Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1090

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ент агрономия алкоголь алфавит аргумент аристократия благовест вероисповедание ветеринария вечеря (тайная вечеря) газопровод гастрономия генезис диалог диоптрия диспансер договор документ досуг дремота Евангелие жалюзи заголовок засуха знамение изобретение иконопись искра инструмент инсульт испокон каталог каучук квартал километр коклюш корысть кредитор ломота медикаменты немота недуг некролог нефтепровод обеспечение приговор приданое приобретение процент сантиметр свёкла сосредоточение средства столяр танцовщик шофёр щавель эксперт Ударение в именах прилагательныхВ именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Если никому не приходит в голову сказать правы'й вместо пра'вый, то Вы не правы' вместо Вы не пра'вы слышится сплошь и рядом. Следует запомнить несколько закономерностей постановки ударения в кратких формах прилагательных. Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегру'женный — перегру'жен, перегру'жена, перегру'жено, и поэтому когда говорят «повестка дня перегружена'», — это звучит неграмотно. Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: бли'зкий — бли'зок — близка'— бли'зко — бли'зки; ва'жный — ва'жен — важна'— ва'жно — ва'жны. Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: бога'тый — бога'т — бога'та — бога'то — бога'ты; поле'зный — поле'зен — поле'зна — поле'зно — поле'зны. Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гне'вный — гне'вен — гневна' — гне'вно — гне'вны; во'льный — во'лен — вольна' — во'льно — во'льны и доп. вольны'. Приведём список прилагательных, в произношении форм именительного падежа которых наиболее часто делают ошибки. Правильное ударение Неправильное ударение валово'й, -ая, -ое ва'ловый кедро'вый, -ая, -ое ке'дровый лубо'чный, -ая, -ое лу'бочный меново'й, -а'я, -о'е ме'новый митинго'вый, -ая, -ое ми'тинговый ку'хонный, -ая, -ое кухо'нный наведённый, -ая, -ое наве'денный незаконнорождённый, -ая, -ое незаконноро'жденный не'нецкий, -ая, -ое нене'цкий озло'бленный, -ая, -ое озлоблённый опто'вый, -ая -ос о'птовый оценённый, -ая, -ое оце'ненный очередно'й, -ая, -ое очерёдный подро'стковый, -ая, -ое подростко'вый порто'вый, -ая, -ое портово'й проторённый, -ая, -ое прото'ренный развито'й, -ая, -ое ра'звитый со'гнутый, -ая, -ое согну'тый тигро'вый, -ая, -ое ти'гровый Ударение в глаголахТрудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных — глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм зво'нит, позво'нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звони'т, позвони'т. Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать — брал, брала', бра'ло, бра'ли; быть — был, была', бы'ло, бы'ли; взять — взял, взяла', взя'ло, взя'ли; гнать — гнал, гнала', гна'ло, гна'ли и т. д. Так же ведут себя и приставочные глаголы: добы'ть — добы'л, добыла', добы'ло, добы'ли; забра'ться — забра'лся, забрала'сь, забра'лось, забра'лись и др. Ударение в формах «любимых» парламентских глаголов нача'ть и приня'ть ставятся следующим образом: нача'ть — на'чал, начала', на'чало, на'чали; приня'ть — при'нял, приняла', при'няло, при'няли. У остальных глаголов ударение в различных формах прошедшего времени унифицировано: знать — знал, зна'ла, зна'ло, зна'ли. В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызывать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс (-онн-/-енн-), то таким же оказывается ударение в краткой форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание: введённый — введён, введена', введено', введены'; заграждённый — заграждён, заграждена', заграждено', заграждены'. В других кратких причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: на'чатый — на'чат, начата', на'чато, на'чаты; при'нятый — при'нят, принята', при'нято, при'няты. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА«Под нормами словоупотребления обычно понимается правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях» (К.С.Горбачевич).1. Поиск нужного словаОдним из основных требований норм словоупотребления является уместное применение слова в присущем ему лексическом значении. Ошибки здесь особенно непозволительны, так как могут привести к неправильному пониманию высказыва¬ния. Стоит, например, перепутать наречия ничком (вниз лицом) и навзничь (вверх лицом) или глаголы ошвартоваться (стать у причала) и отшвартоваться (отойти от причала), как мы получим противоположный смысл фразы. К сожалению, недоста¬точно четкое осознание слов - далеко не редкое явление даже среди интеллигенции. Так, путают слова эмигрант ^человек, выехавший в чужую страну) и иммигрант (иностранец, поселившийся в чужой стране); например, писатель Бунин с нашей точ¬ки зрения был эмигрантом, а для французов - иммигрантом. Поэт В.Волженин допустил лексическую ошибку, написав: Приходи вечор, любимый... Ведь простореч¬ное вечор означает «вчера вечером» (ср. у Пушкина: Вечор, ты помнишь, вьюга зли¬лась). Смысл высказывания искажен в следующих предложениях: Погода со¬путствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро поя¬вится наследство (вместо потомство); Я решил продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).Употребление слов без учета их значения порой приводят к абсурдным выска¬зываниям: И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване (ав¬тор перепутал саван и фату); Я знаю, что еще живы предки Пушкина (имелись в виду потомки); Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов.Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых оши¬бок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизмы (ис¬пользование слов, не соответствующих исторической эпохе): В Древнем Риме недо¬вольные плебеи устраивали митинги (слово митинг появилось гораздо позже, причем в Англии); Печорин отправился на Кавказ в командировку; Лиза была домработни¬цей в доме Фамусова.Неверное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В числе их назовем алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например:Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика; Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря - с врачом (поломку -с заболеванием).Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, кото¬рая исто возникает в результате неправильного словоупотребления: Фильм завер¬шился театральным занавесом с эмблемой «Чайки»; Радушные хозяева потчуют гостей разнообразным подбором национальных блюд.Искажение смысла высказывания иногда кроется в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, например: Нужно подумать о кормах на зи¬му для общественного животноводства (имеются в виду, конечно, корма для жи¬вотных, скота); Нам рассказали о писателе и прочитали отрывок из его творчества.2. Речевая недостаточностьНебрежное отношение к языку может стать причиной речевой недостаточно¬сти - случайного пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли. Ко¬мические ситуации при этом возникают, если говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Так, на выставке собак можно услышать такие обра¬щения к хозяевам породистых псов:-Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!-Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников на¬граждаться не будут!При речевой недостаточности очень часто возникает неясность. Вот примеры таки< ошибок, попавших в протоколы и другие деловые документы: Гр. Калиновский Л.Л. следовал по улице без номерного знака: Интересующих вас лиц вышлем почтой; Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.Неоправданный пропуск слов может совершенно исказить мысль автора: Вви¬ду холода в помещении делаем только срочные переломы - объявление на двери рентгенкабинета (имеются в виду срочные снимки переломов).Часто в результате пропуска слова происходит подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив - речь идет о карточках больных. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве; Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шаши¬сты на стоклеточной доске.При речевой недостаточности восстановление пропущенных слов необходи¬мо, Без них предложение неприемлемо. 3. Речевая избыточностьУмение найти точные слова для наименования тех или иных понятий помога¬ет добиться краткости в выражении мысли и, напротив, отсутствие такого умения нередко приводит к речевой избыточности - многословию. На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание ученые, писатели. А.П.Чехов писал: «Краткость - сестра таланта». А.М.Горький отмечал: «...Крайне трудно найти точ¬ные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно».Многословие проявляется в различных формах. Одна из них - пустословие, навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хоро¬шей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, при¬вычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Нуж¬но ли от нее отказываться? - Нет!Речевая избыточность возникает при повторной передаче одной и той же мысли, например: Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были. Машинный парк обновился новыми машинами.Иногда речевая избыточность граничит с абсурдностью: Наш командир за 25 минут до своей смерти был еще жив. Примеры подобного многословия придают ре¬чи неуместный комизм в таких ситуациях, которые возникли в результате трагиче¬ских обстоятельств: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходи¬мо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих.Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов {библиотека книг, ценные сокровища, темный мрак, памятный сувенир, внутренний интерьер, моя автобиография, предчувствовать заранее, ин¬тервал перерыва, ведущий лидер и т.д.). Часто плеоназмы появляются при соедине¬нии синонимов {расцеловал и облобызал, мужественный и смелый, долгий и продолжителъный, тем не менее, однако).Разновидностью плеоназма является тавтология (из греч. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, возобновить вновь, пахло запахом, случился случай, растет растение, рост преступности вырос). Употребление нескольких однокоренных слов в близком контексте оправдано в том случае, если им не удается найти замены: На кустах расцвели белые цветы.Тавтологией является и ничем не оправданный повтор одного и того же слова. Были получены результаты, близкие к результатам, полученным ранее. Часто по¬вторяются личные местоимения я, он: Он думал, что он опоздал и ребята ушли, не подождав его, но когда он подошел ближе, он увидел, что он успел вовремя.4. Употребление синонимовВажнейшая функция синонимов - быть средством наиболее точного выраже¬ния мысли. Формируя высказывание, говорящий выбирает из множества близких по смыслу слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла в кон¬кретной речевой ситуации. Обилие синонимов в русском языке требует особенно внимательного отношения к слову. Не владея синонимическими богатствами родно¬го языка, говорящий или пишущий не может сделать свою речь выразительной, точ¬ной. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, к тавтологии, к упот¬реблению слов без учета оттенков их значения. СИ.Ожегов писал: «...Сплошь и ря¬дом вместо конкретных и точных для определенного случая слов, подходящих имен¬но для данного случая синонимов употребляются одни и те же излюбленные слова, создающие речевой стандарт».Одна из наиболее распространенных погрешностей - неудачный выбор си¬нонима. Так, пишут: Екатерина была поставлена на престол; Имя писателя знакомо во многих странах; Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года.Неразличение смысловых оттенков синонимов может привести к речевой из¬быточности, например. Во время сессии трудно приходится тем студентам, у ко¬торых много пропусков и прогулов, пробелов и недоработок.5. Использование антонимовОсновная функция антонимов - выражать противопоставление. Антонимы часто встречаются в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Они используются как яркое выразительное средство в художественной речи: Ты богат — я очень беден. Ты прозаик - я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бле¬ден (П.) Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А.К. Т.).Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антони¬мы используются во многих афоризмах: Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Еc); Мне грустно потому, что весело тебе (Л.).По принципу противопоставления построены многие заглавия произведений (Война и мир», «Живые и мертвые», «Дни и ночи»).Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron - остро¬умно-глупое) - особого стилистического приема, при помощи которого новые поня¬тия создаются путем соединения контрастных по значению слов: « Начало конца», «Плохой хороший человек» (название кинофильма), «Живой труп» (произведение Ф.М Достоевского), «Оптимистическая трагедия», Люблю я пышное природы увяданъе (П.); Убогая роскошь наряда (Н.);С наглой скромностью смотрит в глаза (Бл.).На антонимах строятся каламбуры : Где начало того конца, которым окан¬чивается начало? (К. П.); Молодая была уже не молода. (И. и П.). Щель -узкое место, широко встречающееся в строительстве.Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неверное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы (Ответ В.Пухова был лучшим из худших).Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Доро¬га шла прямая, хотя и извилистая). Случайное соединение несовместимых поня¬тий приводит к речевым ошибкам, а иногда к комическим высказываниям: При на¬личии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.Порой незамеченная говорящим антонимия многозначных слов придает речи двусмысленное и даже абсурдное звучание: Старый портфель отца был еще новый - здесь использовано слово старый в значении «существующий с давнего времени», а слово новый - в значении «прочный». Но, оказавшись почти рядом, эти прилага¬тельные «столкнулись» в значениях «испорченный от употребления» и «не бывший в употреблении», что сделало фразу абсурдной.Неудачно употреблены антонимы в таких предложениях: Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.6.Употребление многозначных словЖизнь слова не укладывается в жесткие рамки первоначального смысла. Появление новых значений и развитие многозначности естественно, а во многих случа¬ях неизбежно, так как в этом процессе рационально и экономно отражается реальная взаимосвязь явлений внешнего мира. Многозначных слов в русском языке гораздо больше, чем однозначных (по подсчетам некоторых лингвистов, их в русском языке процентов 80), и многозначность - величайшее благо, позволяющее языку развивать¬ся и поспевать за опытом жизни. Говорящий должен не только хорошо разбираться в разных значениях многозначных слов, но и своевременно воспринимать происходя¬щие семантические изменения.Многозначные слова способны изменять значение в зависимости от контек¬ста. Например, слово взять имеет до 50 значений, но без контекста мы их не воспринимаем (кроме основного значения «схватить»). Употребление же этого слова в речи раскрывает все богатство его значений. Например, у А.С.Пушкина взять встречает¬ся в таких значениях: 1) захватить рукой, принять в руку: ...И каждый взял свой пистолет; 2) получить что-нибудь в свое пользование: В награду любого возьмешь ты коня; 3) арестовать: Гусары! Возьмите его!... 7) принимать на службу, на работу: Хоть умного себе возьми секретаря.1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   25



1. Брать под стражу;

2. брать под обстрел;

3. брать под своё крылышко;

4. брать в оборот.
5) Какое значение соответствует слову «тривиальный»?

1. Обыкновенный, заурядный;

2. изменчивый; ложный, искажённый;

3. избитый, лишённый свежести;

4. неприятный.
Вариант 4
1) Укажите правильное определение. Омонимия – это…

1. Способность слова иметь несколько значений;

2. совпадение в звучании и написании слов, различных по значению;

3. развитие противоположных значений у одного слова;

4. явление частичного звукового сходства слов при их семантическом различии.
2) Назовите причину речевой ошибки в предложении: У девушки были карие волосы.

1. Употребление слова без учёта его семантики;

2. нарушение лексической сочетаемости;

3. смешение паронимов;

4. алогизм.
3) Как называются данные слова: дипломат – дипломант – дипломник?

1. Синонимы;

2. антонимы;

3. паронимы;

4. омонимы.
4) Назовите ошибку, связанную с употреблением фразеологизма в предложении: Для животноводов главным гвоздём программы является выведение ценных пород скота.

1. Употребление фразеологизма без учёта его семантики;

2. изменение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма;

3. немотивированное расширение состава фразеологизма;

4. неоправданное сокращение состава фразеологизма.
5) Какое значение соответствует слову «инсинуация»?

1. Намерение, замысел;

2. оскорбительная речь;

3. клеветническое измышление;

4. предположение, основанное на вероятности.

Тесты на знание лексического минимума

Вариант 1

1) Какое значение соответствует слову «инфантильный»?

1. Доверительный.

2. Близкий по духу.

3. Обыкновенный.

4. Детский.
2) Какое значение соответствует слову «конформист»?

1. Человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим.

2. Человек, пассивно принимающий порядок вещей.

3. Тот, кто находится вне своей социальной группы, изгой.

4. Благотворитель, человеколюб.
3) Какое значение соответствует слову «пацифизм»?

1. Благосклонность, расположение.

2. Излишняя чувствительность.

3. Навязчивое состояние страха.

4. Мировоззрение, осуждающее всякие войны.
4) Какое значение соответствует слову «реноме»?

1. Благосклонность, расположение.

2. Репутация.

3. Исключительное право.


4. Принцип равенства и равноправия сторон.
5) Какое значение соответствует слову «импонировать»?

1. Внушать уважение, нравиться.

2. Размышлять, анализировать собственные поступки.

3. Проявлять излишнюю чувствительность.

4. Оказывать покровительство.
Вариант 2

1) Какое значение соответствует слову «профанация»?

1. Предположение, основанное на вероятности.

2. Искажение, непочтительное к тому, что достойно уважения.

3. То, что относится к сознанию, психической стороне, умственным способностям человека.

4. Клевета.
2) Какое значение соответствует слову «раритет»?

1. Толстая книга большого формата.

2. Новая аранжировка музыкального произведения.

3. Принцип равенства и равноправия сторон.

4. Редкость, ценная редкая вещь.
3) Какое значение соответствует слову «превратный»?

1. Лишённый свежести, оригинальности.

2. Неофициальный.

3. Неприятный.

4. Ложный.
4) Какое значение соответствует слову «тет-а-тет»?

1. Безостановочно.

2. Друг против друга.

3. Наподобие.

4. Наедине.
5) Какое значение соответствует слову «плагиат»?

1. Работа, составленная путём заимствования и не содержащая собственных обобщений.

2. Выдача чужого произведения или изобретения за собственное.

3. Произведение оскорбительного, клеветнического характера.

4. Толстая книга большого формата.
Вариант 3

1) Какое значение соответствует слову «харизма»?

1. Благосклонность, расположение.

2. Репутация.

3. Обаяние.

4. Намерение, замысел.
2) Найдите слово по его значению: «приличный, соответствующий правилам приличия».

1. Легитимный.

2. Конгениальный.

3. Лояльный.

4. Комильфо.
3) Найдите слово по его значению: «неприязнь ко всему иностранному, к иностранцам».

1. Пацифизм.

2. Ксенофобия.

3. Инсинуация.

4. Интенция.
4) Выберите синоним к слову «инфернальный».

1. Дьявольский.

2. Грубый.

3. Роковой.

4. Исключительный.
5) Какое значение соответствует слову «легитимный»?

1. Неофициальный, неслужебный.

2. Законный.

3. Основной.

4. Изменчивый.
Вариант 4

1) Какое значение соответствует слову «одиозный»?

1. Вызывающий к себе неприятное отношение.

2. Обыкновенный, заурядный.

3. Избитый, лишённый свежести, оригинальности.

4. Придерживающийся крайних взглядов.
2) Найдите слово по его значению: «независимо от опыта, не опираясь на факты».



1. Де-факто.

2. Де-юре.

3. Априори.

4. Комильфо.
3) Выберите синоним к слову «визуальный».

1. Близкий.

2. Зрительный.

3. Местный.

4. Ритуальный.
4) Какое значение соответствует слову «нонсенс»?

1. Предварительное объявление о спектакле, концерте.

2. Периодическое издание, перепечатывающее материалы из других изданий.

3. Повтор, уже виденное.

4. Бессмыслица, нелепость.
5) Найдите слово по его значению: «человек, бескорыстно заботящийся о благе других».

1. Филантроп.

2. Маргинал.

3. Альтруист.

4. Конформист.
Тесты по грамматическим нормам
Вариант 1

1) Найдите верное утверждение. Морфологические нормы связаны…

1. с основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа;

2. с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

3. с правилами построения предложения;

4. с соблюдением норм согласования и управления.
2) Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы.

1. Свободных местов, к сожалению, нет.

2. Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты.

3. Мы ехали около полторы сутки.

4. По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера.
3) Род существительного определён верно:

1. портмоне – существительное среднего рода;

2. салями – существительное мужского рода;

3. пенальти – существительное среднего рода;

4. кольраби – существительное мужского рода.
4) Нарушены правила управления в словосочетании:

1. уверенность в успехе;

2. оплатить за доставку;

3. рецензия на книгу;

4. тревожиться за сына.
5) Назовите причину синтаксической ошибки в предложении: В магазин поступила одежда для детей российского производства.

1. Нарушение управления;

2. неправильное употребление производных предлогов;

3. неправильный порядок слов;

4. неправильное употребление однородных членов.
Вариант 2

1) Найдите верное утверждение. Синтаксические нормы связаны…

1. с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

2. с правильным произношением;

3. с правилами построения словосочетания и предложения;

4. с основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа.
2) Укажите предложение, в котором допущена морфологическая ошибка.

1. После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.


2. Врач удалил болезненную мозоль.

3. Лицо женщины было скрыто густой вуалью.

4. Крыша была покрыта толью.
3) Не являются разными по значению слова:

1. тона – тоны;

2. образа – образы;

3. хлеба – хлебы;

4. кузова – кузовы.
4) Найдите словосочетание, в котором не нарушены правила управления:

1. небезызвестный для нас;

2. поражаться талантом;

3. отзыв на диссертацию;

4. рецензия о спектакле.
5) Назовите причину синтаксической ошибки в предложении: Научная работа требует умелого подбора и наблюдения над фактами.

1. неправильный порядок слов;

2. нарушение управления при однородных членах;

3. нарушение согласования подлежащего и сказуемого;

4. неправильное употребление производных предлогов.
Вариант 3

1) К нарушению синтаксических норм не относится:

1. неправильный порядок слов;

2. неправильное употребление деепричастных оборотов;

3. нарушение управления при однородных членах;

4. неправильное образование степени сравнения имени прилагательного.
2) Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа существительного:

1. апельсинов;

2. граммов;

3. башкиров;

4. носков.
3) Формы числительных образованы правильно в предложении…

1. Разность трёхсот сорока семи и восьмидесяти шести равна двумстам шестидесяти одному.

2. Сумма двухсот шестьдесят одного и восемьдесят шесть равна триста сорок семь.

3. Частное от деления двадцать девять тысяч восемьсот сорок два на восемьдесят шесть равно трёмстам сорока семи.

4. Деревня находится в стах километрах от города.
4) Нет синтаксических ошибок в предложении:

1. Благодаря выпавшему снегу можно было различить чёткие следы.

2. Больной умер благодаря халатности доктора.

3. Благодаря его настойчивостью и хладнокровию, все стали чувствовать себя увереннее.

4. Он действовал наперекор предписания.
5) Назовите причину синтаксической ошибки в предложении Собираясь на экзамен, не хотелось опаздывать.

1. Неправильный порядок слов;

2. неправильное употребление деепричастного оборота;

3. неправильное употребление причастного оборота;

4. нарушение управления.

Вариант 4

1) Найдите предложение с морфологической ошибкой.

1. Токио утопало в зелени.

2. Туапсе всегда был хорошим курортным местом.

3. Дели встретил нас солнцем.

4. Уссури в этом месте резко поворачивала налево.
2) Нет грамматической ошибки при склонении числительного в предложении:

1. Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.

2. Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами.

3. Сбор дошёл до двух тысяч триста семьдесят пять рублей.

4. Библиотека пополнилась девятьюстами семьюдесятью шестью книгами.
3) Грамматические нормы нарушены в образовании формы глагола в предложении:

1. Что же движет поступками этого человека?

2. Вода капает сквозь ветхую крышу дома.

3. Собака гложет кость.

4. Его мучит совесть.
4) Нарушены правила управления в словосочетании:

1. лекции по эстетике;

2. отзыв о романе;

3. оплатить за проезд;

4. удовлетворить требования.
5) Найдите правильно построенное предложение.

1. Увидев отца в тяжёлом состоянии, ему стало жаль его.

2. Возвращаясь домой, мне стало грустно.

3. Будучи гвардейским офицером, он получил письмо от матери.

4. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями.


Тесты по теме «Функциональные стили русского литературного языка»

Вариант 1
1. Отметьте ошибочное утверждение: Выделяют следующие книжные стили…

1. Официально-деловой.

2. Научный.

3. Авторитарный.

4. Публицистический.
2. Какой из перечисленных стилей не относится к книжным?

1. Официально-деловой.

2. Научный.

3. Разговорный.

4. Публицистический.
3. Выделение какого книжного стиля нельзя считать общепризнанным?

1. Научный.

2. Художественный.

3. Публицистический.

4. Разговорный.
4. Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринуждённость и экспрессивность речевого общения?

1. Официально-деловой.

2. Научный.

3. Разговорный.

4. Публицистический.
5. В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком?

1. Научный.

2. Официально-деловой.

3. Публицистический.

4. Художественный.
Вариант 2

1. Какая из перечисленных черт не относится к особенностям разговорного стиля?

1. Неофициальность и непринуждённость речи.