ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1255
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правильное кормление и режим содержания до 6-8 мес. являются решающими для выращивания собаки. Конечно, важно обеспечить соответствующие условия и для дальнейшего развития молодой собаки. Однако, чем моложе щенок и быстрее темп роста, тем важнее его полноценно кормить.
От полугода до года рост щенков по главным показателям прекращается, хотя процесс развития и формирования экстерьерных форм еще не завершен. Он продолжается до 2-2,5 лет. У сук этот период заканчивается ранее (после первого щенения), у кобелей — после первых вязок.
Условия и режим содержания щенков должны соответствовать особенностям породы и характеру ее применения на службе. Например, для овчарок полезнее содержание на открытом воздухе. Однако щенков овчарок в возрасте 12 мес., не приспособленных к зимним условиям, в холодное время года целесообразно держать в отапливаемом помещении или дома.
Выбор места для щенка в доме зависит от жилищных условий, но в любом случае щенок не должен жить в проходе, чтобы не мешать членам семьи, а также у входа в квартиру, где на него будет дуть из-под двери. Нельзя устраивать место для щенка в ванной и в помещениях с цементным или кафельным полом, а также вблизи отопительных батарей и печей.
На выбранное место следует положить плотный коврик (половичок) в чехле. Не стоит использовать ватные подстилки и матрасы, так как они негигиеничны. Можно сделать так называемую «собачью постель» — на четырехугольную деревянную раму натянуть брезент или другую плотную материю. В любой момент брезент можно будет снять и постирать.
Для содержания щенка на открытом воздухе обустраивают небольшой вольер (участок, огороженный проволочной сеткой). Грунт внутри вольера должен быть твердым. Вольер рекомендуется строить так, чтобы в течение всего дня, особенно летом, одна его часть освещалась солнцем, а другая часть оставалась в тени. В вольере нужно поставить разборную деревянную будку. Размер будки зависит от породы собаки. В холодное время на входное отверстие можно повесить занавеску из брезента или плотного войлока, а внутрь положить подстилку из соломы, древесных стружек или сена. Осенью и весной в вольер можно положить деревянный щит, для того, чтобы щенок мог лежать на сухом месте. Кроме того, необходимо обеспечить сток воды.
Для правильного роста и развития щенка важно регулярно предоставлять щенку возможность бегать, прыгать и плавать. Ни движение собаки в вольере, ни длительные проводки на поводке не могут заменить щенку прогулок в свободном состоянии.
Усиленная физическая тренировка — один из важнейших элементов правильного выращивания и содержания щенка любой породы. Щенка, воспитывающегося в доме, надо выводить во двор после каждого кормления, а также после сна. Начинать играть со щенком можно только после того, как он выполнит естественные надобности, иначе, заигравшись, он забудет о них. Наказывать щенка за то, что он оправляется в комнате, нельзя. Нужно следить за его поведением и своевременно выводить во двор.
В возрасте 1-2 мес. щенок должен много спать. В семьях, где есть дети, это особенно важно помнить. Переутомленный игрой щенок не сможет нормально есть — могут начаться рвота, расстройства желудка. Поэтому игры и прогулки должны быть не только регулярными, но и посильными.
У щенка должны быть шлейка и мягкий ошейник, соответствующие его размеру. Для молодого щенка лучше использовать шлейку, сшитую из мягкого материала. Такая шлейка не мешает во время движения и не травмирует, как ошейник, слабую еще в этом возрасте шею. Ошейник надевается так, чтобы под него проходили два пальца. Строгий ошейник (парфорс) надевают тогда, когда удержать собаку на мягком ошейнике становится трудно. Для щенка нужно два поводка: один обычный — прогулочный, другой длинный — дрессировочный. Не следует заменять поводок цепочкой, которая режет руку. Ею пользуются лишь тогда, когда необходимо так привязать собаку, чтобы она не перегрызла поводок. Намордник приходится менять несколько раз, по мере роста щенка.
Для чистки щенков необходима щетка, лучше всего массажная, резиновая, капроновая или же жесткая, щетинная. Щенка нужно ежедневно расчесывать гребнем и чистить щеткой, а затем протирать влажной суконкой по ходу роста шерсти. Моют щенка редко, обычно по необходимости, когда он выпачкается. Вымыв щенка, следят, чтобы шерсть хорошо прополоскалась, чтобы вода не попала в уши. Затем его тщательно вытирают. Вымытого щенка нужно беречь от сквозняков. В зимний период щенка лучше не мыть, а чистить снегом. В летнее жаркое время щенка хорошо купать в чистой проточной воде. Плавание хорошо развивает грудную клетку и укрепляет конечности.
Приучая щенка плавать, увеличивают время его нахождения в воде постепенно, при этом следят, чтобы он не переутомился и не продрог. После купания щенку дают возможность побегать, чтобы он обсох.
4.2.
ИГРУШКИ ДЛЯ ЩЕНКОВ
Маленькому щенку нужны игрушки. Но не следует давать ему их все одновременно. Чтобы щенок не портил вещи, не грыз мебель, с первых же дней ему нужно дать для игры резиновые мячи или спринцовки. Хорошо соединить две спринцовки и подвесить их на шнурке. Нельзя давать в качестве игрушек старые вещи домашнего обихода (обувь, щетки, тряпки, чулки и др.). Привыкнув играть старыми тапочками, щенок возьмет и новые, когда старые надоедят. Игрушки, подвешенные на веревке или резине, а также мячи, нужны щенку, выращиваемому как в доме, так и в вольере. Помимо игрушек у щенка с возрастом должны быть специальные вещи для апортировки. Но давать их для игры нельзя.
Нельзя играть со щенком руками — тискать, валять, злить. Привыкнув брать хозяина за руки, щенок, подрастая и набираясь сил, будет больно кусаться. Малейшая попытка схватить руки должна решительно пресекаться. Играть со щенком можно только игрушками.
Нельзя разрешать щенку, когда он ласкается, прыгать на вас или на детей. Дурные щенячьи привычки останутся и у взрослой собаки. Нужно приучить щенка ласкаться стоя на всех четырех лапах или сидя.
Появление различных видов поведения собак происходит в результате соответствующего обучения на основе элементарной рассудочной деятельности. Но поскольку собаки используются для выполнения определенной деятельности (охраны, розыска и т. д.), их поведение необходимо формировать исходя из сферы их применения.
Контрольные вопросы и задания
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW
ГЛАВА ПЯТАЯ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ
5.1.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПОВЕДЕНИИ СОБАК
И ИХ ДРЕССИРОВКЕ
Поведение — это характер жизни и действий животных в различных условиях. Поведение собаки, учитывая направление ее использования, может быть желательным и нежелательным. Задача дрессировки заключается в формировании желательного поведения, недопущении
нежелательного поведения и его исправлении, если оно все-таки сформировалось. Делается это путем выработки соответствующих навыков. Под ними понимают комплексы безусловных и условных рефлексов, выполняемых автоматически и имеющих законченный вид. Такое направленное поведения принято называть дрессировкой, а ее элементы — приемами. Под приемами понимают комплекс воздействий на собаку, приводящих к выработке навыка, т. е. обучение.
Дрессировка — это выработка у животных определенных навыков (привычек), необходимых для управления их поведением и использования на какой-либо работе. На практике различают следующие виды дрессировки собак: служебная, охотничья, цирковая и др. Дрессировкой можно приучить собаку к определенному поведению в конкретной обстановке. С помощью целенаправленного специального обучения человек приучает собаку к конкретной, часто довольно сложной работе. Например, ее можно научить защищать своего хозяина, охранять имущество и жилье, спасать утопающих, переносить и перевозить легкие грузы, помо
гать при охоте на птиц и зверей, буксировать лыжника, разыскивать отбившихся от стада животных, исполнять роль проводника слепых, искать наркотические или взрывчатые вещества и т. д.
Собаки легко поддаются разнообразной дрессировке ввиду наличия у них высокоразвитой нервной системы и прекрасно развитых органов чувств: обоняния, слуха, зрения и др. К тому же собака обладает элементарным мышлением, которое у нее возникло в процессе длительного развития в ответ на необходимость биологически приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, а также в результате совместной жизни с человеком.
Своеобразный ум собаки проявляется в способности использовать прежний опыт в самой различной обстановке, в способности быстро перестраивать и приспосабливать свое поведение к новым условиям, в четкости действий при выполнении сложной работы по сигналам дрессировщика. Однако при дрессировке собак не следует забывать, что их мышление качественно отличается от мыслительной деятельности человека. Мышление же собаки резко ограничено. Она способна постигнуть лишь то, что непосредственно может увидеть, понюхать, услышать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу устанавливать связи между предметами и явлениями во времени и пространстве.
Обучение дрессировщиков собак включает три раздела специальной подготовки:
Знание физиологических основ поведения и дрессировки собаки необходимо для того, чтобы понимать особенности ее психики и в соответствии с нею правильно проводить работу. Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее каких-либо навыков. Кроме того, техника дрессировки учит режиму дрессировки и последовательности выработки навыков.
5.2.
РОЛЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
В ПОВЕДЕНИИ СОБАК
Поведением собак управляют большие полушария головного мозга. Работу больших полушарий И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. По своему содержанию высшая нервная деятельность соответствует таким понятиям, как психическая деятельность и поведение животных. Кроме головного мозга нервная система собаки состоит из спинного мозга и отходящих от него на периферию нервов. Нервная система управляет работой всех внутренних органов и осуществляет связь организма с окружающей средой.
Под окружающей средой следует понимать совокупность различных раздражителей. Одни из раздражителей могут быть для организма полезными, другие — вредными, третьи — нейтральными. Правильная ответная реакция животного на них обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой, обеспечивая ему жизнь. Так, например, голод и жажда заставляют собаку настойчиво искать пищу и воду. Формирование желательного поведения осуществляется путем определенных воздействий на собаку с помощью различных раздражений, сигналов, в основном звуковых, визуальных, обонятельных, тепловых, механических и др. Их использование и составляет прием дрессировки.
Каждый из раздражителей воспринимается строго определенными чувствительными нервными окончаниями — рецепторами. Рецепторы мышц обеспечивают согласованную работу мышц и движений собаки. Рецепторы внутренних органов (сердце, легкие, почки, кровеносные сосуды, кишечник, желудок) обладают большой чувствительностью к действию химических, температурных, механических и других раздражителей. Например, рецепторы глаза воспринимают световые раздражители, рецепторы уха — звуковые, рецепторы носа — обонятельные раздражители.
От полугода до года рост щенков по главным показателям прекращается, хотя процесс развития и формирования экстерьерных форм еще не завершен. Он продолжается до 2-2,5 лет. У сук этот период заканчивается ранее (после первого щенения), у кобелей — после первых вязок.
-
СОДЕРЖАНИЕ ЩЕНКОВ
И УХОД ЗА НИМИ
Условия и режим содержания щенков должны соответствовать особенностям породы и характеру ее применения на службе. Например, для овчарок полезнее содержание на открытом воздухе. Однако щенков овчарок в возрасте 12 мес., не приспособленных к зимним условиям, в холодное время года целесообразно держать в отапливаемом помещении или дома.
Выбор места для щенка в доме зависит от жилищных условий, но в любом случае щенок не должен жить в проходе, чтобы не мешать членам семьи, а также у входа в квартиру, где на него будет дуть из-под двери. Нельзя устраивать место для щенка в ванной и в помещениях с цементным или кафельным полом, а также вблизи отопительных батарей и печей.
На выбранное место следует положить плотный коврик (половичок) в чехле. Не стоит использовать ватные подстилки и матрасы, так как они негигиеничны. Можно сделать так называемую «собачью постель» — на четырехугольную деревянную раму натянуть брезент или другую плотную материю. В любой момент брезент можно будет снять и постирать.
Для содержания щенка на открытом воздухе обустраивают небольшой вольер (участок, огороженный проволочной сеткой). Грунт внутри вольера должен быть твердым. Вольер рекомендуется строить так, чтобы в течение всего дня, особенно летом, одна его часть освещалась солнцем, а другая часть оставалась в тени. В вольере нужно поставить разборную деревянную будку. Размер будки зависит от породы собаки. В холодное время на входное отверстие можно повесить занавеску из брезента или плотного войлока, а внутрь положить подстилку из соломы, древесных стружек или сена. Осенью и весной в вольер можно положить деревянный щит, для того, чтобы щенок мог лежать на сухом месте. Кроме того, необходимо обеспечить сток воды.
Для правильного роста и развития щенка важно регулярно предоставлять щенку возможность бегать, прыгать и плавать. Ни движение собаки в вольере, ни длительные проводки на поводке не могут заменить щенку прогулок в свободном состоянии.
Усиленная физическая тренировка — один из важнейших элементов правильного выращивания и содержания щенка любой породы. Щенка, воспитывающегося в доме, надо выводить во двор после каждого кормления, а также после сна. Начинать играть со щенком можно только после того, как он выполнит естественные надобности, иначе, заигравшись, он забудет о них. Наказывать щенка за то, что он оправляется в комнате, нельзя. Нужно следить за его поведением и своевременно выводить во двор.
В возрасте 1-2 мес. щенок должен много спать. В семьях, где есть дети, это особенно важно помнить. Переутомленный игрой щенок не сможет нормально есть — могут начаться рвота, расстройства желудка. Поэтому игры и прогулки должны быть не только регулярными, но и посильными.
У щенка должны быть шлейка и мягкий ошейник, соответствующие его размеру. Для молодого щенка лучше использовать шлейку, сшитую из мягкого материала. Такая шлейка не мешает во время движения и не травмирует, как ошейник, слабую еще в этом возрасте шею. Ошейник надевается так, чтобы под него проходили два пальца. Строгий ошейник (парфорс) надевают тогда, когда удержать собаку на мягком ошейнике становится трудно. Для щенка нужно два поводка: один обычный — прогулочный, другой длинный — дрессировочный. Не следует заменять поводок цепочкой, которая режет руку. Ею пользуются лишь тогда, когда необходимо так привязать собаку, чтобы она не перегрызла поводок. Намордник приходится менять несколько раз, по мере роста щенка.
Для чистки щенков необходима щетка, лучше всего массажная, резиновая, капроновая или же жесткая, щетинная. Щенка нужно ежедневно расчесывать гребнем и чистить щеткой, а затем протирать влажной суконкой по ходу роста шерсти. Моют щенка редко, обычно по необходимости, когда он выпачкается. Вымыв щенка, следят, чтобы шерсть хорошо прополоскалась, чтобы вода не попала в уши. Затем его тщательно вытирают. Вымытого щенка нужно беречь от сквозняков. В зимний период щенка лучше не мыть, а чистить снегом. В летнее жаркое время щенка хорошо купать в чистой проточной воде. Плавание хорошо развивает грудную клетку и укрепляет конечности.
Приучая щенка плавать, увеличивают время его нахождения в воде постепенно, при этом следят, чтобы он не переутомился и не продрог. После купания щенку дают возможность побегать, чтобы он обсох.
4.2.
ИГРУШКИ ДЛЯ ЩЕНКОВ
Маленькому щенку нужны игрушки. Но не следует давать ему их все одновременно. Чтобы щенок не портил вещи, не грыз мебель, с первых же дней ему нужно дать для игры резиновые мячи или спринцовки. Хорошо соединить две спринцовки и подвесить их на шнурке. Нельзя давать в качестве игрушек старые вещи домашнего обихода (обувь, щетки, тряпки, чулки и др.). Привыкнув играть старыми тапочками, щенок возьмет и новые, когда старые надоедят. Игрушки, подвешенные на веревке или резине, а также мячи, нужны щенку, выращиваемому как в доме, так и в вольере. Помимо игрушек у щенка с возрастом должны быть специальные вещи для апортировки. Но давать их для игры нельзя.
Нельзя играть со щенком руками — тискать, валять, злить. Привыкнув брать хозяина за руки, щенок, подрастая и набираясь сил, будет больно кусаться. Малейшая попытка схватить руки должна решительно пресекаться. Играть со щенком можно только игрушками.
Нельзя разрешать щенку, когда он ласкается, прыгать на вас или на детей. Дурные щенячьи привычки останутся и у взрослой собаки. Нужно приучить щенка ласкаться стоя на всех четырех лапах или сидя.
Появление различных видов поведения собак происходит в результате соответствующего обучения на основе элементарной рассудочной деятельности. Но поскольку собаки используются для выполнения определенной деятельности (охраны, розыска и т. д.), их поведение необходимо формировать исходя из сферы их применения.
Контрольные вопросы и задания
-
В чем особенности содержания и ухода щенков различного возраста? -
Каковы особенности проведения прогулок, организации игр и тренировки щенков? -
Каковы правила приучения, запрещения и наказания щенков? -
Каковы правила игры со щенком?
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW
ГЛАВА ПЯТАЯ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ
5.1.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПОВЕДЕНИИ СОБАК
И ИХ ДРЕССИРОВКЕ
Поведение — это характер жизни и действий животных в различных условиях. Поведение собаки, учитывая направление ее использования, может быть желательным и нежелательным. Задача дрессировки заключается в формировании желательного поведения, недопущении
нежелательного поведения и его исправлении, если оно все-таки сформировалось. Делается это путем выработки соответствующих навыков. Под ними понимают комплексы безусловных и условных рефлексов, выполняемых автоматически и имеющих законченный вид. Такое направленное поведения принято называть дрессировкой, а ее элементы — приемами. Под приемами понимают комплекс воздействий на собаку, приводящих к выработке навыка, т. е. обучение.
Дрессировка — это выработка у животных определенных навыков (привычек), необходимых для управления их поведением и использования на какой-либо работе. На практике различают следующие виды дрессировки собак: служебная, охотничья, цирковая и др. Дрессировкой можно приучить собаку к определенному поведению в конкретной обстановке. С помощью целенаправленного специального обучения человек приучает собаку к конкретной, часто довольно сложной работе. Например, ее можно научить защищать своего хозяина, охранять имущество и жилье, спасать утопающих, переносить и перевозить легкие грузы, помо
гать при охоте на птиц и зверей, буксировать лыжника, разыскивать отбившихся от стада животных, исполнять роль проводника слепых, искать наркотические или взрывчатые вещества и т. д.
Собаки легко поддаются разнообразной дрессировке ввиду наличия у них высокоразвитой нервной системы и прекрасно развитых органов чувств: обоняния, слуха, зрения и др. К тому же собака обладает элементарным мышлением, которое у нее возникло в процессе длительного развития в ответ на необходимость биологически приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, а также в результате совместной жизни с человеком.
Своеобразный ум собаки проявляется в способности использовать прежний опыт в самой различной обстановке, в способности быстро перестраивать и приспосабливать свое поведение к новым условиям, в четкости действий при выполнении сложной работы по сигналам дрессировщика. Однако при дрессировке собак не следует забывать, что их мышление качественно отличается от мыслительной деятельности человека. Мышление же собаки резко ограничено. Она способна постигнуть лишь то, что непосредственно может увидеть, понюхать, услышать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу устанавливать связи между предметами и явлениями во времени и пространстве.
Обучение дрессировщиков собак включает три раздела специальной подготовки:
-
Изучение теории (физиологических основ) поведения собаки и ее дрессировки. -
Изучение техники дрессировки. -
Практическая работа на дрессировочных площадках или в полевых условиях.
Знание физиологических основ поведения и дрессировки собаки необходимо для того, чтобы понимать особенности ее психики и в соответствии с нею правильно проводить работу. Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее каких-либо навыков. Кроме того, техника дрессировки учит режиму дрессировки и последовательности выработки навыков.
5.2.
РОЛЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
В ПОВЕДЕНИИ СОБАК
Поведением собак управляют большие полушария головного мозга. Работу больших полушарий И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. По своему содержанию высшая нервная деятельность соответствует таким понятиям, как психическая деятельность и поведение животных. Кроме головного мозга нервная система собаки состоит из спинного мозга и отходящих от него на периферию нервов. Нервная система управляет работой всех внутренних органов и осуществляет связь организма с окружающей средой.
Под окружающей средой следует понимать совокупность различных раздражителей. Одни из раздражителей могут быть для организма полезными, другие — вредными, третьи — нейтральными. Правильная ответная реакция животного на них обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой, обеспечивая ему жизнь. Так, например, голод и жажда заставляют собаку настойчиво искать пищу и воду. Формирование желательного поведения осуществляется путем определенных воздействий на собаку с помощью различных раздражений, сигналов, в основном звуковых, визуальных, обонятельных, тепловых, механических и др. Их использование и составляет прием дрессировки.
Каждый из раздражителей воспринимается строго определенными чувствительными нервными окончаниями — рецепторами. Рецепторы мышц обеспечивают согласованную работу мышц и движений собаки. Рецепторы внутренних органов (сердце, легкие, почки, кровеносные сосуды, кишечник, желудок) обладают большой чувствительностью к действию химических, температурных, механических и других раздражителей. Например, рецепторы глаза воспринимают световые раздражители, рецепторы уха — звуковые, рецепторы носа — обонятельные раздражители.