ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1260
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После ряда повторений дрессировщик выясняет, достаточно ли крепко воспитался условный рефлекс, т. е. твердо ли установилась желаемая связь команды с действием. Для этого он больше не производит принудительного нажима, а дает лишь одну команду. Если связь достаточно закрепилась, то, получив один звуковой (условный) раздражитель, собака, в силу установки условного рефлекса, сядет сама. Если при одном звуковом раздражителе соответствующего действия не наступает, то это значит, что связь непосредственного и условного раздражителей еще не установлена, т. е. условный рефлекс не выработан. В этом случае дрессировщику следует снова приступить к отработке совместного действия обоих раздражителей. Другими словами, в процессе воспитания условного рефлекса непосредственным раздражителем является тот или иной раздражитель, вызывающий само действие (безусловный рефлекс), а условным раздражителем — команда или жест. Крайне важным в этом вопросе является правильная установка взаимосвязи между непосредственными и условными (замещающими) раздражителями. Здесь следует запомнить, что всякий условный раздражитель является сигналом непосредственного раздражителя.
6.2.
ВЫРАБОТКА РЕФЛЕКСОВ
В зависимости от условий работы время между дачей условного раздражителя и дачей непосредственного раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, колеблется от одновременного действия до действия через 30 с и далее. В первом случае имеет место так называемый совпадающий рефлекс, а во втором — отставленный рефлекс.
Совпадающий рефлекс, безусловно, воспитывается легче, чем отставленный рефлекс. Например, при выработке в физиологической лаборатории пищевого (слюнного) рефлекса на звук метронома вначале пускается метроном (условный сигнал), а через 5-10 с появляется пища.
Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы условный раздражитель чувствовался (воспринимался) достаточно ярко. В целом ряде приемов нашей полевой дрессировки, особенно тех приемов, которые воспитываются на основе принуждения, первоначальную команду («сигнал») необходимо давать несколько ранее непосредственного раздражителя. Например, во время обучения собаки хождению рядом, команду «Рядом!» нужно давать перед рывком собаки, чтобы команда стала прочным сигналом последующего рывка. При таком методе дрессировки собака, услышав команду «рядом», немедленно подбежит к ноге дрессировщика, чтобы избежать последующего рывка.
Интонации дрессировщика. Значение интонаций при дрессировке чрезвычайно велико, и это вполне понятно, учитывая исключительно тонко развитый слух у собак. Добавим к этому то, что собаки, обладая чутким слухом, различают 1/8 тона, когда человек обычно различает только 1/2 тона. Сменой различных интонаций в зависимости от поведения собаки на данный момент шлифуется прием и вырабатывается безотказность выполнения.
Интонация слагается из силы звука, высоты звука или тембра. Дрессировка различает в общем три основные интонации: ласка, приказание и угроза. Необходимо предостеречь неопытного дрессировщика: интонация ни в коем случае не должна иметь искусственно создаваемых ноток, так как собака немедленно почувствует фальшь и станет относиться недоверчиво к дрессировщику.
Самое важное в применении интонаций заключается, прежде всего, в установлении у собаки связи (выработке условного вспомогательного рефлекса на интонацию) между фактом реально получаемой ласки с самой интонацией ласки (поощрения) и, наоборот, — факта действий «неприятно» — принудительного характера с интонациями угрозы (условных вспомогательных рефлексов, шлифующих выполнение приема). Вторым важным моментом является комбинирование дрессировщиком тех или иных интонаций в зависимости от разных моментов поведения собаки: ласка при исполнении и угроза (принуждение) при невыполнении требуемого действия.
Когда собака хорошо освоится с интонациями ласки (поощрения) и угрозы (они же принуждения или запрещения), необходимо в проработку каждого приема вводить так называемые контрактовые интонации. Например, когда собака не исполняет требуемого действия, дрессировщик должен послать ей сигнал угрозы (интонация угрозы является раздражителем, вызывающим оборонительную реакцию), и собака исполнит прием. В повторной даче приказания, при неисполнении собакой желаемого действия, дрессировщику необходимо усилить интонацию угрозы, т. е. дрессировщик должен говорить резче и внушительнее, как бы напоминая собаке о «грядущей» неприятности (принуждении). Когда собака выполнит прием, дрессировщик должен «поощрить» ее интонацией ласки. Таким образом, с помощью контраста двух видов интонаций дрессировщик прививает собаке четкое исполнение его команд, так как собака начинает осознавать связь получения «неприятных» и заставляющих тонов в моменты неисполнения и «приятных» тонов при исполнении приема.
Команда — это комплекс звуков. Собака отличает одну команду от другой по различному сочетанию звуков. Команды должны быть краткими, четкими, стандартными. Изменять их нельзя («Апорт!», но не «Принеси предмет!»). К сожалению, это распространенная ошибка неопытных дрессировщиков. Например, если собака отказывается взять тот или иной предмет во время ее обучения команде «Апорт!», нельзя уговаривать ее сделать это, используя такие слова, как: «Ну, возьми, возьми», «Бери» ит. д. Проблема в том, что вместо знакомой собаке команды «Апорт!», которую в данный момент именно и нужно произнести в приказном тоне, дрессировщик использует совершенно незнакомые для нее слова, которые только сбивают ее. Дрессировщик привык к тому, что в человеческой речи на одно действие есть ряд условных обозначений (слов) и, не имея четких навыков, сбивает собаку, вводя новые команды, новые слова, понятные для человека и совершенно непонятные для собаки. Стандартность, т. е. неизменяемость команд, вызывается и возможностью перевода собаки в другое место работы и передачи другому дрессировщику.
Принуждения. Одним из главнейших факторов обучения собаки является принуждение, воспитывающее у нее безотказность исполнения приема вне зависимости от различных отвлекающих обстоятельств. Принуждение есть заставляющий фактор к выполнению того или иного нежелательного для собаки действия или тормоз, мешающий идти по пути «влечения». В основу всех видов принуждения положено следующее «внушение»: я должен исполнить неприятное для меня действие, так как если я его не исполню, меня ждет еще большая неприятность.
Следовательно, принуждение является возбудителем оборонительных реакций, где исполнение хотя бы и неприятного на данный момент действия есть лучшая оборона от еще большей «неприятности».
Для чего нужны принудительные действия, что заставляет дрессировщика применять их? На этот вопрос можно ответить так — не все желаемые для нас действия «приятны» и отсутствие принудительного влияния, естественно, не заставит собаку выполнять неприятные для нее действия. Кроме того, ряд приемов обучения (например, посадка, укладка, хождение рядом) требуют принудительных действий дрессировщика и в самом начале обучения этим приемам.
Принудительное действие при дрессировке имеет две роли. Водном случае оно является способом обучения (непосредственным раздражителем), когда собака, не зная приема, посредством принудительного влияния выполняет прием. В другом случае — принудительное действие является способом «воздействия», употребляемого в том случае, когда собака знает, но «не хочет» выполнить уже известный ей прием. В тех случаях, когда необходимо применить принуждение как заставляющий фактор, уступок быть не может, иначе влияние дрессировщика на собаку будет потеряно.
Какие действия для собаки будут носить принудительный характер? Прежде всего, действие поводка, строгого ошейника (парфорса), хлыста и угрожающих интонаций, заменяющих впоследствии все перечисленные выше виды (после того как угрожающая интонация, связанная с достаточно сильной физической неприятностью, воспитает у собаки условный рефлекс на угрожающую интонацию). Применение хлыста должно быть связано с самим моментом отказа от работы, с моментом невыполнения приема, чтобы связать одновременно оба элемента, т. е. факт неисполнения собакой приема и сильное принудительное средство (рывок поводка, парфорс или хлыст).
Хлыст в руках опытного дрессировщика не всегда является «наказанием». Он может быть сильным принудительным средством, фактором, вызывающим оборонительную реакцию, побуждающим к действию, — выполнению приема в целях обороны и ничего больше. Если собака не исполняет прием — звучит угрожающая интонация. Собака все же не выполняет прием, так как он «неприятен» для нее, — снова звучит угрожающая интонация. Если повторная угрожающая интонация не вызовет исполнения — собака получит еще большую неприятность в виде резкого удара хлыста или рывка ошейника. Получение такого неприятного ощущения начнет быстро ассоциироваться у собаки с угрожающими интонациями. При таком построении оборонительная реакция (боязнь этого удара) вызовет исполнение приема. Но когда собака исполнит прием, она немедленно получает ласку, лакомый кусочек. При ряде повторений такого контраста действий ласки и угрозы собака усваивает, что исполнение приема влечет получение «приятного», а неисполнение неразрывно связано с «неприятным». Собаке предоставлен выбор между исполнением и неисполнением. В этом и есть цель принудительных действий.
Конечно, можно не применять таких сильных факторов принуждения, как, например, удар хлыста (нужно еще раз подчеркнуть, что мы не представляем себе так называемое «битье хлыстом», когда нужно только получение резкой, короткой неприятности). Можно в ряде приемов и в ряде отказов собаки от выполнения ограничиться более слабыми действиями.
Если применение принуждения будет поставлено правильно, то дрессировка будет чрезвычайно легка, и собака никогда не будет запуганной при правильном чередовании угрозы и принуждения (при отказе от работы), ласки и поощрения (при исполнении ее). Здесь необходимо подчеркнуть, что сила даваемых принуждений должна соответствовать типологическим особенностям данной собаки. Естественно, что для собак недостаточно злобных и трусливых сильные принуждения могут вызвать страх. Этого можно избежать, хорошо продумывая свои действия во время дрессировки.
Дрессировщик, прорабатывая вопрос о принуждениях, должен знать, что собаку можно учить и без принуждения и она в конце концов научится выполнять приемы, т. е. у нее выработается основной условный рефлекс.
Применение сильных принуждений имеет большое значение в тех случаях, когда дрессировщику нужно заглушать некоторые из врожденных инстинктов (например, активно оборонительный инстинкт на другую собаку, хватка спокойно стоящего человека ит. п.). В этих случаях даже достаточно сильные принуждения в противовес разбушевавшимся инстинктам почти не влияют на собаку и требуют усиленных применений.
В период первоначального обучения необходимо позволять собаке делать ошибки, создавая этим искусственную обстановку для развития полезного контраста ласки за выполнение и угрозы при отказе. Только таким способом реального показа и может быть выучен ряд приемов.
Таким образом, по вопросу об использовании принуждения можно сделать следующие выводы:
-
Встречается принуждение двух видов: а) как способ обучения и б) как способ воздействия (прием, вырабатывающий безотказность выполнения). -
Сила даваемого принуждения должна соответствовать типологическим особенностям (характеру) собаки. -
Целесообразное применение принуждения — такое принуждение, которое воспитывает у собаки следующую установку: я должна выполнить неприятное действие, так как иначе меня ждет большая неприятность. -
Действие принуждения всегда должно быть связано с лаской при исполнении требуемого действия. -
Факт принудительного действия должен быть всегда связан с угрожающей интонацией, дабы воспитать условный рефлекс обязательности исполнения на одну интонацию. -
Факт принуждения должен быть связан с моментом неисполнения. -
Принуждение никогда не должно быть рассматриваемо как наказание или как месть за содеянный проступок.