ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1256
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следовательно, при восприятии раздражителей происходит их различение, т. е. анализ. Органы, обеспечивающие восприятие и различение раздражителей, И. П. Павлов назвал анализаторами. Например, зрительный анализатор состоит из зрительных рецепторов, зрительного нерва и зрительной зоны коры полушарий головного мозга. Так что животное видит предметы не одними глазами, а при помощи зрительного анализатора в целом.
В естественных условиях на организм собаки действует много раздражителей одновременно. Но ответная реакция благодаря анализу возникает лишь на наиболее важные из них. Реакция на остальные, несущественные раздражители тормозится. Таким образом, деятельность различных анализаторов обуславливает тонкое приспособление организма к условиям внешней среды.
Рецепторы, раздражение которых сопровождается возникновением в коре больших полушарий головного мозга ощущений, называются органами чувств. Роль органов чувств чрезвычайно велика. Например, с помощью зрения собака четко улавливает особенности движения человека и отдельных частей его тела, различные жесты рукой, мимику лица, позу, темп движения дрессировщика и т. п.
Зрение позволяет собаке увидеть идущего человека на расстоянии 500-700 м. Однако окружающий мир собака видит в черно-белом изображении.
Орган слуха собаки воспринимает звуковые волны до 40 Кгц. Собака четко различает команды, различные шумы, шорохи и т. п. Слабые шорохи, которые человек слышит на расстоянии не более 6 м, собака слышит на расстоянии 24 м.
Исключительно сильно у собаки развито обоняние. Оно в 11 500 раз сильнее, чем у человека. Собака различает до полумиллиона запахов. С помощью обоняния собака способна находить не только людей, но и взрывчатые и наркотические вещества, утечку газа в газопроводах, а также запахи руд на глубине до 5-7 м и т. д.
Рецепторы кожи собаки воспринимают тепло, холод, соприкосновение, давление, болевые воздействия. Поэтому дрессировщик может воздействовать на собаку прикосновением (поводком).
Органы чувств обладают способностью приспосабливаться к раздражителям различной силы. Так, собаку можно заставить не реагировать на выстрелы и другие сильные звуки. Но свойство рецепторов приспосабливаться к раздражителям может иметь и отрицательное действие. Например, при длительной работе с одними и теми же запахами у собаки снижается чувствительность обоняния. Все это нужно учитывать при дрессировке собак и их служебном применении.
Контрольные вопросы и задания
-
Что представляют собой понятия «поведение», «дрессировка», «рецепторы»? -
Какова чувствительность различных органов чувств (зрения, слуха, обоняния) собак? -
Какова роль дрессировщика в развитии способности чувствительных органов собаки?
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ДРЕССИРОВКА
СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
Дрессировкой называется последовательное приучение собаки к выполнению определенных действий по командам и жестам дрессировщика. Дрессировать собаку — значит последовательно приучать ее совершать те или иные действия, необходимые для несения службы. Дрессировка необходима любой собаке независимо от ее размеров, породной принадлежности и места обитания.
Большинству собак мелких пород вполне достаточно изучить и освоить команды общего курса послушания: «Ко мне!», «Фу!», «Рядом!», «Место!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!». Собакам средних и крупных размеров доступен общий курс дрессировки (ОКД), где кроме послушания обучают преодолению препятствий и работе с предметами. Прохождение такого курса развивает у собаки ловкость, силу и уверенность.
Важно не упустить момент, когда собака окрепла физически и психически, но еще не повзрослела. Нельзя подвергать большим физическим и нервно-психическим нагрузкам маленького щенка. Но необходимо учесть, что с повзрослевшей собакой в процессе дрессировки возникнет много проблем, так как время становления ее привычек и отношений с хозяином будет упущено. Лучше всего приступать к дрессировке тогда, когда собаке исполнится чуть больше полугода. Если опыта у хозяина животного пока недостаточно, лучше обратиться к опытному специалисту за консультацией. Только опытный дрессировщик сможет определить, какие нагрузки полагаются собаке, и как добиться послушания собаки, не «поломав» ее психику.
Контакт хозяина со своим питомцем — основа основ воспитания и дрессировки собаки. На этой основе будет строиться выработка у собаки всех желаемых навыков. И здесь главная задача хозяина — пробудить в собаке интерес к себе, своим действиям и командам. Хозяин должен играть главенствующую роль, всегда быть для своей собаки «ведущим», а собака — принимать как должное любые действия хозяина. Также хозяин должен научиться просчитывать любые поступки собаки и быть готовым реагировать на них адекватно.
Существует два принципа дрессировки.
Первым принципом является дрессировка собак от простого к сложному. Вторым — постепенный ввод усложнений.
Команда хозяина является законом для собаки, и она не должна уклоняться от ее выполнения. В случае отказа необходимо позаботиться о мере воздействия. Это не только «механическое» действие (рывок поводком, нажим на холку), но и применение поощрительных способов по формуле:
«команда — побуждающее действие — поощрение».
Все желательные действия собаки следует поощрять, а нежелательные — пресекать. Обычно желательные действия собаки поощряются лакомством, поглаживанием или игрой. Собака должна понимать, что хозяин искренне радуется ее успехам. Поощрение обычно следует сразу после действия собаки или во время действия. Нежелательные действия пресекаются переключением внимания собаки на другой объект.
Систематическая тренировка служебных собак позволяет добиться у них более высоких служебных качеств как в работе по следу, так и в выполнении других приемов общей и специальной дрессировки. Учение о дрессировке служебных собак слагается из теории дрессировки и техники дрессировки.
Теория и техника дрессировки. В теории дрессировки изучаются такие вопросы, как:
-
раздражители, применяемые при дрессировке собак, и правила их применения; -
роль дрессировщика и его помощника; -
методы дрессировки; -
условия, способствующие безотказной работе собаки; -
предупреждение возможных ошибок, затрудняющих дрессировку; -
типы нервной высшей деятельности и особенности дрессировки служебных собак различных типов; -
преобладающие реакции и использование их в дрессировке.
Техника дрессировки преследует цель научить дрессировщика правильному, последовательному, методическому и техническому построению приемов дрессировки. Техника дрессировки подразделяется на три раздела: общая дрессировка, специальная дрессировка и тренировка служебных собак.
Общая дрессировка — это приучение собаки к общему послушанию, подчинению ее поведения требованиям дрессировщика. Общие приемы дрессировки являются основой для дальнейшей специальной дрессировки собак, которых готовят к определенному виду службы.
Специальная дрессировка — это приучение собаки к розыскной, конвойной, караульной и другой службе.
Тренировка — это систематические упражнения с целью закрепления у собаки ранее выработанных в процессе дрессировки условных рефлексов (навыков) и их развития и совершенствования применительно к конкретным разнообразным условиям службы.
6.1.
МАСТЕРСТВО ДРЕССИРОВЩИКА —
ОСНОВА УСПЕХА
Успех дрессировки собак зависит от степени знания дрессировщиком теоретических основ дрессировки и наличия практических навыков. Дрессировщик должен умело использовать врожденные особенности собаки (тонкость обоняния, слух, зрение, естественные повадки) и развивать, совершенствовать у нее новые желательные для службы качества.
Процесс дрессировки заключается в установке связи между выполнением собакой желаемого действия и соответствующей командой. Другими словами, процесс дрессировки заключается в выработке у собаки условного рефлекса.
Дрессировщик, прежде всего, должен решить, каким путем ему предстоит заставить собаку выполнить требуемое действие, после чего ему необходимо связать это действие с соответствующей командой. Это и есть одна из самых трудных задач дрессировщика— применить тот или иной «подход», так или иначе воздействовать на собаку для того, чтобы она выполнила желаемое действие. Дрессировщику необходимо знать характер (тип высшей нервной деятельности) своей собаки и степень ее общей подготовленности, чтобы придумать раздражители, на которые собака даст желаемую реакцию. Когда задача будет выполнена и собака сделает (хотя бы и недостаточно четко) желаемое действие, таковое необходимо связать с командой и рядом повторных упражнений, т. е. закрепить полученную связь. Такая установка связи состоит из двух составных элементов: действия безусловного (непосредственного) и условного раздражителей. К примеру, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде, нужно как-то воспроизвести процесс посадки и связать этот момент с командой («сигналом» непосредственного раздражителя), даваемой на полсекунды-одну секунду раньше. Обычно дрессировщик, положив одну руку на крестец (в области почек собаки), легким надавливанием заставляет ее согнуть задние лапы и сесть. В данном случае надавливание на крестец собаки, вызывающее само действие, т. е. посадку, и является непосредственным, безусловным раздражителем. До момента надавливания на крестец собаки должна прозвучать команда дрессировщика «Сидеть!» (звуковой раздражитель). Весь процесс нужно повторить несколько раз.