данном случае реальным действием становится психологическая корректировка ситуации в семье, причем работа педагога должна вестись как с матерью или обоими родителями, так и с ребенком, чтобы впоследствии это не отразилось на его мировосприятии. В более легких случаях необходимо дать несколько советов для предотвращения состояний психологического нарушения – объяснить ребенку, что онбудет любим независимо от того, какие проступки он бы не совершил, быть внимательным к ребенку, не игнорировать его потребности.
В данном случае необходимы мероприятия, в большей степени направленные на адаптацию ребенка в детском коллективе, чтобы ребенок не чувствовал себя в нем чужим. В то же время необходимо также и объяснить матери о том, что постоянный страх за ребенка может впоследствии вылиться в бунт в подростковом возрасте или же, наоборот, в невозможности реализовать себя в жизни.
Иногда, когда родители стремятся воплотить в ребенке все нереализованные начинания, а ребенок с поставленными задачами не справляется, тревожность обусловлена тем, что ребенок начинает чувствовать себя неудачником. Естественно, что это в большей степени проявляется в дошкольном возрасте, но в младшем школьном возрасте данный тип также проявляется во взаимосвязи с оценкой нелюбви.
При этом данная ситуация может включать в себя и жесткий контроль и отношение к ребенку не в соответствии с его возрастом и наказание за невыполнение правил, установленных родителями (« Если я буду делать не так,


17 как сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо, меня накажут»).
Иногда нарушения в развитии могут быть обусловлены и неправильным поведением самого педагога с ребенком. В таком случае в большей степени учитель должен косвенно повлиять на стиль воспитания.
Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников делает для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».
Использование нетрадиционных форм взаимодействия дает для родителей и ребенка намного больше, чем традиционные формы родительских собраний. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело совершает настоящий переворот в сознании мам и пап, раскрывает в них огромный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить усилия родителей.
Таким образом, родители являются сегодня полноценными участниками образовательного процесса. Образовательное учреждение является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием.
Единство воспитательных целей школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям и закреплённым в ФГОС, надлежащих к исполнению. К таким требованиям относятся: научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей. На

18 учителя возлагается ответственность за их реализацию. В связи с этим возникает ряд вопросов, одним из которых является организациявзаимодействия педагогов с родителями обучающихся, направленная насоздание единого воспитательного пространства. Между педагогами и родителями должно обязательно быть взаимодействие, сотрудничество, так как перед ними стоит общая важная цель — воспитание гармоничной личности.
1.2. Направления взаимодействия учителя начальных классов
с родителями обучающихся
Детство наполнено заботой родителей и воспитателей. Семья становится не только отношениями, основанными на браке и родстве, но и как основной институт социализации.
Родительская любовь дает человеку
«запас прочности», чувство социальной защищенности.
Учителя – помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [2].
В целях обеспечения результативности обучения на начальной ступени в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из основных документов в образовательном учреждении является должностная инструкция учителя начальных классов.
Учитель начальных классов должен знать:
-
Конституцию
Российской
Федерации, законы
РФ, решения
Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, СаНПиНы.
- Основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, методических и организационно-управленческих задач на ступени начального общего образования общеобразовательного


19 учреждения, педагогику и психологию, возрастную физиологию и школьную гигиену.
-
Требования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.
- Методики преподавания и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Основные направления и перспективы развития современного образования и педагогической науки.
- Основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения.
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты[16].
Должностные обязанности учителя начальных классов.
Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:
- Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики требований стандарта, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
- Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям стандарта, несет ответственность за его реализацию.
- Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях школьников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает детям в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.
- Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на четверть и рабочий план на каждый урок и

20 занятие.
- Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
- Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в
1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.
- Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.
- Проверяет контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.
- Проставляет в классный журнал все оценки за диктанты и контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.
- Проводит работу над ошибками после проверки диктантов и контрольных работ.
- Хранит тетради для контрольных работ в течение учебного года.
- Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение обучающихся.
- Обеспечивает включение младших школьников в различные формы внеучебной деятельности.
- Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями
(законными представителями).
- Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, программ внеучебной деятельности стандарту.
- Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей [16].
Но есть и несколько нестандартные обязанности учителя. К примеру,