Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50
совместное обсуждение программы деятельности с просьбой активного индивидуального участия;
распределение совместно с детьми роли, места, объема участия каждого (детей, родителей, учителя);
подготовка и проведение;
анализ и оценка результатов;
прогнозирование нового творческого дела.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
1. Турслёт.
Цель: пропаганда и популяризация среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни.
2. Коллективно-творческое дело «Праздник осенних именинников».
Цель:закрепить знания детей об их днях рождения, о днях рождения их друзей; создать у детей и родителей радостное, бодрое настроение.
3. Портфолио «Я и моя семья»
Цель:раскрыть творческий потенциал обучающихся и их родителей;укрепить ценности и традиции семьи.
4. Фотовыставка «Профессия моего папы»
Цель:расширить знания детей о родных людях и их профессиях;воспитывать у детей уважение к труду.
5. Оформление кабинета «Самый новогодний класс!»
Цель:совместно с родителями обучающихся учить детей технике оформления интерьера.
6. Экскурсия «Парк научных развлечений».
Цель: наглядно показать и объяснить детям законы физики и окружающего мира.
7. Поездка а Артёмовский исторический музей.
51
Цель:закрепить понятия «музей», «исторические источники»; совместно с родителями расширить и углубить знания обучающихся об истории родного города.
8. Праздник «Масленица».
Цель:дать представление обучающимся о народных традициях, обрядах;вызвать положительные эмоции и праздничное настроение у обучающихся и их родителей.
9. Праздник - соревнование «Лучшая творческая семья».
Цель: вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность.
10. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Цель: сплочение детей и родителей; укрепление отношений между школой и семьей; формирование здорового образа жизни.
11. Игровая программа «Пиратская вечеринка»
Цель:пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей и их родителей к спорту.
Планируемые результаты.
Реализация мероприятий, направленных на взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся в воспитании подрастающего поколения позволит:
- сформировать активную позицию родителей в организации взаимодействия семьи и школы;
- создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
- укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;
- добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.
52
Календарно - тематическое планирование по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся 2 классов представлено в
Приложении 2.
После реализации программы в мае 2017г. нами было проведено повторное анкетирование, которое отразило изменения во взаимодействии учителей и родителей.
Для облегчения восприятия информации мы представили информацию на рис. 1 – 6.
Рис. 1. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос
«Принимаете ли Вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе?»
Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу о том, что родители стали принимать участие достаточно часто. Это говорит о результативности реализации программы.
53
Рис 2. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни?»
Показатели ответов родителей говорят об увеличении доли тех родителей, которые считают, что школа может дать детям самостоятельный взгляд на жизнь.
Рис 3.Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «В школе налажена работа с родителями?»
После реализации программы родители стали больше уделять внимание школе и тем формам, которые школа реализует для взаимодействия с родителями.
54
Рис. 4. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «Школа воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни?»
Анализ проведенных исследований говорит о том, что большинство родителей (54%) принимает теперь позицию школы, отмечая, что именно школа воспитывает людей с активной жизненной позицией.
Рис. 5. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «Что должна дать школа ребенку?»
55
Анализ ответов родителей говорит о том, что мнение их практически не изменилось. Они до сих пор делают ставку на интеллектуальное развитие, что, впрочем, мало влияет на уровень взаимодействия родителей и учителей.
Рис. 6. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой?»
Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу, что программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся оказала положительный результат
– родители стали активнее взаимодействовать со школой и стали более заинтересованы в роли школы в воспитании детей.
Вторым этапом стал анализ отношения учителей к взаимодействию с родителями.
Результаты исследования представлены на рис. 7-12.
56
Рис. 7. Результаты ответа учителей на вопрос«Какие формы работы с семьей Вы используете?»
Проанализировав ответы учителей, можно сделать вывод о том, что они стали более активно использовать различные способы связи с родителями.
Заинтересованность последних внесла разнообразие во взаимодействие.
Рис. 8. Результаты ответа учителей на вопрос «Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является результативным?»
Учителя стали обращать гораздо больше внимания на взаимодействие с семьей. Причем результативность взаимодействия стали замечать учителя намного чаще, что говорит о результативности программы.
Рис. 9.Результаты ответа учителей на вопрос «Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности школы, класса?»
57
Результаты исследования ответов учителей говорят о привлечении большего количества родителей (3 чел.) к взаимодействию и организации совместной работы по воспитанию и обучению детей.
Конечно, изменения не столь глобальны, но наблюдается увеличение количества родителей, вовлеченных во взаимодействие.
Рис 10. Результаты ответа учителей на вопрос «Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников?»
Большинство учителей (3 чел.) после реализации программы отметили, что контакт с родителями был установлен. Взаимодействие стало более тесным, родители пошли на контакт, а некоторые проблемы были решены.
58
Рис. 11. Результаты ответа учителей на вопрос «Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями»
Если при первичном анкетировании учителя делали ставку на обучение, то после реализации программы воспитание стало таким же важным, как и обучение.
Рис. 12. Результаты ответа учителей на вопрос«Каким Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?»
Отвечая на вопрос, «Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?» уже 4 человека хотят видеть уважительное отношение к себе, принимать помощь от родителей.
Таким образом, проанализировав материал, можно сделать вывод о том, что существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на взаимодействие по обучению и воспитанию детей.
Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. Но все же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях.
Если родители становятся нашими единомышленниками, то это даёт положительный результат.
59
Происходит объединение детей, родителей и учителя: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать определенные средства воспитания и обучения. Главное же, дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее и комфортнее.
60
Заключение
Воспитательный компонент
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Поэтому для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов, которым принадлежит содержательно-определяющая роль. Результат же воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Сегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса.
Приоритет семейного воспитания, новых принципов взаимодействия между учителями и родителями, обнаруживается в таких понятиях, как
«взаимодействие» и «сотрудничество». Термин «взаимодействие», который раскрывается через явление обмена мыслями сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как совокупность линий поведения, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании.
Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но
61 союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности. Наивысшей точкой взаимодействия начальной школы с семьей является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.
Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№56». В ней принимали участие обучающиеся 2-А, 2-Б, 2-В, 2-Г классов (90 человек), их родители (90 человек) и четыре учителя начальных классов. Был проведён опрос родителей в сентябре 2016г.
Проанализировав взаимодействие родителей и учителейначальных классов в сентябре 2016г., мы пришли к выводу о том, что и родители не слишком заинтересованы в педагогическом взаимодействии с учителями, и сами учителя тоже не верят в возможность взаимодействия.
Наш опыт позволил разработать и реализовать собственную программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Взаимодействие учителя начальных классов и родителей обучающихся проводилось по трем направлениям:
1. Педагогическое просвещение.
2. Привлечениешкольных специалистов: психолога, социального педагога.
3. Практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
В рамках первого направления были использованы разные формы проведения мероприятий: собрание-праздник, педагогический тренинг, собрание-конкурс, творческий отчёт по предметам, дискуссионный клуб, родительско-ученический капустник.
В рамках второго направления использовались следующие формы:
62 дискуссия с элементами лекции, круглый стол, собрание-практикум, беседа.
Реализуя третье направление, были проведены: экскурсия, поездка, праздник-соревнование, спортивный праздник, игровая программа. Кроме того, организовано коллективно-творческое дело, фотовыставка, оформлен кабинет, создано портфолио.
После реализации программы в мае 2017г. нами было проведено повторное анкетирование, которое отразило изменения во взаимодействии учителей и родителей. Родители стали чаще предлагать конкретную помощь и принимать участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе. Увеличилось число родителей, которые считают, что школа готовит обучающихся к самостоятельной жизни, воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни. Учителя стали активно использовать разные способы связи с родителями, чаще привлекать родителей к взаимодействию по воспитанию и обучению детей.
Таким образом, мы полагаем, что данная программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся оказала положительный результат – родители стали активнее взаимодействовать со школой и более заинтересованы в роли школы в воспитании детей. А для учителей воспитание стало таким же важным как и обучение, т.е. существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на сотрудничество по обучению и воспитанию детей.Цель опытно- поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза получила подтверждение.