Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
| |
| |
| |
| |
| |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
«Связи с общественностью» – 030602.65
Форма подготовки – очная
Школа гуманитарных наук
Кафедра рекламы и связей с общественностью
Курс 1 семестр 1,2
лекции 34 (час.)
практические занятия _51_(час.)
семинарские занятия
лабораторные работы
консультации
всего часов аудиторной нагрузки 85 (час.)
самостоятельная работа 88 (час.)
реферативные работы
контрольные работы
зачет
экзамен 1,2 семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Пр. министерства образования РФ № 42мжд/сп от 14.03.2000)
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры русского языка и литературы «01» 09. 2011 г. протокол № 1
Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г.М.
Составитель (ли): к.ф.н., доцент Жукова Т. А.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
Рабочая учебная программа дисциплины
Конспекты лекций
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Контрольно-измерительные материалы
Глоссарий
Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Дисциплина «Русский язык и культура речи» логически и содержательно связана со всем блоком гуманитарных и точных дисциплин, изучаемых в вузе.
Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
-
рабочую учебную программу дисциплины; -
конспекты лекций; -
темы практических занятий и задания к ним; -
материалы для организации самостоятельной работы студентов; -
контрольно-измерительные материалы; -
список литературы; -
глоссарий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
| |
| |
| |
| |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
«Связи с общественностью» – 030602.65
Форма подготовки – очная
Школа гуманитарных наук
Кафедра рекламы и связей с общественностью
Курс 1 семестр 1,2
лекции 34 (час.)
практические занятия _51_(час.)
семинарские занятия
лабораторные работы
консультации
всего часов аудиторной нагрузки 85 (час.)
самостоятельная работа 88 (час.)
реферативные работы
контрольные работы
зачет
экзамен 1,2 семестр
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Пр. министерства образования РФ № 42мжд/сп от 14.03.2000)
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры русского языка и литературы «01» 09. 2011 г. протокол № 1
Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г.М.
Составитель (ли): к.ф.н., доцент Жукова Т. А.
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
Аннотация
Цель данного курса:
Повышение уровня коммуникативной компетенции студентов, которая предполагает умение оптимально использовать средства современного русского литературного языка в различных речевых ситуациях при устном и письменном общении.
Задачи курса:
- дать представление об основных свойствах языковой системы, о законах функционирования русского литературного языка и современных тенденциях его развития;
- познакомить с системой норм русского языка и совершенствовать навыки правильной речи (устной и письменной);
- показать богатые выразительные возможности русского языка;
- научить ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
- сформировать навыки владения жанрами устной речи (умения выступать перед аудиторией с докладами, соблюдать правила речевого этикета);
- сформировать навыки владения жанрами письменной речи (умения создавать тексты жанров научного и официального-делового стилей речи);
- расширить активный словарный запас студентов;
- научить пользоваться различными нормативными словарями и справочниками.
І. содержание теоретической части курса (34 часа)
МОДУЛЬ 1. Основные понятия культуры речи.
Тема 1. Язык как знаковая система (2 ч.). Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания; язык как средство хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания. Язык и культура. Язык и речь. Речь как продукт речевой деятельности. Её формы: устная и письменная, разновидности: диалогическая и монологическая. Что такое культура речи
Тема 2. Современный русский литературный язык (2 ч.). Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и индоевропейскими языками. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков. Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка, обслуживающий разнообразные культурные потребности всего народа. Нелитературные варианты русского языка: диалекты, просторечие, арго – и области их функционирования.
МОДУЛЬ 2. Нормы русского литературного языка.
Тема 3. Нормы литературного языка (2 ч.). Понятие языковой нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Коммуникативная целесообразность нормы. Признак нормы: системность, ставильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Динамичность и историческая изменчивость норм. Факторы, влияющие на изменение норм ( влияние на литературный язык диалектов и просторечия, взаимодействие стилей и др.). Норма и речевой вкус. Основные типы норм: императивные (строго обязательные) и диспозитивные (восполнительные) нормы. Норма и вариантность языковых единиц. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные произносительные нормы современного русского литературно-го языка (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, со-четаний согласных, произношение грамматических форм). Особенности произ-ношения иноязычных слов. Основные черты русского ударения. Функции ударения. Основные
ак-центологические нормы современного русского литературного языка (правила постановки ударения в именах существительных, прилагательных, в глаголах, причастиях, наречиях).
Тема 4. Лексические нормы русского литературного языка (2 ч.). Лексические нормы как регуляторы точности речи. Правила выбора слова. Закономерности лексической сочетаемости (логической, привычной, стилистической). Основные причины лексических ошибок. Виды лексических ошибок. Речевая недостаточность и речевая избыточность (тавтология и плеоназм). Ошибки при употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка. Полисемия и стилистические функции многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия. Использование в речи синонимов и антонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.
Тема 5. Грамматические нормы русского литературного языка. Морфологические нормы (2 ч.). Понятие морфологической нормы. Тенденции движения морфологических норм. Употребление имен существительных, отражающих колебания в роде, падеже, числе. Род несклоняемых существительных и аббревиатур. Варианты падежных окончаний. Склонение собственных имен существительных. Нормы употребления разных видов числительных. Трудные случаи употребления количественно-именных сочетаний.
Нормы употребления имён прилагательных. Варианты употребления форм кратких прилагательных. Степени сравнения. Нормы употребления глаголов (вид, залог, особенности некоторых личных форм).
Тема 6. Синтаксические нормы русского литературного языка (2 ч.). Особенности синтаксических норм. Трудные случаи управления. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда. Ошибки в построении сложных предложений
МОДУЛЬ 3. Функциональные стили языка.
Тема 7. Понятие о функциональном стиле (2 ч.). Функциональные стили современного русского языка. Общая характеристика стилей речи. Взаимодействие функциональных стилей. Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Тема 8. Научный и деловой стили (4 ч.). Научный стиль: стилевые и жанровые особенности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности, сфера функционирования.