Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1097

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ент агрономия алкоголь алфавит аргумент аристократия благовест вероисповедание ветеринария вечеря (тайная вечеря) газопровод гастрономия генезис диалог диоптрия диспансер договор документ досуг дремота Евангелие жалюзи заголовок засуха знамение изобретение иконопись искра инструмент инсульт испокон каталог каучук квартал километр коклюш корысть кредитор ломота медикаменты немота недуг некролог нефтепровод обеспечение приговор приданое приобретение процент сантиметр свёкла сосредоточение средства столяр танцовщик шофёр щавель эксперт Ударение в именах прилагательныхВ именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Если никому не приходит в голову сказать правы'й вместо пра'вый, то Вы не правы' вместо Вы не пра'вы слышится сплошь и рядом. Следует запомнить несколько закономерностей постановки ударения в кратких формах прилагательных. Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегру'женный — перегру'жен, перегру'жена, перегру'жено, и поэтому когда говорят «повестка дня перегружена'», — это звучит неграмотно. Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: бли'зкий — бли'зок — близка'— бли'зко — бли'зки; ва'жный — ва'жен — важна'— ва'жно — ва'жны. Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: бога'тый — бога'т — бога'та — бога'то — бога'ты; поле'зный — поле'зен — поле'зна — поле'зно — поле'зны. Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гне'вный — гне'вен — гневна' — гне'вно — гне'вны; во'льный — во'лен — вольна' — во'льно — во'льны и доп. вольны'. Приведём список прилагательных, в произношении форм именительного падежа которых наиболее часто делают ошибки. Правильное ударение Неправильное ударение валово'й, -ая, -ое ва'ловый кедро'вый, -ая, -ое ке'дровый лубо'чный, -ая, -ое лу'бочный меново'й, -а'я, -о'е ме'новый митинго'вый, -ая, -ое ми'тинговый ку'хонный, -ая, -ое кухо'нный наведённый, -ая, -ое наве'денный незаконнорождённый, -ая, -ое незаконноро'жденный не'нецкий, -ая, -ое нене'цкий озло'бленный, -ая, -ое озлоблённый опто'вый, -ая -ос о'птовый оценённый, -ая, -ое оце'ненный очередно'й, -ая, -ое очерёдный подро'стковый, -ая, -ое подростко'вый порто'вый, -ая, -ое портово'й проторённый, -ая, -ое прото'ренный развито'й, -ая, -ое ра'звитый со'гнутый, -ая, -ое согну'тый тигро'вый, -ая, -ое ти'гровый Ударение в глаголахТрудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных — глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм зво'нит, позво'нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звони'т, позвони'т. Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать — брал, брала', бра'ло, бра'ли; быть — был, была', бы'ло, бы'ли; взять — взял, взяла', взя'ло, взя'ли; гнать — гнал, гнала', гна'ло, гна'ли и т. д. Так же ведут себя и приставочные глаголы: добы'ть — добы'л, добыла', добы'ло, добы'ли; забра'ться — забра'лся, забрала'сь, забра'лось, забра'лись и др. Ударение в формах «любимых» парламентских глаголов нача'ть и приня'ть ставятся следующим образом: нача'ть — на'чал, начала', на'чало, на'чали; приня'ть — при'нял, приняла', при'няло, при'няли. У остальных глаголов ударение в различных формах прошедшего времени унифицировано: знать — знал, зна'ла, зна'ло, зна'ли. В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызывать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс (-онн-/-енн-), то таким же оказывается ударение в краткой форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание: введённый — введён, введена', введено', введены'; заграждённый — заграждён, заграждена', заграждено', заграждены'. В других кратких причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: на'чатый — на'чат, начата', на'чато, на'чаты; при'нятый — при'нят, принята', при'нято, при'няты. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА«Под нормами словоупотребления обычно понимается правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях» (К.С.Горбачевич).1. Поиск нужного словаОдним из основных требований норм словоупотребления является уместное применение слова в присущем ему лексическом значении. Ошибки здесь особенно непозволительны, так как могут привести к неправильному пониманию высказыва¬ния. Стоит, например, перепутать наречия ничком (вниз лицом) и навзничь (вверх лицом) или глаголы ошвартоваться (стать у причала) и отшвартоваться (отойти от причала), как мы получим противоположный смысл фразы. К сожалению, недоста¬точно четкое осознание слов - далеко не редкое явление даже среди интеллигенции. Так, путают слова эмигрант ^человек, выехавший в чужую страну) и иммигрант (иностранец, поселившийся в чужой стране); например, писатель Бунин с нашей точ¬ки зрения был эмигрантом, а для французов - иммигрантом. Поэт В.Волженин допустил лексическую ошибку, написав: Приходи вечор, любимый... Ведь простореч¬ное вечор означает «вчера вечером» (ср. у Пушкина: Вечор, ты помнишь, вьюга зли¬лась). Смысл высказывания искажен в следующих предложениях: Погода со¬путствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро поя¬вится наследство (вместо потомство); Я решил продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).Употребление слов без учета их значения порой приводят к абсурдным выска¬зываниям: И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване (ав¬тор перепутал саван и фату); Я знаю, что еще живы предки Пушкина (имелись в виду потомки); Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов.Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых оши¬бок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизмы (ис¬пользование слов, не соответствующих исторической эпохе): В Древнем Риме недо¬вольные плебеи устраивали митинги (слово митинг появилось гораздо позже, причем в Англии); Печорин отправился на Кавказ в командировку; Лиза была домработни¬цей в доме Фамусова.Неверное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В числе их назовем алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например:Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика; Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря - с врачом (поломку -с заболеванием).Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, кото¬рая исто возникает в результате неправильного словоупотребления: Фильм завер¬шился театральным занавесом с эмблемой «Чайки»; Радушные хозяева потчуют гостей разнообразным подбором национальных блюд.Искажение смысла высказывания иногда кроется в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, например: Нужно подумать о кормах на зи¬му для общественного животноводства (имеются в виду, конечно, корма для жи¬вотных, скота); Нам рассказали о писателе и прочитали отрывок из его творчества.2. Речевая недостаточностьНебрежное отношение к языку может стать причиной речевой недостаточно¬сти - случайного пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли. Ко¬мические ситуации при этом возникают, если говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Так, на выставке собак можно услышать такие обра¬щения к хозяевам породистых псов:-Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!-Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников на¬граждаться не будут!При речевой недостаточности очень часто возникает неясность. Вот примеры таки< ошибок, попавших в протоколы и другие деловые документы: Гр. Калиновский Л.Л. следовал по улице без номерного знака: Интересующих вас лиц вышлем почтой; Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.Неоправданный пропуск слов может совершенно исказить мысль автора: Вви¬ду холода в помещении делаем только срочные переломы - объявление на двери рентгенкабинета (имеются в виду срочные снимки переломов).Часто в результате пропуска слова происходит подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив - речь идет о карточках больных. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве; Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шаши¬сты на стоклеточной доске.При речевой недостаточности восстановление пропущенных слов необходи¬мо, Без них предложение неприемлемо. 3. Речевая избыточностьУмение найти точные слова для наименования тех или иных понятий помога¬ет добиться краткости в выражении мысли и, напротив, отсутствие такого умения нередко приводит к речевой избыточности - многословию. На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание ученые, писатели. А.П.Чехов писал: «Краткость - сестра таланта». А.М.Горький отмечал: «...Крайне трудно найти точ¬ные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно».Многословие проявляется в различных формах. Одна из них - пустословие, навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хоро¬шей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, при¬вычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Нуж¬но ли от нее отказываться? - Нет!Речевая избыточность возникает при повторной передаче одной и той же мысли, например: Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были. Машинный парк обновился новыми машинами.Иногда речевая избыточность граничит с абсурдностью: Наш командир за 25 минут до своей смерти был еще жив. Примеры подобного многословия придают ре¬чи неуместный комизм в таких ситуациях, которые возникли в результате трагиче¬ских обстоятельств: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходи¬мо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих.Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов {библиотека книг, ценные сокровища, темный мрак, памятный сувенир, внутренний интерьер, моя автобиография, предчувствовать заранее, ин¬тервал перерыва, ведущий лидер и т.д.). Часто плеоназмы появляются при соедине¬нии синонимов {расцеловал и облобызал, мужественный и смелый, долгий и продолжителъный, тем не менее, однако).Разновидностью плеоназма является тавтология (из греч. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, возобновить вновь, пахло запахом, случился случай, растет растение, рост преступности вырос). Употребление нескольких однокоренных слов в близком контексте оправдано в том случае, если им не удается найти замены: На кустах расцвели белые цветы.Тавтологией является и ничем не оправданный повтор одного и того же слова. Были получены результаты, близкие к результатам, полученным ранее. Часто по¬вторяются личные местоимения я, он: Он думал, что он опоздал и ребята ушли, не подождав его, но когда он подошел ближе, он увидел, что он успел вовремя.4. Употребление синонимовВажнейшая функция синонимов - быть средством наиболее точного выраже¬ния мысли. Формируя высказывание, говорящий выбирает из множества близких по смыслу слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла в кон¬кретной речевой ситуации. Обилие синонимов в русском языке требует особенно внимательного отношения к слову. Не владея синонимическими богатствами родно¬го языка, говорящий или пишущий не может сделать свою речь выразительной, точ¬ной. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, к тавтологии, к упот¬реблению слов без учета оттенков их значения. СИ.Ожегов писал: «...Сплошь и ря¬дом вместо конкретных и точных для определенного случая слов, подходящих имен¬но для данного случая синонимов употребляются одни и те же излюбленные слова, создающие речевой стандарт».Одна из наиболее распространенных погрешностей - неудачный выбор си¬нонима. Так, пишут: Екатерина была поставлена на престол; Имя писателя знакомо во многих странах; Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года.Неразличение смысловых оттенков синонимов может привести к речевой из¬быточности, например. Во время сессии трудно приходится тем студентам, у ко¬торых много пропусков и прогулов, пробелов и недоработок.5. Использование антонимовОсновная функция антонимов - выражать противопоставление. Антонимы часто встречаются в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Они используются как яркое выразительное средство в художественной речи: Ты богат — я очень беден. Ты прозаик - я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бле¬ден (П.) Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А.К. Т.).Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антони¬мы используются во многих афоризмах: Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Еc); Мне грустно потому, что весело тебе (Л.).По принципу противопоставления построены многие заглавия произведений (Война и мир», «Живые и мертвые», «Дни и ночи»).Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron - остро¬умно-глупое) - особого стилистического приема, при помощи которого новые поня¬тия создаются путем соединения контрастных по значению слов: « Начало конца», «Плохой хороший человек» (название кинофильма), «Живой труп» (произведение Ф.М Достоевского), «Оптимистическая трагедия», Люблю я пышное природы увяданъе (П.); Убогая роскошь наряда (Н.);С наглой скромностью смотрит в глаза (Бл.).На антонимах строятся каламбуры : Где начало того конца, которым окан¬чивается начало? (К. П.); Молодая была уже не молода. (И. и П.). Щель -узкое место, широко встречающееся в строительстве.Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неверное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы (Ответ В.Пухова был лучшим из худших).Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Доро¬га шла прямая, хотя и извилистая). Случайное соединение несовместимых поня¬тий приводит к речевым ошибкам, а иногда к комическим высказываниям: При на¬личии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.Порой незамеченная говорящим антонимия многозначных слов придает речи двусмысленное и даже абсурдное звучание: Старый портфель отца был еще новый - здесь использовано слово старый в значении «существующий с давнего времени», а слово новый - в значении «прочный». Но, оказавшись почти рядом, эти прилага¬тельные «столкнулись» в значениях «испорченный от употребления» и «не бывший в употреблении», что сделало фразу абсурдной.Неудачно употреблены антонимы в таких предложениях: Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.6.Употребление многозначных словЖизнь слова не укладывается в жесткие рамки первоначального смысла. Появление новых значений и развитие многозначности естественно, а во многих случа¬ях неизбежно, так как в этом процессе рационально и экономно отражается реальная взаимосвязь явлений внешнего мира. Многозначных слов в русском языке гораздо больше, чем однозначных (по подсчетам некоторых лингвистов, их в русском языке процентов 80), и многозначность - величайшее благо, позволяющее языку развивать¬ся и поспевать за опытом жизни. Говорящий должен не только хорошо разбираться в разных значениях многозначных слов, но и своевременно воспринимать происходя¬щие семантические изменения.Многозначные слова способны изменять значение в зависимости от контек¬ста. Например, слово взять имеет до 50 значений, но без контекста мы их не воспринимаем (кроме основного значения «схватить»). Употребление же этого слова в речи раскрывает все богатство его значений. Например, у А.С.Пушкина взять встречает¬ся в таких значениях: 1) захватить рукой, принять в руку: ...И каждый взял свой пистолет; 2) получить что-нибудь в свое пользование: В награду любого возьмешь ты коня; 3) арестовать: Гусары! Возьмите его!... 7) принимать на службу, на работу: Хоть умного себе возьми секретаря.1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   25



С глубоким уважением к прошлым заслугам Ю.М.Лужкова и с не менее глубоким возмущением последним его «ляпом» (Е.Былинский, доктор географических наук).

б) Лужков родил традицию.

Увы, нигде не удалось прочитать, какую прибыль в валюте принесли Всемирные юношеские игры стране. Но наверняка немалую. Иностранцы покупали билеты, ели-пили в наших кафе и ресторанах, жили в гостиницах, ходили в музеи и театры.

Но моральная сторона этого большого праздника гораздо важнее и дороже. Ведь весь мир приехал к нам в гости и убедился, что Россия – мощная держава и Москва наша – красивейший город Европы. За проведение Олимпийских игр страны в очередь стоят, бьются за это право. Лужков – молодец, взял да и придумал праздник, до которого не додумался никто. Он положил начало мировой традиции. (Е.Коваленко).

Проанализируйте данную речь с точки зрения соблюдения норм литературного языка.

Речь на юбилее

Дорогие наши дамы и ещё, значит, господа! Да, я хотел бы сказать вам, что я как бы где-то прИбыл к вам, чтобы вам, вас… чтобы вас, так сказать, поздравить и, можно сказать, вроде бы поприветствовать, как у вас… как у вас, у нас, значит, юбилейное очень важное и даже где-то очень большое, конечно, торжество, что, значит, конечно, у вас… у нас сегодня юбилей, хоть и один, значит, так сказать, один, конечно, год от вашего самого начала, да-а-а… создания, понимаете?..

Не хлопайте ещё, не хлопайте, ещё не срок и, конечно, рано, так сказать, ещё, конечно, не созрело, потому как у меня есть одна как бы мысль, и скажу одно… понимаете?..

Если у нас в этой стране сейчас, понимаете, уважаемые, я извиняюсь, созрели везде элементы, конечно, вандализма, которые, как говорят, используют эти элементы дела до полного увеличения напряжения как бы везде, то, конечно, честно говоря, когда я сейчас или, лучше сказать, сегодня вышел, понимаете, из дома, то, конечно, пошёл как бы дождь, который где-то это дело смоет, конечно, и пойдёт время вперёд, чего я и вам, конечно, желаю, хотя как бы я однозначно думаю об этом теперь и раньше… и а-а-а, себе в этот ряд кромешный, понимаете?.. да-а-а…

Теперь как бы это я позволю за финансы… Во-о-от. Конечно, в общем-то, ваш оборот в этот последний год прежних веков равен, так сказать, в районе три миллиона пятьсот тысяч, как бы… Мало? Да-а, не мало, а очень прекрасно. Но, конечно, на другой год вы выходите и, конечно, выдадите в районе более, значит, пять миллионов и пятьсот тысяч, что – ни то, чтобы много, это – не мало, и ни грамма меньше, а лучше – в размере два миллиона рублей как больше! А ещё через год, когда, конечно, у вас будет, скажем, три года взад, которые встали в общем плане, то дадите ещё более чем ихние планы уже были, конечно, понимаете?.. да-а-а…


Но я не об этом тем не менее. Однозначно, конечно, как сказал великий наш поэт, звенит наш колокольчик… Поэтому я хотел вас поприветствовать, уважаемые, и показать об этом, что этот ваш коллектив не играется в рабочее время, а как бы уже, конечно, сложился так более, так сказать, крепко и до самого конца, что ему нету ходу взад, в купе с нашим управлением мы, то есть очень углУбим наши планы, чтобы его прИнять и чтобы, конечно, весь экскурс в трудолюбие явно стоят на нашем лице, конечно, во все глаза наши, которые, честно говоря, дают вспышки, а, конечно, точнее говоря, дают всходы и плоды, лучше как бы, конечно, сказать, как цветы, то есть, конечно, понимаете?.. Да-а-а…

Друзья! Заканчивая своё, уважаемые, очень, как бы сказать, конечно, краткое поздравление, хочу позволить вам как бы сказать, что мы, как говорят, хорошие профессионалы, сегодня одели наши заслуженные ордена и медали на этой поприще, и будем очень сильно добиваться, конечно, значит, того, чтобы… да-а-а…

Ну, вы как бы сами, кажется, знаете об этом… понимаете? Да?

Поэтому на пороге третьего тысячелетия, как говорится, хотел бы позволить ещё раз поздравить и пожелать колоссательных успехов в этом, как бы конечно, трудном труде и в самой лучшей личной жизни, как я об этом позволил кончить, да-а-а… понимаете…

Теперь где-то похлопайте мне, понимаете, и себе, значит, во-от, конечно… Хлопайте, хлопайте! Во-от, да-а-а… Как уже делали об этом выше… Спасибо за ваше внимание к моим словам. Да-а-а…



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа региональных и международных исследований

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по дисциплине

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

«Связи с общественностью» – 030602.65

Тесты по орфоэпическим нормам

Вариант 1

1). Отметьте слова, в которых согласный перед выделенным «е» произносится твёрдо:

1. свитер

2. терапевт

3. сессия

4. де-юре

5. академия.

2).Отметьте слова, в которых сочетание «чн» произносится как [шн]:

1. срочный

2. суточный

3. поточный

4. яичница

5. скучный

3). Отметьте слова, в которых после мягкого согласного под ударением на месте буквы «е» произносится звук [о]:

1. никчемный

2. шерстка

3. опека

4. привлекший

5. старьевщик.

4). Отметьте слова, в которых ударение на последнем слоге:

1. баловать

2. каталог

3. жалюзи

4. пуловер

5. статуя.

5). Отметьте глагольные формы с неверным ударением:

1. одолжить

2. кашлянуть

3. поняла

4. возбуждено

5. избаловать.
Вариант 2

1) Отметьте слова, в которых согласный перед выделенным «е» произносится мягко:

1. потенциал

2. презентация

3. прессинг

4. тандем

5. стресс

2) Отметьте слова, в которых сочетание «чн» произносится как [чн]:

1. пустячный

2. конечно

3. порядочный

4. Ильинична

5. булочная

3) Отметьте слова, в которых после согласного под ударением на месте выделенной буквы «е» произносится звук [о]:

1. современный

2. свекла

3. платежеспособный

4. афера

5. щелка.

4) Отметьте слова, в которых ударение на втором слоге:

1. диспансер

2. христианин

3. принять

4. танцовщица

5. ломота.

5) Отметьте глагольные формы с неверным ударением:

1. трусить (бежать)

2. закупорить

3. звонит

4. избалую

5. начался.
Вариант 3
1) Отметьте слова, в которых на месте безударного гласного о произносится звук [о]:

1. поэт

2. трио

3. модель

4. баобаб

5. хаос.

2) Отметьте пары слов, которые являются омографами (ударный гласный выделен жирным шрифтом):

1. горы – горы

2. кулинария – кулинария

3. характерный – характерный

4. пили – пили

5. рожки – рожки.

3) Отметьте слова, в которых согласный перед выделенным «е» произносится мягко:

1. модернизм

2. фарватер

3. протезирование

4. шинель

5. пресс-секретарь.

4) Отметьте слова, в которых ударение на первом слоге:


1. звонит

2. завидно

3. черпать

4. средства

5. приговор.

5) Отметьте глагольные формы с неверным ударением:

1. врала

2. гнала

3. клала

4. поняла

5. принял.
Вариант 4

1) Отметьте слова, в которых допускается и мягкое, и твёрдое произношение согласного перед выделенным «е»:

1. ателье

2. бассейн

3. компетентный

4. Одесса

5. терапия

2) Отметьте слова, в которых после согласного под ударением на месте буквы «е» произносится звук [э]:

1. новорожденный

2. заем

3. одновременный

4. афера

5. желчь.

3) Выберите верные варианты:

1. полувер, протвень

2. пуловер, противень

3. срам, скрупулёзный

4. страм, скурпулёзный

5. дикообраз, друшлаг.

4) Отметьте слова, в которых ударение на последнем слоге:

1. творог

2. облегчить

3. хозяева

4. ворота

5. партер.

5) Отметьте слова, в которых ударение на первом слоге:

1. торты

2. принята

3. кашлянуть

4. шприцы

5. клала.
Тесты по лексическим нормам

Вариант 1
1). Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…

1. Употребление слова в точном соответствии с теми значениями, которые зафиксированы в словарях;

2. правила употребления терминов и иноязычных слов;

3.правила произношения сочетаний согласных в разных словах;

4. правила употребления синонимов с учётом различных оттенков значения.
2) Укажите причину возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.

1.Нарушение лексической сочетаемости слов;

2. употребление слова в несвойственном ему значении;

3. смешение паронимов;

4. неправильный выбор синонима.
3) В каком из данных предложений употреблено плеонастическое сочетание?

1. Леонов – первый проходимец космоса.

2. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

3. На данном предприятии свободных вакансий нет.

4. После повторного анализа были получены отличные данные.
4) В какой ситуации используется фразеологизм «Дамоклов меч»?

1. Когда хотят сказать о чём-то надёжном;

2. когда говорят о таком качестве, как крепкий;

3. когда говорят о постоянно угрожающей опасности;

4. когда говорят о чём-то надоевшем.
5) Какое значение соответствует слову «радикальный»?

1. Ритуальный, традиционный;

2. изменчивый; ложный, искажённый;

3. побочный, не основной;


4. коренной, решительный.
Вариант 2

1) Укажите правильное определение. Паронимы – это…

1. Слова, противоположные по значению;

2. слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;

3. слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;

4. слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.
2. Назовите причину речевой ошибки в предложении: Коренные аборигены хорошо знают эти места.

1. Смешение паронимов;

2. употребление слова без учёта его семантики;

3. плеоназм;

4. нарушение лексической сочетаемости.
3. Какое языковое явление использовано во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов?

1. Омонимия;

2. полисемия;

3. синонимия;

4. паронимия.
4. Какое из данных ниже словосочетаний не является фразеологизмом?

1. Вольная птица;

2. подстреленный кабан;

3. стреляная птица;

4. змея подколодная.
5. Какое значение соответствует слову «паритет»?

1. Принцип равенства и равноправия сторон;

2. положение, состояние;

3. доверительный разговор с глазу на глаз;

4. мировоззрение, осуждающее всякие войны.
Вариант 3
1) Укажите правильное определение. Анахронизм – это…

1. Слово, представляющее собой названия исчезнувшего предмета, явления или понятия;

2. слово, представляющее собой название существующей вещи и явления, по каким-то причинам вытесненное другим словом, принадлежащим к активной лексике;

3. нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определённой исторической эпохой;

4. слово или выражение, смягчающее грубый смысл речи.
2) Определите, какое языковое явление делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление.

1. Омонимия;

2. полисемия;

3. плеоназм;

4. синонимия.
3) Найдите ряд, в котором представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости.

1. Закадычный друг, щекотливый вопрос;

2. играть роль, иметь значение;

3. оказать помощь, утолить жажду;

4. неминуемая встреча, скоропостижная победа.
4) Какой из данных фразеологизмов имеет значение «подвергать резкой критике»?