Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1256

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следовательно, при восприятии раздражителей проис­ходит их различение, т. е. анализ. Органы, обеспечивающие восприятие и различение раздражителей, И. П. Павлов на­звал анализаторами. Например, зрительный анализатор состоит из зрительных рецепторов, зрительного нерва и зри­тельной зоны коры полушарий головного мозга. Так что животное видит предметы не одними глазами, а при помо­щи зрительного анализатора в целом.

В естественных условиях на организм собаки действует много раздражителей одновременно. Но ответная реакция благодаря анализу возникает лишь на наиболее важные из них. Реакция на остальные, несущественные раздражители тормозится. Таким образом, деятельность различных ана­лизаторов обуславливает тонкое приспособление организма к условиям внешней среды.

Рецепторы, раздражение которых сопровождается воз­никновением в коре больших полушарий головного мозга ощущений, называются органами чувств. Роль органов чувств чрезвычайно велика. Например, с помощью зрения собака четко улавливает особенности движения человека и отдельных частей его тела, различные жесты рукой, мими­ку лица, позу, темп движения дрессировщика и т. п.

Зрение позволяет собаке увидеть идущего человека на расстоянии 500-700 м. Однако окружающий мир собака видит в черно-белом изображении.

Орган слуха собаки воспринимает звуковые волны до 40 Кгц. Собака четко различает команды, различные шумы, шорохи и т. п. Слабые шорохи, которые человек слышит на расстоянии не более 6 м, собака слышит на расстоянии 24 м.

Исключительно сильно у собаки развито обоняние. Оно в 11 500 раз сильнее, чем у человека. Собака различает до полумиллиона запахов. С помощью обоняния собака способ­на находить не только людей, но и взрывчатые и наркоти­ческие вещества, утечку газа в газопроводах, а также запа­хи руд на глубине до 5-7 м и т. д.

Рецепторы кожи собаки воспринимают тепло, холод, соприкосновение, давление, болевые воздействия. Поэтому дрессировщик может воздействовать на собаку прикоснове­нием (поводком).

Органы чувств обладают способностью приспосабливать­ся к раздражителям различной силы. Так, собаку можно заставить не реагировать на выстрелы и другие сильные зву­ки. Но свойство рецепторов приспосабливаться к раздражи­телям может иметь и отрицательное действие. Например, при длительной работе с одними и теми же запахами у со­баки снижается чувствительность обоняния. Все это нуж­но учитывать при дрессировке собак и их служебном при­менении.



Контрольные вопросы и задания

  1. Что представляют собой понятия «поведение», «дрессировка», «рецепторы»?

  2. Какова чувствительность различных органов чувств (зрения, слуха, обоняния) собак?

  3. Какова роль дрессировщика в развитии способности чувстви­тельных органов собаки?

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ДРЕССИРОВКА
СЛУЖЕБНЫХ СОБАК


Дрессировкой называется последовательное приучение со­баки к выполнению определенных действий по командам и жестам дрессировщика. Дрессировать собаку — значит по­следовательно приучать ее совершать те или иные действия, необходимые для несения службы. Дрессировка необходи­ма любой собаке независимо от ее размеров, породной при­надлежности и места обитания.

Большинству собак мелких пород вполне достаточно изу­чить и освоить команды общего курса послушания: «Ко мне!», «Фу!», «Рядом!», «Место!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!». Собакам средних и крупных размеров доступен общий курс дрессировки (ОКД), где кроме послушания обу­чают преодолению препятствий и работе с предметами. Про­хождение такого курса развивает у собаки ловкость, силу и уверенность.

Важно не упустить момент, когда собака окрепла физи­чески и психически, но еще не повзрослела. Нельзя подвер­гать большим физическим и нервно-психическим нагрузкам маленького щенка. Но необходимо учесть, что с повзрослев­шей собакой в процессе дрессировки возникнет много про­блем, так как время становления ее привычек и отношений с хозяином будет упущено. Лучше всего приступать к дрес­сировке тогда, когда собаке исполнится чуть больше полу­года. Если опыта у хозяина животного пока недостаточно, лучше обратиться к опытному специалисту за консультаци­ей. Только опытный дрессировщик сможет определить, ка­кие нагрузки полагаются собаке, и как добиться послуша­ния собаки, не «поломав» ее психику.

Контакт хозяина со своим питомцем — основа основ вос­питания и дрессировки собаки. На этой основе будет стро­иться выработка у собаки всех желаемых навыков. И здесь главная задача хозяина — пробудить в собаке интерес к себе, своим действиям и командам. Хозяин должен играть гла­венствующую роль, всегда быть для своей собаки «веду­щим», а собака — принимать как должное любые действия хозяина. Также хозяин должен научиться просчитывать любые поступки собаки и быть готовым реагировать на них адекватно.

Существует два принципа дрессировки.
Первым прин­ципом является дрессировка собак от простого к сложному. Вторым — постепенный ввод усложнений.

Команда хозяина является законом для собаки, и она не должна уклоняться от ее выполнения. В случае отказа необ­ходимо позаботиться о мере воздействия. Это не только «ме­ханическое» действие (рывок поводком, нажим на холку), но и применение поощрительных способов по формуле:

«команда — побуждающее действие — поощрение».

Все желательные действия собаки следует поощрять, а нежелательные — пресекать. Обычно желательные действия собаки поощряются лакомством, поглаживанием или игрой. Собака должна понимать, что хозяин искренне радуется ее успехам. Поощрение обычно следует сразу после действия собаки или во время действия. Нежелательные действия пресекаются переключением внимания собаки на другой объект.

Систематическая тренировка служебных собак позволя­ет добиться у них более высоких служебных качеств как в работе по следу, так и в выполнении других приемов общей и специальной дрессировки. Учение о дрессировке служеб­ных собак слагается из теории дрессировки и техники дрес­сировки.

Теория и техника дрессировки. В теории дрессировки изучаются такие вопросы, как:

  • раздражители, применяемые при дрессировке собак, и правила их применения;

  • роль дрессировщика и его помощника;

  • методы дрессировки;

  • условия, способствующие безотказной работе собаки;

  • предупреждение возможных ошибок, затрудняющих дрессировку;

  • типы нервной высшей деятельности и особенности дрес­сировки служебных собак различных типов;

  • преобладающие реакции и использование их в дресси­ровке.

Техника дрессировки преследует цель научить дресси­ровщика правильному, последовательному, методическому и техническому построению приемов дрессировки. Техника дрессировки подразделяется на три раздела: общая дресси­ровка, специальная дрессировка и тренировка служебных собак.

Общая дрессировка — это приучение собаки к общему послушанию, подчинению ее поведения требованиям дрес­сировщика. Общие приемы дрессировки являются основой для дальнейшей специальной дрессировки собак, которых готовят к определенному виду службы.


Специальная дрессировка — это приучение собаки к розыскной, конвойной, караульной и другой службе.

Тренировка — это систематические упражнения с целью закрепления у собаки ранее выработанных в процессе дрес­сировки условных рефлексов (навыков) и их развития и со­вершенствования применительно к конкретным разнообраз­ным условиям службы.

6.1.

МАСТЕРСТВО ДРЕССИРОВЩИКА —
ОСНОВА УСПЕХА


Успех дрессировки собак зависит от степени знания дрес­сировщиком теоретических основ дрессировки и наличия практических навыков. Дрессировщик должен умело ис­пользовать врожденные особенности собаки (тонкость обо­няния, слух, зрение, естественные повадки) и развивать, совершенствовать у нее новые желательные для службы ка­чества.

Процесс дрессировки заключается в установке связи между выполнением собакой желаемого действия и соответ­ствующей командой. Другими словами, процесс дрессиров­ки заключается в выработке у собаки условного рефлекса.

Дрессировщик, прежде всего, должен решить, каким пу­тем ему предстоит заставить собаку выполнить требуемое дей­ствие, после чего ему необходимо связать это действие с соот­ветствующей командой. Это и есть одна из самых трудных задач дрессировщика— применить тот или иной «подход», так или иначе воздействовать на собаку для того, чтобы она выполнила желаемое действие. Дрессировщику необходимо знать характер (тип высшей нервной деятельности) своей со­баки и степень ее общей подготовленности, чтобы придумать раздражители, на которые собака даст желаемую реакцию. Когда задача будет выполнена и собака сделает (хотя бы и недостаточно четко) желаемое действие, таковое необходимо связать с командой и рядом повторных упражнений, т. е. за­крепить полученную связь. Такая установка связи состоит из двух составных элементов: действия безусловного (непосред­ственного) и условного раздражителей. К примеру, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде, нужно как-то воспроизвести процесс посадки и связать этот момент с ко­мандой («сигналом» непосредственного раздражителя), да­ваемой на полсекунды-одну секунду раньше. Обычно дресси­ровщик, положив одну руку на крестец (в области почек собаки), легким надавливанием заставляет ее согнуть задние лапы и сесть. В данном случае надавливание на крестец соба­ки, вызывающее само действие, т. е. посадку, и является не­посредственным, безусловным раздражителем. До момента надавливания на крестец собаки должна прозвучать команда дрессировщика «Сидеть!» (звуковой раздражитель). Весь про­цесс нужно повторить несколько раз.