Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
- Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
- Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?
- Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками всего учебно-воспитательного процесса в классе вместе с учителями?
- Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов?
Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.
В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу, особенно работа учителя начальных классов.
У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны. Ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без взаимодействия с семьей.
Цель программы- совершенствование взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Достижение поставленной цели направлено на решение следующих задач:
 формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности обучающегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;
 проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов: психолога, социального педагога;
 организовывать совместную деятельность детей и родителей.

74
Сформулированные цель и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.
1. Родительские собрания - 1-2 раза в четверть.
2. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.
3. Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.
4. Совместная деятельность родителей и детей класса – 1-3 раза в четверть:
- привлечение родителей к проведению праздников;
- привлечение родителей к организации экскурсий;
- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.
5. Работа классного родительского комитета – 1 раз в месяц.
6. Участие родителей в работе общешкольного родительского комитета и
Попечительского совета – 1 раз в четверть.
7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года.
Срок реализации программы – 1 год.
Участники –обучающиеся 2 класса и их родители.
Основные направления. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме
«школа – семья».
В нашей программе это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
 педагогическое просвещение;
 привлечениешкольных специалистов: психолога и социального педагога;
 практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.


75
Педагогическое просвещение родителей.Главным направлением взаимодействия учителя начальных классов и родителей обучающихся является просвещение по вопросам педагогики.
Родители должны быть в курсе школьной жизни своего ребенка, знать о его достижениях и трудностях, о событиях, происходящих в классе и школе, участии в них детей и родителей.
Информированность родителей способствует формированию положительного отношения к школе, помогает лучше узнать ребенка с разных позиций, предупредить назревающие конфликты и негативные поступки, выработать единые согласованные требования семьи и школы, а так же является своеобразным стимулом для участия в различных делах.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
1. Собрание-праздник «Снова вместе!»
Цель: формировать нравственную культуру детей и родителей и способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
2. Родительский педагогический тренинг «Первые уроки школьной отметки».
Цель: показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
3. Собрание-конкурс «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка».
Цель: познакомить родителей с результатами развития читательских умений обучающихся класса, развивать интерес к формированию у обучающихся желания читать книги.
4. Творческий отчёт по предметам «День открытых дверей».
1   2   3   4   5

Цель: демонстрация достижений учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы.

76 5. Дискуссионный клуб «О разумной родительской любви»
Цель: средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.
6. Родительско-ученический капустник «Праздники и будни нашей жизни»
Цель: формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей; развивать чувство юмора у детей и родителей, уважение друг к другу.
Безусловно, один учитель не сможет справиться c проблемами, да и не нужно это делать одному. Необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций, учителей-предметников.
Привлечение школьных специалистов: психолога и социального педагога.
Главным назначением работы является оказание родителям психолого - педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания, в преодолении конфликтных ситуаций, профилактике вредных привычек.
В этом же направлении ведется работа с социально-неблагополучными семьями, а также работа, направленная на оказание поддержки семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
1. Дискуссия с элементами лекции с привлечением социального педагога и врача «Безопасность детей в сети Интернет. Родители – и дети вместе в интернете».
Цель: рассказать родителям о правилах общения в Интернете; ознакомить с источниками информации по проблеме безопасности ребёнка в Интернете.
2. Круглый стол с привлечением психолога «Как помочь ребёнку хорошо учиться».

77
Цель: выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
3. Собрание-практикум с привлечением психолога «Гармония общения – залог психоэмоционального состояния ребёнка. Диалоги о дисциплине».
Цель: в совместном разговоре попытаться выяснить причины недисциплинированности детей и способы воспитания дисциплины.
4. Беседа с привлечением социального педагога «Профилактика правонарушений обучающихся».
Цель: обсудить с родителями правонарушения обучающихся; повысить контроль со стороны родителей за обучающимися.
Взаимодействиеучителя начальных классов с родителями обучающихся предполагает включение семей в воспитательный процесс, в учебно- познавательную, общественно-значимую деятельность, организацию разнообразной и интересной жизни через систему совместных мероприятий, создание единого коллектива.
Практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Взаимодействие с родителями и детьми осуществляется через формы:
- познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.);
- трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.);
- спортивной деятельности (дни здоровья, спортивные семейные праздники, походы, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни);
- досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.).


78
Любое совместное творческое дело организуется и строится по алгоритму:
 замысел;
 определение цели;
 совместное обсуждение программы деятельности с просьбойактивного индивидуального участия;
 распределение совместно с детьми роли, места, объема участия каждого (детей, родителей, учителя);
 подготовка и проведение;
 анализ и оценка результатов;
 прогнозирование нового творческого дела.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
1. Турслёт.
Цель: пропаганда и популяризация среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни.
2. Коллективно-творческое дело «Праздник осенних именинников».
Цель: закрепить знания детей об их днях рождения, о днях рождения их друзей; создать у детей и родителей радостное, бодрое настроение.
3. Портфолио «Я и моя семья»
Цель: раскрыть творческий потенциал обучающихся и их родителей; укрепить ценности и традиции семьи.
4. Фотовыставка «Профессия моего папы»
Цель: расширить знания детей о родных людях и их профессиях; воспитывать у детей уважение к труду.
5. Оформление кабинета «Самый новогодний класс!»
Цель: совместно с родителями обучающихся учить детей технике оформления интерьера.

79 6. Экскурсия «Парк научных развлечений».
Цель: наглядно показать и объяснить детям законы физики и окружающего мира.
7. Поездка а Артёмовский исторический музей.
Цель:закрепить понятия «музей», «исторические источники»; совместно с родителями расширить и углубить знания обучающихся об истории родного города.
8. Праздник «Масленица».
Цель: дать представление обучающимся о народных традициях, обрядах; вызвать положительные эмоции и праздничное настроение у обучающихся и их родителей.
9. Праздник - соревнование «Лучшая творческая семья».
Цель: вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность.
10. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Цель: сплочение детей и родителей; укрепление отношений между школой и семьей; формирование здорового образа жизни.
11. Игровая программа «Пиратская вечеринка»
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей и их родителей к спорту.
Планируемые результаты. Реализация мероприятий, направленных на взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся в воспитании подрастающего поколения позволит:
- сформировать активную позицию родителей в организации взаимодействия семьи и школы;
- создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
- укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;


80
- добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.
Во втором классе встречи с родителями должны быть направлены на вопросы формирования детского коллектива, на сплочение учащихся класса на принципах справедливости, добра и человеколюбия, на формирование умения жить среди людей и поступать согласно нравственным нормам.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Сроки провед ения
Тема
Форма общения
Подготовительная работа
«Снова, вместе!»
Собрание
– праздник
1.Подготовка пригласительных билетов.
2.Подготовка выставки коллажей.
3.Подготовка сценария.
«Первые уроки школьной отметки»
Родительский педагогический тренинг
1.Анкетирование родителей.
2.Подготовка памяток, карточек, отзыва.
«Безопасность детей в сети
Интернет.
Родители и дети – вместе в интернете»
Дискуссия с элементами лекции
1.
Приглашение на встречу социального педагога и врача.
2. Создание презентации.
3. Памятки для родителей «Как защититься отинтернет - угроз»
«Турслёт»
Поход
1.Подготовка одежды и туристической палатки
3.Организация питания родителями.
«Праздник осенних именинников»
Коллективно- творческое дело
1.Оформление кабинета.
2.Создание газет с фотографиями детей.
3.Подготовка игровых заданий, конкурсов.
1 ч
ет в
ерт ь
(
се н
тяб рь
-ок тяб рь
)
«Как помочь ребёнку хорошо учиться»
Круглый стол
1.Анкетирование учащихся.
2.Выставка книг для родителей.
3.Памятки родителям

81 2 ч
ет в
ерт ь
(
н ояб рь
- д
ек а
б рь
)
Роль книги вразвитии интеллектуальных умений ребёнка»
Собрание - конкурс
1.Анкетирование детей и родителей.
2.Конкурс на самого лучшего чтеца класса.
3.Памятки для родителей по развитию читательских умений детей.
4.Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Сроки провед ения
Тема
Форма общения
Подготовительная работа
«Я и моя семья»
Портфолио
1. Сбор материала.
2.
Оформление, представление, презентация материала.
«Профессия моего папы»
Фотовыставка
1. Узнать о профессии папы и составить мини-рассказ.
2. Сделать фотографии совместно с родителями.
2 ч
ет в
ерт ь
(
н ояб рь
-д ек аб рь
)
«Самый новогодний класс!»
Оформление кабинета
1.Создание новогодней газеты с поздравлениями.
2. Оформление окон узорами.
3. Мастер-класс по изготовлению объёмных снежинок.
«Гармония общения- залог психоэмоционального состояния ребёнка.
Диалоги о дисциплине»
Собрание
- практикум
1. Приглашение на встречу школьного психолога.
2. Рисунки на тему «Моя семья».
3.Анкетирование родителей.
4.Подготовка памяток.
«День открытых дверей»
Творческий отчёт по предметам.
1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями.
2.Подготовка 2-3х открытых уроков.
3
ч ет в
ерт ь
(
ян в
арь
- м
арт
)
«Профилактика правонарушений обучающихся»
Беседа
1.Приглашение на встречу социального педагога.
2.Анкетирование родителей.