Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1097
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
С глубоким уважением к прошлым заслугам Ю.М.Лужкова и с не менее глубоким возмущением последним его «ляпом» (Е.Былинский, доктор географических наук).
б) Лужков родил традицию.
Увы, нигде не удалось прочитать, какую прибыль в валюте принесли Всемирные юношеские игры стране. Но наверняка немалую. Иностранцы покупали билеты, ели-пили в наших кафе и ресторанах, жили в гостиницах, ходили в музеи и театры.
Но моральная сторона этого большого праздника гораздо важнее и дороже. Ведь весь мир приехал к нам в гости и убедился, что Россия – мощная держава и Москва наша – красивейший город Европы. За проведение Олимпийских игр страны в очередь стоят, бьются за это право. Лужков – молодец, взял да и придумал праздник, до которого не додумался никто. Он положил начало мировой традиции. (Е.Коваленко).
Проанализируйте данную речь с точки зрения соблюдения норм литературного языка.
Речь на юбилее
Дорогие наши дамы и ещё, значит, господа! Да, я хотел бы сказать вам, что я как бы где-то прИбыл к вам, чтобы вам, вас… чтобы вас, так сказать, поздравить и, можно сказать, вроде бы поприветствовать, как у вас… как у вас, у нас, значит, юбилейное очень важное и даже где-то очень большое, конечно, торжество, что, значит, конечно, у вас… у нас сегодня юбилей, хоть и один, значит, так сказать, один, конечно, год от вашего самого начала, да-а-а… создания, понимаете?..
Не хлопайте ещё, не хлопайте, ещё не срок и, конечно, рано, так сказать, ещё, конечно, не созрело, потому как у меня есть одна как бы мысль, и скажу одно… понимаете?..
Если у нас в этой стране сейчас, понимаете, уважаемые, я извиняюсь, созрели везде элементы, конечно, вандализма, которые, как говорят, используют эти элементы дела до полного увеличения напряжения как бы везде, то, конечно, честно говоря, когда я сейчас или, лучше сказать, сегодня вышел, понимаете, из дома, то, конечно, пошёл как бы дождь, который где-то это дело смоет, конечно, и пойдёт время вперёд, чего я и вам, конечно, желаю, хотя как бы я однозначно думаю об этом теперь и раньше… и а-а-а, себе в этот ряд кромешный, понимаете?.. да-а-а…
Теперь как бы это я позволю за финансы… Во-о-от. Конечно, в общем-то, ваш оборот в этот последний год прежних веков равен, так сказать, в районе три миллиона пятьсот тысяч, как бы… Мало? Да-а, не мало, а очень прекрасно. Но, конечно, на другой год вы выходите и, конечно, выдадите в районе более, значит, пять миллионов и пятьсот тысяч, что – ни то, чтобы много, это – не мало, и ни грамма меньше, а лучше – в размере два миллиона рублей как больше! А ещё через год, когда, конечно, у вас будет, скажем, три года взад, которые встали в общем плане, то дадите ещё более чем ихние планы уже были, конечно, понимаете?.. да-а-а…
Но я не об этом тем не менее. Однозначно, конечно, как сказал великий наш поэт, звенит наш колокольчик… Поэтому я хотел вас поприветствовать, уважаемые, и показать об этом, что этот ваш коллектив не играется в рабочее время, а как бы уже, конечно, сложился так более, так сказать, крепко и до самого конца, что ему нету ходу взад, в купе с нашим управлением мы, то есть очень углУбим наши планы, чтобы его прИнять и чтобы, конечно, весь экскурс в трудолюбие явно стоят на нашем лице, конечно, во все глаза наши, которые, честно говоря, дают вспышки, а, конечно, точнее говоря, дают всходы и плоды, лучше как бы, конечно, сказать, как цветы, то есть, конечно, понимаете?.. Да-а-а…
Друзья! Заканчивая своё, уважаемые, очень, как бы сказать, конечно, краткое поздравление, хочу позволить вам как бы сказать, что мы, как говорят, хорошие профессионалы, сегодня одели наши заслуженные ордена и медали на этой поприще, и будем очень сильно добиваться, конечно, значит, того, чтобы… да-а-а…
Ну, вы как бы сами, кажется, знаете об этом… понимаете? Да?
Поэтому на пороге третьего тысячелетия, как говорится, хотел бы позволить ещё раз поздравить и пожелать колоссательных успехов в этом, как бы конечно, трудном труде и в самой лучшей личной жизни, как я об этом позволил кончить, да-а-а… понимаете…
Теперь где-то похлопайте мне, понимаете, и себе, значит, во-от, конечно… Хлопайте, хлопайте! Во-от, да-а-а… Как уже делали об этом выше… Спасибо за ваше внимание к моим словам. Да-а-а…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа региональных и международных исследований
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по дисциплине
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
«Связи с общественностью» – 030602.65
Тесты по орфоэпическим нормам
Вариант 1
1). Отметьте слова, в которых согласный перед выделенным «е» произносится твёрдо:
1. свитер
2. терапевт
3. сессия
4. де-юре
5. академия.
2).Отметьте слова, в которых сочетание «чн» произносится как [шн]:
1. срочный
2. суточный
3. поточный
4. яичница
5. скучный
3). Отметьте слова, в которых после мягкого согласного под ударением на месте буквы «е» произносится звук [о]:
1. никчемный
2. шерстка
3. опека
4. привлекший
5. старьевщик.
4). Отметьте слова, в которых ударение на последнем слоге:
1. баловать
2. каталог
3. жалюзи
4. пуловер
5. статуя.
5). Отметьте глагольные формы с неверным ударением:
1. одолжить
2. кашлянуть
3. поняла
4. возбуждено
5. избаловать.
Вариант 2
1) Отметьте слова, в которых согласный перед выделенным «е» произносится мягко:
1. потенциал
2. презентация
3. прессинг
4. тандем
5. стресс
2) Отметьте слова, в которых сочетание «чн» произносится как [чн]:
1. пустячный
2. конечно
3. порядочный
4. Ильинична
5. булочная
3) Отметьте слова, в которых после согласного под ударением на месте выделенной буквы «е» произносится звук [о]:
1. современный
2. свекла
3. платежеспособный
4. афера
5. щелка.
4) Отметьте слова, в которых ударение на втором слоге:
1. диспансер
2. христианин
3. принять
4. танцовщица
5. ломота.
5) Отметьте глагольные формы с неверным ударением:
1. трусить (бежать)
2. закупорить
3. звонит
4. избалую
5. начался.
Вариант 3
1) Отметьте слова, в которых на месте безударного гласного о произносится звук [о]:
1. поэт
2. трио
3. модель
4. баобаб
5. хаос.
2) Отметьте пары слов, которые являются омографами (ударный гласный выделен жирным шрифтом):
1. горы – горы
2. кулинария – кулинария
3. характерный – характерный
4. пили – пили
5. рожки – рожки.
3) Отметьте слова, в которых согласный перед выделенным «е» произносится мягко:
1. модернизм
2. фарватер
3. протезирование
4. шинель
5. пресс-секретарь.
4) Отметьте слова, в которых ударение на первом слоге:
1. звонит
2. завидно
3. черпать
4. средства
5. приговор.
5) Отметьте глагольные формы с неверным ударением:
1. врала
2. гнала
3. клала
4. поняла
5. принял.
Вариант 4
1) Отметьте слова, в которых допускается и мягкое, и твёрдое произношение согласного перед выделенным «е»:
1. ателье
2. бассейн
3. компетентный
4. Одесса
5. терапия
2) Отметьте слова, в которых после согласного под ударением на месте буквы «е» произносится звук [э]:
1. новорожденный
2. заем
3. одновременный
4. афера
5. желчь.
3) Выберите верные варианты:
1. полувер, протвень
2. пуловер, противень
3. срам, скрупулёзный
4. страм, скурпулёзный
5. дикообраз, друшлаг.
4) Отметьте слова, в которых ударение на последнем слоге:
1. творог
2. облегчить
3. хозяева
4. ворота
5. партер.
5) Отметьте слова, в которых ударение на первом слоге:
1. торты
2. принята
3. кашлянуть
4. шприцы
5. клала.
Тесты по лексическим нормам
Вариант 1
1). Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…
1. Употребление слова в точном соответствии с теми значениями, которые зафиксированы в словарях;
2. правила употребления терминов и иноязычных слов;
3.правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
4. правила употребления синонимов с учётом различных оттенков значения.
2) Укажите причину возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.
1.Нарушение лексической сочетаемости слов;
2. употребление слова в несвойственном ему значении;
3. смешение паронимов;
4. неправильный выбор синонима.
3) В каком из данных предложений употреблено плеонастическое сочетание?
1. Леонов – первый проходимец космоса.
2. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.
3. На данном предприятии свободных вакансий нет.
4. После повторного анализа были получены отличные данные.
4) В какой ситуации используется фразеологизм «Дамоклов меч»?
1. Когда хотят сказать о чём-то надёжном;
2. когда говорят о таком качестве, как крепкий;
3. когда говорят о постоянно угрожающей опасности;
4. когда говорят о чём-то надоевшем.
5) Какое значение соответствует слову «радикальный»?
1. Ритуальный, традиционный;
2. изменчивый; ложный, искажённый;
3. побочный, не основной;
4. коренной, решительный.
Вариант 2
1) Укажите правильное определение. Паронимы – это…
1. Слова, противоположные по значению;
2. слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
3. слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
4. слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.
2. Назовите причину речевой ошибки в предложении: Коренные аборигены хорошо знают эти места.
1. Смешение паронимов;
2. употребление слова без учёта его семантики;
3. плеоназм;
4. нарушение лексической сочетаемости.
3. Какое языковое явление использовано во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов?
1. Омонимия;
2. полисемия;
3. синонимия;
4. паронимия.
4. Какое из данных ниже словосочетаний не является фразеологизмом?
1. Вольная птица;
2. подстреленный кабан;
3. стреляная птица;
4. змея подколодная.
5. Какое значение соответствует слову «паритет»?
1. Принцип равенства и равноправия сторон;
2. положение, состояние;
3. доверительный разговор с глазу на глаз;
4. мировоззрение, осуждающее всякие войны.
Вариант 3
1) Укажите правильное определение. Анахронизм – это…
1. Слово, представляющее собой названия исчезнувшего предмета, явления или понятия;
2. слово, представляющее собой название существующей вещи и явления, по каким-то причинам вытесненное другим словом, принадлежащим к активной лексике;
3. нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определённой исторической эпохой;
4. слово или выражение, смягчающее грубый смысл речи.
2) Определите, какое языковое явление делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление.
1. Омонимия;
2. полисемия;
3. плеоназм;
4. синонимия.
3) Найдите ряд, в котором представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости.
1. Закадычный друг, щекотливый вопрос;
2. играть роль, иметь значение;
3. оказать помощь, утолить жажду;
4. неминуемая встреча, скоропостижная победа.
4) Какой из данных фразеологизмов имеет значение «подвергать резкой критике»?