Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 постоянно повышение квалификации и самосовершенствование. Каждый педагог должен в обязательном порядке увеличивать свой «багаж знаний».
Кроме того, каждый педагог обязан поддерживать связь с родителями обучающихся. Это может быть посредством звонков (телефонные разговоры), личных бесед или написания сообщений в дневнике у ребенка. Избегать общения с родителями нельзя.
Есть еще одно направление, которое входит в должностные обязанности современного учителя. Особенно это касается младших классов. Социализация детей.Ведь именно в школе дети должны учиться общаться, контактировать друг с другом, находить общий язык и так далее. А учитель обязан способствовать всему этому.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что сегодня взаимодействие с родителями становится не только основой для практического взаимодействия, но и проблемой во взаимодействии.
Исследования, проведенные Т. Данилиной говорят о таких проблемах, как нехватка времени и нежелание взаимодействовать с обеих сторон.
Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития направлений взаимодействия школы и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В.
Глушаковой, Т.И.Гризик и другими авторами были разработаны основные направления, которые способствуют взаимодействию родителей и учителей [49].
Основные направления взаимодействия с родителями.
I направление – педагогическое просвещение.
II направление – привлечениешкольных специалистов: психолога и социального педагога.
III направление – практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Педагог рассказывает родителям о концепции школы, о своей педагогической концепции, о методике воспитания,
22 о целях и задачах личностного развития школьников на данный учебный год, а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его учебной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах в обучении.
Для решения вопросов могут использоваться разные формы [49]:
• выпуск стенгазеты для родителей, либо выпуски школьных газет в формате СМИ
Помогают поднять наиболее актуальные вопросы в деятельности класса.
Газеты, как правило, имеют просветительскую направленность и поднимают наиболее актуальные темы для родителей – «зачем нужно учить стихи», «как помочь ребенку учиться», «как справиться с проблемами уроков» и многие другие
• паспорт здоровья
Паспорт здоровья – это комплексный документ, разработанный
Минобразования РФ в 2009 году, позволяющий собирать всю информацию о здоровье школьника, его физическом развитии,данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах и другие сведения.
По мнению разработчиков, паспорт здоровья школьников должен приучить детей следить за своим здоровьем. От обычной медицинской карты он отличается лишь тем, что находится на руках у владельца. Заполнять паспорт здоровья ребенок должен самостоятельно под руководством родителей и учителей.
• листы-памятки
Листы - памятки – это информационные материалы, которые пришли в начальную школу из дошкольного образовательного учреждения. Они содержат в себе информацию, чаще всего психологического характера, которая сосредоточена на основных проблемах, с которыми сталкиваются родители и
23 дает ценные указания как с данными проблемами справляться – «что делать, если ребенок не хочет учиться», «как облегчить ребенку адаптацию в школе».
• открытые уроки для родителей
Открытые уроки позволяют родителям отследить процесс образования в школе. Родители могут присутствовать на уроке, отслеживать как проходит работа на занятии и взаимодействие в системе учитель – ученик. С одной стороны это обеспечивает родителю понимание того, как происходит обучение, а сдругой – включает родителя в педагогический процесс.
• мини-библиотека
Данная форма используется в школе очень редко. А вместе с тем она способствует как сплочению класса, так и взаимодействию школы и родителей.
Составляется общая библиотека, где дети обмениваются интересными книгами и читают, таким образом, намного больше. Эту библиотеку можно расширить за счет психологических материалов для родителей.
• информационные стенды [49]
Содержат в себе информацию, чаще всего психологического характера, которая сосредоточена на основных проблемах, с которыми сталкиваются родители и дает ценные указания как с данными проблемами справляться –
«что делать, если ребенок не хочет учиться», «как облегчить ребенку адаптацию в школе».
• дни открытых дверей
Возможность родителям посетить школу, посмотреть и оценить организацию ее работы. В это время родители могут пообщаться с учителями и задать интересующие их вопросы.
• выставка пособий
Перечень актуальных на данный момент пособий, которые помогут родителям в воспитании и развитии детей.
• библиотека игр и упражнений
Перечень материалов для развития детей.
24
• познавательные практикумы
Познавательный практикум — это собирательное понятие для обозначения разных видов и приемов обучения родителей.
Считается, что познавательный практикум больше ориентирован на проблемы родителей, обусловленные «давлением» социальных факторов, которые чаще проявляются в персональном контексте.
Стоит признать, что познавательный практикум относительно новый вид педагогической практики. Он возник в связи с запросом на помощь в педагогическом аспекте, испытывающих трудности в воспитании и обучении детей и в том, чтобы через взаимодействие с учителем содействовать развитию личности ребенка.
• индивидуальное и подгрупповое консультирование
Слово консультация происходит от латинскогоconsulto – совещаться, заботиться. Целью педагогического консультирования может быть: ориентация человека в возможностях решения им возникшей проблемной ситуации; помощь в разрешении межличностных, семейных или воспитательных проблем и т.д. Педагог, как человек, который владеет знаниями по воспитанию и обучению, может направить родителей в воспитании детей.
• нетрадиционные родительские собрания, которые раскрываются как тренинги или игры [49]
Существует тенденция называть «тренингом» более краткосрочную и поверхностную работу с родителями, не направленную, как терапия, на глубокую внутреннюю реорганизацию личности.
Тренинг - это помощь, ориентированная на «здорового индивида», в поиске его взаимопонимания, в диалоге с другими. Подход в педагогическом консультировании заключен в коррекции и помощи в решении проблем через проигрывание ситуации. Тренинг таким образом, помогает решить родителям проблему в воспитании детей, учесть спорные и противоречивые вопросы до их появления.
25
Как форма помощи тренинг
- это оказание практической психологической и педагогической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих родителей, а также изучения самих родителей и их взаимоотношений с окружающими людьми.
Прежде всего, с детьми.
Целью тренинга является использование своих сильных сторон личности, опираясь на внутренние ресурсы, для правильного распоряжения своей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий.
В определении педагогического тренинга заключено несколько признаков.
Во-первых - это образовательная (воспитательная), а не чисто педагогическая методика – родители разбираются в вопросе обучения и воспитания детей и решают типичные вопросы.
Во-вторых, он сводится к попыткам обучить родителей определённым процедурам и стратегиям принятия правильных решений. Особое значение придается развивающей стратегии, заключающейся в помощи в достижении оптимального уровня развития и в преодолении препятствий на пути воспитания ребенка [57].
Целью педагогического тренинга является овладение определенными коммуникативными умениями и навыками с целью повышения компетентности в общении, и оптимизация неадаптивных моделей поведения с последующей рефлексией итогов.
• устные журналы
• экскурсии
• видеотека
• аудиотека и т. д.
Второе направление связано с привлечением школьных специалистов: социального педагога и психолога.
26
Работа учителя начальных классов совместно с социальным педагогом и психологом направлена:
- на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- на оказание помощи социально-уязвимой семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в первый класс и при переходе на новый этап обучения;
- на предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у обучающихся группы риска;
- на оказание помощи семье в решении проблем внутрисемейного общения;
- на оказание помощи семье в кризисной ситуации;
- на организацию и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка на всех этапах обучения.
Работа с родителями осуществляется наследующих основаниях:
1. Проведение дискуссии по стилям семейного воспитания.
Речь идет не только об освещении ведущих стилей общения, которые доминируют в родительском воспитании, но и об описании данных стилей, ставке на коррекцию на основе обдумывания адекватного поведения. Педагог может лишь направлять, но не навязывать позицию по воспитанию.
2. Фиксация и исследование неблагополучных детей.
Совместная деятельность с социальным педагогом позволит отследить девиации в поведении ребенка и найти их причины. Только на основании наблюдения за ребенком и проведения нескольких методик можно решить проблемы в становлении маленькой личности.
3. Кейс-стади.
27
Учитель может использовать данный метод для проработки схожих ситуаций. Через введение родителя в проблему обеспечивается понимание оплошностей в воспитании и делается шаг к исправлению их.
Тренинг.
Суть тренинга заключена в моделировании конфликтных ситуаций с ребенком и демонстрировании способов выхода из данных ситуаций [19].
Третье направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства: обмен мнениями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия:
• организация проектной деятельности
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни (Е.С. Евдокимова).
Проект (с латинского – «брошенный вперед»), а, следовательно, и проектирование всегда направлено на решение какой – либо практической задачи. Решается реальная проблема. Проект – это способ организации совместной деятельности, согласования взглядов, идей, приемов, средств достижения общей цели.
В педагогическом словарепроектирование трактуется как создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о
28 стадии, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому, а как этап деятельности включает:
1. Определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов.
2. Построение модели, необходимой для получения результата деятельности (моделей может быть несколько).
3. Определение средств, необходимых для реализации действий и средств промежуточного контроля;
4.
Построение модели реализации деятельности
(с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управленческих, эмоциональных и тому подобных особенностей субъекта деятельности) [22].
• защита семейных проектов
Дети и родители подготавливают материал по программе и обеспечивают защиту этого материала. Сегодня родители помогают ученикам подготовить полноценные научные презентации даже в начальной школе.
• игротеки
• выставки выходного дня
• театральная пятница
• встречи с интересными людьми
• праздники
• издание семейных газет, журналов
• ведение домашних читательских дневников
• походы и многое другое
Это направление предполагает анализ мероприятий, которые проводятся специалистами школы.
Для оценки усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать:
• опрос,книги отзывов,
• оценочные листы,
29
• экспресс-диагностику и другие методы,
• собеседование с детьми и родителями,
• наблюдения,
• самоанализ со стороны педагогов [36].
Любые отношения, любое взаимодействие людей, даже родных,
«выстраивается». Взаимодействие с учителем и родителями тоже можно выстраивать.
Приведём десять основных принципов общения, которые помогут выстроить взаимодействие учителя с родителями и родителей с учителем.
Принцип 1. Уметь настроиться на общение.
Очень важно не рассматривать предстоящую встречу как испытание на прочность. От настроя зависит очень многое, ведь убежденность в том, что конфронтация неизбежна, создает неблагоприятный фон общения, делает более негативным и острым восприятие любого слова, взгляда, движения.
Негативный настрой создает напряжение, скованность, настороженность и... вроде бы не сказано ни одного слова, а «стенка» выстроена, и пробиваться через нее никому не захочется. Позитивный настрой - первое условие взаимодействия учителя начальных классов с родителями.
Принцип 2. Уметь говорить.
Общение должно быть спокойным, доброжелательным, без претензий и обвинений, без резкого тона, строгого взгляда и выплеска эмоций. Нужно четко определить, для чего учителю (или родителю) необходимо общение.
Принцип 3. Уметь слушать и слышать.
Но, наверное, самое главное - научиться слушать и слышать друг друга, захотеть слышать и постараться понять. Этому можно и нужно учить учителей и родителей, но каждый человек должен научиться этому сам. А школа с проблемами взаимодействия между учителями и родителями - просто отражение нашей жизни, в которой нам так не хватает умения слушать, слышать и понимать друг друга. Когда отец и мать настроены агрессивно, с
30 установкой доказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё и учитель ответит грубостью, тогда не избежать того, что идеально подходит для выражения
«нашла коса на камень».
Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
Важно уметь корректно сформулировать вопрос, на который хочется получить ответ, не стоит оставлять невысказанными возникшие вопросы и, конечно, необходимо аргументировано отвечать на них.
Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
Бывает и так: человек не сказал ни единого резкого слова, но тон его речи предопределяет дальнейшее поведение собеседника. Интонационная чуткость речи очень важна при вступлении в контакт: взгляд, жест, улыбка и др.
Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
Старайтесь «отражать» мысли и чувства партнёра по общению.
Партнёров по общению можно сравнить с зеркалом, которое отражает чувства и эмоции, выраженные в словах. Если учитель (родитель) встречает собеседника улыбкой, тот отвечает тем же. Если в голосе учителя «металл», родители тут же настраиваются на аналогичный тон.
Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
Понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью партнёра (родителя) действовать самостоятельно. Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть им возможности их ребенка, убедить в необходимости опереться на них. Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы. Пусть не всё сразу получится, но разве ребенок может научиться ходить, не набив себе шишек?
«Развивающий» совет, вероятно, потому так и называется, что он оставляет родителям место для самостоятельной, творческой деятельности.