Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1255

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правильное корм­ление и режим содержания до 6-8 мес. являются решающи­ми для выращивания собаки. Конечно, важно обеспечить соответствующие условия и для дальнейшего развития мо­лодой собаки. Однако, чем моложе щенок и быстрее темп роста, тем важнее его полноценно кормить.

От полугода до года рост щенков по главным показате­лям прекращается, хотя процесс развития и формирования экстерьерных форм еще не завершен. Он продолжается до 2-2,5 лет. У сук этот период заканчивается ранее (после пер­вого щенения), у кобелей — после первых вязок.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ЩЕНКОВ
    И УХОД ЗА НИМИ


Условия и режим содержания щенков должны соответ­ствовать особенностям породы и характеру ее применения на службе. Например, для овчарок полезнее содержание на открытом воздухе. Однако щенков овчарок в возрасте 1­2 мес., не приспособленных к зимним условиям, в холодное время года целесообразно держать в отапливаемом помеще­нии или дома.

Выбор места для щенка в доме зависит от жилищных условий, но в любом случае щенок не должен жить в прохо­де, чтобы не мешать членам семьи, а также у входа в квар­тиру, где на него будет дуть из-под двери. Нельзя устраи­вать место для щенка в ванной и в помещениях с цементным или кафельным полом, а также вблизи отопительных бата­рей и печей.

На выбранное место следует положить плотный коврик (половичок) в чехле. Не стоит использовать ватные подстил­ки и матрасы, так как они негигиеничны. Можно сделать так называемую «собачью постель» — на четырехугольную деревянную раму натянуть брезент или другую плотную материю. В любой момент брезент можно будет снять и по­стирать.

Для содержания щенка на открытом воздухе обустраи­вают небольшой вольер (участок, огороженный проволоч­ной сеткой). Грунт внутри вольера должен быть твердым. Вольер рекомендуется строить так, чтобы в течение всего дня, особенно летом, одна его часть освещалась солнцем, а другая часть оставалась в тени. В вольере нужно поставить разборную деревянную будку. Размер будки зависит от по­роды собаки. В холодное время на входное отверстие можно повесить занавеску из брезента или плотного войлока, а внутрь положить подстилку из соломы, древесных стружек или сена. Осенью и весной в вольер можно положить дере­вянный щит, для того, чтобы щенок мог лежать на сухом месте. Кроме того, необходимо обеспечить сток воды.


Для правильного роста и развития щенка важно регу­лярно предоставлять щенку возможность бегать, прыгать и плавать. Ни движение собаки в вольере, ни длительные про­водки на поводке не могут заменить щенку прогулок в сво­бодном состоянии.

Усиленная физическая тренировка — один из важней­ших элементов правильного выращивания и содержания щенка любой породы. Щенка, воспитывающегося в доме, надо выводить во двор после каждого кормления, а также после сна. Начинать играть со щенком можно только после того, как он выполнит естественные надобности, иначе, за­игравшись, он забудет о них. Наказывать щенка за то, что он оправляется в комнате, нельзя. Нужно следить за его по­ведением и своевременно выводить во двор.

В возрасте 1-2 мес. щенок должен много спать. В семь­ях, где есть дети, это особенно важно помнить. Переутом­ленный игрой щенок не сможет нормально есть — могут начаться рвота, расстройства желудка. Поэтому игры и про­гулки должны быть не только регулярными, но и посиль­ными.

У щенка должны быть шлейка и мягкий ошейник, соот­ветствующие его размеру. Для молодого щенка лучше ис­пользовать шлейку, сшитую из мягкого материала. Такая шлейка не мешает во время движения и не травмирует, как ошейник, слабую еще в этом возрасте шею. Ошейник наде­вается так, чтобы под него проходили два пальца. Строгий ошейник (парфорс) надевают тогда, когда удержать собаку на мягком ошейнике становится трудно. Для щенка нужно два поводка: один обычный — прогулочный, другой длин­ный — дрессировочный. Не следует заменять поводок це­почкой, которая режет руку. Ею пользуются лишь тогда, когда необходимо так привязать собаку, чтобы она не пере­грызла поводок. Намордник приходится менять несколько раз, по мере роста щенка.

Для чистки щенков необходима щетка, лучше всего мас­сажная, резиновая, капроновая или же жесткая, щетинная. Щенка нужно ежедневно расчесывать гребнем и чистить щеткой, а затем протирать влажной суконкой по ходу роста шерсти. Моют щенка редко, обычно по необходимости, ког­да он выпачкается. Вымыв щенка, следят, чтобы шерсть хо­рошо прополоскалась, чтобы вода не попала в уши. Затем его тщательно вытирают. Вымытого щенка нужно беречь от сквозняков. В зимний период щенка лучше не мыть, а чистить снегом. В летнее жаркое время щенка хорошо ку­пать в чистой проточной воде. Плавание хорошо развивает грудную клетку и укрепляет конечности.

Приучая щенка плавать, увеличивают время его нахождения в воде посте­пенно, при этом следят, чтобы он не переутомился и не про­дрог. После купания щенку дают возможность побегать, что­бы он обсох.

4.2.

ИГРУШКИ ДЛЯ ЩЕНКОВ

Маленькому щенку нужны игрушки. Но не следует да­вать ему их все одновременно. Чтобы щенок не портил вещи, не грыз мебель, с первых же дней ему нужно дать для игры резиновые мячи или спринцовки. Хорошо соединить две спринцовки и подвесить их на шнурке. Нельзя давать в ка­честве игрушек старые вещи домашнего обихода (обувь, щетки, тряпки, чулки и др.). Привыкнув играть старыми тапочками, щенок возьмет и новые, когда старые надоедят. Игрушки, подвешенные на веревке или резине, а также мячи, нужны щенку, выращиваемому как в доме, так и в вольере. Помимо игрушек у щенка с возрастом должны быть специальные вещи для апортировки. Но давать их для игры нельзя.

Нельзя играть со щенком руками — тискать, валять, злить. Привыкнув брать хозяина за руки, щенок, подрастая и набираясь сил, будет больно кусаться. Малейшая попыт­ка схватить руки должна решительно пресекаться. Играть со щенком можно только игрушками.

Нельзя разрешать щенку, когда он ласкается, прыгать на вас или на детей. Дурные щенячьи привычки останутся и у взрослой собаки. Нужно приучить щенка ласкаться стоя на всех четырех лапах или сидя.

Появление различных видов поведения собак происхо­дит в результате соответствующего обучения на основе эле­ментарной рассудочной деятельности. Но поскольку собаки используются для выполнения определенной деятельности (охраны, розыска и т. д.), их поведение необходимо форми­ровать исходя из сферы их применения.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем особенности содержания и ухода щенков различного воз­раста?

  2. Каковы особенности проведения прогулок, организации игр и тренировки щенков?

  3. Каковы правила приучения, запрещения и наказания щенков?

  4. Каковы правила игры со щенком?

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW

ГЛАВА ПЯТАЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ


5.1.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПОВЕДЕНИИ СОБАК
И ИХ ДРЕССИРОВКЕ


Поведение — это характер жизни и действий животных в различных условиях. Поведение собаки, учитывая направ­ление ее использования, может быть желательным и неже­лательным. Задача дрессировки заключается в формирова­нии желательного поведения, недопущении
нежелательного поведения и его исправлении, если оно все-таки сформиро­валось. Делается это путем выработки соответствующих на­выков. Под ними понимают комплексы безусловных и услов­ных рефлексов, выполняемых автоматически и имеющих законченный вид. Такое направленное поведения принято называть дрессировкой, а ее элементы — приемами. Под приемами понимают комплекс воздействий на собаку, при­водящих к выработке навыка, т. е. обучение.

Дрессировка — это выработка у животных определен­ных навыков (привычек), необходимых для управления их поведением и использования на какой-либо работе. На прак­тике различают следующие виды дрессировки собак: слу­жебная, охотничья, цирковая и др. Дрессировкой можно приучить собаку к определенному поведению в конкретной обстановке. С помощью целенаправленного специального обучения человек приучает собаку к конкретной, часто до­вольно сложной работе. Например, ее можно научить защи­щать своего хозяина, охранять имущество и жилье, спасать утопающих, переносить и перевозить легкие грузы, помо­

гать при охоте на птиц и зверей, буксировать лыжника, ра­зыскивать отбившихся от стада животных, исполнять роль проводника слепых, искать наркотические или взрывчатые вещества и т. д.

Собаки легко поддаются разнообразной дрессировке вви­ду наличия у них высокоразвитой нервной системы и пре­красно развитых органов чувств: обоняния, слуха, зрения и др. К тому же собака обладает элементарным мышлени­ем, которое у нее возникло в процессе длительного разви­тия в ответ на необходимость биологически приспосабли­ваться к меняющимся условиям жизни, а также в результате совместной жизни с человеком.

Своеобразный ум собаки проявляется в способности ис­пользовать прежний опыт в самой различной обстановке, в способности быстро перестраивать и приспосабливать свое поведение к новым условиям, в четкости действий при вы­полнении сложной работы по сигналам дрессировщика. Од­нако при дрессировке собак не следует забывать, что их мыш­ление качественно отличается от мыслительной деятельности человека. Мышление же собаки резко ограничено. Она спо­собна постигнуть лишь то, что непосредственно может уви­деть, понюхать, услышать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу устанавливать связи меж­ду предметами и явлениями во времени и пространстве.


Обучение дрессировщиков собак включает три раздела специальной подготовки:

  1. Изучение теории (физиологических основ) поведения собаки и ее дрессировки.

  2. Изучение техники дрессировки.

  3. Практическая работа на дрессировочных площадках или в полевых условиях.

Знание физиологических основ поведения и дрессировки собаки необходимо для того, чтобы понимать особенности ее психики и в соответствии с нею правильно проводить работу. Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработ­ки у нее каких-либо навыков. Кроме того, техника дресси­ровки учит режиму дрессировки и последовательности выра­ботки навыков.

5.2.

РОЛЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
В ПОВЕДЕНИИ СОБАК


Поведением собак управляют большие полушария голов­ного мозга. Работу больших полушарий И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. По своему содержанию высшая нервная деятельность соответствует таким поняти­ям, как психическая деятельность и поведение животных. Кроме головного мозга нервная система собаки состоит из спинного мозга и отходящих от него на периферию нервов. Нервная система управляет работой всех внутренних орга­нов и осуществляет связь организма с окружающей средой.

Под окружающей средой следует понимать совокупность различных раздражителей. Одни из раздражителей могут быть для организма полезными, другие — вредными, тре­тьи — нейтральными. Правильная ответная реакция живот­ного на них обеспечивает нормальное взаимодействие орга­низма с окружающей средой, обеспечивая ему жизнь. Так, например, голод и жажда заставляют собаку настойчиво искать пищу и воду. Формирование желательного поведе­ния осуществляется путем определенных воздействий на собаку с помощью различных раздражений, сигналов, в ос­новном звуковых, визуальных, обонятельных, тепловых, механических и др. Их использование и составляет прием дрессировки.

Каждый из раздражителей воспринимается строго оп­ределенными чувствительными нервными окончаниями — рецепторами. Рецепторы мышц обеспечивают согласован­ную работу мышц и движений собаки. Рецепторы внутрен­них органов (сердце, легкие, почки, кровеносные сосуды, кишечник, желудок) обладают большой чувствительностью к действию химических, температурных, механических и других раздражителей. Например, рецепторы глаза воспри­нимают световые раздражители, рецепторы уха — звуковые, рецепторы носа — обонятельные раздражители.